Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / MARKET ECONOMY / GRADUATE COMPETENCY SYSTEM / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье представлен анализ изменений, происходящих в различных сферах современного социума, которые предъявляют новые требования к формированию нового подхода к восприятию личности выпускника профессиональной образовательной организации и предполагают подготовку вузами квалифицированных, обладающих развитым мышлением специалистов. С этим связан достаточно оперативный переход отечественного образования, в частности, высшего на стандарты третьего поколения, имеющие личностно-ориентированный характер и создающие для педагогов и студентов наиболее благоприятные условия, при которых принимаются во внимание индивидуальные качества студентов, а также формируются основы их обучения и воспитания как полноправных участников профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT-SUPPORT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

The article presents an analysis of the changes taking place in various spheres of modern society, which place new demands on the formation of a new approach to the perception of the personality of a graduate of a professional educational organization and involve the training of qualified, developed-thinking specialists by universities. This is connected with the rather rapid transition of domestic education, in particular, the highest to the standards of the third generation, which are personal-oriented and create for teachers and students the most favorable conditions, in which individual qualities of students are taken into account, as well as the foundations of their education and education as full participants of professional education are formed.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

МЕНЕДЖМЕНТ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ изменений, происходящих в различных сферах современного социума, которые предъявляют новые требования к формированию нового подхода к восприятию личности выпускника профессиональной образовательной организации и предполагают подготовку вузами квалифицированных, обладающих развитым мышлением специалистов. С этим связан достаточно оперативный переход отечественного образования, в частности, высшего на стандарты третьего поколения, имеющие личностно-ориентированный характер и создающие для педагогов и студентов наиболее благоприятные условия, при которых принимаются во внимание индивидуальные качества студентов, а также формируются основы их обучения и воспитания как полноправных участников профессионального образования.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, рыночная экономика, система компетенций выпускника, профессиональная подготовка.

Annotation. The article presents an analysis of the changes taking place in various spheres of modern society, which place new demands on the formation of a new approach to the perception of the personality of a graduate of a professional educational organization and involve the training of qualified, developed-thinking specialists by universities. This is connected with the rather rapid transition of domestic education, in particular, the highest to the standards of the third generation, which are personal-oriented and create for teachers and students the most favorable conditions, in which individual qualities of students are taken into account, as well as the foundations of their education and education as full participants of professional education are formed.

Keywords: Individual educational route, market economy, graduate competency system, vocational training.

Введение. Личностная и профессиональная эволюция студентов, наряду с требованиями к их образовательному вектору, способствует максимальной адаптации образования к индивидуальному потенциалу будущих специалистов, их общему развитию в условиях учебного заведения, практической реализации имеющихся у них возможностей. Данное обстоятельство определяет необходимость педагогического обеспечения студентов, наличия у них способности адекватно реагировать на темпы и траекторию собственного профессионального совершенствования. Это достигается посредством менеджмента сопровождения, который оказывает влияние на уровень подготовки студентов, их заинтересованность в успехе и признании. Средства сопровождения и формирования всех условий, требующихся для демонстрации творческих возможностей студентов, представлены формами, способами и технологиями управления учебно-воспитательным процессом, диагностикой результатов выполнения сформулированных задач, что выступает основой для осуществления исследовательской деятельности в сфере менеджмента обеспечения образовательного вектора учащихся в соответствии с программой, реализуемой в стенах вуза [11].

Согласно ФГОС ВО, в учреждении, предоставляющем высшее образование, необходимо наличие культурно-коммуникативной образовательной среды (далее - КОС), благоприятствующей комплексному раскрытию личностного потенциала студента. При создании образовательных программ ФГОС 3-го поколения требуют учитывать потенциал вуза в области выстраивания общекультурных компетенций студентов (например, коммуникативных, организационных и творческих). Высшее учебное заведение должно создавать условия для оттачивания социально-развивающей составляющей образовательного процесса, которая предполагает совершенствование системы студенческого самоуправления, посильный вклад учащихся в деятельность социальных организаций, сообществ молодых ученых, творческих клубов и т.д. Основное содержание вектора профессионального совершенствования студентов репрезентируется в том, что он представляет собой выстраивание работы в области образования на базе модульного обучения, создающего условия для стадиального развития профессиональных знаний и компетенций; формирования личной траектории профессионального роста учащихся; раскрытия их индивидуального потенциала в контексте выбранной профессии; осмысления значимости подобного развития.

Культурно-коммуникативное образовательное пространство (далее - КОП) учебного заведения может стимулировать студентов к активному саморазвитию, так как время студенчества чаще всего соответствует периоду закрепления основных ценностных установок, формирования нравственных и профессиональных свойств, стремления к эффективной реализации конкретных задач с помощью использования определенных методов и технологий. Степень интенсивности и целенаправленности подготовки студентов к профессии и взрослой жизни как таковой зависит от предоставляемой им широты выбора типов профессиональной деятельности, а также диапазона целей и средств [2].

Изложение основного материала статьи. КОС вуза представляет собой конструкт, характеризующий КОП в качественном аспекте и репрезентирующий его социокультурный статус. КОС высшего учебного заведения создает условия для формирования свойств, ценимых обществом, и профессионального становления учащихся; способствует устойчивому интеллектуальному и иному прогрессу, связанному с усвоением идей самостоятельности, инициативности, личной ответственности, творческого подхода к своему делу. КОС вуза позиционируется как комплексный фактор развития будущих специалистов в личностном и профессиональном отношении через их интеграцию в различные сегменты данной среды; как относительно

устойчивый контекст, в котором происходит взаимодействие учащихся, педагогов и представителей администрации; как общий подход, обусловленный спецификой данного учебного заведения в выборе познавательных и морально-нравственных ориентиров, способов раскрытия личностного потенциала студентов. Кроме того, под КОС понимается целенаправленно сформированная среда, обладающая способностью к самоорганизации и разнонаправленному саморазвитию и предоставляющая студентам ряд возможностей для определения собственного вектора личностного и профессионального роста.

Выстроенное подобным образом КОП не только создает необходимые условия для личностного и профессионального развития студентов, позволяя им осмыслить свои возможности в выбранной сфере и составить четкое представление о текущем социокультурном контексте, но и предъявляет особые требования к личности студента, к его навыкам и умениям, связанным с правильным распределением своих ресурсов и общим самосовершенствованием. При этом КОС вуза является частью соответствующего пространства (КОП), в контексте которого студенты окончательно определяются с выбором специальности и формируют собственный вектор своей профессиональной эволюции. Таким образом, становление личности и профессионального мастерства осуществляется у каждого студента в индивидуальном темпе согласно выбранной направленности обучения. В рамках проведенного анализа определены факторы внешнего (институционального) и внутреннего (личностного) характера, оказывающие влияние на вектор профессионального развития студентов [8].

К внешним факторам относятся: КОС вуза как сочетание характеристик, способствующих повышению эффективности взаимодействия (студенты, с одной стороны, интегрированы в учебно-воспитательный процесс, а с другой стороны могут рассматриваться как составляющие среды); организационные (выстраивание учебно-воспитательного процесса (с учетом внеаудиторного компонента), исследовательской и прикладной деятельности, связанной с получаемой профессией); наличие необходимых ресурсов (учебно-методических, научных, технических и т.д.).

Внутренние факторы включают в себя когнитивные, морально-этические и мотивационные компоненты личности учащихся: склонности, интересы, убеждения, а также опыт, способности, полученные знания и сформированные на их основе ценности, отражающие восприятие целевой аудиторией потребностей социума с позиций восприятия и осуществлением ей своих непосредственных обязанностей (студенческих, а впоследствии профессиональных).

Осуществленный нами анализ факторов, оказывающих значительное воздействие на профессионально-образовательный вектор учащегося в контексте его развития как личности и будущего специалиста в КОС вуза позволяет авторам статьи утверждать, что данный процесс детерминирован следующими факторами [1]:

КОС представляет собой конструкт, характеризующий КОП в качественном аспекте и репрезентирующий его социокультурный статус, который мотивирует студентов к выполнению конкретных задач профессионального типа, к интенсивным межсубъектным контактам. Активность и целенаправленность деятельности, направленной на личностное развитие студентов, зависит от:

- диапазона целей, ресурсов и возможностей;

- качества выстраивания образовательного процесса (включающего в себя учебную, воспитательную, проектно-исследовательскую и профессионально-прикладную деятельность);

- уровня сопровождения профессионально-образовательного вектора учащихся, которое обусловлено рядом ресурсов, необходимых для реализации задач выстраивания и совершенствования учебно-воспитательного процесса (при этом следует подчеркнуть, что состояние каждого ресурса имеет динамический характер, определяется в рамках конкретной ситуации и репрезентируется через категории, присущие исключительно данному состоянию (учебно-методическое сопровождение; техническое обеспечение; научные материалы и т.д.));

- индивидуальных качеств студентов, связанных с общей интеллектуально-этической позицией, которая может значительно трансформироваться в ходе обучения и освоения комплекса ценностей, лежащих в основе профессионального образования, а также вследствие четкого представления о перспективах собственного развития в выбранной сфере.

Педагогическое обеспечение (сопровождение), дистанцируясь от системы комплексного обеспечения, в которую оно было интегрировано наряду с другими видами сопровождения (психологическим, финансовым, медицинским и т.д.), довольно быстро приобретает статус автономного феномена и изучается в актуальном контексте. В наши дни педагогическое обеспечение превращается в: а) неотъемлемую составляющую образовательного процесса; б) один из главных факторов его организации; в) значимую разновидность и направление педагогической работы [7].

Анализ представленных в теоретической литературе интерпретаций понятия «педагогическое обеспечение» продемонстрировал отсутствие его стандартной дефиниции [3, 9, 10]. Педагогическое обеспечение [4, 5, 6] трактуется как система средств, используемых в педагогическом процессе (И.Э. Куликовская); контакт учителей с группой школьников для содействия раскрытию их интеллектуально-нравственного потенциала (А.Л. Уманский); творческая деятельность преподавателя, которая выражается в непрерывном самосозидании и стимулировании к этому учащихся (В.А. Шишкина); постоянная поддержка педагогического характера (П.А. Эльканова); один из компонентов длящегося, обоюдного, взаимосвязанного взаимодействия педагога со своими подопечными (М.В. Шакурова) и т.д.

Столь значимые расхождения в толковании феномена педагогического обеспечения предполагают, в первую очередь, аргументацию его дефиниции через определение содержательных особенностей и обоснование смысловой специфики понятия «педагогического обеспечения», что способствует его оформлению в качестве самостоятельного термина. Прежде чем рассмотреть содержательные особенности педагогического обеспечения, наметим пределы его эффективного применения в контексте профессионального образования. Это поможет нам определить сферу педагогической реальности, в которой может использоваться педагогическое обеспечение, и наметить область, где успешное осуществление данного процесса позволит выполнить поставленные задачи.

Выводы. В рамках учебно-воспитательного процесса менеджмент фактически сводится к «педагогическому менеджменту», воспринимаемому как комплекс базовых положений, методов и управленческих приемов, нацеленный на интенсификацию продуктивности обучения и воспитания, а также на совершенствование деятельности, связанной с управлением образовательным учреждением.

Применительно к данному толкованию можно подчеркнуть, что педагог, в сущности, выступает в качестве менеджера учебно-образовательного процесса.

Педагогическое обеспечение является одним из наиболее эффективных средств педагогического менеджмента, которое следует рассматривать:

а) как ключевую составляющую профессиональной подготовки учащихся;

б) как процесс, протекающий одновременно с педагогическим менеджментом и оказывающий на него определенное воздействие.

Таким образом, педагогическое обеспечение образовательного вектора нужно позиционировать в качестве непрерывного сотрудничества педагога и студента в вопросах создания условий для личностной и профессиональной эволюции будущих специалистов. Анализ основного содержания терминов «менеджмент», «педагогический менеджмент» «обеспечение», «педагогическое обеспечение», а также рассмотренного ранее понятия «образовательный вектор студентов» позволяет авторам статьи понимать под менеджментом сопровождения (обеспечения) образовательного вектора студента сочетание следующих факторов [9]:

- выстроенного по определенной схеме процесса, направленного на формирование и реализацию наиболее благоприятной среды, которая способствует получению высоких результатов при относительно незначительных затратах различных ресурсов (хронологических, психологических, материальных) со стороны учащихся и преподавателей;

- комплекса ориентированных и методически обоснованных мероприятий оценочного, информирующего и коррекционного характера со стороны профессорско-преподавательского состава, нацеленных на принятие студентами осмысленных решений и поиска подходящих сценариев реализации поставленных задач, развитие способности намечать для себя определенные цели и достигать их в минимальный срок при максимальном нравственном удовлетворении, выстраивать траекторию текущей и будущей деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей и социально-духовных потребностей;

- совокупности педагогических действий, способствующих интеграции студентов в учебно-воспитательный процесс и их профессиональному росту на базе межличностного взаимодействия, эффективной подготовки и развития индивида в рамках выбранной профессии в КОС высшего учебного заведения.

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Морозова Е.П. Формирование исследовательских компетенций обучающихся посредством тьюторского сопровождения // Профессиональное образование и общество. - 2019. - № 1 (29). - С. 160-173.

6. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

7. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5. С. 3-11.

9. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

10. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

11. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.