Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ТЬЮТОРСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
966
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / TUTOR / TUTOR SUPPORT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / PERSONALITY IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье представлен исторический экскурс развития тьюторства за рубежом и в отечественном образовании; представлены разные подходы к трактовке тьюторства как педагогического феномена. Особое внимание уделено тьюторскому сопровождению при разработке индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORIALS IN FOREIGN AND RUSSIAN PEDAGOGICAL PRACTICE

The article presents the historical excursion of the development of tutor abroad and in domestic education; Different approaches to the interpretation of tutor as a pedagogical phenomenon are presented. Special attention is paid to the tutor support during the development of the individual educational trajectory of the student.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Литература:

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование. - 2013. № 5(244). - С. 27-30.

2. Адольф В.А., Филькина С.В. Организационно-педагогическое сопровождение деятельности воспитателей в учреждениях для детей сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 2. - С. 33-39.

3. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 336 с.

4. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

5. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

6. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ТЬЮТОРСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье представлен исторический экскурс развития тьюторства за рубежом и в отечественном образовании; представлены разные подходы к трактовке тьюторства как педагогического феномена. Особое внимание уделено тьюторскому сопровождению при разработке индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальность личности.

Annotation. The article presents the historical excursion of the development of tutor abroad and in domestic education; Different approaches to the interpretation of tutor as a pedagogical phenomenon are presented. Special attention is paid to the tutor support during the development of the individual educational trajectory of the student.

Keywords: Tutor, tutor support, individual educational route, personality identity.

Введение. Ведущий исследователь и практик тьюторского движения Т.М. Ковалева указывает на многообразные подходы к анализу тьюторства в нашей стране, обращая внимание, «что различия в подходах продуктивны для развития общего понимания идеи тьюторства и специфики реализации этой идеи в российском образовании» [5]. Изучение научных публикаций и практики тьюторства в качестве самостоятельного направления практической педагогической деятельности обозначило разносторонность подходов отечественных ученых к изучению дидактических и прикладных основ практики тьюторства.

Методологической основанием разработки проблемы исследования тьюторского сопровождения выступает концепция тьюторства Т.М. Ковалевой. В рамках концепции тьюторское сопровождение О.Н. Перевезенцева [9] рассматривает как движение педагога-тьютора, который реализует персональную образовательную программу для тьюторантов и их изменения в процессе сопровождения. Оказание своевременной помощи и поддержки при необходимости формирующейся личности обеспечиваются средствами тьюторского сопровождения.

В педагогической науке и практике в последнее время сформировались научные направления, описывающие опыт тьюторского сопровождения разных образовательных учреждений и модели тьюторства на разных уровнях образования. Так, разнообразие определений и многообразие тьюторских практик в образовательных учреждениях всех уровней отмечает Е.А. Александрова. Она указывает на более широкую трактовку феномена тьюторства в российской педагогической науке, чем в зарубежной традиции [1]. По мнению ученого, «разноголосица» в определении главной функции тьютора, говорит о недостаточной разработанности проблемы и приписывании тьютору функциональных полномочий, которыми наделяются классный руководитель, психолог, завуч, учитель-предметник. Методологически более глубокий подход к осмыслению российской практики тьюторства отмечает и Т.М. Ковалева, указывая на специальную технологию психолого-педагогического сопровождения ребенка и особую ролевую позицию тьютора [3]. Тьюторское сопровождение определяется последовательностью действий тьютора: знакомство; активизация; организация изучения; организация групповой или индивидуальной работы; организация обратной связи и рефлексии. Организационной формой тьюторского сопровождения рассматривается работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия.

Изложение основного материала статьи. Явление тьюторства имеет непосредственное отношение к истории ведущих европейских (прежде всего британских) вузов, основанных в начале второго тысячелетия. Упомянутый феномен закрепился приблизительно в XIV столетии в классических британских университетах: Оксфордском и - несколько позднее - Кембриджском. С данного периода уже можно вести речь о тьюторстве как о сформировавшемся виде наставничества в системе высшего образования [2].

Первые университеты представляли собой объединения преподавателей и студентов. Британские вузы абсолютно не заботились о наличии единой программы для всех учащихся. Человек выбирал всё сам - и курсы, и профессоров. Каждый преподаватель-теоретик озвучивал и комментировал содержание собственной

книги. Следовательно, лекции одного и того же специалиста могли посещать студенты, поступившие в разные колледжи. Вуз предъявлял свои специфические требования лишь на выпускных испытаниях. Причем способ получения информации, необходимой для получения академической степени, выбирался самим учащимся, а его помощником, наставником на этом пути выступал тьютор [10].

На протяжении первого учебного года взаимодействие с тьютором входило в обязанности каждого студента. Раз в неделю учащийся отчитывался перед своим наставником о достигнутых успехах и возникших трудностях. Такие консультации проводились как в рамках официального расписания, так и во внеучебное время. Подобный тип взаимодействия между тьютором и студентом играл для последнего особую роль. Поскольку базовой ценностью высшего образования того времени являлся свободный характер учебно-воспитательного процесса, тьютор выступал в качестве посредника между свободным преподавателем и свободным учащимся. Значимость данной свободы имела непосредственное отношение к достоинству личности, и функция тьютора заключалась в том, чтобы совмещать на практике индивидуальную направленность обучения и общие педагогические принципы. Человек, поступивший в университет, добывал знания прежде всего благодаря самообразованию, и тьюторство исторически являлось формой сопровождения данного процесса [4].

К концу XVI века роль тьютора значительно возросла: он стал главным живым «компонентом» университетского образования, неся ответственность прежде всего за духовное развитие прикрепленных к нему студентов (то есть за воспитание в широком смысле слова). Тьютор объяснял своим подопечным, какие лекционные и семинарские занятия принесут им больше пользы, помогал с составлением плана работы, отслеживал текущую успеваемость и степень готовности к выпускным экзаменам. Таким образом, в лице тьютора студент получал верного наставника, готового проконсультировать его по самым разным вопросам образовательного и морально-этического характера [6].

В XVII столетия система тьюторства получает официальное признание как важная составляющая британского высшего образования. На протяжении трех следующих веков данная система не только не деградировала, но, напротив, заняла ключевые позиции в классических британских вузах: в сущности, лекционные и даже семинарские занятия выступают лишь дополнением к ней. В Оксфордском и Кембриджском университетах тьюторы играют существенную роль в учебе и воспитании студентов и входят в штат образовательного учреждения [8].

В нашей стране тьюторство раньше не пользовалось большой популярностью. Однако можно отметить как минимум три области, включающие в себя элементы данной системы [7].

1. Традиция «старцев» (монахов-наставников), идущая из Средневековья и ярко показанная в произведении Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» при описании нравственных метаний Алеши Карамазова и той поддержки, которую оказывал ему другой важный персонаж - старец Зосима.

2. Институт гувернерства, практиковавшегося в семьях титулованного дворянства и в некоторых учебных заведениях в России дореволюционной поры.

Показательный пример из истории нашей страны - знаменитый поэт и переводчик Василий Андреевич Жуковский и та роль, которую он сыграл в воспитании будущего монарха Александра II. Автор гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» осознанно и последовательно готовил себя к миссии педагога-наставника при наследнике престола. Он разработал подробную учебную программу, которая была продемонстрирована отцу будущего правителя - императору Николаю I. Он, изучив данный план, одобрил его. «Образование для добродетели» - так сформулировал В.А. Жуковский цель обучения и воспитания.

3. Третьим вектором в эволюции отечественного тьюторства является классическая русская литература и совершенно особое, исключительное место, занимаемое ею в культуре и духовном образе России. Оказалось, что художественная проза XIX столетия, интегрирующая функции, закрепленные за философским знанием, социально ориентированной публицистикой и даже психологией, в каком-то смысле может выступать в качестве тьютора для всей читающей части российского общества. В период с середины XVIII в. до XIX в., согласно материалам русской литературы, в России получило распространение такое педагогическое явление, как наставничество. К наставникам можно отнести тех, кто занимался воспитанием детей в дворянских семьях: няни, бонны, дядьки, обеспечивающие физиологическое выращивание. За воспитание и обучение детей отвечали гувернантки, гувернеры, домашние учителя. После 1834 г. появилось выражение «домашний наставник», которое обозначало домашних выпускников- воспитателей российских университетов. Многие писатели раскрыли образ наставника в своих произведениях (А.С. Пушкин;

A.П. Чехов, ИС. Тургенев). Высокий статус наставительного слова является неотъемлемой частью произведений русской литературы.

В русской литературе XIX в. существует высказывания о поведенческом облике профессионального наставника и проблемах профессиональной педагогической коммуникации. Коммуникативная позиция наставника-профессионала задает единое основание для выявления основных типов учителей. В этом периоде нас заинтересовала деятельность Владимира Федоровича Одоевского, а именно его педагогические методики в области духовно-нравственного дошкольного воспитания и наставничества.

В.Ф. Одоевский стал известен в дошкольном образовании. В.Ф. Одоевский создал много трудов для детей дошкольного возраста и воспитателей, такие как: «Азбука для употребления в детских приютах»; «Сказки и другие произведения для детей дедушки Иринея», «Наука до науки», «Руководство для гувернанток». В 1839 году Одоевский написал «Положение о детских приютах» и пишет к нему «Наказ для заведующих детскими приютами». В «Наказе» Одоевский описывает качества, которыми должна обладать воспитательница-смотрительница, работая с детьми в приюте. При выборе воспитательницы, в первую очередь, необходимо обращать внимание на ее «душевное образование; чистоту нравственности, тихий и миролюбивый нрав, здравый смысл и врожденное чувство любви к ближнему» [7]. Также педагог Одоевский

B.Ф. особое внимание уделяет религиозно-нравственному воспитанию детей, поэтому для смотрительниц приюта были составлены особые наставления по духовно-нравственному воспитанию детей. Владимир Фёдорович был уверен, что цель духовно-нравственного воспитании детей заключается в том, чтобы ребенок самостоятельно осознал в себе существование нравственных чувств.

В произведениях «Мороз Иванович», «Два дерева», «Серебряный рубль» В.Ф. Одоевского отражены характерные черты духовно-нравственного воспитания и наставничества, автор ненавязчиво учит трудолюбию, добрым делам, справедливости, милосердию. Его произведения имеют не только историко-педагогическое, но и прикладное значение.

В развитие педагогической деятельности-наставничества внес вклад великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Он был уверен, что цельная система образования должна начинаться с высшего училища для подготовки учителей-наставников. Система образования наставников Д.И. Менделеева основывалась на принципах научной, специальной, теоретической и практической подготовки педагогов.

Если провести аналогию наставничества с тьюторством, то их основная цель - педагог должен ориентироваться на индивидуальность личности. Наставничество - вид педагогической деятельности, основной целью которой, было воспитание духовно-нравственного человека, носящее творческий характер, исключающее подавление личности воспитанника. Если анализировать тьюторство в Англии того времени, то была отличительная черта, а именно свобода преподавания и учения. У тьютора были свои функции, он был посредником между свободным профессором и свободным обучающимся. Основной задачей тьютора была сохранить «свободу личности» обучающегося и выполнять функцию сопровождения в процессе самообразования. Тьютор направляет студента в учебе, советует какие лекции и практические занятия посещать, помогает составить план своей учебной работы. Также следит за учениками, чтобы те выполняли задания и были готовы к экзаменам. В XVII в. тьюторство становится частью англо-университетской системы, постепенно начинает вытеснять профессорскую.

Сейчас в нашей стране тьюторство пользуется наибольшей популярностью в контексте дистанционного обучения. Благодаря данному формату, тьюторы имеют возможность эффективно использовать преимущества индивидуального консалтинга, распространенного в ведущих британских университетах. Педагог выстраивает освоение курса по эффективному сценарию, организует семинары и проводит консультации, осуществляет проверку письменных заданий и высказывает свои пожелания.

Опыт тьюторского сопровождения в условиях очного обучения впервые стал объектом пристального внимания в рамках Школы культурной политики, возглавляемой П.Г. Щедровицким. Это произошло в Москве в самом конце 1980-х годов, в период организации и проведения первого в Советском Союзе конкурса тьюторов, призерам которого предстояло принять участие в образовательной программе международного уровня.

Активнее всего тьюторская практика развивалась в Томске: в этом городе начал формироваться комплекс учебных заведений, имевших прямое или опосредованное отношение к изучению вопросов тьюторства и анализировавших свой опыт применительно к данной проблематике. Томская школа «Эврика-развитие» выступила в качестве первой тьюторской платформы в системе начального и среднего образования нашей страны (с 1991 года школой руководила Татьяна Михайловна Ковалева, а с 1996 года ее бессменным директором является Людмила Михайловна Долгова).

В настоящее время вопросы, связанные с наставничеством, становятся особенно актуальными, что обусловлено прежде всего наличием множества проектов и программ, нацеленных на совершенствование отечественного образования, приведение его в соответствие с международными стандартами. Так, среди ключевых направлений, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования, упомянуты [5]:

• введение дифференцированного обучения в 10-м и 11-м классах средней школы, предоставляющего подросткам возможность высказать свои рекомендации по поводу индивидуального учебного плана;

• интеграция в учебно-воспитательный процесс образцов непрерывного профессионального образования, позволяющих каждому человеку вносить решающий вклад в выстраивание индивидуального образовательного вектора для дальнейшего совершенствования в личностном и профессиональном отношении, а также для продвижения по карьерной лестнице;

• содействие дистанционному сотрудничеству учебных заведений посредством сети Интернет для увеличения мобильности в области образования;

• освоение европейского образовательного пространства, модернизация профессионального образования через повышение уровня его мобильности, укрепление международного престижа российских вузов.

Выполнение перечисленных задач предполагает в первую очередь обеспечение педагогической поддержки личностно-ориентированного образования студентов и учащихся старших классов на высоком профессиональном уровне. Тьюторская практика, распространенная в России на данном этапе, может выступать инструментом для выполнения поставленных задач.

Текущий этап оптимизации отечественного образования несомненно предполагает использование иных подходов к выстраиванию учебно-воспитательного процесса, отличающихся принципиальной новизной для нашей страны. В наши дни в педагогической среде наблюдается повышенное внимание к принципам индивидуализации и транспарентности образования, что указывает на весьма значительную роль тьюторства в контексте вышеупомянутой оптимизации.

С комплексным характером феномена тьюторства, анализируемого в данной работе, связан системный подход к его изучению, затрагивающий философскую и антропологическую специфику образовательной сферы.

Как уже упоминалось, тьюторство сложилось в Великобритании и континентальной Европе в рамках открытой и свободной системы обучения и воспитания. В настоящее время оно вызывает интерес у большого количества исследователей как в России, так и за рубежом, например, у Л.В. Бендовой, М. Бэйнтона, Ч. Ведемейера, Г.А. Гуртовенко, С.И. Змеева, Е.Б. Колосовой, Н.В. Рыбалкиной и других. Возникновение и дальнейшую эволюцию ТС многие авторы (Т.В. Беспалова, Э. Гордон, У. Уэвелл, М.П. Черемных, П.Г. Щедровицкий и др.) ассоциируют с ранней историей европейского высшего образования. Сущность тьюторского сознания и функционирования в рамках антропологической модели, рассматриваемая в работах Т.М. Ковалёвой, А.А. Попова, И.Д. Проскуровской и Н.В. Чирковой, способствует восприятию самой фигуры тьютора как «антропопрактика, режиссёра конкретной и уникальной жизни личности», в рамках которой роль педагога-тьютора заключается не в разработке специальных приёмов, а в выявлении зоны ближайшего и отдаленного развития конкретного учащегося в различных областях человеческого знания.

В последнее время некоторые специалисты предлагают собственные варианты функциональной модели обеспечения педагогом-тьютором индивидуального учебно-воспитательного сценария (Н.В. Рыбалкина); предпринимают попытку исследовать воздействие ТС на раскрытие потенциала одаренных школьников (Е.А. Александрова); стремятся на базе идей, лежащих в основе ТС, разработать свой авторский подход к

дистанционному обучению (Е.Л. Гаврилова, С.А. Щенников) и дополнительному образованию (Е.Б. Колосова).

Принципы открытого образования описаны и проанализированы в трудах многих отечественных исследователей: Е.П. Белозерцева, Э.Н. Гусинского, А.С. Запесоцкого, В.М. Розина, В.И. Слободчикова и многих других. С учетом результатов, полученных данными учеными, складывается современная тьюторская практика, затрагивающая системы начального, среднего и высшего образования (В.Г. Богин, Т.М. Ковалёва, М.П. Черемных), и возникает запрос на подготовку тьютора в учебных заведениях различного типа.

Выводы. В наши дни, в контексте возрастающего уровня индивидуализации образовательного процесса, особое внимание уделяется вопросам формирования индивидуального сценария обучения и воспитания для каждого учащегося. Член-корреспондент РАО А.В. Хуторской воспринимает данный сценарий (траекторию) как уникальный способ раскрытия персональных возможностей каждого школьника или студента от класса к классу, от курса к курсу. Под персональными возможностями (личностным потенциалом) учащегося А.В. Хуторской понимает сочетание его способностей (интеллектуальных и творческих). Процесс определения, использования и совершенствования упомянутых способностей протекает в рамках выбранной индивидуальной траектории. Школьник или студент будет способен продвигаться по ней в том случае, если ему предоставят возможность определять для себя наиболее приемлемые формы и темпы освоения учебного материала, выбирать подходы к учебе, в полной мере отвечающие его индивидуальной специфике, критически осмысливать собственные проблемы и достижения, оценивать свои действия и корректировать их.

Литература:

1. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. М. - Тверь: СФК - Офис, 2013. 156 с.

2. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. М. - Тверь: СФК-Офис, 2013 156 с.

3. Адольф В.А. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС // Инновации в образовании. 2013. № 3. С. 5-13.

4. Брайнт Э.О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться. М.: Ресурс, 2012. 120 с.

5. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». Из серии Библиотека тьютора. Выпуск 2 М.: СФК-офис, 2012. 303 с.

6. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

7. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

8. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

9. Перевезенцева О.Н. Значимость тьюторского сопровождения единого информационно образовательного пространства школ в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Международный научно-исследовательский журнал. Успехи современной науки и образования - 2016. - №8, Т.1. - С. 122-124.

10. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК: 373.1

старший преподаватель кафедры «Лингвистика» (К-5) Сиротова Анна Александровна

Мытищинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (г. Мытищи);

доктор педагогических наук, доцент, старший

научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ^^-ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Данная статья посвящена одному из важнейших вопросов в области развития и популяризации предметно-языкового интегрированного обучения (СКГК) - подготовке профессиональных СК^-педагогов. Актуальность данной проблемы обусловлена с одной стороны растущей популярностью этого подхода к обучению в России, особенно среди высших учебных заведений, и с другой стороны практически полным отсутствием системы подготовки профессионалов, готовых реализовывать данную методику на практике. Целью статьи стало выявление приоритетных направлений обучения СКГК-педагогов, систематизация, характеристика, обоснование важности каждого их них, а также внесение предложений по механизмам инициирования процесса подготовки преподавателей предметно-языкового интегрированного обучения. Во введении рассматриваются предпосылки возникновения необходимости в обучении СК^-педагогов, дается характеристика существующих исследований в области предметно-языковой интеграции с указанием ведущих отечественных и зарубежных специалистов в данной области. Далее в основной части статьи авторами предлагается пять основных направлений обучения педагогов предметно-языкового интегрированного обучения: языковое/предметное, методологическое, методическое, контрольно-оценочное, мотивационное. Языковое и предметное направления объединены авторами в один блок по причине того, что СК!Ъ-педагогом могут стать как преподаватель-лингвист, которому необходимо пройти обучение по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.