УДК: 613.6-057.12:616.8-003 Код специальности ВАК: 14.03.11; 14.02.03
ОЦЕНКА ВЫРАЖЕННОСТИ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У ЛИЦ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ
А.Г. Суслов, И.В. Подушкина, С.Е. Квасов, А.С. Вавилычев, Д.А. Шуркин, А.В. Щедривый,
ГАОУ ДПО «Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Вавилычев Андрей Сергеевич - e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у лиц опасных профессий. Приводятся данные выраженности симптомов каждой из фаз синдрома «эмоционального выгорания» различных категорий данного контингента. В основу работы положен принцип комплексного подхода к изучению механизмов синдрома «эмоционального выгорания» у лиц опасных профессий, базирующийся на анализе результатов физиологических, психологических, психофизиологических, социологических методов обследования. Показана роль мощного личностного ресурса - высокой степени осмысленности жизни в профессии, препятствующего формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания, наряду с определенным сочетанием индивидуально-психологических особенностей. В заключение авторами разработаны рекомендации, направленные на снятие действия стрессового агента для повышения профессионального долголетия у лиц опасных профессий.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, нервное напряжение, резистенция,
истощение, деперсонализация, лица опасных профессий.
In article the problem of emotional burning out at persons of dangerous professions is considered. These expressions of symptoms of each of syndrome phases of «emotional burning out» of various categories of this contingent are given. The principle of an integrated approach to studying of mechanisms of a syndrome of «emotional burning out» at persons of dangerous professions which is based on the analysis of results of physiological, psychological, psychophysiological, sociological methods of inspection is the basis for work. The role of a potent personal resource - high degree of intelligence of life in a profession, interfering formation and development of a syndrome of emotional burning out, along with a certain combination of individual and psychological features is shown. In the conclusion authors developed the recommendations submitted on putting off of action of the stressful agent for rising of professional longevity at persons of dangerous professions.
Key words: functional reserves of a human organism, adaptation, clinical examination, groups of health, prenosological diagnostics, hardware-software complex, questionnaires, health self-assessment, lifestyle, the persons of dangerous professions.
Введение
Значительные профессиональные психоэмоциональные и физические нагрузки испытывают все лица опасных профессий. Их деятельность протекает в режиме «тревожного ожидания», которое расценивается как проявление хронического стресса.
По данным Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. По оценкам специалистов, стоимость решения проблем, связанных с психическим здоровьем вследствие воздействия профессиональных стрессов, составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
В 15 государствах - членах Европейского союза - до 2004 года, согласно В.М. Лымаренко [1], стоимость стресса на работе и связанных с ним нарушений психического здоровья составляла в среднем около 265 млрд евро ежегодно. Исследования показывают, что в настоящее время только в результате стрессов, связанных с работой, частный и государственный секторы теряют около 20 млрд евро по причине невыхода на работу и связанных с этими стрессами расходов на медицинскую помощь, без учета затрат, связанных со снижением производительности, большой текучести кадров и сниженной способности работников к инновациям.
По С.А. Бабанову [2], в Австрии 1,2 млн рабочих страдают от связанного с работой стресса по причине слишком сжатых сроков выполнения заданий; в Дании 8% служа-
щих часто чувствуют себя эмоционально опустошенными; в Испании 32% рабочих определили свою работу как связанную со стрессом; в Швеции 9 из 10 служащих при выполнении своих повседневных обязанностей постоянно приходится работать в интенсивном режиме, а 40% из них работают без обеденного перерыва.
По данным литературы [1, 2], длительно воздействующий хронический стресс, связанный с профессиональной деятельностью, формирует синдром «профессионального выгорания» (СЭВ).
Большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя: психоэмоциональное истощение, проявляющееся в чувстве глубокой усталости и опустошенности; деперсонализацию - отрицательное либо безразличное отношение к субъектам деятельности; утрату профессиональной мотивации, связанную с чувством некомпетентности и неуспешности в работе [3].
Согласно В.В. Бойко, «эмоциональное выгорание» - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные пси-хотравмирующие воздействия [4].
Ряд исследователей предлагают рассматривать синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) с позиций протекания основных этапов стресса с указанием симптоматики,
характерной для каждой фазы. По их мнению, выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, последовательно выявляет все три его фазы [5]:
1) нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания (всего 12 в методике В.В. Бойко) [6].
Ряд авторов в качестве ведущего выделяют психологический компонент, (С. Maslach [7]; К. Кондо [8]), определяя синдром «эмоционального выгорания» как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам, как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений».
Р. Кочюнас [9] дает определение синдрому «эмоционального выгорания» как сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Всемирная организация здравоохранения определяет «синдром выгорания» как физическое, эмоциональное и мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям. В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) «синдром выгорания» отнесен в диагностический таксон Z 73 - «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью» и шифруется как Z 73.0 - «выгорание» [10].
Таким образом, в современной научной литературе обнаруживаются противоречивые данные, которые обусловлены несовершенством подходов к диагностике изучаемого явления. Отсутствие единых представлений о взаимосвязи социальных факторов с хроническим стрессом затрудняет выбор адекватных путей профилактики и коррекции СЭВ у различных категорий лиц, отнесенных к опасным профессиям.
Цель исследования: выявление симптоматики и уровня синдрома «эмоционального выгорания», являющегося результатом хронического стресса, и разработка рекомендации по профилактике и коррекции для повышения профессионального долголетия у лиц опасных профессий.
Материал и методы
В основу работы положен принцип комплексного подхода к изучению механизмов СЭВ у лиц опасных профессий, базирующийся на анализе результатов физиологических, психологических, психофизиологических, социологических методов обследования. После группировки и классификации учетных признаков (типологический, количественный) данные были сведены в таблицы - групповые и комбинационные, позволяющие установить взаимосвязь между двумя и более переменными.
ТАБЛИЦА 1.
Показатели симптомов и фаз синдрома «эмоционального выгорания» по опроснику В.В. Бойко (баллы)
Симптомы фаз СЭВ Группы В целом р
М1 М2 М3 М4
М±m М±m М±m М±m М±m
Фаза «Напряжения»
«Переживание психотравмирующих обстоятельств» 6,8±1,6 2,8±0,8 3,1±1,0 13,6±2,4 6,1±0,8 <0,001*
«Неудовлетворенность собой» 4,3±1,2 3,3±1,1 3,1±0,7 8,1±1,6 4,4±0,6 0,018*
«Загнанность в клетку» 1,8±0,9 1,0±0,8 1,5±0,7 7,2±1,8 2,6±0,6 <0,001*
«Тревога и депрессия» 2,9±1,0 4,1±1,1 2,4±0,6 8,0±2,1 4,1±0,6 0,056
В целом по фазе 15,8±3,4 11,1±3,2 10,1±2,3 36,8±7,2 17,2±2,3 0,001*
Фаза «Резистенции»
«Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» 10,5±2,0 13,6±1,8 11,2±1,5 13,3±2,4 12,0±0,9 0,563
«Эмоционально-нравственная дезориентация» 8,6±1,1 9,2±1,1 7,9±0,9 9,2±0,9 8,6±0,5 0,488
«Расширение сферы экономии эмоций» 9,6±1,6 4,6±1,0 3,6±1,0 15,4±2,7 7,6±0,9 <0,001*
«Редукция профессиональных обязанностей» 11,6± 1,7 10,7±1,8 7,4±1,3 14,7±2,5 10,6±0,9 0,065
В целом по фазе 40,3±3,7 38,1±4,1 30,2±3,3 52,6±6,8 38,9±2,3 0,028*
Фаза «Истощения»
«Эмоциональный дефицит» 5,2±1,4 6,6±1,7 6,9±1,1 10,4±2,2 7,2±0,8 0,295
«Эмоциональная отстраненность» 7,5±0,9 9,6±1,5 9,5±0,9 10,6±1,5 9,3±0,6 0,425
«Личностная отстраненность(деперсонализация)» 2,5±0,7 2,0±0,9 4,3±1,0 8,1±2,4 4,2±0,7 0,078
«Психосоматические и психовегетативные нарушения» 2,2±0,6 2,9±0,7 1,6±0,5 10,3±2,1 3,9±0,6 <0,001*
В целом по фазе 17,4±2,3 21,1±3,1 22,4±2,4 39,5±6,4 24,6±1,9 0,013*
Всего по СЭВ 73,4±7,1 70,3±8,4 62,7±6,3 128,9±18,8 80,6±5,7 0,009*
Примечание: * - различия статистически значимы по критерию Краскела-Уоллиса (р<0,05).
Метод анонимного анкетирования (медико-социологический опрос) применялся для изучения медико-социальной характеристики лиц опасных профессий.
Исследование проводилось с января 2012 по май 2015 года.
Предмет исследования: состояние и самооценка СЭВ лиц опасных профессий.
Объект исследования: лица опасных профессий численностью 86 респондентов, отнесенные к 1-й и частично 2-й группам здоровья, не предъявляющие жалобы на состояние здоровья. На подготовительном этапе, с целью создания однородных групп обследуемых проведена интегральная оценка физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии, по методике исследования качества жизни, с помощью Российской версии общего опросника здоровья (SF - 36) (Новак А.А., 2002).
Респонденты, принявшие участие в исследовании, были сгруппированы следующим образом:
• группа M1 - лица опасных профессий (мужчины с продолжительностью работы от 10 до 15 лет);
• группа М2 - лица опасных профессий (женщины с продолжительностью работы до 5 лет);
• группа М3 - лица, обучающиеся в образовательных организациях на опасные профессии (мужчины с продолжительностью работы до 5 лет);
• группа М4 - лица опасных профессий (мужчины и женщины с продолжительностью работы до 5 лет), прибывшие на стационарный этап медико-психологической реабилитации.
Использовались результаты медико-социологического анкетирования (с использованием методики В.В. Бойко) и стандартных функциональных проб (оценка функциональных резервов) организма лиц опасных профессий, не предъявлявших жалобы на состояние здоровья. Все исследования были проведены с учетом письменного оформления информированного добровольного согласия респондентов на участие в медико-социологическом исследовании.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена, как синдром «эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое от-
ТАБЛИЦА 2.
Общая выраженность синдрома «эмоционального выгорания» (%)
ношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие три фазы развития профессионального выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.
Результаты и их обсуждение
Проведенное исследование позволило определить степень выраженности основных составляющих и оценить общий показатель эмоционального выгорания. Балльная оценка и показатели, а также степень выгорания по методике Бойко по всем группам представлены в таблицах.
По данным проведенного исследования первая фаза выгорания - «напряжения» - отсутствовала в группе М3 -несложившаяся фаза в 100% случаев. Наибольший процент респондентов со сложившейся фазой был зафиксирован в группе М4 (16,7±8,8% респондентов). При этом ведущим симптомом данной фазы у них был установлен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания. Он встречался почти у каждого третьего респондента (38,9±11,5%) данной группы.
Другие симптомы данной фазы встречались как доминирующие существенно реже, особенно симптом «загнанности в клетку», что свидетельствует об активной жизненной позиции и попытке повлиять на сложившуюся ситуацию.
Частота встречаемости симптомов фазы «напряжения» в группах М1 и М2 статистически не отличалась. Фаза была представлена у респондентов данных групп с одинаковой частотой в виде симптомов «неудовлетворенности собой» и «переживания психотравмирующих обстоятельств», что свидетельствует о сформированной зрелой реакции «эмоционального переноса», когда психическая активность пациента направляется не только и не столько вовне (недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями), сколько на себя. Иными словами, впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмиру-юшие элементы профессиональной деятельности, тем самым побуждают заниматься самосовершенствованием и вырабатывать на стрессовое воздействие среды более эффективные механизмы психологической защиты.
В отличие от респондентов групп М1 и М2 лица, обучающиеся в образовательных организациях на опасные
Выраженность синдрома Группы В целом р
М1 М2 М3 М4
М±т (%) М±т (%) М±т (%) М±т (%) М±т (%)
не сложившийся 84,2±8,4 84,2±8,4 96,7±3,3 50,0±11,8 81,4±4,2 <0,001*
складывающийся 15,8±8,4 15,8±8,4 3,3±3,3 27,8±10,6 13,9±3,7
сложившийся 0 0 0 22,2±9,8 4,7±2,3
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 -
Примечание: * - различия распределения частот выраженности симптома между группами статистически значимы (р<0,05) по критерию Хи-квадрат с поправкой правдоподобия.
профессии, были подвержены симптомам складывающейся «тревоги и депрессии» и доминирующей «загнанности в клетку», однако процент лиц со сложившимися симптомами был незначительным и скорее свидетельствовал о не-сформированной поведенческой реакции в стрессовой ситуации. Как правило, у лиц с незначительным стажем работы попытки что-то изменить в привычном рабочем распорядке приводят к перманентному пересмотру неудовлетворительных аспектов своей работы. Это вызывает усиление психической энергии за счет формирования образа «идеального сотрудника», продуктивно работает мышление, легко формируются и реализуются планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Тем самым идет вхождение в профессию. Все это является результатом профессионального роста.
Фаза «Резистенции» достоверно чаще встречалась в группе М4. Однако, обращает внимание то, что частота выявления данной фазы была существенно выше, чем других фаз синдрома профессионального выгорания, -практически у каждого третьего. Данная фаза также встречалась у лиц опасных профессий (мужчин и женщин с продолжительностью работы до 5 лет) с одинаковой частотой 10,5±7,0%, при том что стадия складывающейся фазы «резистенции» была практически у каждого второго респондента данных групп. Иными словами, в половине случаев респонденты групп М1 и М2 старались снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в их распоряжении психологических средств, осознанно или бессознательно стремясь к психологическому комфорту.
Необходимо отметить, что доминирующим симптомом данной фазы у 26,3±10,1% респондентов М1 было «неадекватное эмоциональное реагирование» и у 21,1±9,4% - «редукция профессиональных обязанностей». При этом, с проявлениями первого симптома, а именно с неадекватной «экономией» на эмоциях, которая сопровождается ограничением эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, воспринимаемого со стороны стороннего наблюдателя как эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие необходимо было проводить мероприятия психокоррекции.
Это объясняется тем, что отсутствие навыков психологической регуляции негативного эмоционального фона во время профессиональной деятельности проявляется в непродуктивных попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Данное явление получило название редукции.
Ведущим симптомом фазы «резистенции» у респондентов группы М2 были «неадекватное эмоциональное реагирование», которое встречалось как сложившийся симптом у каждого третьего респондента группы (31,6±10,7%), и «редукция профессиональных обязанностей», которая была выявлена реже, чем в группе М1, только у 15,8±8,4% респондентов.
Таким образом, полученные данные подтверждают ранее выдвинутый тезис о существенном влиянии неадекватного эмоционального реагирования на успешность профессиональной деятельности респондентов данной группы и отчасти объясняют разнонаправленность результатов физиологических тестов неадекватным эмоциональным реагированием на стандартные функциональные нагрузки,
сопровождающиеся соответствующим разнонаправленным вегетативным обеспечением деятельности.
Симптомы 2-й фазы выгорания, равно как и сама фаза, у респондентов группы М3 встречались в единичных случаях и носили, скорее всего, ситуативно обусловленный характер. Ведущим сложившимся симптомом у работников с небольшим стажем было «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (10,0±5,5%), характеризующееся уплощением эмоций и, скорее всего, объяснимым характером взаимодействий в профессиональной медицинской сфере. Иными словами, респонденты этой группы копировали психологическую стратегию профессионалов, которая характеризовалась сдержанным проявлением эмоций в различных целях. Результатом такого поведения у малоопытных работников было неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. У лиц с данным синдромом необходимо проводить учебно-коррекционную работу.
Обращает внимание, что такие существенные симптомы второй фазы, как «расширение сферы экономии эмоций» и «эмоционально-нравственная дезориентация», в исследуемых группах встречались редко и были представлены единичными случаями в группах здоровых на стадиях складывающихся симптомов.
Наибольший процент лиц, находящихся в фазе «истощения», среди здоровых был установлен у респондентов группы М2 (складывающаяся фаза у 15,8±8,4%), при этом ведущим симптомом данной фазы у 10,5±7,0% из них был «эмоциональный дефицит».
В фазе «истощения» симптомы в основном не сложились у группы М1 от 63,2+11,1 до 100,0%, формируются - от 5,3±5,1 до 31,6+10,7%, сформировались у единичных респондентов, в группе М3 симптомы не сложились от 60,0+8,9 до 96,7+3,3%, формируются - от 3,3+3,3 до 53,3+9,1%, сформировались у единичных респондентов. В группе М4 симптомы не сложились от половины до 2/3 случаев, складываются - от 16,7+8,8% до пятой части респондентов, сформировались у 16,7% респондентов.
Установлены среднегрупповые оценки симптомов и фаз СЭВ (таблица 1). По результатам исследования итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» составил в среднем у лиц опасных профессий (мужчин) 73,4+7,1 балла, в группе М2 - 70,3+8,4 балла, у группы М3 - 62,7+6,2 балла (самое низкое значение среди сравниваемых групп), в группе М4 - 128,9+18,8 балла (самое высокое значение) -20,4%, 19,5%, 17,4% и 35,8% от максимального значения из 360 возможных баллов, соответственно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у большей части респондентов (за исключением группы М4) синдром «эмоционального выгорания» не выражен (таблица 2).
Заключение
Лицам опасных профессий, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, может быть свойственен, как и отдельным специалистам системы «человек-человек», синдром «эмоционального выгорания». Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
В исследовании выявлен симптомокомплекс, состоящий из определенных черт личности и неэффективных стратегий поведения, существенно повышающий риск эмоционального выгорания у лиц опасных профессий. Мощным личностным ресурсом, препятствующим формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания, наряду с определенным сочетанием индивидуально психологических особенностей, является и высокая степень осмысленности жизни в профессии.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия при СЭВ должны направляться на снятие действия стрессового агента: снятие служебного напряжения, повышение мотивации к службе, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у индивида необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость [11].
ЛИТЕРАТУРА
1. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В., Павлова Н.В., Апчел В.Я. Исторические аспекты изучения проблемы стресса. Вестник Российской военно-медицинской академии. СПб.: ВМедА, 2012. № 4 (40). С. 255-260.
Lymarenko V.M., Leont'ev O.V., Pavlova N.V., Apchel V.Ja. Istoricheskie aspekty izuchenija problemy stressa. Vestnik Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. SPb.: VMedA, 2012. № 4 (40). S. 255-260.
2. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. Самара: Офорт, 2009. 232 с.
Kosarev V.V., Babanov S.A. Professional'nye zabolevanija medicinskih rabotnikov. Samara: Ofort, 2009. 232 s.
3. Водопьянова Н.Е., Старченокова Е.С. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
Vodop'janova N.E., Starchenokova E.S. Sindrom jemocional'nogo vygora-nija: diagnostika i profilaktika. SPb.: Piter, 2004.384 s.
4. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. М.: Академия, 2004. 348 с.
Bojko V.V. Ohrana psihicheskogozdorov'ja. M.:Akademija, 2004.348s.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001. № 1 (22). С. 90-101.
Orel V.E. Fenomen «vygoranija» v zarubezhnoj psihologii: jempiricheskie issledovanija i perspektivy. Psihologicheskijzhurnal. 2001. № 1 (22). S. 90-101.
6.Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб.: Речь, 1997. 286 с.
Bojko V.V. Pravila j emocional'nogo povedenija. SPb.: Rech', 1997.286s.
7. Maslach C. and Jachson S. E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behaviour. 1981. Vol. 2 (99). № 113.
8. KondoK. Burnoutsyndrome. Asian Medical J. 1991. № 34 (11).
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1990. 240 с.
Kochjunas R.Osnovy psihologicheskogo konsul'tirovanija. M.:Akademicheskij proekt, 1990. 240 s.
10. World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines. Geneva: WHO. 1992.
11. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.:Юнити, 1998. 212 с.
Burlachuk L.F., Korzhova E.Ju. Psihologija zhiznennyh situacij. M.: Juniti, 1998. 212 s.