Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕКТОРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕКТОРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL VECTOR / DESIGN PRINCIPLES / FUTURE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Самохин Иван Сергеевич

Непрерывная трансформация экономического, политического и иного контекста, присущая современной стадии эволюции российского социума, заставляет граждан оперативно приспосабливаться к динамично меняющимся условиям. В наши дни в России, с одной стороны, укрепляется властная вертикаль, с другой - совершенствуются структуры, характерные для правового государства, которые подразумевают наличие у граждан развитого самосознания и взвешенного, аргументированного выбора каждым взрослым человеком сценария своего поведения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL VECTOR OF FUTURE SPECIALIST

The continuous transformation of the economic, political and other context, inherent in the modern stage of the evolution of Russian society, forces citizens to adapt quickly to dynamically changing conditions. Nowadays in Russia, on the one hand, the power vertical is being strengthened, on the other - structures characteristic of the rule of law are being improved, which imply that citizens have a developed self-awareness and a balanced, reasoned choice by each adult of the scenario of their behavior in society.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕКТОРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

4. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

5. Николаева Е.М. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование. Автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. - М., 2006 - 26 с.

6. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О.А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80 с.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Самохин Иван Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕКТОРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Непрерывная трансформация экономического, политического и иного контекста, присущая современной стадии эволюции российского социума, заставляет граждан оперативно приспосабливаться к динамично меняющимся условиям. В наши дни в России, с одной стороны, укрепляется властная вертикаль, с другой - совершенствуются структуры, характерные для правового государства, которые подразумевают наличие у граждан развитого самосознания и взвешенного, аргументированного выбора каждым взрослым человеком сценария своего поведения в обществе.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный вектор, принципы проектирования, будущий специалист.

Annotation. The continuous transformation of the economic, political and other context, inherent in the modern stage of the evolution of Russian society, forces citizens to adapt quickly to dynamically changing conditions. Nowadays in Russia, on the one hand, the power vertical is being strengthened, on the other - structures characteristic of the rule of law are being improved, which imply that citizens have a developed self-awareness and a balanced, reasoned choice by each adult of the scenario of their behavior in society.

Keywords: individual educational vector, design principles, future specialist.

Введение. Правовое государство и гражданское общество с их опорой на идеи личной свободы и ответственности благоприятствует принятию индивидом независимых решений в различных ситуациях (политической, служебной, бытовой и т.д.). Тот диапазон возможностей, который обеспечивает социум каждому своему представителю, в педагогическом отношении свидетельствует о том, что воспитание подрастающего поколения обязано содержать в себе деятельность, направленную на развитие у него способности обращаться с этой свободой, то есть самостоятельно формулировать задачи, имеющие индивидуальную и социальную значимость, составлять план их реализации в широком общественном контексте, предвидеть будущие результаты, заниматься тайм-менеджментом, осуществлять поиск нужных сведений без посторонней помощи и т.п. Этот социальный заказ расходится с привычными формами педагогической деятельности, выстраиваемой в соответствии с принципами единообразия, базовой общественной активности школьников или студентов и базовой вариативности в области выбора всеми участниками учебно-воспитательного процесса тех или иных целей, методов и технологий образования. В связи с этим при разработке проекта о совершенствовании образовательной системы нужно добиться такой организации учебно-воспитательного процесса, которая бы создавала условия для оттачивания необходимых навыков и умений в нетипичных, непредсказуемых ситуациях. При этом необходимо сделать образование максимально открытым, устранив ведомственные различия между структурами и замкнутость, организационную «герметичность» учебных заведений различных типов и уровней.

Тем не менее, изучение ситуации, сложившейся в современном российском образовании, позволяет утверждать, что, несмотря на прямые указания правительства и Президента РФ, идея индивидуализации обучения и воспитания все еще не получила продуктивной научной интерпретации. Кроме того, нет оснований говорить о достойном внедрении данной концепции в повседневную педагогическую практику. Многие руководители образовательных учреждений до сих пор неверно истолковывают подобную индивидуализацию, зачастую понимая под ней разделение образования в соответствии с уровнем и получаемой специальностью. В реальности выстраивание данного процесса учителями и преподавателями сводится к выбору оптимальных учебных методов и материалов, а также содержания дополнительных занятий. В контексте данной деятельности большинство учебных заведений лишь обеспечивают молодых людей возможностью определиться с профилем обучения и наполнением факультативных дисциплин (что, как правило, делается спонтанно, по наитию). В то же время многие педагоги не уделяют внимания подготовке к принятию самостоятельных решений, выявлению учащимся собственных интеллектуальных ресурсов.

Изложение основного материала статьи. С нашей точки зрения, формированию навыков самопознания будут в значительной мере способствовать педагогические ситуации, которые заключаются в совместном со школьниками или студентами проектировании их деятельности, нацеленной на выполнение государственных

требований и совершенствование собственных компетенций (познавательных, коммуникативных и т.д.). Авторы данной статьи называют это индивидуальным образовательным вектором (далее - ИОВ).

ИОВ позиционируется нами не только как личностно-ориентированный сценарий использования возможностей учащегося в образовательном процессе (в соответствии с подходом А.В. Хуторского), но и в качестве составленной учащимся и педагогом программы обучения и воспитания, демонстрирующей [4]:

1) адекватное восприятие юным гражданином задач и ценностей, принятых социумом; образования в целом и своего обучения в частности; сферы собственных интересов в рамках осваиваемых дисциплин;

2) целесообразность сочетания своих потребностей с актуальными общественными нуждами; 3) итог независимого выбора школьником или студентом сущности и форм образования, не вступающих в противоречие с его персональным подходом к освоению новых знаний и умений, презентации полученных результатов и взаимодействию с окружающими.

Выбор ИОВ детерминирован рядом условий: психологическими особенностями, склонностями и возможностями самого школьника или студента и членов его семьи в достижении требуемых образовательных показателей; достаточной квалификацией педагогических сотрудников; способностью учебного заведения, предоставляющего профессиональное образование, реализовать познавательные потребности учащихся; оснащенностью образовательного учреждения в материальном и техническом отношении [7].

Результативность проектирования ИОВ обусловлена следующими факторами: пониманием всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (в первую очередь, самим школьником или студентом) ярко выраженной перспективности ИОВ как одного из путей самоопределения, самоосуществления и необходимой коррекции содержания и формы оказываемых услуг; реализацией ориентированной деятельности по развитию у молодого поколения стабильного интереса к процессу разработки ИОВ; психолого-педагогическим обеспечением школьников и студентов с использованием передовых педагогических технологий; интеграцией учащихся в деятельность по выстраиванию ИОВ; осуществлением рефлексии как базового условия коррекции данной траектории.

Перечисленные факторы могут получить практическое воплощение через целенаправленно выстроенные учебные или консультационные занятия по самопознанию и подготовке к осознанному выбору методов разработки ИОВ. В рамках данных занятий необходимо снабдить учащихся и ответственных лиц сведениями о максимальной аудиторной нагрузке; учебном плане, действующем в данном заведении; списке обязательных и факультативных дисциплин; специфике изучения определенных предметов (особенно обязательных); алгоритме расчета аудиторной нагрузки; правилах оформления и коррекции ИОВ [2].

Педагогическое сопровождение представляет собой род педагогической деятельности, основное содержание которого состоит не только в приучении школьника или студента к преодолению различных трудностей, автономному выстраиванию своего жизненного сценария и ИОВ, но и в постоянной готовности педагога продемонстрировать эффективную гуманную реакцию на физическое и психологическое неблагополучие учащегося или группы учащихся, на его (их) стремление к изменению некоторых аспектов своего текущего состояния [5]. К особенностям взаимодействия лиц, принимающих участие в педагогическом сопровождении создания и претворения в жизнь ИОВ, наряду со стандартными характеристиками межличностного взаимодействия (диалогом, умением договариваться, наличием права на собственную точку зрения, уважительным отношением к чужому мнению, поиском компромисса), авторы статьи причисляют широкий выбор участников взаимодействия, равноправие субъектов образовательного процесса (принимая во внимание социокультурные коммуникативные правила), транспарентность, креативность, признание собственного и чужого «Я», примерно одинаковая значимость разных уровней образования (среднего, высшего, дополнительного) для воспитания результативной личности, востребованной и на рынке труда, и в жизни в целом.

Нам представляется разумным дополнить традиционный список педагогических функций, предложенный О.С. Газманом (обучающая, воспитывающая, поддерживающая), еще одной -сопровождающей. При таком подходе следует выделить следующие траектории педагогического сопровождения создания ИОВ и их внедрения в профессиональную практику [1]:

1) аналитико-проектирующую, которая базируется на осмыслении личностных особенностей и образовательных потребностей школьников и студентов, специфики их индивидуальной эволюции, процесса формирования групп (учебных и творческих), перспектив учащихся на ближайшее и отдаленное будущее;

2) консультационную, предполагающую проведение консультаций индивидуального и группового характера, а также проектирование ситуаций для вырабатывания навыков и готовности к принятию ответственных решений;

3) направляющую, которая координирует деятельность работников учебных заведений, предоставляющих профессиональное (в том числе дополнительное) образование, психолога и сотрудников социальных служб, способствуя комплексной поддержке учащихся, а также формированию комфортного и продуктивного взаимодействия всех участников открытой образовательной среды;

4) организующую, связанную с организацией обучения и воспитания (совместной со школьником или студентом работой над личностно-ориентированным расписанием, образовательным маршрутом, учитывающим индивидуальные особенности учащегося и т.д.).

Выделяются следующие методы педагогического сопровождения учащихся в ходе создания ИОВ и их воплощения на практике: выстраивание педагогических ситуаций для воспитания у молодого поколения навыков и умений, помогающих найти свое место в жизни и профессии; формулирование вместе с подопечными четких критериев, путей осуществления и возможных последствий самостоятельного выбора тех или иных подходов к общению, получению знаний, анализу полученной информации, выполнению заданий (устных и письменных, традиционных и творческих, общих и индивидуальных, ориентированных на различные модусы перцепции (зрение, слух и пр.)), отчету о работе, проделанной в течение года или семестра; совместное с будущими специалистами составление подробного сценария учебно-воспитательной деятельности и ее максимально грамотное сочетание с подходящей в данном случае организацией образовательного процесса; осмысленное взаимодействие школьников или студентов, с одной стороны, и учителей или преподавателей, с другой стороны, по вопросам, связанным с результатами обучения и воспитания (например, через использование специальных графиков развития отдельных учащихся и таблиц персональных достижений; формирование и закрепление уважительных и доверительных взаимоотношений

между учащимися, что благоприятствует гуманизации педагогической деятельности в учебных заведениях) [6].

Идея проектирования ИОВ возникла на базе исследования результатов деятельности различных учебных заведений, опирающихся в той или иной мере на концепцию свободного воспитания, наиболее востребованной в конце XX столетия. Анализ интеграции подобных воспитательных методов, происходящей в отечественном образовании с середины 1980-х годов, позволяет говорить о следующих аспектах данного феномена [3].

Практический аспект (с периода ранней «перестройки»). Интенсивно воплощаются в жизнь идеи дифференцированного обучения, в рамках которого школьникам разрешается выбирать задания различной сложности и отдавать предпочтение тому или иному способу их реализации. Формируется передовое движение учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин и многие другие), уделяющих особое внимание таким факторам, как индивидуальность педагога и восприятие учащегося как уникальной личности с неповторимыми интеллектуальными, психологическими и иными особенностями, особым комплексом потребностей и способностей.

Теоретический аспект (с 1990-х годов). Обострился интерес теоретиков педагогики и практикующих специалистов к проблеме индивидуализации образовательного процесса. Многие авторы углубляют и расширяют философию личностно-центричной педагогики (В.П. Бедерханова, Э.С. Зимин, С.Д. Поляков, И.С. Якиманская и пр.). Совершенствуются принципы свободного образования (А.А. Пинский, П.Г. Щедровицкий и др.). Сформулированы аргументы в пользу гуманной педагогики в целом (Ш.А. Амонашвили) и педагогического сопровождения в частности (О.С. Газман). Определяются основные этапы профессиональной деятельности педагога (Т.В. Анохина), разрабатываются ее ключевые методы (С.М. Юсфин), закладываются основы понимающей педагогики (Н.Б. Крылова).

Нормативный аспект (с 1990-х годов). Подписан ряд документов федерального значения, фиксирующих поворот к диверсификации учебно-воспитательного процесса. Постулированы акцент на профильность в образовании, личностно-ориентированные образовательные программы и учебные планы, дистанционный подход к обучению. В плановых составляющих, - «региональной» и «внутренней» (прописанной в уставе данного учреждения), - отведено определенное время на дисциплины, которым отдают предпочтение конкретные учащиеся. В последний год существования Советского Союза, - в соответствии с министерским решением «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях РСФСР», - в школах официально появились освобожденные классные воспитатели, обязанные помогать детям в решении тех или иных проблем и защищать их от злоупотреблений со стороны сверстников, педагогов и родителей. Тем не менее, принципы индивидуализации отечественного образования не находили единодушной поддержки в педагогической среде (даже те, реализация которых проходила достаточно успешно). Существует четыре категории представлений, связанных с данным процессом.

Приверженцы первой категории, отражающей позицию большинства общественных организаций, ассоциируют индивидуализацию образования с занятиями, проводимыми за пределами аудитории.

Сторонники второй категории представлений, зафиксированной в законе РФ «Об образовании», связывают индивидуализацию с общепринятыми видами самостоятельной деятельности без взаимодействия с другими школьниками или студентами. Речь идет об услугах репетиторов, экстернате, заочной форме обучения или воспитании, получаемом в семье.

Представители третьей категории позиционируют рассматриваемый нами процесс как возможность выбора школьником или студентом учебных предметов, включенных в региональную и внутреннюю составляющие осваиваемой программы.

Авторы, отдающие предпочтение четвертой категории представлений, стремятся выявить факторы, которые позволят учащимся и педагогам эффективно сотрудничать как на уроке, так и во внеучебное время. При этом основная часть сторонников этой категории нацелены на индивидуализацию обучения и воспитания в классах и группах со средним или небольшим числом учащихся (В.В. Гузеев, В.М. Лизинский, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.), однако некоторые исследователи (В.К. Дьяченко, В.В. Семенцов) выступают за уменьшение количества учащихся. Довольно значительное количество авторов воспринимают всю городскую или сельскую инфраструктуру как точку приложения активных усилий молодого поколения (М.А. Балабан, А.Н. Тубельский, М.П. Невзоров и др.).

Выводы. Не так давно в научных трудах по педагогике и официальных документах закрепилось употребление таких существительных, как «стратегия», «траектория», «технология», «маршрут» и некоторых других вместе с прилагательным «индивидуальный». Как правило, эти словосочетания можно рассматривать как взаимозаменяемые (синонимичные). В большинстве случаев изложение сущности данных явлений сводилось к успешности освоения учащимся содержания той или иной дисциплины либо к используемому педагогическому подходу (служащему лишь основой для определенной образовательной стратегии). Интерпретация учителями и преподавателями основного содержания этих терминов не экстраполировалось на процесс становления личности учащегося, то есть на область воспитания.

Формирования ИОВ основано на следующих проверенных практикой принципах:

1) индивидуального подхода: ИОВ формируется самим учащимся принимая во внимание его профессиональные амбиции и интеллектуальные возможности, на базе продуктивного взаимодействия педагога и учащегося;

2) осмысленной перспективы в образовании: каждый учащийся принимает активное участие в собственном обучении и воспитании. Школьник или студент представляет собой важное звено выстраивания образовательной деятельности и обладает доступом к ее коррекции с учетом своих реальных достижений и зоны ближайшего развития;

3) активности обучения: достижения науки и техники, экономические императивы и запросы школьника или студента в области познания позволяют ему вносить существенный вклад в собственное образование, приводя его в соответствие со своими потребностями и возможностями;

4) гибкости обучения: ИОВ выстраивается на основе личностных характеристик (потребностей и способностей) учащегося, активизации его мотивационных и энергетических ресурсов. Содержание, темпы и другие особенности учебно-воспитательного процесса выбираются самим учащимся и могут изменяться с учетом трансформирующихся интеллектуальных склонностей и демонстрируемых результатов.

Литература:

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование. - 2013. № 5(244). - С. 27-30.

2. Адольф В.А., Филькина С.В. Организационно-педагогическое сопровождение деятельности воспитателей в учреждениях для детей сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 2. - С. 33-39.

3. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 336 с.

4. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

5. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

6. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ТЬЮТОРСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье представлен исторический экскурс развития тьюторства за рубежом и в отечественном образовании; представлены разные подходы к трактовке тьюторства как педагогического феномена. Особое внимание уделено тьюторскому сопровождению при разработке индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальность личности.

Annotation. The article presents the historical excursion of the development of tutor abroad and in domestic education; Different approaches to the interpretation of tutor as a pedagogical phenomenon are presented. Special attention is paid to the tutor support during the development of the individual educational trajectory of the student.

Keywords: Tutor, tutor support, individual educational route, personality identity.

Введение. Ведущий исследователь и практик тьюторского движения Т.М. Ковалева указывает на многообразные подходы к анализу тьюторства в нашей стране, обращая внимание, «что различия в подходах продуктивны для развития общего понимания идеи тьюторства и специфики реализации этой идеи в российском образовании» [5]. Изучение научных публикаций и практики тьюторства в качестве самостоятельного направления практической педагогической деятельности обозначило разносторонность подходов отечественных ученых к изучению дидактических и прикладных основ практики тьюторства.

Методологической основанием разработки проблемы исследования тьюторского сопровождения выступает концепция тьюторства Т.М. Ковалевой. В рамках концепции тьюторское сопровождение О.Н. Перевезенцева [9] рассматривает как движение педагога-тьютора, который реализует персональную образовательную программу для тьюторантов и их изменения в процессе сопровождения. Оказание своевременной помощи и поддержки при необходимости формирующейся личности обеспечиваются средствами тьюторского сопровождения.

В педагогической науке и практике в последнее время сформировались научные направления, описывающие опыт тьюторского сопровождения разных образовательных учреждений и модели тьюторства на разных уровнях образования. Так, разнообразие определений и многообразие тьюторских практик в образовательных учреждениях всех уровней отмечает Е.А. Александрова. Она указывает на более широкую трактовку феномена тьюторства в российской педагогической науке, чем в зарубежной традиции [1]. По мнению ученого, «разноголосица» в определении главной функции тьютора, говорит о недостаточной разработанности проблемы и приписывании тьютору функциональных полномочий, которыми наделяются классный руководитель, психолог, завуч, учитель-предметник. Методологически более глубокий подход к осмыслению российской практики тьюторства отмечает и Т.М. Ковалева, указывая на специальную технологию психолого-педагогического сопровождения ребенка и особую ролевую позицию тьютора [3]. Тьюторское сопровождение определяется последовательностью действий тьютора: знакомство; активизация; организация изучения; организация групповой или индивидуальной работы; организация обратной связи и рефлексии. Организационной формой тьюторского сопровождения рассматривается работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия.

Изложение основного материала статьи. Явление тьюторства имеет непосредственное отношение к истории ведущих европейских (прежде всего британских) вузов, основанных в начале второго тысячелетия. Упомянутый феномен закрепился приблизительно в XIV столетии в классических британских университетах: Оксфордском и - несколько позднее - Кембриджском. С данного периода уже можно вести речь о тьюторстве как о сформировавшемся виде наставничества в системе высшего образования [2].

Первые университеты представляли собой объединения преподавателей и студентов. Британские вузы абсолютно не заботились о наличии единой программы для всех учащихся. Человек выбирал всё сам - и курсы, и профессоров. Каждый преподаватель-теоретик озвучивал и комментировал содержание собственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.