условий, позволяющих получить положительный эффект в этом направлении:
- обеспечение позитивной мотивации, понимания учащимися личностной и социальной значимости управленческой культуры;
- учет специфических личностных характеристик каждого из студентов в процессе формирования их собственного стиля профессиональной деятельности;
- восприятие преподавателями студентов в качестве субъектов культуры как в рамках учебной, так и в ходе внеучебной деятельности;
- стимулирование самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания личности будущих менеджеров образования;
- осуществление развития человекотворческого потенциала учащихся в рамках разнообразных видов деятельности.
Вышеуказанные условия могут быть использованы педагогами вузов в процессе формирования управленческой культуры будущих менеджеров образования.
Литература:
1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационнопредпринимательской деятельности//Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.
2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема//Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 2834.
3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.
4. Павлова Е. В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1059-1061.
5. Плотникова О. А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О. А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80с.
6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.
7. Пичугина, Е. В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, - № 4 (21 ) - 0,5 пл.
8. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. -С.141-142.
Педагогика
УДК: 373.1
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО
ПЕДАГОГА
Аннотация. Качество труда работников сферы образования складывается из множества культурных составляющих, включая профессиональную культуру, особенности взаимоотношений в команде, осознание общей и личной ответственности, уровень самодисциплины, взаимопомощи. Работники образования в наше время призваны выполнять единовременно задачи по наставничеству, творчеству и организации. Многофункциональность труда каждого педагога предопределяет многофункциональность труда всего состава педагогов учреждения.
Ключевые слова: управленческая культура, профессиональная педагогическая деятельность, подготовка специалистов в области управления, менеджер образования.
Annotation. The quality of work of educators consists of a set of cultural components, including professional culture, features of relationship in team, awareness of the shared and personal responsibility, level of self-discipline, mutual aid. Educators are called to carry out at a time tasks of mentoring, creativity and the organization presently. The multifunctionality of work of each teacher predetermines multifunctionality of work of all list of teachers of establishment.
Keywords: administrative culture, professional pedagogical activity, training of specialists in the field of management, the manager of education.
Введение. Результативность совместной деятельности педагогических работников находится в прямой зависимости от уровня их профессиональной культуры; специфики отношений, сложившихся в данном коллективе; осознания индивидуальной и общей ответственности, а также от межличностного взаимодействия в рамках выполнения своих служебных обязанностей. В наши дни и учитель, и преподаватель, и педагог дополнительного образования не только помогают учащимся получать новые знания, но и воспитывают, и руководят, и мотивируют. Наличие нескольких функций у каждого отдельно взятого педагога детерминирует многофункциональный характер деятельности всего профессионального сообщества.
На данном этапе общественного развития труд педагога должен быть дополнен управленческой составляющей, обогащён новой профессиональной культурой, которая базируется на нормах и правилах, принятых в управленческой среде. Подобная активность развивает личность, раскрывает её потенциал, интегрирует индивидуума в область экономического и социального взаимодействия с коллегами, задаёт уровень и вектор мотивации, влияет на индивидуальную систему ценностей. Другими словами, фактором, который во многом определяет содержание и статус управленческой культуры, является организационно-управленческий аспект деятельности менеджера образования. Чтобы конкретизировать специфику выстраивания у менеджеров образования управленческих компетенций и основанной на них культуры, рассмотрим особенности соответствующего аспекта деятельности менеджера образования.
Изложение основного материала статьи. Систематизация имеющихся определений и анализа организационно-управленческой деятельности (далее - ОУД) позволяет выделить наиболее значимые авторские подходы, в которых рассматриваемый вид деятельности исследуется в контексте производственных задач, стоящих перед трудовым коллективом, приводя к их качественной и своевременной реализации. Например, в работе А.Д. Даржания проводится анализ ОУД как «симбиоза» организационных и управленческих компетенций, как разновидности профессионального труда, сознательно нацеленного на создание условий для продуктивной совместной деятельности и контроль над её исполнением согласно целям и задачам данной организации [4].
Проанализировав ОУД в рамках социально-философского подхода, А.Ю. Шабайкин интерпретировал её как деятельность, приводящую к порядку в структуре и целенаправленных процессах коллективной деятельности людей, что требует координации их действий. По мнению данного автора, ОУД упорядочивает структуру и процессы управления, формируясь в контексте целенаправленной коллективной деятельности людей, на основе координации их действий [2]. Другой позиции придерживается В.В. Логинова, трактующая ОУД как принятие решений, представляющихся наилучшими в данной ситуации с учетом целей и ограничений, которые являются актуальными для предприятия [1]. Такие решения, выступающие результатом ОУД, обеспечивают успешную работу организации и ее подразделений. Исходя из сказанного, можно утверждать, что сутью ОУД выступает воздействие субъекта управления на объект данного процесса с целью получения обратной связи и планируемого эффекта, детерминируемого целями и задачами конкретного вида деятельности.
Данные намерения дают возможность с успехом осуществлять свою деятельность всему учреждению или его части.
На основе изложенного становится возможным определить принцип руководящего и организационного функционирования: влияние субъекта руководства на объект руководства для взаимодействия в достижении им результативных итогов, которые были установлены согласно целям и задачам определенного направления действий.
У Поповой Л.А. организационное и руководящее функционирование показывается как составляющая осуществления функций в сфере своей профессии. Такое функционирование сопровождается присутствием высокоразвитых характеристик в плане поведения, мотивации, интеллекта, личностных показателей, а также навыков, умений и знаний. Личностный рост такого плана дает возможность выпускнику должным образом проявлять себя не только в формате жизненного уклада, но и на поприще профессии. А уровень готовности специалиста к осуществлению функциональной деятельности в области управления и организации должен показать степень выработанности у него руководящих и организаторских компетенций [3].
Следует заметить, что руководящая и организационная функции в разработках ученых изучается на моделях, выстраиваемых сотрудниками сферы образования, кадрами социального направления, управленцами, директорами предприятий, волонтерами различных профессиональных групп и т.п.
Что же касается личностно-профессиональных свойств, то различные авторы выделяют следующие аспекты:
- качества личности, способствующие плодотворному развитию в профессиональной сфере /Черных А.И., Благова О.В., Ясько Б.А., Окулич-Казарин В.П., Зарубина Е.М., Хорошун К.В., Миненко В.Г., Морусов А.А., Куликова Е.В./;
- качества личности, способные к взаимопроникновению в различные сферы влияния (взгляды, талант, знания, ценности, умения, побуждения, навыки и пр.) /Козлов А.В., Зарубина Е.М., Сторожева О.И., Кисилева Л.Г. и пр./;
- наработанная практика в области педагогики (квалификационные характеристики, стаж, заслуги, звания, награды и пр.) / Фрэнсис Д., Вудкокк М., Островский А.В., Пригожин И./;
- личностные особенности, свойства (качества лидера, интеллектуальность, творчество, собственные возможности и потенциал, т.п.) /Заславская О.Ю., Ясько Б.А., Ажимов З.Р., Окулич-Казарин В.П., Гончаров В.В. и т.п./;
- научная область, на базе которой педагог эффективно осуществляет свою работу /Карпов А.В., Горбачев А.А., Иванов В.В. и пр./;
- способности к общению (сущностно-организаторские, побудительно-распорядительные, процессуально-образующие, аналитико-корригирующие) /Щедровицкий Г.П., Еремин Ю.В., Языкова Н.В., Сеитова Р.С., Ломакина О.Е. и пр./;
- комплекс требуемых для реализации функционально ориентированных инициатив в рамках профессии /Попова О.В., Ильина И.В., Шамина Н.П./;
- одаренность /Ширшова И.А., Сидоровский К.Ю., Фефелова В.Н., Ценч Ю.С., Суранов В.Г.и т.д./;
- состояние готовности в профессии и умение оперировать знаниями в данной профессиональной сфере /Усачева О.В., Бояцис Р., Сергейчук А.В., Зимина Е.Ю., Панарин А.И. и пр./.
Следует указать, что на основу организационных и руководящих навыков и умений оказывает воздействие непосредственно психология педагогического работника, в частности высокий уровень способности отвечать за итоги деятельности в профессии, коллективные дела соратников по профессиональному поприщу, изобретательское отношение к созданию и руководству на момент выполнения заданных условий в профессии, нюансы общения на момент осуществления организационных и руководящих дел, пр.
Остается бесспорным то, что организаторский и руководящий типы работы - только часть механизма всего профессионального функционирования работника. Это предписывает необходимость
сформировавшихся в полной мере умений, побуждений, навыков, особенностей личности, ее поведения, знаний, что позволяет руководителю эффективно формировать и развивать именно это направление своей работы в профессии.
Данное видение организационных и руководящих действий дает возможность сделать вывод, что готовность педагогического работника к данному функционированию напрямую зависит от методики формирования специалистов в высших учебных заведениях.
Все изложенное выше дает возможность выразить мнение о том, что для менеджера в сфере образования культурная составляющая становится принципом улучшения организационной и руководящей работы, что изначально и есть его деятельность в профессиональной среде. Становление такой грани профессии наиболее полно должно происходить в рамках прохождения учебы в высшем учебном заведении.
Ведущие составляющие в методике руководящего труда работника сферы образования выделила Белая К.Ю.:
• аналитико-информационный - составление сведений (набор, оценка, разработка, сохранность) по главным составляющим;
• стимулирующе-направленный - постановка целевой направленности работы;
• схематично-прогностический - предопределение области первоочередного прогресса, воплощение запланированного в действии;
• организационно-реализующая - полное распоряжение в отношении улучшения функционирования согласно запланированным действиям;
• проверочно-аналитический - наблюдение и проверка в отношении главных векторов труда;
• корригирующе-регулирующий - усовершенствование и исправление по направляющим функционирования на конкретном этапе планирования [4].
Таким образом, профессиональная культура управленца в области образования как связующий критерий творческой составляющей поведенческого комплекса управленца в сфере образования и его действий создается в целостности и интеграции всех компонентов. Расширение эрудиции и мастерства в своей профессии отражает способность впитывать знания, реализовывать возможности для совершенствования интеллекта в руководящей сфере. Взгляды на окружающую действительность объясняют социальный подтекст личностной культуры руководителя. При этом возможности и способности указывают, насколько полным может быть практический и научный опыт специалиста в области управления.
Ряд таких специалистов как Симонов В.П., Шамова Т.И., Капто А.Е., Сергеева В.П., Капустин Н.П., Третьяков П.И., Петрова В.Н., Сысоева М.Е., Селиванов В.С., Моисеев А.М., Поташкин М.М., Плетнева Е.Н. и пр. посвятили свои основные труды методологии как предмету руководства образованием в профессиональной направленности, комплексными образовательными методиками, контролирующим управленческим основам (принципам, методам, задачам), наблюдению и контролю в областях образования по конкретным профессиональным направлениям и пр.
В теоретических основах педагогики терминологическое понятие «управление образованием» имеет определенные особенности:
- многоплановый организационный механизм, внутренняя часть которого подразделена на составляющие руководства образованием на уровне регионов, муниципалитетов и руководства собственно учреждениями в сфере образования;
- развитие или взаимодополняющая связь, образующая цикл действий, нацеленных на воплощение в жизнь постановлений по оптимизации, эффективизации и дальнейшему совершенствованию системы образования. Руководство образованием подразумевает составление плана; проведение мероприятий по организации; управление, направление и корректировку, которые позволяют заниматься и развивать деятельность в области основных образовательных процессов, стимулирующих постоянное самосовершенствование [3].
В ходе осуществления руководства учебным заведением просматриваются связанные между собой составляющие: побудительно-целевая, аналитико-информационная, схематично-прогностическая, проверочно-аналитическая, корригирующе-регулирующая, организационно-реализующая. Действие в области управления ведется только при наличии объекта - учреждения образования и происходящих в нем действий и субъекта - личности или объединения людей, коллектива.
Функционирование субъектов в учреждении образования ведется на базе ведущих позиций руководства: гуманизма и демократии в управленческом стиле педагогическими структурами; общности и упорядоченности руководства; эффективной комбинации коллегиальности, единства начала и централизованности; непредвзятости и опоры на законодательство, пр. Ввиду дальнейшего прогресса и введения инноваций в структуру образования наших дней нельзя не отметить такие задачи как создание новаторско-исследовательских площадок, консультирование в различных областях науки и пр.
В целях максимальной продуктивности вводимых инноваций в руководстве учреждениями образования требуется обеспечить следующее:
• активную деятельность самих педагогов и студентов в инновационных техниках;
• информационную поддержку и предоставление материальной базы для совершения действий в сфере руководства;
• обеспечение методической и научной литературой, материалами и денежными средствами для учреждений образования; обоснование необходимости и потребности в инновационном развитии;
• проведение необходимого контроля за внедрением просвещения и пр.
Выводы. В Российской Федерации вся система образования ориентирована на удовлетворение образовательных, научных, информационных потребностей личности и общества. Исходя из этого, ведущими действиями государства в руководстве образованием являются следующие:
а) формирование образовательных уровней, положений учреждений в сфере образования;
б) установление плана действий государства в сфере образования постановки целей, их первоочередности и пр.;
в) совершенствование законодательной базы в сфере образования на государственном уровне, отстаивание прав гражданина.
На основании всего вышеизложенного структура образования в Российской Федерации отражает следующие содержательные векторы:
а) обязательное проведение лицензирования и аккредитации на государственном уровне всех учреждений в сфере образования;
б) установление стандартов в области образования с целью отслеживания качества образовательных услуг;
в) детерминация содержания и формы образовательной системы в стране;
г) обеспечение данного государственного сегмента финансовой составляющей;
д) формирование атмосферы для прогресса в области образования, пр.
Руководство учреждениями в области образования на уровне государства и на местах ведется при четком следовании законам Российской Федерации, уставу учреждения с опорой на принципы «единого начала», коллегиальности, управления собственными силами (при формировании Советов учреждения образования, собраний коллектива, совета педагогов, ученых советов и пр.).
Литература:
1. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России, 2018. Т. 27. №11. С. 136-148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
2. Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Омск, 2008. 272 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-13/222.
3. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
4. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. 2017. №1 (18). С. 17.
Педагогика
УДК: 373.1
доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. С учетом появления у образовательных структур новых функций, нацеленности профессиональной школы на нравственный рост обучающихся и совершенствование их компетенций, наибольшим спросом в сфере образования пользуются не просто опытные учителя и преподаватели, а работники, способные изучать систему обучения и воспитания, разрабатывать сценарии управления педагогическим процессом, предлагать авторские личностно-ориентированные траектории работы с конкретными учащимися, совершать независимый выбор, реализовывать корректирующую и диагностическую функции.
Ключевые слова: управленческая подготовка, менеджер образования, механизмы педагогического менеджмента, сфера управления.
Annotation. Taking into account emergence in educational structures of new functions, aimings of vocational school at moral development of students and improvement of their competences, are in the greatest demand in education not just experienced teachers and teachers, and the workers capable to study the system of training and education, to develop scenarios of management of pedagogical process, to offer the author's personal focused trajectories of work with specific pupils, to make the independent choice, to realize the adjusting and diagnostic functions.
Keywords: administrative preparation, manager of education, mechanisms of pedagogical management, management sphere.
Введение. Трансформировавшийся социально-экономический контекст привел к положительным сдвигам в области образования, прежде всего профессионального. Одной из базовых черт, характерных для современной стадии эволюции образования, выступает обучение менеджеров образования (далее - МО). Для МО все более важную роль играют такие индивидуальные характеристики, как способность к постоянному совершенствованию, творческий потенциал, коммуникабельность, предпринимательские навыки, умение анализировать и предвидеть и т.д. Важнейшее место в процессе подготовки МО занимают педагогические действия, направленные на освоение школьниками или студентами необходимой информации по экономике, управлению, психологии и смежным дисциплинам.
В контексте инновационной эволюции отечественного образования, острой потребности в интеграции новых схем управления в практику учебных заведений, проблема педагогической подготовки в области управления становится весьма актуальной, поскольку она создает условия для улучшения образовательной среды, повышения уровня образовательных услуг, выстраивания наиболее продуктивного учебно-воспитательного процесса.
Изменения, имеющие место в российской политике и экономике в течение трех последних десятилетий, детерминировали необходимость приспособления отечественных компаний к трансформирующейся общественной реальности через поиск принципиально новых управленческих алгоритмов. Усиление профессиональных императивов обостряет проблему актуальности различных концепций педагогического менеджмента (далее - ПМ), которые в состоянии обеспечить целевую аудиторию необходимым объемом знаний, навыков и умений в рамках любой профессии и успешно реализовать другие закрепленные за ними функции. Современным учебным заведениям нужен новый тип руководителя (по манере поведения и подходу к управлению организацией, по личностным и профессиональным свойствам). Он должен обладать навыками стратегического мышления, оперативно принимать верные организационные решения, продуктивно взаимодействовать со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (администрацией,