Научная статья на тему 'Компетентностное содержание сущностной характеристики управленческой культуры менеджера образования'

Компетентностное содержание сущностной характеристики управленческой культуры менеджера образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / COMPETENCES / COMPETENCE / MANAGER IN EDUCATION / CRITERION / DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Статья посвящена анализу управленческой культуры менеджера образования в контексте компетентностного подхода; установлены границы применения компетенций и компетентности; сделан акцент на управленческой коммуникации и изучении ее функционального назначения при формировании управленческой культуры менеджеров образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-based content of intrinsic characteristic of administrative culture of the manager of education

Article is devoted to the analysis of administrative culture of the manager of education in the context of competence-based approach; borders of use of competences and competence are established; the emphasis on administrative communication and studying of its functional purpose when forming administrative culture of managers of education is placed.

Текст научной работы на тему «Компетентностное содержание сущностной характеристики управленческой культуры менеджера образования»

9. Фирсов Г.А., Макаров Н.Д. Правовое обучение и воспитание в ССУЗАХ / Г.А. Фирсов, Н.Д. Макаров // Вестник среднего профессионального образования. - 1999. - № 4.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу управленческой культуры менеджера образования в контексте компетентностного подхода; установлены границы применения компетенций и компетентности; сделан акцент на управленческой коммуникации и изучении ее функционального назначения при формировании управленческой культуры менеджеров образования.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, менеджер в сфере образования, критерии, принятие решений.

Annotation. Article is devoted to the analysis of administrative culture of the manager of education in the context of competence-based approach; borders of use of competences and competence are established; the emphasis on administrative communication and studying of its functional purpose when forming administrative culture of managers of education is placed.

Keywords: competences, competence, the manager in education, criterion, decision-making.

Введение. Высокий профессионализм включает в себя не только профессиональную компетентность, но и достаточный уровень управленческой культуры. Однако для успешного трудоустройства, а также последующей адаптации к условиям работы обязательным условием можно считать именно профессиональную компетентность. Рассмотрим, какие именно определения термину «компетентность» были даны зарубежными и отечественными учеными. По мнению Дж. Равена, компетентность - это специфическая способность, позволяющая выполнять конкретное действие в некоторой предметной области, которая формируется из узкоспециальных знаний, особых предметных навыков и способов мышления и включает в себя также осознание ответственности за собственные действия.

Зимняя И.А. под компетентностью предлагает понимать некоторую совокупность внутренних потенциальных психологических новообразований (знаний, алгоритмов действий, понятий, представлений, систем ценностей), в последующем проявляющихся в деятельности. С точки зрения Ю.Г. Татура, компетентность следует трактовать как практическое проявление готовности и стремления к реализации собственного потенциала (знаний, навыков, личностных качеств и т.д.) с целью обеспечения эффективной творческой/продуктивной деятельности как в профессиональной, так и в социальной сферах, в сочетании с осознанием социальной значимости и личной ответственности за ее итоги, а также потребности в непрерывном ее совершенствовании [6].

Изложение основного материала статьи. Понятие компетентности следует разграничивать с понятием компетенции. Первое представляет собой совокупность характеристик личности, которые дают возможность эффективно осуществлять некоторую деятельность для решения соответствующих задач, тогда как под вторым понимается перечень вопросов, в отношении которых специалист обладает необходимыми знаниями.

Термины «компетентность» и «компетенция» (в пер. с лат. «принадлежность по праву») - однокоренные, однако по своей сути они несколько отличаются. Понятие «компетенция», как правило, употребляется в 2-х значениях: объем полномочий, присущих определенному должностному лицу либо органу или перечень вопросов, в отношении которых у этого лица имеются профессионально значимые знания, навыки, опыт. Под «компетентностью» обычно имеется в виду знание выполняемой работы, ее сущности, т.е. подразумевается понимание внутренней логики функционирования разнообразных процессов, связей, систем, а также возможных средств и способов разрешения поставленных задач благодаря наличию глубоких профессиональных и сопутствующих знаний. В последние годы содержание компетентности по отношению к работе менеджера образования формулируется все более четко. Специалист в области управления образованием должен уметь квалифицированно исполнять публичные обязанности. С учетом персонификации компетентности по отношению к соответствующим лицам, работающим на публично значимых должностях, можно выделить 3 наиболее важных критерия. Первый из них - это достаточный уровень знания своих служебных обязанностей, который может быть обеспечен благодаря четкому определению функций таких сотрудников в должностных инструкциях, законах, нормативно-правовых актах. Второй - корректное понимание задач, решаемых конкретным органом. Благодаря заданности статуса можно в отношении их использовать такие составляющие компетенции, как задачи, полномочия, права и обязанности, поощрения, взаимоотношения, основания возникновения ответственности и ее виды. Третий - в общегражданском понимании компетентность подразумевает осуществление деятельности работником/служащим в интересах общества и государства [1].

Термины «компетентность» и «компетенция» применяются в самых разных областях деятельности. Целый ряд факторов влияет на формирование управленческой компетенции. К ним относятся требования конкретного времени, специфика развития общества, социальный заказ, особенности методов и форм управления. Личностным характеристикам специалиста в этом случае отводится большая роль. Среди всех требований, предъявляемых к компетентности работников образовательной сферы, в том числе -руководителей, можно выделить 5 категорий, в каждую из которых входит несколько параметров [7]:

1. Исполнение гражданского долга, соблюдение государственной политики и интересов государства в сфере управления; соблюдение положений Конституции, законов, нормативно-правовых актов; соблюдение правил профессиональной и международной этики; осознание теоретических проблемных вопросов и практических задач, их эффективное разрешение; отслеживание тенденций развития как в рамках нашей

страны, так и общемировых, организация деятельности с их учетом; знание или изучение как минимум 1 иностранного языка.

2. Высокий уровень методологической культуры в управленческой сфере; навыки целеполагания, разработки стратегии и тактики управления; способность выбирать правильные решения при наличии альтернативных вариантов и реализовывать корректные управленческие действия; умение использовать коммуникации и коммуникационные технологии.

3. Способность осуществлять целеполагание коллегиально; навыки коммуникации и поддержания самоорганизации в коллективе; умение разрабатывать и реализовывать кадровую политику; стремление к повышению квалификации, предоставление возможностей для этого; профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство; способность обеспечивать на разных уровнях (от локального до регионального и даже глобального) достижения организации.

4. Готовность руководителя отвечать за принятие решений; гражданская позиция; духовно-нравственные черты; умение проводить анализ, обнаружить причинно-следственные связи, а также выполнять самоанализ; навыки командной работы; творческий подход; умение проводить диагностирование и осуществлять социальное прогнозирование и т.д.

5. Правильная, понятная, точная, чистая речь, логичность высказываний, соблюдение норм языка, корректное применение профессиональных терминов или понятий из иностранных языков, несение ответственности за все, что сказано.

Соответствие требованиям последнего пункта является подтверждением нравственно-речевой компетентности работника, причем последняя базируется, в том числе на владении навыками полемического мастерства.

В настоящее время уровень речевой культуры у населения в целом существенно упал. По этой причине особое значение приобретает воспитание у студентов ответственного отношения к языку, прививание стремления к совершенствованию речевой культуры. Решение этих задач должно осуществляться в вузе как в рамках любых учебных занятий, так и в ходе внеучебной деятельности. Под нравственно-речевой компетентностью понимается в первую очередь хорошее владение грамотным, литературным языком, знание и корректное использование языковых норм и профессиональной терминологии. Все это отражает и интеллектуальный, и нравственный уровень индивида. Развитию нравственно-речевой компетентности учащихся может способствовать организация целого ряда мероприятий. К ним можно отнести проведение дебатов, диспутов, дискуссий, самопрезентаций (выставок портфолио). Немалую роль также могут сыграть разнообразные пресс-конференции, круглые столы и т.д.

Существует ряд критерием, по которым может оцениваться речь будущего специалиста. Основными из них могут считаться [8]: логический (последовательность речи, ее убедительность, познавательная активность, взаимопонимание); содержательно-информационный (информативность высказываний и их актуальность); нравственно-оценочный (истинность сказанного, преследование благородных целей); нормативный (ясность речи, ее соответствие нормам произношения, корректность использования языковых средств); выразительность (интонационные особенности, тембр и тон речи, ее темп, расстановка ударений в словах, использование пауз, артистический компонент, позволяющий полнее раскрыть сущность сказанного).

По нашему мнению, особого внимания в ходе профессиональной подготовки студентов-менеджеров образования заслуживает совершенствование техники речи в рамках реализации всех форм работы, перечисленных выше. В этой связи мы стремились достичь осознания студентами-менеджерами образования важности чистоты и правильности речи, отражающей нравственно-профессиональный уровень специалиста. Следует отметить, что речь может мотивировать к приобретению новых знаний, а также стремлению к профессиональному росту. Соблюдение ряда организационных принципов речевой коммуникации при этом является обязательным. Таковыми можно считать, например, принцип вежливости и доверия (т.е. тактичность, доброжелательность, позитивность, одобрение) или принцип соответствия между сказанным и воспринятым (т.е. сохранение смысла без изменения). Благодаря данному принципу каждый из говорящих может донести до слушателей свое мнение. Также он обеспечивает равенство возможностей в получении сведений для последующего аргументирования собственной точки зрения или решения. В процессе реализации диалоговых форм работы (дебатов, диспутов, круглых столов, т.д.) и с учетом этических кодексов, разрабатываемых учащимися, был предложен ряд рекомендаций, нацеленных на развитие речевой коммуникации, являющейся важнейшим элементом управленческой культуры студентов-менеджеров образования. Основными из них стали: проявление интереса к тому, что говорит другой человек; развитие умения слушать окружающих; поиск именно того смысла в сообщаемых сведениях, который имеет в виду собеседник; исключение неоднозначных выводов; отслеживание сути без отвлечения на незначительную информацию и т.д.

Под управленческой культурой понимается сложное, многогранное явление. Оно включает в себя культуру власти в общем; управленческую культуру в образовательной отрасли; управленческую профессиональную компетентность и прочее. На эффективность вышеуказанных компонентов оказывают влияние многие факторы. В частности, она зависит от репрезентативного состава администрации, административного профессионализма, партийно-политической нейтральности и административной автономии, прозрачности административной работы, взаимодействия культур. Мы полагаем, что в рамках образования в вузе студенты должны иметь возможность получить знания относительно вышеприведенных компонентов управленческой культуры в качестве собирательного, многогранного понятия [2].

Представляется, что преподавателям вузов следует при формировании управленческой культуры у студентов-менеджеров образования уделить большое внимание самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию учащихся. С этой целью можно использовать ряд особых форм работы. По нашему мнению, наиболее эффективными будут следующие: организация лекториев (хотя бы один раз в месяц), посвященных проблемам профессиональной компетентности; проведение открытых микрофонов (т.н. вечеров вопросов и ответов) и круглых столов; обеспечение встреч и общения со специалистами образовательной сферы, НИРС; разрешение профессиональных задач и т.д.

Развитие информационной культуры в рамках подготовки студентов-менеджеров образования в стенах вузов представляется крайне важным, т.к. она составляет основу управленческой культуры. Так, педагогическое воздействие, в частности, должно быть нацелено на формирование у будущих специалистов универсальных умений по обработке информации. Учащиеся должны научиться анализу, прогнозированию,

проектированию, рациональному выбору информационных технологий. Всего этого можно достичь в процессе реализации всевозможных проектов в рамках освоения разнообразных учебных дисциплин. Воплощение в жизнь проектов учащимися вузов возможно как индивидуально, так и в группах или в коллективной форме.

При формировании управленческой культуры студентов-менеджеров образования большое значение имеет развитие как личностных качеств, так и профессиональных характеристик. Интересное мнение по этому вопросу высказал Сластенин В.А. Данный автор предлагает под личностно-профессиональным развитием понимать процесс развития личности, нацеленный на обеспечение серьезных профессиональных достижений, высокого уровня профессионализма, который реализуется в рамках саморазвития, профессиональной деятельности, а также профессиональных взаимодействий. Формирование высокого уровня профессионализма требует обеспечения соответствующих организационных, психологических, материально-технических, информационных, социально-педагогических и прочих условий [3].

Мы полагаем, что при формировании управленческой культуры будущих менеджеров образования следует делать акцент на управленческой коммуникации и изучении ее функционального назначения. В этой связи учащимся был предложен для изучения ряд видов управленческой коммуникации с расшифровкой их функционального назначения. Основными среди них можно назвать следующие [5]:

- приказ (донесение решения, принятого руководителем, до сведения подчиненных);

- совещание (выбор наиболее эффективного и рационального варианта управленческого решения среди нескольких альтернативных предложений);

- переговоры (обсуждение управленческого решения между несколькими субъектами управления);

- отчет (подведение итогов, сообщение их студентам).

В рамках задания, предложенного учащимся, необходимо было выполнить разработку этических требований к разным видам управленческой коммуникации. Работа по выбранным видам коммуникации велась студентами в условиях микроколлективов. В частности, этическими требованиями, предложенными учащимися по отношению к управленческой коммуникации в виде приказа, стали достоверность, объективность и гласность.

В рамках настоящего исследования мы предлагаем модель личности менеджера образования, сформулированную с учетом требований, которые сегодня предъявляются к таким специалистам. Представляется актуальным ее использование при организации образовательного процесса в вузах в сфере формирования у студентов управленческой культуры. Итак, основными здесь являются такие элементы как компетентности [4]:

- в области методологии и стратегии управления: навыки прогнозирования, умение использовать методы коммуникации; способность применять инструментарий стратегического целеполагания, мышления;

- когнитивная: знание государственных интересов, способность их выражать согласно законам страны, профессиональной этике, гражданскому долгу и ответственности; изучение теории управления, определение ведущих тенденций социального развития как внутри государства, так и в мировых масштабах;

- управленческая (профессиональная): понимание основных принципов управления (целостности, системности, гуманизации, совмещения единоначалия и коллегиальности, полноты и объективности информации); владение управленческими функциями (информационно-аналитической, организационно-исполнительской, регулятивно-коррекционной, мотивационно-целевой, контрольно-диагностической и проч.); способность использовать новые организационные структуры управления;

- информационно-технологическая: способность к анализу, прогнозированию, проектированию, выбору технологий;

- коммуникативно-информационная: владение навыками делового общения, культурой общения (как на внутригосударственном, так и на международном уровнях), языком; изучение инновационных ИКТ;

- персональная: наличие нравственных регулятивов, их проявление в деятельности и поведении; признание общечеловеческих ценностей (нравственных: отзывчивость, благородство, добро и т.д.; экзистенциальных: свобода, любовь, ответственность, совесть, т.п.; эстетических, прочее); определение своей профессиональной позиции; креативность; владение инструментарием рефлексии, а также контрольно-оценочными средствами, т.д.;

- общекультурная: наличие знаний в сфере аксиологии (учение в философии о сущности материальных и духовных ценностей); наличие нравственной устойчивости, этики субъект-субъектного взаимодействия, профессиональной культуры; стремление сохранить и развивать ценности как национальной, так и общемировой культуры, т.д. Здесь решающая роль отводится ценностной ориентации как ключевому компоненту структуры личности, т.е. ее направленности на определенные ценности. Под ценностной ориентацией понимается система устойчивых отношений индивида к самому себе и окружающей реальности, проявляющаяся в виде фиксированных установок на конкретные ценности духовной и материальной культуры социума. Ими характеризуется содержательная сторона направленности личности. В них отражается специфика отношения человека к действительности, его идеалы, цели, убеждения, потребности, интересы.

Выводы. Благодаря использованию вышеприведенной модели личности специалиста-менеджера образования в образовательном процессе в рамках обучения в вузах можно обеспечить:

- ориентацию учащихся на личностные качества, важные в профессиональном отношении, которые требуются в обязательном порядке всем педагогическим работникам для эффективного осуществления ими деятельности;

- актуализацию привития студентам управленческой культуры в ходе осуществления учебной деятельности, в процессе производственной практики, а также во внеучебной деятельности;

- мотивацию учащихся к обучению, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности после окончания обучения;

- формирование индивидуального стиля деятельности, целевых установок, перспектив профессиональной деятельности на ближайшее будущее, а также средне- и долгосрочных. Таким образом, можно констатировать, что управленческая культура имеет личностную значимость. В развитии человекотворческого потенциала ее можно считать одним из ключевых факторов.

Нами была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование у студентов-менеджеров образования управленческой культуры. Благодаря этому мы определили ряд педагогических

условий, позволяющих получить положительный эффект в этом направлении:

- обеспечение позитивной мотивации, понимания учащимися личностной и социальной значимости управленческой культуры;

- учет специфических личностных характеристик каждого из студентов в процессе формирования их собственного стиля профессиональной деятельности;

- восприятие преподавателями студентов в качестве субъектов культуры как в рамках учебной, так и в ходе внеучебной деятельности;

- стимулирование самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания личности будущих менеджеров образования;

- осуществление развития человекотворческого потенциала учащихся в рамках разнообразных видов деятельности.

Вышеуказанные условия могут быть использованы педагогами вузов в процессе формирования управленческой культуры будущих менеджеров образования.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационнопредпринимательской деятельности//Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема//Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 2834.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Павлова Е. В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1059-1061.

5. Плотникова О. А. Управленческая культура в условиях модернизации российского общества: социально-философский подход / О. А. Плотникова — Пятигорск: Изд-во «Пятигорский гуманитарно-технологический ун-т», 2012. — 80с.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

7. Пичугина, Е. В. Профессиограмма как основа профессиональной подготовки менеджера образования / Е.В. Пичугина // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — Москва: «Луч», - 2006, - № 4 (21 ) - 0,5 пл.

8. Пичугина, Е.В. К вопросу о моделировании управленческо-педагогической деятельности менеджеров образования / Е.В. Пичугина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы научных докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2006. -С.141-142.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА

Аннотация. Качество труда работников сферы образования складывается из множества культурных составляющих, включая профессиональную культуру, особенности взаимоотношений в команде, осознание общей и личной ответственности, уровень самодисциплины, взаимопомощи. Работники образования в наше время призваны выполнять единовременно задачи по наставничеству, творчеству и организации. Многофункциональность труда каждого педагога предопределяет многофункциональность труда всего состава педагогов учреждения.

Ключевые слова: управленческая культура, профессиональная педагогическая деятельность, подготовка специалистов в области управления, менеджер образования.

Annotation. The quality of work of educators consists of a set of cultural components, including professional culture, features of relationship in team, awareness of the shared and personal responsibility, level of self-discipline, mutual aid. Educators are called to carry out at a time tasks of mentoring, creativity and the organization presently. The multifunctionality of work of each teacher predetermines multifunctionality of work of all list of teachers of establishment.

Keywords: administrative culture, professional pedagogical activity, training of specialists in the field of management, the manager of education.

Введение. Результативность совместной деятельности педагогических работников находится в прямой зависимости от уровня их профессиональной культуры; специфики отношений, сложившихся в данном коллективе; осознания индивидуальной и общей ответственности, а также от межличностного взаимодействия в рамках выполнения своих служебных обязанностей. В наши дни и учитель, и преподаватель, и педагог дополнительного образования не только помогают учащимся получать новые знания, но и воспитывают, и руководят, и мотивируют. Наличие нескольких функций у каждого отдельно взятого педагога детерминирует многофункциональный характер деятельности всего профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.