Научная статья на тему 'Формирование управленческой культуры менеджера образования как приоритетное направление подготовки современного специалиста'

Формирование управленческой культуры менеджера образования как приоритетное направление подготовки современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСТРЕБОВАННЫЙ НА РЫНКЕ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VOCATIONAL TRAINING / MANAGER OF EDUCATION DEMANDED IN LABOR MARKET EXPERT / ADMINISTRATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Масштабные изменения в социальной и экономической сферах российского общества позволили выявить необходимость в людях, обладающих нестандартным мышлением и высоким культурным уровнем. В специфичных и неоднозначных процессах, протекающих в политике, экономике и социальной сфере в различных частях Земли, наблюдаются общие тенденции, отражающие вектор и особенности эволюции нашей цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADMINISTRATIVE CULTURE OF THE MANAGER OF EDUCATION AS PRIORITY DIRECTION OF TRAINING OF THE MODERN EXPERT

Large-scale changes in social and economic spheres of the Russian society allowed to reveal need for the people possessing independent way of thinking and high cultural level. In the specific and ambiguous processes proceeding in policy, economy and the social sphere in various parts of Earth the general trends reflecting a vector and features of evolution of our civilization are observed.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой культуры менеджера образования как приоритетное направление подготовки современного специалиста»

формулировки научной проблемы в плане содержания. В связи с этим системный подход был выбран авторами статьи в качестве общетеоретической базы выстраивания инновационно-предпринимательской компетентности студентов, получающих образование в области управления (и ряда других экономических специальностей). В рамках системного подхода упомянутый процесс подразумевает определение его базовых компонентов, выявление связей между ними, раскрытие функционального потенциала всей системы в целом.

Деятельностный подход, опираясь на тезис о неразрывной связи между психикой индивида и его деятельностью, интерпретирует последнюю как осмысленную активность, репрезентируемую через тип и уровень его взаимодействия с внешним миром. Оно состоит в реализации ключевых задач, детерминирующих суть, направление и качество человеческой жизни. В соответствии с данным подходом, обучение нацелено не на получение информации или ее накопление, а на выстраивание прикладных ЗУНов на базе доступных теоретических сведений.

Компетентностный подход проявляется в определении задач и планировании результатов учебного процесса как индикатора уровня подготовки будущего менеджера. Итог образования представлен в комплексном виде как выстроенная за отведенный период инновационно-предпринимательская компетентность выпускника образовательного учреждения.

Литература:

1. Аксючиц, С.А. Моделирование процесса формирования познавательной активности младших школьников посредством решения проектных задач / С.А. Аксючиц // Российский научный журнал. - 2014. -№ 4 (42). - С. 229-236.

2. Аксючиц, С.А. Технология решения проектных задач как средство формирования познавательной активности учащихся / С.А. Аксючиц // Современное образование: роль психологии: материалы Х юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. / Психологический институт РАО. - М.; СПб: Нестор-История, 2014. - С. 106-110.

3. Дзюбенко, С.В. Особенности консультационного обучения педагогов в процессе инновационной деятельности / С.В. Дзюбенко // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф., Минск, 27-28 сентября 2013 г. / Минский ин-т управления; сост. В.В. Гедранович; под науч. ред. В.В. Гедранович и Н.В. Суша. - Минск, 2013 - Вып. 11 - Ч. III. - С. 84-87.

4. Суходимцева А.П. К проблеме развития педагогического мастерства педагога в системе современного образования (в аспекте достижения школьниками метапредметного результата) / Педагогическое образование: становление, структуризация, оптимизация, модернизация и прогноз развития: Материалы международной научно-практической конференции, г. Москва 21 апреля 2016 г. [Электронное издание] // Сост. Т.В. Болдовская.

5. Суходимцева, А.П. Виртуальная мастерская как способ развития проектной компетентности педагога / 1ЗДЕН1С. 2009. № 2-1. С. 279-282.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Масштабные изменения в социальной и экономической сферах российского общества позволили выявить необходимость в людях, обладающих нестандартным мышлением и высоким культурным уровнем. В специфичных и неоднозначных процессах, протекающих в политике, экономике и социальной сфере в различных частях Земли, наблюдаются общие тенденции, отражающие вектор и особенности эволюции нашей цивилизации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, менеджер образования, востребованный на рынке труда специалист, управленческая культура.

Annotation. Large-scale changes in social and economic spheres of the Russian society allowed to reveal need for the people possessing independent way of thinking and high cultural level. In the specific and ambiguous processes proceeding in policy, economy and the social sphere in various parts of Earth the general trends reflecting a vector and features of evolution of our civilization are observed.

Keywords: vocational training, manager of education demanded in labor market expert, administrative culture.

Введение. В одном из важнейших образовательных документов современной России, - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, -подчеркивается, что образовательная система обязана готовить граждан, способных не только существовать в правовом государстве, но и вносить посильный вклад в процесс его формирования. В настоящее время возникает острая потребность в оптимизации деятельности менеджеров образования (далее - МО), отвечающих за выполнение программы по совершенствованию экономики, науки и образования в инновационном ключе. Определяющую роль в создании на территории Российской Федерации демократического общества, основанного на уважении прав и свобод личности, начинает играть управленческая культура МО. Это делает обязательным формирование в отечественных вузах максимально благоприятных условий, способствующих интеграции студентов в учебно-культурную среду, в которой у обучающихся, - в том числе у будущих МО, - формируется достаточный уровень управленческой культуры. В случае со студентами, получающими экономическую специальность, это является приоритетной задачей, причем успех ее реализации детерминирует не только уровень профессиональной деятельности, но и качество осуществления программы социально-экономического развития.

Процессы, имеющие место в современном российском образовании (модернизация, оптимизация и т.д.) предполагают способность МО к осмыслению учебно-воспитательного процесса, выбору лучшего варианта дальнейшего функционирования учебного заведения, проектированию личностно-ориентированных образовательных векторов для каждого студента. Кроме того, будущий специалист в области образовательного менеджмента должен уметь нести ответственность за выбранный способ решения управленческой проблемы, а также реализовывать регулирующую, коррекционную и диагностическую функции в условиях эффективного вуза.

Изложение основного материала статьи. В качестве методологической базы данного исследования нами используются следующие популярные подходы [7]:

- системный (К.И. Архангельский, М.М. Бахтин, Э.Г. Юдин и др.), предлагающий условия для позиционирования управленческой культуры будущих МО как устойчивой структуры, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов;

- деятельностный (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.), способствующий интеграции учащихся в разные типы деятельности для соприкосновения с изучаемым явлением;

- компетентностный (Э.Ф Зеер, А.К. Маркова, А. В. Хуторской и др.), стимулирующий будущих МО к развитию профессионально значимых свойств, требуемых для реализации управленческих задач;

- культурологический (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили и др.), который позволяет взращивать субъекта культуры, нацеливать студентов, решивших строить карьеру в государственном секторе, на идеалы российской и общечеловеческой культуры, принимая их во внимание при поиске собственного профессионального стиля;

- антропологический (К.Д. Ушинский, В.И. Слободчиков и др.), состоящий в изучении вопросов выстраивания управленческой культуры будущих МО на базе объединения сведений о человеке, используемых различными научными дисциплинами, при организации педагогического процесса в высшем учебном заведении;

- индивидуальный (В.А. Аверин, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), который учитывает личностную специфику учащихся, их потребности и интеллектуально-творческий потенциал.

В наши дни учебно-воспитательный процесс активно осмысливается с позиций педагогической, психологической и экономической наук для вырабатывания весомой аргументационной базы. Многие авторы, - как отечественные, так и зарубежные, - полагают, что менеджмент пользуется спросом не только в области производства, но и в рамках педагогических систем очень высокой сложности. Выстраивая модель профессионального обучения МО, автор статьи опирался на концепции регулирования социальных систем, отраженные в трудах И. Ансоффа, А.К. Орешкиной, А.П. Суходимцевой и других. Мы разделяем точку зрения Е.В. Пичугиной [9], соотносящей профессиональную деятельность МО с многообещающими векторами модернизации всей системы образования, которая непрерывно совершенствуется благодаря интеграции инновационных элементов в организацию и эмпирическую проверку всех составляющих учебно-воспитательного процесса.

Сущность и специфика профессиональной деятельности МО детерминированы умением и стремлением реализовывать определенный набор обязанностей, принимая во внимания пять менеджерских функций: планирования, организации, управления, разработки и комбинирования. Основная задача МО состоит в выстраивании продуктивного учебно-воспитательного процесса, создающего условия для предоставления студентам качественных услуг в контексте повышенной конкуренции между современными вузами.

Главной траекторией профессиональной подготовки МО является формирование у студента навыков и умений, необходимых для реализации деятельности управленческо-педагогического характера с обязательным учетом таких ее характеристик, как структурированность, комплексность и кумулятивность.

Мы также придерживаемся подхода Е.В. Пичугиной [10] к интерпретации ключевых понятий и толкований.

МО - это лицо, осуществляющее регулирование процессов обучения, воспитания и развития индивида, выполняющий в образовательной практике определенные функции, которые предполагают подготовку конкурентоспособного профессионала с помощью использования материального, экономического, информационного и иного внешнего потенциала, а также с опорой на содержание, методы и технологии менеджмента.

Управленческо-педагогическая деятельность (далее - УПД) - сложная совокупность фиксированных действий, нацеленных на создание благоприятной образовательной среды, приспособление школьников и студентов к существующим общественным нормам, повышение результативности и снижение издержек субъектов учебно-воспитательного процесса в триединстве «административное управление - управление образовательным процессом - самоуправление», обеспечивающем устойчивое развитие учебного заведения.

Управленческо-педагогическая подготовка (далее - УПП) - целенаправленно выстроенный образовательный процесс, ориентированный на эффективное взаимодействие обучающего и обучаемого, главным итогом которого должна являться способность к выполнению своих профессиональных обязанностей, базирующаяся на углубленных знаниях, навыках и умениях, приобретенных в рамках УПД.

Опираясь на проанализированную научно-педагогическую литературу по менеджменту в сфере образования [1, 5, 8], автор данной статьи определил три ключевых теоретических подхода, которые лежат в основе УПП МО: системный (регулирует взаимосвязь всех составляющих профессионального образования), целевой (реализует иерархическую последовательность задач в управленческой системе учебного заведения), комплексно-содержательный (исследует профессиональную деятельность и концепцию личности будущего МО).

В ходе нашего анализа мы опирались на модель деятельности МО, предложенную Е.В. Пичугиной [9], позиционируемую автором как характеристика основного содержания профессии с вниманием к требованиям, затрагивающим компетенции и индивидуальные свойства специалиста, представляющие собой фундамент его профессионализма.

В результате изучения различных блоков вышеупомянутой модели было установлено, что она создает адекватные условия для анализа многоаспектной деятельности МО по двум направлениям: концепция личности и концепция труда будущего профессионала [2, 10]:

1. Общее описание специальности. Сфера профессиональной деятельности МО - содействие продуктивному регулированию учебно-воспитательного процесса; выстраивание управленческой

деятельности в учебном заведении; осуществление педагогического менеджмента на практике в контексте развития образовательного учреждения.

В обязанности МО входит реализация определенных разновидностей профессиональной деятельности: педагогической, экономической, управленческой, прогностической и т.д.

2. Описание свойств личностного и профессионального характера, требуемых для осуществления профессиональной деятельности.

3. Содержание образования. Определены четыре комплекса, влияющие на формирование совокупности знаний, навыков и умений в области педагогического управления: общенаучный (дисциплины социально-гуманитарной и естественно-научной направленности, которые должны обеспечить подготовку эрудированных и критически мыслящих МО с высоким уровнем управленческой культуры), менеджерский (способствует успешному педагогическому менеджменту), экономический (связан с выстраиванием соответствующих компетенций, ориентированных на совершение результативного, экономически аргументированного управленческого выбора по снижению издержек и повышению эффективности учебного заведения) и педагогический (создает условия для обучения высококвалифицированного, востребованного специалиста в области менеджмента, который может добиться профессиональных результатов, соответствующих императивам времени и направлению социального развития).

4. Профессиональные функции МО:

- на уровне администрирования: формулирование ключевых принципов стратегического развития учебного заведения с использованием услуг специалистов в сфере экономики, менеджмента, психологии; планирование и прогнозирование продуктивной деятельности педагогического сообщества и всего учебного заведения в целом; выстраивание результативной и последовательной работы с педагогическим составом образовательного учреждения и профессиональной деятельности новаторского характера; составление списка стимулирующих признаков успешной профессиональной деятельности преподавателей и вузовской администрации, контроль и диагностика функционирования как образовательных учреждений, так и конкретных педагогов.

- на уровне преподавания: образовательные (педагогическое содействие закладыванию основ структурированных знаний и прикладных профессиональных навыков); воспитательные (выстраивание профессионально-стимулирующей траектории студентов, повышение культуры будущих МО в области управления); развивающие (углубление и обогащение знаниевого компонента, выстраивание профессионально значимых характеристик будущего МО); инновационные (внедрение нововведений в повседневную практику учебного заведения для интенсификации образовательного процесса); научные, методические прочие функции.

- на автономном уровне: определение цели, связанной с самосовершенствованием в личностном и профессиональном отношениях; постановка задач, способствующих наиболее полной и минимально затратной реализации поставленной цели; готовность рисковать, совершая управленческий выбор в нестандартной ситуации; освоение приемов тайм-менеджмента.

Автором статьи продемонстрировано, что продуктивность следования модели УПП детерминировано рядом дидактических условий, под которыми понимается комплекс норм, правил, операций и иных факторов, благоприятствующих повышению эффективности УПП, адекватному протеканию образовательного процесса в целом и некоторых его составляющих в частности.

На основании анализа научных работ [3, 4, 6, 9] нами было выделено четыре типа дидактических условий:

1) целевые (интенсификация и закрепление мотивации учащихся к предстоящей УПД; развитие стремления к овладению данным видом деятельности);

2) содержательные (аккумулирование в единое системное целое сведений из различных областей: педагогических, психологических, экономических, методических);

3) технологические (взаимное соответствие целей, средств, форм и других элементов овладения УПД, регулирование познавательной работы учащихся; выстраивание разных типов УПД, а также операции управленческого, педагогического и психологического характера, осуществляемые на каждом этапе управления;

4) контрольные: факторы, демонстрирующие степень овладения УПД, рефлексивные связи, нацеленные на отслеживание, осмысление своей собственной работы, обновление целей и задач.

Специфика предлагаемого комплекса дидактических условий заключается в возможности раскрыть комплексную сущность экономических, психологических, педагогических дисциплин, присутствии элементов УПП, увеличение спектра управленческих обязанностей субъектов УПД, формирование благоприятной психологической атмосферы в рамках учебно-воспитательного процесса.

Мы приходим к выводу, что концепция УПП [9, 10]:

а) реализует социально-экономическую, социокультурную, организующую, системную, объединяющую функции;

б) имеет четыре составляющие: целевую, сущностную, процессную, оценочную;

в) вмещает в себя систему дидактических факторов, благоприятствующих реализации процесса УПП.

В рамках проведенного исследования была представлена научная аргументация процесса УПП, к особенностям которой относятся:

- выстраивание учебно-воспитательного процесса, реализуемого посредством постановки и успешного решения насущных управленческих задач и принятия верных решений в ситуациях проблемного характера;

- работа с заданиями, имеющими творческую составляющую, создание проектов, связанных с вопросами УПД.

Управленческое искусство базируется на способности отдавать предпочтение тем методам управления, которые являются оптимальными в данном конкретном случае. Наряду с наличием у главы организации специального образования, важнейшую роль играет его стремление и способность к саморазвитию, повышению своего интеллектуального и нравственного уровня, к работе с управленческой культурой. По данной причине формируется потребность в подходах к обучению будущих руководителей, способствующих реализации данного умения.

Выводы. Среди главных составляющих культуры управления выделяют [9]:

1) метафизическую: убеждения, склонности, интересы, потребности руководителя;

2) ценностную: элементы управленческой деятельности, имеющие значение для руководителя;

3) прикладную: специфику взаимодействия главы организации со своими подчиненными, средства и способы прогнозирования, моделирования, стимулирования, контроля, технологии управления, степень освоения информационных технологий;

4) креативную: умение главы организации нетипично воспринимать проблемы планирования, организации и контроля;

5) самореализационную: умение раскрывать собственный потенциал на базе адекватной оценки своих ресурсов.

В соответствии с результатами исследований, существование культуры управления невозможно вне личности, вне профессиональной культуры индивида, вне той группы, частью которой он является. В данном случае особое значение имеет вопрос об осмыслении субъектом управления присущего ему самому образа мысли, взаимодействия с окружающей действительностью и собственным внутренним миром.

Таким образом, при подготовке МО следует пытаться обеспечить качество и содержание образования, позволяющие, с одной стороны, рассмотреть все многочисленные внешние обстоятельства и управленческие задачи, с другой - всё богатство своей субъектной действительности и себя как индивида с достаточным уровнем управленческой культуры.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационнопредпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Кузнецов В.В. Управленческая культура руководителя: [управление в постиндустриальном обществе]: учебное пособие / В.В. Кузнецов, О.В. Орловская. — Москва: Эгвес, 2013. — 177 с.

5. Лизина Н.В. Управленческая культура как качественный показатель управленческой деятельности / Н.В. Лизина // Ползуновский вестник. - 2006.-№ 1. - С. 231-234.

6. Павлова Е.В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1059-1061.

7. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О.А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80 с.

8. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

9. Пичугина, Е.В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, - № 4 (21) - 0,5 пл.

10. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141-142.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Важнейшим элементом процесса создания правового государства выступает развитие правовой культуры, непрерывное и поступательное совершенствование правосознания граждан. Культура относится к числу наиболее сложных, неоднозначных и многослойных понятий, применяемых в научной среде и за ее пределами. Во многих случаях оно используется для описания комплексных явлений и объяснения сложных терминов в контексте различных наук и интеллектуальных систем. Словосочетание «правовая культура» довольно часто используется как специалистами (педагогами, юристами, социологами), так и людьми без профильного образования. При этом значение понятия обычно не уточняется, несмотря на огромную роль правовой культуры для каждого отдельного индивида и общества в целом (в том числе и для его несовершеннолетних представителей).

Ключевые слова: правовая культура, образование, право, правовое государство, гражданское общество.

Annotation. Development of legal culture, continuous and forward improvement of sense of justice of citizens acts as the most important element of process of creation of the constitutional state. Culture is among the most difficult, ambiguous and multilayered concepts applied in the scientific environment and beyond its limits. In many cases it is used for the description of the complex phenomena and an explanation of difficult terms in the context of various sciences and intellectual systems. The phrase "legal culture" is quite often used as experts (teachers, lawyers, sociologists), and people without profile education. At the same time the value of a concept usually is not specified, despite a huge role of legal culture for each certain individual and society in general (including for his minor representatives).

Keywords: legal culture, education, right, constitutional state, civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.