Научная статья на тему 'Влияние синдрома эмоционального выгорания на показатели качества жизни студентов'

Влияние синдрома эмоционального выгорания на показатели качества жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / SYNDROME OF EMOTIONAL EXHAUSTION / THE QUALITY OF THE LIFE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидоров Дмитрий Глебович, Большев Андрей Сергеевич, Сидорова Ольга Викторовна

В статье анализируются основные показатели формирования синдрома эмоционального истощения и качества жизни студентов, описывается влияние сформированной фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания на качество жизни студентов первого курса, описаны уровни и основные направления влияния сформированности фаз напряжения, резистенции и истощения на физический и психологический компоненты качества жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидоров Дмитрий Глебович, Большев Андрей Сергеевич, Сидорова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influences of the Syndrome of Emotional Burning out on Indicators of Students’ Quality of Life

The article analyzes the basic indices of molding of the syndrome of emotional exhausttion and quality of the life of students are analyzed, the influence of the formed phase of stress on the quality of the life of the students of the first course is described, describes the levels and basic directions of the influence of the formation of the phases of stress, resistance and exhaustion on the physical and psychological components of the quality of the life of students.

Текст научной работы на тему «Влияние синдрома эмоционального выгорания на показатели качества жизни студентов»

Д. Г. Сидоров, А. С. Большее, О. В. Сидорова

УДК 796:015

ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

молодежь как социальная группа составляет около трети населения планеты, наиболее подвержена кумулятивному эффекту воздействия стресс-факторов социума. Университетская среда оказывает влияние на процесс социальной и психофизической адаптации студентов. Вследствие высоких эмоционально-информационных нагрузок у студентов растет психоэмоциональное напряжение, связанное с психическим стрессом во время учебы, что является началом социальной дезадаптации и этапом дезадаптации функционального состояния студентов [3]. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам стресса. Студенты не могут полноценно реализовать накопившуюся энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия, по мнению С. А. Бабанова, начинает разрушать самого человека [1]. Процесс дезадаптации может проявиться в снижении успеваемости, нарушении учебной дисциплины и повышении заболеваемости студентов. Число студентов с невротическими расстройствами в последние десятилетия значительно увеличилось.

Уровень психофизической культуры современной молодежи за время обучения в вузе постоянно снижается, что обусловлено, с одной стороны, резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, а с другой стороны, низким уровнем оснащенности студентов здоровьесохраняющими технологиями, позволяющим им преодолевать стрес-

совые ситуации. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом, эмоциональная неустойчивость, происходит снижение самооценки, наблюдаются тревога и вегетативные расстройства. Стрессам, связанным с трудностями поддержания нормального образа жизни и приводящим к эмоциональному истощению студентов, способствует молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Такое состояние студентов носит название синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). СЭВ - это специфическая реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия стрессов средней интенсивности, проявляющаяся в симптомах эмоционального, умственного истощения, которая, в конечном итоге, приводит к ухудшению качества жизни.

Эмоциональное выгорание играет важную роль в жизни обучающихся студентов [5; 9], однако сфера эмоциональных и ценностных запросов молодежи оказывается вне воспитательного влияния; не востребована должным образом инициатива студентов в достижении личного успеха и материального благополучия; не выявлены эффективные привлекательности здорового образа жизни, в полной мере не реализуются механизмы профессионального становления личности студентов и т. д.

По данным многолетних исследований выявлено, что для 67 % студентов СЭВ является одной из причин невозможности обучаться и успешно закончить учебное заведение. Среди различных причин, предшествующих формированию СЭВ у обучающихся студентов, отмечают личную перегрузку (49 %); внешние влияния (24 %); отсутствие внутренней мотивации (13 %) [10].

В научной литературе отмечено, что от 51 % до 70,5 % пациентов с невротическими заболеваниями - это лица в возрасте 19-25 лет [8], около 19 % студентов первого курса имеют невротические расстройства [6]. Следствием проявления психофизиологической и социальной дезадаптации у студентов является формирование синдрома эмоционального выгорания.

Как считает В. В. Бойко, СЭВ - это «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия» [2]. Сформировавшийся СЭВ проявляется в резком ухудшении качества жизни человека и развитии невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, социальные, интеллектуальное состояние.

Качество жизни является информативным показателем уровня психической и физической адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [7], объективным показателем физического и функционального состояния студентов является уровень здоровья [4]. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют качество жизни как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения». Качество жизни является информативным показателем уровня адаптации к специфическим условиям труда и образа жизни студенческой молодежи [7]. Показатели СЭВ и качества жизни рассматриваются нами в качестве информативных показателей психофизической и социальной адаптации студентов в процессе обучения в вузе.

Целью исследования является изучение влияния формирования синдрома эмоционального выгорания на качество жизни студентов.

Задачи исследования:

1. Определить показатели сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания у студентов.

2. Оценить показатели физического и психологического компонентов качества жизни студентов.

3. Выявить влияние формирования синдрома эмоционального выгорания на физический и психологический компоненты качества жизни.

В исследовании приняли участие 160 студентов-девушек и 54 студента-юноши первого курса. Качество жизни студентов исследовали с использованием методики 8Б-36. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у студентов оценивался по методике В. В. Бойко. Для анализа результатов исследования использовали методы дисперсионного и корреляционного анализа статистической обработки программы 81аЙ8йса 6.1.

Средний возраст у студентов-юношей первого курса составил 18,50+0,30 лет, средний рост - 178,65+1,02 см, при весе 66,08+0,67 кг. Средний возраст у студентов-девушек первого курса составил 17,65+0,11 лет, средний рост - 166,65+0,45 см при весе 56,84+0,58 кг. В первой фазе формирования СЭВ - фазе напряжения (ФН), по В. В. Бойко, происходит напряжение психологических защит личности, приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Так, показатели сформировавшейся фазы напряжения СЭВ по курсам: у студентов первого курса юношей - 88,88 %, у девушек - 90,0 %.

Вторая фаза СЭВ - резистенция (ФР), в которой «выгорающий» человек не может сам понять причину нарастающей в нем волны раздражения. В фазе резистенции возможности для учебы в обычном режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям. Так, показатели сформировавшейся ФР СЭВ по курсам у студентов-юношей и студентов-девушек следующие: первый курс - 11,11 % у первых и 8,12 % у вторых.

Третья фаза СЭВ - истощение (ФИ), на этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. Показатели сформировавшейся ФИ СЭВ по курсам: у юношей первого курса - 0 %, у девушек - 1,87 %.

Показатель «физического компонента здоровья (РН)» у студентов-юношей составил

1

14

84,16+14,44, что значительно превышает показатели у студентов-девушек. При этом «общее состояние здоровья, £Ь» - 74,16+2,43; «физическое функционирование, р1>> -95,00+1,56; «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, гр» -91,66+2,80; «интенсивность боли, Ьр» -75,83+4,13.

Показатель «физического компонента здоровья, (РН)» у студентов-девушек составил 77,09+1,15. При этом «общее состояние здоровья, £Ь» - 68,73+1,35; «физическое функционирование, р1>> - 89,09+1,26; «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, гр» - 80,31+2,25; «интенсивность боли, Ьр» - 70,97+2,00.

Аналогичная тенденция отмечается и по показателям психологического компонента здоровья: так, показатель «психологического компонента здоровья, М№» у студентов-юношей составил 67,50+1,41, а у студентов-девушек - 59,42+1,14. Показатель «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, ге» у студентов-юношей определен у 73,22+3,47, а у студентов-девушек - 57,59+2,46. Показатель «социальное функционирование, 81» у студентов-юношей выявлен у 59,77+2,66, у студентов-девушек - 58,56+1,81. Показатель «жизненная активность, уЬ> у студентов-юношей установлен у 70,55+2,39; у студентов-девушек - 63,62+1,52; показатель «психическое здоровье, тЬ» у студентов-юношей составил 66,44+2,15, а у студентов-девушек - 63,95+ 1,39.

Показатели физического компонента здоровья качества жизни у студентов-юношей первого курса имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель «общее состояние здоровья, коррелирует с показателем фазы напряжения (г=0,39); показатель «физическое функционирование, р1>> коррелирует с показателем фазы истощения (г=0,29); показатель «интенсивность боли, Ьр» коррелирует с показателем фазы напряжения (г=0,32). Показатели психологического компонента здоровья качества жизни у студентов-юношей имеют значимые кор-

реляционные связи с показателями СЭВ: показатель «ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием, ге» коррелирует с показателями фазы резис-тенции (г=-0,39) фазы истощения (г=-0,44); показатель «социального функционирования, 81» коррелирует с показателями фазы напряжения (г=0,40), резистенции (г=0,74) и фазы истощения (г=0,51); показатель «жизненной активности, VI» коррелирует с показателями фазы напряжения (г=0,51); показатель «психического здоровья, тЬ» коррелирует с показателями фазы напряжения (г=0,40), резистенции (г=0,51) и фазы истощения (г=0,48); показатель «психологического компонента здоровья, М№» коррелирует с показателями фазы напряжения (г=0,51) и фазы резистенции (г=0,37).

Показатели физического компонента здоровья качества жизни у студентов-девушек имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель «§Ъ» коррелирует с показателями фаз напряжения (г=-0,23) и резистенции г=-0,21) СЭВ; показатель «физическое функционирование, р1>> коррелирует с показателями фазы истощения (г=-0,21); показатель «Ьр» и «РН» коррелируют с показателями фаз резистенции (г=-0,39 и г=-0,26) и истощения (г=-0,19 и г=-0,17) СЭВ. Показатели психологического компонента здоровья качества жизни также имеют значимые корреляционные связи с показателями СЭВ: показатель «социального функционирования, 81» коррелирует с показателями фаз резистенции (г=-0,21) и истощения (г=-0,20) СЭВ; показатель «психологического компонента здоровья, М№» коррелирует с показателями фаз напряжения (г=-0,26), резис-тенции (г=-0,40) и истощения (г=-0,26) СЭВ.

Таким образом, количество значимых корреляционных связей между показателями качества жизни и синдромом эмоционального выгорания у студентов-юношей первого курса выявлено 14, из них с физическим компонентом качества жизни - 3, психическим компонентом качества жизни - 11, с фазой напряжения СЭВ - 6, с фазой резистенции -4, с фазой истощения - 4.

Количество значимых корреляционных связей между показателями качества жизни и синдромом эмоционального выгорания у студентов-девушек первого курса выявлено 12, из них: с физическим компонентом качества жизни - 7, психическим компонентом качества жизни - 5, с фазой напряжения СЭВ -2, с фазой резистенции СЭВ - 6, с фазой истощения СЭВ - 6. Полученные данные свидетельствуют о важной роли психического компонента качества жизни в формировании синдрома эмоционального выгорания на первом курсе.

В результате исследования был определен высокий уровень сформированности фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания у юношей и девушек. Установлены достаточно высокие уровни физического и психологического компонентов качества жизни студентов. Выявлено выраженное влияние процесса формирования фаз синдрома эмоционального истощения на физический и психологический компоненты качества жизни студентов на первом курсе.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются основные показатели формирования синдрома эмоционального истощения и качества жизни студентов, описывается влияние сформированной фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания на качество жизни студентов первого курса, описаны уровни и основные направления влияния сформированности фаз напряжения, резистенции и истощения на физический и психологический компоненты качества жизни студентов.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, качество жизни студентов.

SUMMARY

The article analyzes the basic indices of molding of the syndrome of emotional ex-hausttion and quality of the life of students are analyzed, the influence of the formed phase of stress on the quality of the life of the students of the first course is described, describes the levels and basic directions of the influence of the formation of the phases of stress, resistance and exhaustion on the physical and psychological components of the quality of the life of students.

Key words: the syndrome of emotional exhaustion, the quality of the life of students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанов С. А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Справочник поликлинического врача.-2010.-№ 1.-С. 12-16.- URL: http://con-med.ru/pics/File/SPV 1 (2010)_low.pdf.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. - 434 с.

3. Браун Т. П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. -№ 3. - 2007. - C. 20-26.

4. Капланова М. Т., Федин М. А. Оценка качества жизни как показатель уровня адаптации студентов I и V курсов медицинского вуза // Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс]. - 2017. -№ 4-8.-URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/ view?id=17660 (дата обращения: 05.11.2018).

5. Леонтьев Д. А. Психология свободы к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. - 2000. -Т. 21. - № 1. - С. 15-25.

6. Мирская Н. Б. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата / Н. Б. Мирская, А. Н. Коломенская, А. В. Ля-хович // Вопросы современной педиатрии. -С. 384-385.

7. Сахарова Э. Ю. Динамика качества жизни и психофизической адаптации иностранных студентов медицинского вуза: ав-тореф. дисс. ... канд. мед. наук // Волгоградский государственный медицинский университет. - Волгоград, 2005. - 25 с.

8. Соснин В. П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 2-1.-URL:http://www.scince-education.ru./ ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 07.04.2019).

9. Baker S. R. Intrinsic, Extrinsic, and Amo-tivational Orientations. Their Role in University

1

20/y/;J -

ш

Adjustment, Stress, Well-being, and Subsequent Academic Performance // Current Psychology. -2004. - № 23. - P. 189-202.

10. Desi E., Ryan R. A Motivational Approach to Self: Integration in Personality // Perspectives on Motivation. - Lincoln: University of Nebraska Press. - 1991. - V. 38. - P. 237-238.

(Ж)

О. А. Рудакова

УДК 378.147: 159

КРЕАТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

УНИВЕРСИТЕТА

КАК УСЛОВИЕ

АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ

ПСИХОЛОГОВ

роцессы акмеологического развития личности будущих психологов проистекают из сформированное™ фундаментальной способности человека как жизненно необходимого паттерна. Человек с установкой на самосовершенствование превращает личностную жизнедеятельность в предмет практического самосознания.

Движущей силой акмеологического развития личности будущих психологов, на наш взгляд, выступает самосовершенствование как противоречие между осознанием будущим психологом личностного социально-профессионального назначения и реальной возможностью его осуществления. Именно реализация потребности в саморазвитии (стремление к «акме») является средством разрешения

противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным», то есть все стремления и мотивы, направленные к себе как будущему профессионалу, ориентированы на достижение горизонтов совершенства.

Так, Б. Фишман утверждал, что процессы развития и саморазвития должны рассматриваться как неделимые: «Даже во время развития конкретных умений в практической деятельности внутренняя мотивация, ценностно-смысловые установки, готовность воспринимать, усваивать и «присваивать» новые знания и умения определяют результат» [1, с. 11].

Важнейшей характеристикой образовательного процесса высшей школы является взаимодополняемость преподавателя и обучающегося: эффективное развитие обучающегося предполагает постоянное саморазвитие, преодоление «эго-страстей» будущего психолога, что становится условием непрерывного самосовершенствования всех субъектов педагогического процесса. Другими словами, «субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них» [2, с. 47]. Именно поэтому развитие и формирование креативно-развивающего образовательного пространства университета возникает фундаментальным основанием самосовершенствования будущего психолога.

Анализ последних исследований, частично раскрывающих тематику возникшей проблемы (Н. Бастун, С. Бондырев, А. Веряев, С. Гершунский, В. Гинецький, Б. Ельюнин, Б. Сериков, В. Слободчиков, И. Фрумин), позволяет заключить о том, что «образовательное пространство» - прежде всего, определенная территория, связанная с масштабными явлениями в области образования. Л. Буева, Ю. Мануйлов, Л. Новикова, Н. Селиванова, В. Петровский, И. Якиманская, В. Ясвин рассматривают различные ракурсы дефиниции категории «образовательная среда». Таким образом, остается не до конца выясненным вопрос различий между понятиями «пространство» и «среда». Следовательно, теоретико-методические основы креативно-развивающего образовательного пространст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.