Литература:
1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.
2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.
3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.
4. Павлова Е.В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1059-1061.
5. Плотникова О.А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О.А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80 с.
6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.
7. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. - С. 141-142.
Педагогика
УДК 796:015
доктор педагогических наук, доцент Сидоров Дмитрий Глебович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); кандидат медицинских наук, доцент Большев Андрей Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Игнатьев Павел Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ДИНАМИКА ВЛИЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье исследовалась динамика объективных показателей функционального состояния организма с показателями качества жизни студентов в процессе формирования у студентов синдрома эмоционального выгорания.
Ключевые слова: функциональное состояния организма, качество жизни, синдром эмоционального выгорания у студентов.
Annotation. To article was investigated the dynamics of the objective indices of the functional state of organism with the indices of quality of the life of students in the process of formation in the students of the syndrome of emotional burning out.
Keywords: functional of the state of organism, the quality of life, the syndrome of emotional burning out in students.
Введение. Молодежь, как социальная группа составляет около трети населения планеты, наиболее подвержена кумулятивному эффекту воздействия стресс-факторов социума. Студенчество рассматривается в качестве специфической группы людей с общим социальным статусом и объединенных одним видом деятельности - учебой [4]. Вследствие высоких эмоционально-информационных нагрузок у студентов ростeт психоэмоциональное напряжение, связанное с психическим стрессом во время учебы, что является началом социальной дезадаптации, и этапом дезадаптации функционального состояния студентов [3]. Студенты не могут полноценно реализовать накопившуюся энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия, по мнению С.А Бабанова, начинает разрушать самого человека [1]. Процесс дезадаптации может проявиться в снижении успеваемости, нарушении учебной дисциплины и повышении заболеваемости студентов.
Следствием проявления психофизиологической и социальной дезадаптации у студентов является формирование, «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ). СЭВ («burnout») - это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия» [2]. Сформировавшийся СЭВ проявляется в резком ухудшении качества жизни человека и развитии невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Качество жизни (КЖ) является информативным показателем уровня психической и физической адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [5].
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют КЖ как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения». КЖ является информативным показателем уровня адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [5].
Изложение основного материала статьи. Целью исследования является изучение динамики влияния показателей функционального состояния на показатели их качества жизни и формирования у них синдрома эмоционального выгорания на протяжении обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Установить динамику показателей функционального состояния организма студентов в течение трех лет обучения в вузе.
2. Определить динамику показателей физического и психологического компонентов качества жизни студентов в течение обучения в вузе.
3. Выявить динамику показателей сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания у студентов в течение обучения в вузе.
4. Оценить динамику влияния функционального состояния организма студентов в течение обучения в вузе на показатели качества их жизни и формирования синдрома эмоционального выгорания.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 441 студента с первого по четвертый курсы, из них 123 юношей и 318 девушек. Среди студентов первых курсов в исследовании приняли участи 54 (юн.) и 160 (дев.), вторых курсов - 51 (юн.) и 98 (дев.), третьих-четвертых курсов - 18 (юн.) и 60 (дев.). Физическое развитие (Фр) студентов определялось по показателям роста и веса, функциональное состояние организма (ФСО) оценивали по функциональным показателям сердечнососудистой системы: систолического артериального давления (САД), диастолического артериального давления (ДАД) и показателю адаптационного потенциала (АП) по методике Р.М. Баевского. Для определения напряжения ФСО использовали функциональный тест Карлайл (ТК). Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у студентов оценивался по методике В.В. Бойко. Качество жизни определялось по методике SF-36 по физическому и психологическому компонентам. Для анализа результатов исследования использовали методы дисперсионного и корреляционного анализа статистической обработки программы Statistica 6.1.
Результаты и их обсуждение. Средний возраст студентов (юн.) первого курса составил 18,50±0,30 лет при росте - 178,27±1,02 см и весе - 66,08±0,67 кг. Показатели САД - 113,88±1,01 мм рт.ст., ДАД - 70,44±1,08 мм рт.ст. Показатель АП - 1,29±0,01, что свидетельствует о достаточно высоком уровне ФСО. Показатель ТК
- 66,11±1,11, констатирует факт о низком уровне напряжения ФСО при физических упражнениях.
Средний возраст студентов (юн.) второго курса составил 18,88 лет, средний рост - 178,52±1,18 см при весе - 67,85±0,67 кг. Показатели САД - 114,70±0,92 мм рт.ст., ДАД - 70,29±0,95 мм рт.ст. Показатель АП -1,34±0,02, что свидетельствует о достаточно высоком ФСО. Показатель ТК - 65,47±1,27, констатирует факт о низком уровне напряжения ФСО при физических упражнениях.
Средний возраст студентов (дев.) первого курса составил 17,65±0,11 лет, средний рост - 166,65±0,45 см при весе - 56,84±0,58 кг. Показатели САД - 114,40±0,71 мм рт.ст., ДАД - 70,56±0,55мм рт.ст. Показатель АП
- 1,28±0,01, что свидетельствует о достаточно высоком ФСО. Показатель ТК - 67,56±0,63, констатирует факт о низком уровне напряжения функциональных систем организма (ФСО) при физических упражнениях.
Средний возраст студентов (дев.) второго курса составил 18,26±0,08 лет, средний рост - 168,21±0,63 см при весе - 58,02±0,81 кг. Показатели САД -115,20±0,56 мм рт.ст., ДАД - 71,53±0,67 мм рт.ст. Показатель АП
- 1,28±0,01, свидетельствует о достаточно высоком ФСО. Показатель ТК - 68,63±0,61, констатирует факт о низком уровне напряжения ФСО при физических упражнениях.
Средний возраст студентов (юн.) третьих-четвертых курсов составил 20,11±0,19 лет, при росте -179,50±1,45 см и весе - 71,33±1,85 кг. Показатели САД - 110,00±1,98 мм рт.ст., ДАД - 65,00±1,21 мм рт.ст. Показатель АП - 1,32±0,03, что свидетельствует о достаточно высоком уровне ФСО. Показатель ТК -67,33±2,14, констатирует факт о низком уровне напряжения ФСО при физических упражнениях.
Средний возраст студентов (дев.) третьих-четвертых курсов составил 19,91±0,05 лет, средний рост -166,85±0,94 см при весе - 52,80±0,82 кг. Показатели САД - 112,50±0,93 мм рт.ст., ДАД - 70,65±0,86 мм рт.ст. Показатель АП - 1,31±0,01 и свидетельствует о достаточно высоком ФСО. Показатель ТК - 65,10±1,26, констатирует факт о низком уровне напряжения ФСО при физических упражнениях.
Динамика показателей «физического компонента здоровья, (PH)» у студентов (юн.) отрицательная: на первом курсе показатель составил 84,16±14,44, что значительно превышает показатели у студентов (дев.); на втором курсе у студентов (юн.) отмечено снижение показателя до 79,45±2,0; к третьему-четвертому курсу данный показатель значительно ниже, чем у студентов (дев.) - 75,66±5,95.
Динамика показателей «физического компонента здоровья, (PH)» у студентов (дев.) свидетельствует о возрастании с первого курса 77,09±1,15 до 78,01±1,40 на втором курсе и увеличении до - 84,30±1,49 на третьем-четвертом курсе.
Аналогичная тенденция отмечается и по показателям «психологического компонента здоровья, MHs». Так у студентов (юн.) отмечается отрицательная динамика «психологического компонента здоровья, MHs». У студентов (дев.) установлена положительная динамика показателя по первому курсу - 59,42±1,14, второму курсу - 63,82±1,94 и третьему курсу - 69,43±1,12 соответственно.
В первой фазе формирования СЭВ - фазе напряжения (ФН) по В.В. Бойко происходит напряжение психологических защит личности, приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний; все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода. Так, показатели сформировавшейся фазы напряжения СЭВ по курсам у студентов (юн.) и у студентов (дев.) следующие: первый курс - 88,88% у юношей и 90,0% у девушек; второй курс - 88,23% (юн.) и 82,65% (дев.) и; третий курс - 100% (юн.) и 76,66% (дев.).
Вторая фаза СЭВ - резистенция (ФР СЭВ), в которой «выгорающий» человек не может сам понять причину нарастающей в нем волны раздражения. В фазе резистенции возможности для учебы в обычном режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям. Так, показатели сформировавшейся ФР СЭВ по курсам у студентов (юн.) и студентов (дев.) следующие: первый курс - 11,11% у юношей и 8,12% у девушек и; второй курс - 5,88% (юн.) и 14,28% (дев.); третий курс - 0% (юн.) и 11,66% (дев.).
Третья фаза СЭВ - истощение (ФИ СЭВ), на этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. Показатели сформировавшейся ФИ СЭВ по курсам у студентов (юн.) и студентов (дев.)
следующие: первый курс - и 0% у юношей и 1,87% у девушек; второй курс - 5,88% (юн.) и 3,06% (дев.); третий курс - 0% (юн.) и 11,66% (дев.).
Показатели физического компонента здоровья качества жизни студентов (юн.) первого курса имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр и ФСО: показатель gh коррелирует с показателями Фр (весом) и ФСО (САД, ДАД, показателями ТК и АП); показатель pf коррелирует с показателями ФСО (САД, ТК и АП); показатель Ьр коррелирует с показателями ФСО (САД, ДАД и АП); показатель РН коррелирует с показателями САД и АП. Показатели психологического компонента здоровья КЖ студентов (юн.) имеют ряд значимых корреляционных связей показателями Фр и ФСО. Показатель «ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием, ге» коррелирует с показателями ДАД и АП; показатель sf коррелирует с показателем ТК; показатель «жизненной активности, уЬ> коррелирует с показателями Фр, САД и ДАД. Показатели ФН СЭВ имеют значимые корреляционные связи с показателями ФСО (ДАД и АП); показатели ФИ СЭВ - с показателем АП. Показатели физического компонента здоровья качества жизни имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель gh коррелирует с показателем ФН; показатель pf коррелирует с показателем ФИ; показатель Ьр коррелирует с показателем ФН. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель ге коррелирует с показателями ФР и ФИ; показатель sf коррелирует с показателями ФН, ФР и ФИ; показатель V коррелирует с показателями ФН; показатель «психического здоровья, тЬ> и МН коррелирует с показателями ФН, ФР и ФИ.
Показатели физического компонента здоровья КЖ студентов (дев.) первого курса имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр и ФСО: показатель «общее состояние здоровья, gh» коррелирует с показателями ФСО (САД, ДАД и АП); показатель «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, гр» коррелирует с САД и ДАД; показатель «интенсивность боли, Ьр» коррелирует с показателем Фр (весом), показатель «физического компонента здоровья РН» коррелирует с показателями САД, ДАД. Показатели ФН СЭВ имеют значимые корреляционные связи с показателями ФСО (САД и АП); показатели ФР и ФИ СЭВ - с показателями Фр. Показатели физического компонента здоровья КЖ студентов (дев.) имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель gh коррелирует с показателями ФН и ФР; показатель «физическое функционирование, р& коррелирует с показателями ФИ; показатель Ьр коррелирует с показателями ФР и ФИ; показатель РН коррелирует с показателями ФР и ФИ. Показатели психологического компонента здоровья КЖ также имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель «социального функционирования, sf» коррелирует с показателями ФР и ФИ; показатель «психологического компонента здоровья, МНз» коррелирует с показателями ФН, ФР и ФИ.
Показатели физического компонента здоровья КЖ студентов (юн.) второго курса имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр и ФСО: показатель gh коррелирует с показателями АП; показатели pf и гр коррелируют с показателем ДАД; показатель Ьр коррелирует с показателем ТК. Показатели психологического компонента здоровья КЖ МН коррелирует с показателями ТК. Показатели ФИ СЭВ коррелируют с показателями АП. Показатели физического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: gh коррелирует с показателями ФН, ФР и ФИ; показатели Ьр и РН коррелируют с показателем ФР. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатели ге, sf, mh и МН коррелируют с показателями ФН, ФР и ФИ.
Показатели физического компонента здоровья КЖ студентов (дев.) второго курса имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр и ФСО: показатель гр коррелирует ТК и АП; показатель РН коррелирует с Фр и ТК. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи: показатель V коррелирует с показателями ФСО (САД и ТК); показатели mh и МН коррелирует с показателем ТК. Показатели ФН СЭВ имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр (ростом, весом) и АП; показатели ФР коррелирует с САД. Показатели физического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель gh коррелирует с показателями ФИ; показатель РН коррелирует с показателями ФР и ФИ; показатель гр коррелирует с показателем ФИ; показатель РН коррелирует с показателем ФИ. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатели ге, sf и МН коррелируют с показателями ФН, ФР, ФИ; показатель mh коррелирует с показателями ФН и ФИ.
Показатели физического компонента здоровья КЖ студентов (юн.) третьего курса имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр и ФСО: показатель pf коррелирует с показателем АП; показатель гр коррелирует с показателем ТК и АП; показатель Ьр коррелирует с показателями САД и ДАД; показатель РН коррелирует показателем ТК. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют ряд значимых корреляционных связей с показателями Фр и ФСО: показатель ге коррелирует с показателем АП; показатель V коррелирует с показателями Фр и АП; показатель mh коррелирует с Фр и АП; показатель МН коррелирует с показателем АП. Показатели ФН СЭВ имеют значимые корреляционные связи с показателями ФСО (ДАД и ТК); показатели ФИ - с показателями ФСО (ДАД и ТК). Показатели физического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель РН коррелирует с показателями ФИ. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатели sf и МН коррелирует с показателями ФР.
Показатели физического компонента здоровья КЖ студентов (дев.) третьего курса имеют значимые корреляционные связи с показателями Фр и ФСО: показатель gh коррелирует с показателями ФСО (САД, ДАД и АП); показатель гр коррелирует с показателями Фр (весом) и ДАД. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют ряд значимых корреляционных связей: так показатель ге коррелирует с показателями ФСО (САД, ДАД и АП). Показатель mh коррелирует с показателями ФСО (САД, ТК и АП). Показатель МН коррелирует с показателем ДАД. Показатели ФН СЭВ имеют значимые корреляционные связи с показателями ФСО (САД и АП); показатели ФР - с показателями ФСО (САД и ДАД); показатель ФИ - с показателем ДАД. Показатели физического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель гр коррелирует с показателем ФР. Показатели психологического компонента здоровья КЖ имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатели ге и sf коррелируют с показателями ФН и ФИ; показатель V коррелирует с показателями ФИ.
Таким образом, прослеживается динамика влияния функционального состояния организма на показатели качества жизни и синдрома эмоционального выгорания у студентов:
- количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и ФСО у студентов (юн.) первого курса выявлено 17, из них с физическим компонентом здоровья - 10; второго курса - 6 (4), третьего курса - 10 (6), что свидетельствует о резком снижении влияния показателей КЖ на ФСО у студентов к третьему курсу;
- количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и ФСО у студентов (дев.) первого курса выявлено 5, из них с физическим компонентом здоровья - 5; второго курса - 8 (3), третьего курса -11 (4), выявили возрастающее влияние психического компонента здоровья КЖ на ФСО к третьему курсу;
- количество значимых корреляционных связей между показателями СЭВ и ФСО у студентов (юн.) первого курса выявлено 3, из них с ФН - 2, с ФИ СЭВ - 1; у второго курса - 1 значимая корреляционная связь с ФИ СЭВ; третьего курса - 4, с ФН и ФИ СЭВ - 2, что свидетельствует о недостаточной роли влияния СЭВ на показатели ФСО у студентов (юн.);
- количество значимых корреляционных связей между показателями СЭВ и ФСО у студентов (дев.) первого курса выявлено 2, из них с ФН СЭВ - 2; у второго курса - 2, из них с ФН и ФР СЭВ - 1; третьего курса - 5, с ФН и ФР - 2 и с ФИ СЭВ - 1, что свидетельствует о повышении влияния СЭВ на показатели ФСО у студентов (дев.) к третьему курсу;
- количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и СЭВ у студентов (юн.) первого курса выявлено 14, из них: с физическим компонентом КЖ - 3, психическим компонентом КЖ - 11, с ФН СЭВ - 6, с ФР - 4, ФИ - 4; у студентов (юн.) второго курса количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и СЭВ выявлено 20, из них: с физическим компонентом КЖ - 5, психическим компонентом КЖ - 15, с ФН СЭВ - 6, с ФР - 8, ФИ - 6; третьего курса количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и СЭВ выявлено 4, из них: с физическим компонентом КЖ - 1, психическим компонентом КЖ - 3, с ФН СЭВ - 0, с ФР - 3, ФИ - 1. Полученные данные свидетельствуют о значимости роли психического компонента КЖ в формировании СЭВ на первом и втором курсах и значительном снижении данного влияния к окончанию третьего курса;
- количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и СЭВ у студентов (дев.) первого курса выявлено 12, из них: с физическим компонентом КЖ - 7, психическим компонентом КЖ - 5, с ФН СЭВ - 2, с ФР - 6, ФИ - 6; у студентов (дев.) второго курса количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и СЭВ выявлено 15, из них: с физическим компонентом КЖ - 6, психическим компонентом КЖ - 9, с ФН СЭВ - 4, с ФР - 3, ФИ - 8; третьего курса количество значимых корреляционных связей между показателями КЖ и СЭВ выявлено 6, из них: с физическим компонентом КЖ - 1, психическим компонентом КЖ - 5, с ФН СЭВ - 2, с ФР - 1, ФИ - 3. Полученные данные свидетельствуют об увеличении роли психического компонента КЖ в формировании СЭВ к окончанию третьего курса.
Выводы. Исследование показателей ФСО у студентов (юн.) и студентов (дев.) на протяжении трех лет обучения в вузе свидетельствует о положительной динамике здоровья и низком уровне напряжения функциональных систем организма при физических упражнениях:
- установлена отрицательная динамика показателей физического и психологического компонентов здоровья КЖ у студентов (юн.) и положительная динамика у студентов (дев.) к третьему курсу;
- определен высокий уровень сформированности ФН СЭВ у студентов (юн.) и студентов (дев), в тоже время, у студентов (юн.) отмечается снижение уровня сформированности ФР, а у студентов (дев.) установлена тенденция на снижение ФН к третьему курсу, при этом, значительно повышается уровень сформированности ФИ;
- выявлено повышение роли влияния психологического компонента здоровья КЖ на ФСО у студентов (дев.) к третьему курсу и достоверное снижение этого влияния у студентов (юн.);
- установлено снижение влияния СЭВ на показатели ФСО у студентов (юн.), в тоже время, у студентов (дев) отмечается повышение данных показателей к третьему курсу;
- оценена важность роли психологического компонента КЖ, влияющая на формирование СЭВ на первом и втором курсах у студентов, снижение к третьему курсу данного влияния у студентов (юн.), и увеличение влияния психологического компонента КЖ на формировании СЭВ к третьему курсу у студентов (дев.).
Литература:
1. Бабанов, С.А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] / С.А. Бабанов // Справочник поликлинического врача. - 2010. - №1. - С. 12-16. - Режим доступа: http://http://con-med.ru/pics/File/SPV1 (2010)_low.pdf
2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. -СПб., - 1999. - 434 с.
3. Браун, Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой. / Т.П. Браун - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 3. - 2007. -C. 20-26.
4. Капланова, М.Т., Федин, М.А. Оценка качества жизни как показатель уровня адаптации студентов I и V курсов медицинского вуза // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-8.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17660 (дата обращения: 05.11.2018).
5. Соснин, В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры / В.П. Соснин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.; URL: http://www.scince-education.ru./ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 07.04.2019).
Педагогика
УДК 371
доцент кафедры применения подразделений специального назначения Скрынников Николай Павлович
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище (г. Рязань)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОФИЦЕРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация. В статье приводится анализ содержания духовных и нравственных ценностей офицера в контексте исторического развития. Дается обоснование актуальности изучаемой проблемы, связанной с необходимостью достижения богатой духовности современного офицера в конкретных общественно-исторических условиях. Изучены и описаны сущностные характеристики духовных и нравственных ценностей военнослужащего, проанализированы основные этапы развития процесса духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Конкретизировано духовное наследие в рамках предмета исследования. Описаны группы духовных и нравственных ценностей современного офицера, основные проблемные вопросы, связанные с их формированием.
Ключевые слова: духовные ценности, нравственные ценности, этические добродетели, офицер, мировоззрение. Нравственная подготовка, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.
Annotation. The article provides an analysis of the content of the spiritual and moral values of the officer in the context of historical development. The author substantiates the relevance of the problem under study, related to the need to achieve the rich spirituality of a modern officer in specific socio-historical conditions. Studied and described the essential characteristics of the spiritual and moral values of the serviceman, analyzed the main stages of development of the process of spiritual and moral education of military personnel. The spiritual heritage is specified in the framework of the subject of research. The groups of spiritual and moral values of a modern officer, the main problematic issues associated with their formation are described.
Keywords: spiritual values, moral values, ethical virtues, officer, worldview. Moral preparation, spiritual and moral education, spiritual culture.
Введение. Формирование нравственных ценностей офицеров во все времена признавалось как необходимое звено в целостной системе военно-педагогической подготовки военнослужащего.
Духовно-нравственные ценности как предмет изучения данной статьи представляет собой особо значимую область развития профессиональной компетентности офицера, а также инструмент формирования его духовно- ориентированного сознания. Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с необходимостью обеспечить надежную нравственную основу деятельности «новой» армии Российской Федерации.
В современных исторических условиях появляется потребность формирования актуальной мировоззренческо - идеологической системы сознания офицеров, основу которой составит совокупность знаний и представлений о нравственных ценностях и устоях Российской армии, усвоение сводов и уставов, а также реализация общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностей в соответствии с направлениями реформирования армии в целом.
Изложение основного материала статьи. Исследователи данной проблемы (Алехин И.А., Штоппель А.А. и др.) подчеркивают важность формирования «духовной культуры и нравственной чистоты военных руководителей» [1, С. 17], обращая внимание на изменение роли военных организаций в системе общественно-политических отношений современного государства.
Изучение духовно-нравственных ценностей офицера в историческом контексте, прослеживание специфических особенностей их развития и способов воспитания в разных исторических условиях, позволит обобщить накопленный опыт и конкретизировать как традиционные ценности русского воина, так и определенные этические добродетели современного офицера, без которых становится невозможным добросовестное выполнение воинского долга.
К основным задачам работы мы относим:
- рассмотреть сущностные характеристики понятия «духовно-нравственные ценности»;
- выявить основные виды и специфику духовно- нравственных ценностей в разные исторические периоды;
- рассмотреть своеобразие современных требований к нравственной подготовке офицера, проанализировать ее показатели.
Современная трактовка морально-нравственных ценностей (по Ососкову Г.В. и др.) подчеркивает их системный характер и историческую обусловленность, а также их положительное влияние в развитии мировоззрения офицера [7, С. 295].
Рассматривая вопрос о сущности духовных и нравственных ценностей российского офицера, мы сделали ряд выводов:
1. Данный теоретический концепт представляет собой некий фундамент внутреннего мира человека, ядро его личности, регулирующее всю совокупность его чувств, отношений и поступков. Это своеобразная «система координат», определяющая степень возможных действий человека во взаимоотношениях с людьми, отношений к профессиональной деятельности на основе правильного соотношения категорий «добра-зла», «хорошего - плохого», «чести - бесчестия», совести, долга, уважения, порядочности и т.д.
2. Данные ценности развиваются в течение жизни человека, становясь результатом воспитательной деятельности, как семьи, так и целого ряда других социальных институтов.
3. Духовные и нравственные ценности напрямую влияют на качество выполняемой профессиональной деятельности, так как именно они составляют основу правильной мотивации и формирования боевого духа военнослужащего. Профессиональная деятельность, которая реализуются в соответствии с духовно-нравственной направленностью личности, будет иметь высокий коэффициент социальной значимости, а также составлять основу внутренней «исполненности» самого офицера.
4. К наиболее значимым этическим добродетелям военнослужащих относят: профессиональный долг и честь, честность, патриотизм, ответственность и порядочность.
На рисунке 1 представлены основополагающие добродетели офицеров.