Научная статья на тему 'Педагогическая характеристика эффективной подготовки менеджера образования'

Педагогическая характеристика эффективной подготовки менеджера образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Статья посвящена формированию управленческой культуры будущих менеджера образования, которая выступает важным показателем результативности работы специалиста в области управления и организации. В сущности, данная деятельность полностью соответствует профессиональным обязанностям менеджера образования. Управленческая культура специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере образования, является неотъемлемым элементом их педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF EFFECTIVE TRAINING OF EDUCATION MANAGER

The article is devoted to the formation of management culture of future education managers, which is an important indicator of the effectiveness of the specialist in the field of management and organization. In fact, this activity is fully consistent with the professional responsibilities of the education Manager. The managerial culture of specialists who carry out their professional activities in the field of education is an integral element of their pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Педагогическая характеристика эффективной подготовки менеджера образования»

5. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О.А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80 с.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

7. Пичугина, Е.В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, -№ 4 (21 ) - 0,5 пл.

8. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141-142.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена формированию управленческой культуры будущих менеджера образования, которая выступает важным показателем результативности работы специалиста в области управления и организации. В сущности, данная деятельность полностью соответствует профессиональным обязанностям менеджера образования. Управленческая культура специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере образования, является неотъемлемым элементом их педагогической культуры.

Ключевые слова: менеджер образования.

Annotation. The article is devoted to the formation of management culture of future education managers, which is an important indicator of the effectiveness of the specialist in the field of management and organization. In fact, this activity is fully consistent with the professional responsibilities of the education Manager. The managerial culture of specialists who carry out their professional activities in the field of education is an integral element of their pedagogical culture.

Keywords: education Manager.

Введение. С точки зрения И.А. Чугуновой, управленческая культура (далее - УК) граждан, реализующих себя в области образования, является неотъемлемым элементом их педагогической культуры [7]. Значимость образования как одной из базовых предпосылок комплексного и динамичного развития социума постулирована в важнейшем документе - Национальной доктрине образования Российской Федерации, задающей ключевые траектории модернизации отечественной образовательной системы. Сущность УК менеджера образования заключается в целесообразности и необходимости комплексной репрезентации культуроцентричной модели, реализации учителем или преподавателем творческого управления на этапах, связанных с самоуправлением и организацией креативного образовательного процесса. По мнению Г.М. Клочевой, УК педагога учебного заведения входит в структуру педагогической культуры, выступая в качестве меры и вектора творческого самораскрытия конкретной личности в рамках различных типов менеджерской деятельности [1].

К главным составляющим УК относят ценностную, технологическую и креативную. Ценностная составляющая включает в себя комплекс управленческо-педагогических принципов и компетенций прикладного характера, играющих значительную роль в руководстве учебным заведением (например, изучение работником современных управленческих концепций и их практическое использование с привнесением творческого элемента). Технологическая составляющая охватывает стратегии, приемы и методики управления. Уровень развития УК находится в прямой зависимости от освоенности методик и приемов разрешения проблемных ситуаций и выполнения задач, связанных с функционированием организации. Креативная составляющая репрезентируется в способности учителя и преподавателя к творчеству в контексте освоения и использования современных управленческих технологий [4].

Современный исследователь К.Ю. Белая определила ключевые компоненты менеджерской деятельности учителя и преподавателя [6]:

1) информационно-аналитический - выстраивание сведений (сбор, интерпретация, систематизация, хранение) по базовым блокам;

2) мотивационно-целевой (выделение основных задач выполняемой деятельности);

3) планово-прогностический (предвидение и планирование результатов на ближайший период, выполнение определенных действий по реализации собственных планов);

4) организационно-исполнительский (проведение и грамотная интенсификация работы с учетом составленного плана);

5) контрольно-оценочный (осуществление необходимого контроля по всем ключевым векторам деятельности);

6) регулятивно-коррекционный (внесение требующихся изменений по всем векторам деятельности в соответствии с составленным планом).

Таким образом, УК менеджера образования как комплексный индикатор креативного начала, лежащего в основе управленческой деятельности, заключается в единстве и эффективном сочетании функций всех компонентов. Когнитивная потребность, знания и умственный потенциал работника в сфере управления

составляют его профессиональный кругозор; спектр склонностей и интересов определяют уровень притязаний в рамках деятельности по управлению организацией; система взглядов детерминирует общественную ориентированность УК личности, а навыки и способности формируют диапазон эмпирической и теоретической осведомленности менеджера образования.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с тенденцией, сложившейся в современной педагогике, под «управлением образованием» обычно понимают следующее [2]:

а) иерархизированный структурный комплекс, в рамках которого отдельно рассматривается организация образования на уровне регионов, муниципалитетов и самих учебных заведений;

б) процесс, то есть сложно выстроенную систему регулярно повторяющихся мер по принятию и реализации решений, нацеленных на функционирование и совершенствование теории и практики образования в целом и его главных аспектов. Данный процесс состоит из четырех этапов: планирования, организации, руководства и контроля, детерминирующих проявление и эволюцию более частных процессов в области образования, способствующих постоянному саморазвитию.

Для управления учебным заведением характерны следующие неразделимые функции: мотивационно-ориентационная, информационно-изучающая, прогностическая, контрольно-оценочная, регуляционно-исправительная, реализационная. В основе управления лежит наличие: 1) объекта - учебного заведения и всех протекающих в нем процессов; 2) субъекта - индивида или группы лиц.

В учебном заведении деятельность всех педагогов и представителей администрации реализуется на базе ключевых управленческих принципов: гуманизации и демократизации процесса управления; единства и структурированности данного процесса; объективного восприятия ситуации и следования юридическим нормам; грамотного совмещения централизации и коллективной деятельности и т.д. В контексте инновационных изменений, затрагивающих современное школьное и высшее образование, необходимо указать на наличие особых функций: проектирование площадок для учебных экспериментов, проведение консультаций по научным вопросам и т.д. Переосмысленные алгоритмы и передовые подходы к осуществлению управленческих решений описываются и аргументируются в научной литературе и официальных документах.

Базовыми предпосылками результативности нововведений в управлении учебными заведениями являются следующие факторы: сопровождение управленческого процесса на информационно-технологическом уровне; отслеживание всех событий и процессов, происходящих в учебном заведении; вклад педагогов и учащихся в инновационные трансформации; материальное, методическое и иное обеспечение учебного заведения, формирование в нем соответствующей стандартам образовательной среды и так далее.

Миссия отечественной системы образования заключается в реализации общественных функций государства на благо социума и индивида. В связи с этим главными задачами правительства в управлении современным образованием являются: официальное выделение уровней образования и статусов учебных заведений; осуществление законов и подписание подзаконных актов, связанных с учебно-воспитательным и организационным процессами в сфере образования; формулирование государственных целей, задач, подходов в данной области; защита основополагающих, прописанных в Конституции прав человека и гражданина и др. [3].

В связи с этим система образования РФ осуществляет такие функции, как: государственная аккредитация и лицензирование образовательных организаций; принятие образовательных стандартов как формы государственного контроля качества подготовки кадров; финансирование образования; определение структуры системы образования в государстве; создание условий для развития системы образования и др.

Современные теоретики менеджмента и практикующие специалисты подчеркивают разнообразие управляющих структур. К самым востребованным относятся четыре типа: линейная, линейно-функциональная, функциональная и матричная [5].

Линейная разновидность предполагает формирование отношений по иерархической схеме; функциональная - акцент на непосредственных служебных обязанностях; линейно-функциональная -ориентированность управления на интенсификацию связей между начальниками и подчиненными, а также сотрудниками, находящимися на одной ступени карьерной лестницы; матричная - подвижную систему управления, допускающую замену связующих элементов, то есть для интеграции нововведений в практику задействуются новые педагогические и административные кадры (на временной или постоянной основе), что в долгосрочной перспективе позволяет достигать более значительных результатов.

Одним из основных элементов деятельности, осуществляемой руководителем учебного заведения, выступает планирование, которое в большинстве случаев реализуется на базе анализа ситуации и совершения управленческого выбора. План, составленный менеджером, должен быть объективным, аргументированным и направленным на достижение определенной цели. Его содержание должно формироваться с учетом актуальных потребностей социума и государства.

К организационно-педагогическим условиям, создание которых представляется необходимым в современном вузе, следует отнести обеспечение студентов педагогами, обладающими высоким уровнем компетентности; использование стандартных и новаторских форм образования, труда и отдыха; доступность нужных трудов научного, методического и учебного характера; соответствие занятий по теоретическим и прикладным дисциплинам требованиям министерства и внутренним документам; соблюдение санитарных норм, предусмотренных федеральным законодательством; обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми в наше время информационными технологиями.

В управлении деятельностью учебного заведения большое значение имеет мониторинг - непрерывный контроль над протекающими процессами и задействованными в них объектами для соотнесения достигнутых результатов с исходными расчетами, прогнозами или предположениями. Среди значительного количества методов и технологий реализации подобного контроля Э.Ф. Зеер уделяет особое внимание наблюдению, объяснению, ситуативной проверке, различным формам опроса, осмыслению промежуточных или окончательных результатов реализуемой деятельности [5]. К базовым задачам мониторинга в профессионально-учебном процессе относятся следующие: определение основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты при освоении программы; внесение изменений в алгоритм управления образованием; приобретение сведений о навыках и умениях, сформированных у студентов; определение слабых мест в образовательном процессе учебного заведения. Выполнение перечисленных задач связано с поиском данных,

фиксированием состояния, в котором находится учебно-воспитательный процесс; опоре на эту информацию при совершении управленческого выбора.

В учебном заведении мониторинг реализует одну из ключевых функций - контролирующую, которая сочетается с рядом других: аналитической, моделирующей, прогностической, организационной. Практическая ценность контроля заключается в том, что с его помощью менеджер образования совершает управленческий выбор, а также вносит необходимые изменения в функционирование учебного заведения, в частности, воздействуя на сформировавшийся в коллективе психологический климат.

К основополагающим способам контроля в управленческой работе специалиста, руководящего учебным заведением, нужно отнести следующие: изучение документов, связанных с учетно-отчетной деятельностью; присутствие на занятиях, учебной и производственной практике студентов, мероприятиях воспитательного характера; промежуточную и предитоговую аттестацию студентов (в формате проверочных работ, устных опросов, «открытых» и «закрытых» тестов и т.д.); отчеты преподавателей о результатах выполняемой ими деятельности (учебной, методической, воспитательной, научной); осмысление статистических показателей, позволяющих судить об эффективности и перспективах учебно-воспитательного процесса и т.д.

В качестве базовых разновидностей контроля С.Я. Батышев позиционирует персональный, предметно-генерализующий и классно-генерализующий контроль (отслеживается деятельность педагогов, объединенных в одну группу).

В настоящее время существует ряд требований к выстраиванию контроля. По-видимому, главным требованием следует считать систематичность, предполагающую представленность результатов контролирующей деятельности в виде структурированного целого. Другим значимым условием выступает объективность, способствующая совершению адекватного управленческого выбора. Ее предпосылками выступают профессионализм лиц, реализующих контроль; грамотный подход к выбору объектов и сроков наблюдения; оперативная оценка итоговых данных. Кроме того, необходимо отметить такое требование, как гласность контроля, то есть открытость основных сведений о задачах, объектах, времени и результатах контролирующей деятельности. Современная УК предполагает персонификацию итогов контроля, то есть выделение сильных и слабых сторон функционирования образовательной организации с учетом вклада конкретных преподавателей. Человек, реализующий контролирующую деятельность, должен быть разумным, доброжелательным, справедливым, способным определять причинно-следственные связи, устанавливать главные тенденции обучения и воспитания на базе педагогического осмысления наблюдаемых процессов.

Будучи важной составляющей управленческой деятельности менеджера, контроль управления учебным заведением в то же время отличается высоким уровнем самостоятельности и включает в себя несколько взаимосвязанных стадий: формулирование целей и задач контролирующей деятельности; разработку сценария контроля; осмысление фактических данных с позиций педагогики и психологии; описание выводов и мер, направленных на повышение качества учебно-воспитательного процесса; донесение до преподавателей информации об итогах контроля; мониторинг исполнения директив и рекомендаций.

На реализацию содержания данных стадий влияет деятельность всего педагогического коллектива в целом и каждого преподавателя в отдельности. Следовательно, руководитель учебного заведения должен умело регулировать и распределять аудиторную и другую нагрузку своих подчиненных. Продуктивность учебно-воспитательного процесса находится в прямой зависимости от УК, от стремления менеджера образования сформировать в коллективе творческий, стимулирующий климат, от осознания каждым сотрудником ценности достигнутых результатов для него самого и для общества с государством.

С.Я. Батышев предлагает дифференцировать организованность и сплоченность. Первая рассматривается автором как значимое свойство коллектива работников, объединенных той или иной задачей, которое благоприятствует налаживанию эффективных межличностных контактов в ходе совместной работы [7]. Под сплоченностью же исследователь понимает существенную характеристику социально-педагогической группы, отражающую уровень психологической совместимости и духовного единства ее участников. Основой организованности выступает поведение сотрудников, а основой сплоченности - сложившиеся между ними отношения, выстраивание которых также входит в обязанности руководителя учебного заведения. При этом он должен грамотно чередовать различные типы воздействия (сотрудничество, давление, увещевание, стимулирование), от которых напрямую зависит степень мотивированности контролируемых им специалистов. В структуре УК руководителя учебного заведения немалая роль отводится созданию комфортной, насыщенной положительными эмоциями психологической обстановки, установлению психологического контакта между сотрудниками.

Следовательно, консолидации и повышению продуктивности педагогического коллектива в учебном заведении благоприятствуют следующие факторы: сотрудничество с подчиненными и формирование в коллективе творческого климата; преобладание положительных эмоций, способствующее непринужденному, естественному соблюдению морально-этических норм; принятие решений большинством голосов, в соответствии с демократическим принципом; профилактика межличностных конфликтов; обеспечение прав и свобод педагога; доброжелательные отношения между студентами; постоянное совершенствование педагогических навыков и т.д. Соблюдение данных условий в учебном заведении способствует формированию и развитию УК.

Выводы. С нашей точки зрения, наиболее перспективными методологическими подходами к развитию УК студентов, готовящихся проявить себя в области образовательного менеджмента, являются системный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный, антропологический и культурологический.

Последние два подхода реализуют ресурсы культуры, ориентированные на формирование человеческой личности. Данный потенциал составляет важнейшую специфику культуры, так как он позволяет воспроизводить Homo sapiens во всей его многогранности, во всем единстве диалектически связанных элементов. Уровень личностной культуры профессионала, - будущего или уже состоявшегося, - зависит от усвоения им культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями, и способности к обновлению существующей культурной традиции. Создаваемые людьми материальные ценности составляют внешний аспект культуры, ее оболочку, в то время как ее сущностью является раскрытие внутреннего потенциала самого человека, рассматриваемого в контексте культуры как существо, способное и призванное к непрерывному самосозиданию и самосовершенствованию. Главным критерием интеллектуально-нравственного уровня человека выступает его отношение к окружающим людям, неодушевленной реальности (природе, закону, искусству) и самому себе.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Павлова Е.В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1059-1061.

5. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О.А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80 с.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

7. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141-142.

Педагогика

УДК 796:015

доктор педагогических наук, доцент Сидоров Дмитрий Глебович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); кандидат медицинских наук, доцент Большев Андрей Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Игнатьев Павел Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИНАМИКА ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье исследовалась динамика объективных показателей функционального состояния организма с показателями качества жизни студентов в процессе формирования у студентов синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: функциональное состояния организма, качество жизни, синдром эмоционального выгорания у студентов.

Annotation. To article was investigated the dynamics of the objective indices of the functional state of organism with the indices of quality of the life of students in the process of formation in the students of the syndrome of emotional burning out.

Keywords: functional of the state of organism, the quality of life, the syndrome of emotional burning out in students.

Введение. Молодежь, как социальная группа составляет около трети населения планеты, наиболее подвержена кумулятивному эффекту воздействия стресс-факторов социума. Студенчество рассматривается в качестве специфической группы людей с общим социальным статусом и объединенных одним видом деятельности - учебой [4]. Вследствие высоких эмоционально-информационных нагрузок у студентов ростeт психоэмоциональное напряжение, связанное с психическим стрессом во время учебы, что является началом социальной дезадаптации, и этапом дезадаптации функционального состояния студентов [3]. Студенты не могут полноценно реализовать накопившуюся энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия, по мнению С.А Бабанова, начинает разрушать самого человека [1]. Процесс дезадаптации может проявиться в снижении успеваемости, нарушении учебной дисциплины и повышении заболеваемости студентов.

Следствием проявления психофизиологической и социальной дезадаптации у студентов является формирование, «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ). СЭВ («burnout») - это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия» [2]. Сформировавшийся СЭВ проявляется в резком ухудшении качества жизни человека и развитии невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Качество жизни (КЖ) является информативным показателем уровня психической и физической адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [5].

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют КЖ как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения». КЖ является информативным показателем уровня адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.