Научная статья на тему 'Тьюторство как ресурс в начальной школе'

Тьюторство как ресурс в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1261
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / TUTORING / ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / TEACHER'S POSITION / ПОЗИЦИЯ ТЬЮТОРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / THE TUTOR'S POSITION AT ELEMENTARY SCHOOL / ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС / TUTORING AS A RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пигарева Наталья Геннадьевна

В связи с современными тенденциями образования всё чаще рассматривается процесс образования, связанный с инноватикой. Важным инновационным направлением в образовании является включение в процесс обучения тьютора. В современной образовательной ситуации важной становится целевая ориентация процесса образования на поддержку осознанного проектирования и построения собственного вектора образования. Поэтому явление «тьюторство» выступает как ресурс для педагогов, родителей и учащихся, для образовательной организации. Определение места, выявление роли тьюторской позиции, установление цели и задач тьюторского сопровождения младшего школьника, а также поддержка становления и развития тьюторских действий в начальной школе, могут быть использованы для построения иного образовательного пространства, ориентированного на процесс индивидуализации в обучении на начальной ступени обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пигарева Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n connection with the modern tendencies of education, the process of education, related to innovation, is more often examined. The important innovative direction in education is the including a tutor in the process of education. In the modern education situation the target-orientation of the process of education on the supporting conscious design and building of somebody’s own vector of education becomes very important. That’s why the phenomenon of tutoring comes forward as the resource for teachers, parents and students, for educational organizations. The determining of a place, identification of role of tutor position, establishment of aim and tasks of tutor support of young pupils, also the support of development of tutor efforts in the primary school can be used for construction of other educational spaces, oriented on the process of individualization in education in primary school.

Текст научной работы на тему «Тьюторство как ресурс в начальной школе»

ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пигарева Наталья Геннадьевна

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ№ 135», г. Пермь, Аспирант 1 года обучения ПГГПУ, г. Пермь

АННОТАЦИЯ

В связи с современными тенденциями образования всё чаще рассматривается процесс образования, связанный с инноватикой. Важным инновационным направлением в образовании является включение в процесс обучения тьютора. В современной образовательной ситуации важной становится целевая ориентация процесса образования на поддержку осознанного проектирования и построения собственного вектора образования. Поэтому явление «тьютор-ство» выступает как ресурс для педагогов, родителей и учащихся, для образовательной организации. Определение места, выявление роли тьюторской позиции, установление цели и задач тьюторского сопровождения младшего школьника, а также поддержка становления и развития тьюторских действий в начальной школе, могут быть использованы для построения иного образовательного пространства, ориентированного на процесс индивидуализации в обучении на начальной ступени обучения. ABSTRACT

In connection with the modern tendencies of education, the process of education, related to innovation, is more often examined. The important innovative direction in education is the including a tutor in the process of education. In the modern education situation the target-orientation of the process of education on the supporting conscious design and building of somebody's own vector of education becomes very important. That's why the phenomenon of tutoring comes forward as the resource for teachers, parents and students, for educational organizations. The determining of a place, identification of role of tutor position, establishment of aim and tasks of tutor support of young pupils, also the support of development of tutor efforts in the primary school can be used for construction of other educational spaces, oriented on the process of individualization in education in primary school.

Ключевые слова: тьюторство, позиция педагога, позиция тьютора в начальной школе, тьюторство как ресурс.

Keywords: tutoring, the teacher's position, the tutor's position at elementary school, tutoring as a resource.

Соблюдая основную цель российского образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, следует учитывать некоторые факторы, обуславливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования: изменение задач школы и роли учителя; диверсификация системы школьного образования и др. Новые тенденции развития общества требуют обновления процесса образования. Следовательно, существует проблема реформирования образования, способствующего воспитанию и развитию индивидуальностей, обладающих самостоятельностью, ответственностью, компетентностями по решению проблем в ситуации неопределённости и поливариантности. Переход на новые образовательные стандарты актуализируют проблемы, связанные с разработкой индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъектной деятельности, с подготовкой педагога, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности» (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков). Оказание помощи, поддержки учащемуся, создание условий для его саморазвития учёные определяют термином «тьюторство» (Т.М. Ковалёва, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.).

В связи с этим проблема формирования позиции педагога, как субъекта инновационной деятельности в условиях профессионального образования и научного поиска способов обеспечения системных изменений профессионально-педагогической деятельности, является одной из актуальных (А.В. Хуторской, В.А. Адольф). Поэтому одним из моментов реформирования образования становится распространение новой педагогической профессии и позиции тьютора - педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные программы учащихся, т.е. педагога, организующего такое образовательное движение, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесе-

нии достижений учащегося (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Такое сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему ещё пока недоступна (В.С. Мухина, В.А. Горянина). Организация пространства рефлексии обеспечивается особой педагогической позицией - тьютор. «Тьютор является консультантом учащегося, который помогает ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны - он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития конкретного человека» (П.Г. Щедровицкий).

В современных условиях идёт процесс становления института тьюторства: с 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации (см. приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№ 11731 и 11725 соответственно). Тьютор-ство в России существует в школах, вузах, инклюзивном, дистанционном образовании, в повышении квалификации педагогов, при организации нетрадиционных образовательных событий. В исследованиях последних лет наблюдаются разработки в создании функциональной модели сопровождения тьютором индивидуальной образовательной траектории (Н.В. Рыбалкина); изучение влияния тью-торского сопровождения на развитие одарённых детей (Е.А. Александрова); создание на основе тьюторского сопровождения системы дополнительного образования (Е.Б. Колосова) и дистанционного образования (Е.Л. Гаври-лова, Е.С. Комраков, С.А. Щенников).

Везде, где идёт становление новой деятельности, тьюторство возникает как необходимость. Под тьютор-ской деятельностью понимается педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося (А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова). Деятельность сопровождения является необходимой для педагога с тьюторской позицией, так как в образовательном процессе педагог напрямую работает с процессами индивидуализации, через реализацию «тью-торского действия» осуществляя функции сопровождения (Т.М. Ковалёва).

В настоящее время о тьюторстве, тьюторских технологиях и практиках в образовании говорят достаточно много. Сейчас о тьюторстве уже не говорят как фантазиях, а позиционируют как действие. В различных учебных заведениях развивается практика близкая или, по крайней мере, имеющая определённое сходство с тьюторской. Прежде всего, это реализация программ развивающего обучения, организация внеурочной деятельности, образовательных событий и путешествий, организационно дея-тельностных игр, проектной работы. Если в старшей школе понятие о тьюторстве связывают с ИУП (индивидуальными учебным планами), в основной школе вводят модульные предметные курсы и элективные курсы по выбору, то в начальной школе под тьюторскими действиями педагога обычно понимается как развитие и поддержание познавательного интереса в обучении.

Вообще, термин «тьюторство» в трудах ученых-практиков понимается как оказание помощи, поддержки учащемуся, создание предметных и организационных условий для саморазвития. А в ходе тьюторской поддержки педагог создает такие условия и предлагает способы для выявления, реализации, осмысления учащимся своего познавательного, творческого интереса. Таким образом, процесс обучения и образовательная рефлексия рассматриваются как равноправные. Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьютор-ского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Тогда механизмами тьюторского сопровождения становятся: во-первых, особый уклад жизни школы: реализация развивающего бучения, образовательные события, открытая ресурсная среда в дополнительном образовании; во-вторых, развитие тьюторской компетентности педагогов и объединения педагогов-тьюторов. Для этого в начальной школе есть необходимые условия и предпосылки. Уже претворяются в педагогической деятельности: принятие педагогам тьюторской позиции; осуществление тьюторской пробы, создание условий для тьюторских проектов; наличие ресурсной развивающей среды для учащихся педагогов; организация «событийных» форм образовательной деятельности. В процессе становления или начальнй реализации находятся: организация простран-

ства общения, анализа, творчества для педагогов с тью-торской позицией (через различные формы, например, «Тьюторские чтения», клуб Тьюторов, медиаклуб для обсуждения медиаресурсов и др.); сетевое взаимодействие педагогов (взаимодействие и практическое совместное действие с педагогами дошкольных учреждений и ресурсных центров); практические обучающие семинары по технологии тьюторства; расширение ресурсной образовательной среды - введение предметных технологических курсов «Леготехнология», «Робототехника», «3D-моде-лиование», «Проектирование», «Предметное тьюторство: Обучение работы с текстом» в образовательные дисциплины или установление междисциплинарных отношений. Вообще инновация в любом образовательном учреждении не автономна, а принимается всеми как особая культура. Такими наиболее эффективными культурными формами являются: сетевое взаимодействие, когда профессионалы и профессиональные группы, работающие на разных уровнях, находящихся на разных позициях, имеют возможность вступать в сотрудничество и создание клубного пространства по работе с медиаресурсами (для воспроизведения, фиксации фрагментов и проведения рефлексии).

Да, есть необходимость в создании и реализации инновационных проектов педагогов и школы; возможности исследования эффективности тьюторского сопровождения обучающихся в образовании; становлении системы взаимодействия педагогов-тьюторов и эффективных форм общения педагогов; определении роли педагога-тьютора в начальной школе для учащихся и семьи младшего школьника; разработке механизма движения технологии тью-торства в развивающей среде начальной школы. Для этого начальную школу можно и необходимо рассматривать как особую ступень школьного образования, в которой целесообразно и возможно создать систему организационно -педагогических условий: создание пространства, в котором обучающийся будет иметь возможности выбора собственной образовательной деятельности (дополнительное образование), своего образовательного маршрута (во внеурочном пространстве), в которых возможен процесс реализации своих, а также родительских возможностей, потребностей, запросов и интересов; расширение форм организации образовательного процесса, где классно-урочная система перестает быть приоритетной и единственно возможной; обеспечение профессионального роста педагогов, как в своей предметной области, так и в области освоения других субъектных отношений с учащимися, родителями, коллективными группами: консультанта, эксперта, сопровождающего, куратора, наставника, тьютора.

Ценность позиции тьютора заключается прежде всего в индивидуализации образования. Тьютор помогает выявить и обеспечивает выявление индивидуальных способностей и особенностей, затем поддерживает эти способности и организует поиск ресурсов и возможных видов деятельности, в которых ребенок может самореализоваться. Таким образом, тьютор строит совместно с учащимся и, возможно, с его родителями, образовательную программу. Такая задача не состоит в деятельности учителя-предметника (исполнительная форма работы и действия), но является задачей и профессиональной деятельностью тьютора (пробно-продуктивная работа и действия). Взаимодействие с семьей, особенно на этапе начального обучения в школе, крайне необходимо и важно, так как родители тоже должны понимать, что их ребёнок индивидуален и обладает своими образовательными потребностями и мотивами.

Поэтому эффективно реализовывать работу по обеспечению качества образования и принципа индивидуализации в начальной школе через освоение новых образовательных стандартов, развитие системы развивающего обучения, а также через совершенствование работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися через систему тьюторского сопровождения. Тьюторство - это ресурс для инновационных преобразований, для создания воспитывающей и образовывающей среды и условий (для развития личностных результатов обучающихся), это ресурс для продвижения в сторону индивидуализации, реализации метапредметности, которые напрямую входят в федеральные государственные образовательные стандарты. Поэтому педагоги начальной школы используют авторские и модифицированные диагностики выявления интересов учащихся, рефлексивные техники, методы и приемы, а также организуют деятельность по формированию контрольно-оценочных действий у учащихся младших классов и выстраиванию пространств возможностей. Учебная деятельность и её тьюторское сопровождение в начальной школе строится на удержании опыта индивидуальности и фиксировании субъективного начала (активность, познавательный интерес, инициативное действие). Поэтому задача тьютора или учителя с тьюторской позицией - обозначить свое место, роль как учителя в субъективности ученика.

Хотя при этом всегда остаётся вопрос: тьюторство возможно при массовой индивидуализации или это прерогатива частного запроса? Важно понимать, что тьютор в классно-урочной системе в традиционной школе тоже актуален и возможен при соблюдении определённых орга-

низационных условиях. Тьюторство понимается как культурная форма, которая взращивает, формирует и развивает, поддерживает систему образования. Вообще школа - это пространство выращивания новых, инновационных позиций среди существующих, традиционных позиций и что в массовой школе можно создавать тьюторские модели. Главное, понять, как может быть перестроена школа, чтобы в ней появился тьютор и смог там работать, как сделать школу ресурсом для каждого учащегося? Таким образом, должны быть представлены различные взгляды, представления, точки зрения и позиции на образование и в образовательной реальности.

Список литературы

1. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю., Профессия «тьютор» (монография). М.-Тверь «СФК-офис», 2012. - 246с.

2. Ковалёва Т.М. «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4». М: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. -56с.

3. Попова (Смолик) С.Ю. Психологическое здоровье студента: проблемы сопровождения личности. /Международная научно-практическая конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», Рязань, 2012. - 6с.

4. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2012.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Волокобинский Михаил Юрьевич

д.т.н., профессор, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский филиал ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при

Правительстве Российской Федерации» Пилипчук Елена Дмитриевна

к.ф.н., доцент, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации» Трофимец Елена Николаевна

к.п.н., доцент, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский филиал ФГОБУ ВПО, «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются методологические и дидактические основы межпредметных связей, обосновывается необходимость введения основополагающего принципа межпредметных связей в современную дидактику, ориентированную на личностно ориентированную педагогическую систему обучения. ABSTRACT

This article discusses the methodological and didactic framework of interdisciplinary connections, justifying the introduction of the fundamental principle of interdisciplinary relationships in modern didactics oriented personality-oriented educational system for training.

Ключевые слова: методология, дидактика, связи между предметами, межпредметные связи. Keywords: methodology, didactics, interdisciplinary connections, interdisciplinary links.

В образовательном процессе подготовки бакалавров по направлению «Экономика» будущие выпускники финансово-экономических вузов изучают довольно широкий перечень учебных дисциплин. При этом, с одной стороны, наблюдается расширение масштабов и углубление научного познания, находящие отражение в современных учебных программах, а, с другой стороны, этот процесс

зачастую сопровождается усилением разобщенности и ослаблением связей между изучаемыми предметами, что в определенной степени ведет к снижению мотивации изучения непрофильных дисциплин.

Как показывает образовательная практика, обучаемые в наибольшей степени мотивированы на изучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.