2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11
Вып. 2
ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 612.062+159.9.075
И. С. Алимова, Л. Г. Ермолаева, Н. В. Насонова, М. О. Шабалина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
В статье обсуждаются вопросы выраженности синдрома эмоционального «выгорания» у преподавателей медицинского вуза, изучаются факторы, способствующие развитию синдрома. В частности, рассматриваются: связь синдрома со стажем работы, выполнением лечебной нагрузки, а также психологические аспекты личности, влияющие на выраженность эмоционального «выгорания». В исследовании приняли участие 28 преподавателей Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова в возрасте 43,3±1,2 года. Все опрошенные были женщины без серьезных сопутствующих патологий. В начале и в конце учебного семестра обследованным проводилось психологическое тестирование с помощью «Методики диагностики уровня эмоционального "выгорания"» В. В. Бойко и личностного опросника Ай-зенка. Были получены данные о том, что наиболее подверженными синдрому эмоционального «выгорания» являются преподаватели в возрасте 29-46 лет. На развитие синдрома могут оказывать влияние такие личностные качества, как нейротизм и экстраверсия. Также выяснилось, что отягощающим фактором служит наличие лечебной нагрузки. Библиогр. 11 назв. Ил. 3. Табл. 4.
Ключевые слова: синдром эмоционального «выгорания», профессиональный стресс, преподаватели, врачи, нейротизм, экстраверсия.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF BURNOUT SYNDROME IN MEDICAL INSTITUTE LECTURERS
I. S. Alimova, L. H. Ermolaeva, N. V Nasonova, M. O. Shabalina
St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The facts of influence on the emotional burnout syndrome discussed in the article are the length of service, medical practice, psychological aspects of personality. 28 lecturers of St. Petersburg I. I. Mechnicov State Medical Academy (43,3±1,2 years old) took part in this investigation. All interviewers were women without any medical pathologies. The method «Diagnosis of burnout» by V. Boiko and Eysenck Personality Questionnaire were used. As a result, the neurotism and extraversion and also too much medical practice of university lecturers increase the emotional burnout syndrome. Refs 11. Figs 3. Tables 4. Keywords: burnout syndrome, professional stress, lecturers, doctors, the neurotism, extraversion.
В современном обществе изучение профессионального стресса занимает ведущее место в структуре факторов, влияющих на эмоциональное здоровье работника [1, 2]. Эффективность профессиональной деятельности субъекта зависит от состояния его здоровья. Между тем сама профессиональная деятельность, в свою очередь, может влиять на здоровье человека [3, 4]. Синдром эмоционального «выгора-
ния» (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности [5-7]. С. Ма$1асЬ (1978) определила СЭВ как синдром физического и эмоционального истощения. По ее словам, «"выгорание" — это плата за сочувствие» [8]. К настоящему времени выделен круг профессионалов, наиболее уязвимых в этом отношении. Это прежде всего профессии типа «человек — человек»: врачи, преподаватели, психологи, священнослужители, социальные работники и др. В Международной классификации болезней (МКБ-10) СЭВ отнесен к рубрике 773 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [5, 9]. Профессия врача занимает одно из первых мест по риску возникновения СЭВ. Результат общения с пациентами, их родственниками, работа в строго установленном режиме выступают в роли профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ [5, 6, 10, 11]. Особенностью профессионального «выгорания» преподавателей вуза является оказание образовательных услуг по подготовке кадров высшей квалификации. Высшая школа в современных условиях предъявляет значительные требования к деятельности преподавателей. В должностные обязанности преподавателя вуза входит осуществление разнообразных видов деятельности: проведение аудиторных занятий, методическая работа, научно-исследовательская, воспитательная и т. д. Другими особенностями деятельности преподавателя являются: необходимость периодического прохождения конкурсной процедуры избрания на должность [1]. Данные обстоятельства делают положение преподавателя в вузе менее стабильным и способствуют развитию СЭВ.
Целью настоящего исследование явилось изучение выраженности синдрома эмоционального «выгорания» и факторов, влияющих на его развитие у преподавателей медицинского вуза.
Материал и метод исследования. Исследование проводилось на базе кафедры пропедевтики внутренних болезней, биологии, физиотерапии и курортологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова.
Проведено тестирование 28 преподавателей. Средний возраст тестируемых составил 43,3±1,2 года. Все опрошенные были женщины без серьезных заболеваний. Все тестируемые были подразделены на 2 группы: группа 1 (14 человек) — преподаватели клинической кафедры, группа 2 (14 человек) — преподаватели «теоретических» кафедр.
В зависимости от стажа педагогической деятельности все респонденты были разделены на три группы: от 0 до 10 лет стажа — 7 человек (25%), от 11 до 20 лет стажа — 13 человек (46,43%), свыше 20 лет стажа — 8 человек (28,57%).
Всеми преподавателями была произведена оценка некоторых социально-бытовых факторов, включающая в себя выяснение удовлетворенности семейным и материально-бытовым положением перед проведением психологического тестирования. Социальное обследование оценивалось по балльной системе: 0 — не удовлетворен, 1 — частично удовлетворен, 2 — удовлетворен. В обеих группах преподаватели были удовлетворены семейным и материально-бытовым положением. Психологическое обследование преподавателей, допускающее количественную оценку изучаемых признаков и, соответственно, статистическую обработку результатов, проводилось в начале и в конце учебного семестра с помощью специальных опросников. Бланки опросников заполнялись преподавателями самостоятельно согласно стандартным
требованиям. Для определения уровня эмоционального «выгорания» была использована «Методика диагностики уровня эмоционального "выгорания"» В. В. Бойко. Личностные особенности преподавателей изучались с помощью личностного опросника Айзенка (форма А — в начале, форма В — в конце периода исследования).
Полученные показатели были адаптированы для математической обработки и изучались с использованием методов многомерного статистического анализа. Обработка полученных данных осуществлялась с применением стандартных программ для электронно-вычислительной машины — пакет анализа для Microsoft Excel 2000, STATISTICA (версия 6.0).
Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального «выгорания» у преподавателей в начале учебного семестра по методике В. В. Бойко. Проанализировав полученные данные, выяснилось, что доминирующей фазой эмоционального «выгорания» у преподавателей в начале семестра является «резистенция». Среди симптомов у преподавателей первой группы доминируют «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация», «редукция профессиональных обязанностей», которые были выявлены у 50% опрошенных. Во 2-й группе доминирующим симптомом явилась «редукция профессиональных обязанностей» (отмечена у 64,29% респондентов) и у 50% доминирует симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование».
Таблица 1. Формирование симптомов фаз эмоционального «выгорания» у преподавателей разных
групп в начале семестра, %
Группа 1(n = 14) Группа 2(n = 14)
Фазы, симптомы Сложил- Склады- Не сло- Сложил- Склады- Не сло-
ся вается жился ся вается жился
Напряжение - переживание психотравмирую-щих обстоятельств 0 21,47 78,57 0 0 100
- неудовлетворенность собой 0 0 100 0 0 100
- загнанность в клетку 0 0 100 0 0 100
- тревога и депрессия 0 0 100 0 0 100
Резистенция - неадекватное эмоциональное из- 50 7,14 42,86 50 14,29 35,71
бирательное реагирование
- редукция профессиональных обязанностей 50 14,29 35,71 64,29 14,28 21,43
- эмоционально-нравственная дезориентация 50 21,42 28,58 7,14 0 92,86
- расширение сферы экономии эмоций 0 21,43 78,57 0 7,14 92,86
Истощение - эмоциональный дефицит 35,71 0 64,29 0 57,14 42,86
- эмоциональная отстраненность 0 35,71 64,29 7,14 57,14 35,71
- деперсонализация 0 14,29 85,71 0 0 100
- психосоматические и психовегетативные нарушения 0 14,29 85,71 0 0 100
Следующим доминирующим симптомом в данной фазе оказался симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Он сложился у 50% преподавателей, причем это оказались преподаватели только из первой группы. Складывается этот симптом у 21,42% преподавателей. В целом фаза «резистенции» сформировалась у 35,71% преподавателей, находится в стадии формирования у такого же процента преподавателей и не сформировалась у 28,58%.
В фазе «истощение» доминирующим является симптом «эмоционального дефицита», сложился он у 35,71% преподавателей, причем, только первой группы. Складывается данный симптом у 57,14% преподавателей второй группы. Менее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Складывается этот симптом у 35,75% преподавателей в первой группе и у 57,14% преподавателей второй группы. Реже выявлялся симптом «личностной отстраненности» или деперсонализации. Он складывается лишь у 14,29% преподавателей только из первой группы.
Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» также встречается редко (складывается только у 14,29% респондентов первой группы), данный симптом совсем не сложился у преподавателей второй группы.
В начале семестра фаза «истощения» находится в стадии формирования у 28,57% преподавателей первой группы и 21,42% преподавателей второй группы. Таким образом, мы видим, что наибольшее количество преподавателей находится в фазе «резистенции», наименьшее число испытуемых — в фазе «истощения».
Далее в таблице 2 представлены результаты исследований степени эмоционального «выгорания» у педагогов в конце учебного семестра.
Таблица 2. Формирование симптомов фаз эмоционального «выгорания» у преподавателей разных
групп в конце семестра, %
Фазы, симптомы Группа 1(п = 14) Группа 2(п = 14)
Сложился Складывается Не сложился Сложился Складывается Не сложился
Напряжение - переживание психотравмирующих обстоятельств 7,14 28,57 64,43 7,14 0 92,86
- неудовлетворенность собой 7,14 21,43 71,43 0 14,29 85,72
- загнанность в клетку 0 0 100 0 0 100
- тревога и депрессия 0 14,28 85,72 0 0 100
Резистенция - неадекватное эмоциональное избирательное реагирование 64,28 14,29 21,43 57,14 7,14 42,86
- редукция профессиональных обязанностей 35,71 21,43 42,86 21,43 57,14 21,43
- эмоционально-нравственная дезориентация 57,14 35,72 7,14 7,14 0 92,86
- расширение сферы экономии эмоций 57,14 28,57 14,29 0 7,14 92,86
Истощение - эмоциональный дефицит 28,57 21,43 50 0 0 100
- эмоциональная отстраненность 0 14,29 85,71 0 14,29 85,71
- деперсонализация 0 14,29 85,71 0 0 100
- психосоматические и психовегетативные нарушения 0 42,86 57,14 0 0 100
При анализе таблицы 2 и сравнении данных с таблицей 1 можно заключить, что имеет место усугубление проявлений симптомов эмоционального «выгорания» и отдельных его фаз в конце учебного семестра, и наиболее ярко это выражено в группе преподавателей, имеющих лечебную работу. Так, видно, что симптомы, входящие в фазу «резистенции» встречаются у большего числа респондентов.
Анализируя показатели таблиц 1 и 2, можно сказать, что в фазе «напряжение» в первой и во второй группах складывается симптом «переживания психотравмиру-ющих обстоятельств» (соответственно 7,14% преподавателей). Ощущение «неудовлетворенности собой» сформировалось у небольшого количества преподавателей первой группы (7,14%). Симптом «загнанности в клетку» у всех респондентов не наблюдается. Симптом «тревоги и депрессии» начинает складываться у 14,28% преподавателей первой группы. Во второй группе данный симптом не сложился. В целом фаза «напряжения» находится в стадии формирования у 14,29% преподавателей и не сформировалась у 85,71% преподавателей первой группы.
Сводные данные о полностью сформировавшихся и находящихся на стадии формирования фазах эмоционального «выгорания» у преподавателей, участвовавших в исследовании, представлены в таблицах 3и4.
Таблица 3. Формирование фаз эмоционального «выгорания» у преподавателей по методике
В. В. Бойко в начале семестра (в %)
Фазы эмоционального «выгорания» Группа 1 Группа 2
Сформировавшаяся В стадии формирования Не сформировалась Сформировавшаяся В стадии формирования Не сформировалась
Напряжение 0 0 100 0 14,29 85,71
Резистенция 35,71 35,71 28,57 35,71 21,43 42,86
Истощение 0 28,57 71,43 0 21,43 78,57
Таблица 4. Формирование фаз эмоционального «выгорания» у преподавателей по методике В. В. Бойко в конце семестра (в %)
Фазы эмоционального «выгорания» Группа 1 Группа 2
Сформировавшаяся В стадии формирования Не сформировалась Сформировавшаяся В стадии формирования Не сформировалась
Напряжение 0 14,29 85,71 0 0 100
Резистенция 42,86 57,14 0 35,71 42,86 21,43
Истощение 0 35,71 64,29 0 0 100
Как видно из данных таблиц 3 и 4, в конце учебного семестра увеличивается количество преподавателей, находящихся в сформировавшейся фазе «резистенция», а также возрастает число респондентов, имеющих в стадии формирования все фазы синдрома (напряжение, резистенция, истощение). Эти данные касаются, главным образом, преподавателей первой группы, имеющих лечебную работу.
Также нами были проанализированы данные о степени выраженности СЭВ в зависимости от стажа работы. На рисунке 1 показаны средние значения развития синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов с различным стажем работы.
Рис. 1. Средние значения развития синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов с различным стажем работы
По нашим данным, наиболее высокие показатели имеют преподаватели со стажем работы от 11до 20 лет (возрастные границы 29-46 лет).
При сравнительной оценке показателей психологического функционирования преподавателей в начале и в конце семестра в обеих группах были установлены следующие изменения. При оценке уровня нейротизма в динамике в группе преподавателей, выполняющих лечебную работу, к концу года наблюдалось увеличение данного показателя (в начале учебного семестра повышенный уровень нейротизма отмечался у 21,43% преподавателей первой группы, в конце же семестра — 35,71%). В группе преподавателей «теоретических кафедр» отмечался низкий уровень нейротизма (7,14%) без существенной динамики в течение учебного года.
По шкале экстраверсии высокие показатели имеют 7 преподавателей, из них у двух отмечается сформированность хотя бы одной из фаз СЭВ (28,57%), формирование хотя бы одной из фаз отмечается у 3 человек (18,75%), а выраженность синдрома — у одного респондента (20%). Данные представлены на рисунках 2и3.
Обсуждение результатов. Сформированность симптома «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» говорит о том, что ограничивается эмоциональная отдача преподавателя. В этом случае человек считает, он поступает правильно, а субъект общения ощущает эмоциональную черствость, равнодушие, неуважение к его личности. Доминирование симптома «редукции профессиональных обязанностей» означает, что данные преподаватели пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат (недостаток элементарного внимания к студентам, пациентам и коллегам). Для преподавателей, у которых доминирует симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», настроение и субъективные предпочтения в значительной степени влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Неспособность помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, войти в их положение, грубость, раздражительность, обиды
Рис. 2. Динамика показателей уровня нейротизма по результатам личностного опросника Айзенка у преподавателей, выполняющих лечебную нагрузку, в начале и в конце семестра.
По оси абсцисс — время тестирования опрошенный; по оси ординат — уровень нейротизма, %.
Рис. 3. Динамика показателей уровня нейротизма по результатам личностного опросника Айзенка у преподавателей в группе 2 в начале и в конце семестра.
По оси абсцисс — время тестирования опрошенный; по оси ординат — уровень нейротизма, %.
служат проявлениями симптома «эмоционального дефицита» в фазе «истощения». Преподаватели, у которых встречается симптом «эмоциональной отстраненности», почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности.
Наибольшая выраженность СЭВ в возрастной группе 29-46 лет, по всей вероятности, связана с особенностями возраста, а возможно, с кризисом середины жизни
(если реалии не соответствуют ожиданиям, человек может испытывать эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность своим трудом). Кроме того, в исследовании приняли участие женщины, которые более уязвимы к «выгоранию».
Анализируя результаты исследований степени эмоционального «выгорания» у преподавателей в конце учебного семестра и сравнивая с данными, полученными в начале семестра, можно заключить, что имеет место усугубление проявлений СЭВ и отдельных его фаз в конце учебного семестра, и наиболее ярко это выражено в группе преподавателей, выполняющих лечебную нагрузку. Работа с пациентами и студентами сопряжена с психоэмоциональным перенапряжением, требует не только значительного профессионального уровня, но и высоких моральных качеств, что необходимо для положительного контакта между врачом и пациентом, преподавателем и студентом. Данное обстоятельство сопровождается повышением уровня нейротизма. В конечном итоге все это стимулирует развитие «выгорания».
Высокие показатели по шкале «экстраверсия» и шкале «нейротизм» указывают на значительную эмоциональную неустойчивость. Можно предположить, что наличие у преподавателя данных качеств окажет влияние на развитие СЭВ, а осуществление правильной коррекционной работы поможет преподавателям справиться с негативными проявлениями СЭВ.
Таким образом, доминирующими симптомами эмоционального «выгорания» являются: «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоционально-нравственная дезориентация».
Прослеживается динамика выраженности синдрома эмоционального «выгорания» в течение учебного семестра с тенденцией к усугублению к концу семестра.
Отягощающим фактором в формировании синдрома является выполнение лечебной работы преподавателем.
На развитие синдрома эмоционального «выгорания» оказывают влияние такие личностные качества преподавателей, как нейротизм и экстраверсия.
Отмечается зависимость выраженности синдрома эмоционального «выгорания» от стажа работы.
Литература
1. Шагарова И. В., Хорошевская М. М. Особенности агрессии и профессионального выгорания преподавателей вуза // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2012. № 1. С. 43-50.
2. Касаткина Н. Э., Семенкова Т. И. Факторы, определяющие позицию преподавателя образовательного учреждения к формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 235-244.
3. Лисняк М. А., Горбач Н. А. Профессиональная деформация, личность как фактор, влияющий на здоровье вузовских педагогов // Медицина в Кузбассе. 2013. № 1. С. 59-639.
4. Лисняк М. А., Горбач Н. А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов // Сибирское медицинское обозрение. 2012. Т. 74, № 2. С. 39-44.
5. Королева Е. Г., Шустер Э. Г. Синдром эмоционального выгорания // Журнал Гр ГМУ 2007. № 7. С. 108-111.
6. Огнерубов Н. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей // Вестник ТГУ 2013. Т. 18, вып. 4. С. 1338-1342.
7. Сомова Н. Л. Синдром эмоционального выгорания. Курс лекций ПВШ 2010-2011 гг.
8. Maslach C. Job burnout — how people cope. Public Wealfare, Spring, 1978. P. 56.
9. Бабанов С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. Т. 7, № 12. С. 42-46.
10. Терентьев И. А. Необходимость психологического сопровождения профессионально-личностного развития врача // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69, №14. С. 158-162.
11. Попов Д. В. Синдром профессионального выгорания педагогических работников. // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. Т. 2, № 2. С 97-101.
Статья поступила в редакцию 6 мая 2015 г.
Контактная информация
Алимова Инна Сергеевна — кандидат медицинских наук, ассистент; [email protected] Ермолаева Лариса Геннадьевна — кандидат медицинских наук, доцент; [email protected] Насонова Наталия Васильевна — кандидат медицинских наук, ассистент; [email protected] Шабалина Марина Олеговна — кандидат медицинских наук, ассистент; [email protected]
Alimova Inna S. — Candidate of Medicine, Assistant Professor; [email protected] Ermolaeva Larisa H. — Candidate of Medicine, Associate Professor; [email protected] Nasonova Natalia V. — Candidate of Medicine, Assistant Professor; [email protected] Shabalina Marina O. — Candidate of Medicine, Assistant Professor; [email protected]