Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ADVANCED TRAINING / PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Александра Сергеевна

Под педагогической деятельностью понимается специфическая разновидность высококвалифицированного интеллектуального труда, содержащего элемент творчества и предполагающего высокий уровень напряжения. Это осмысленная, ориентированная активность по обучению и воспитанию учащихся. На педагоге - учителе или преподавателе - лежит основная ответственность за формирование у школьников и студентов необходимых знаний, выстраивание продуктивной жизненной позиции. В контексте современного российского образования важнейшими вопросами, решаемыми в рамках педагогического и психологического знания, выступают установление модифицированных требований к личности педагога и психологический мониторинг его профессиональных свойств.Pedagogical activity refers to a specific type of highly qualified intellectual work, which contains an element of creativity and implies a high level of tension. It is a meaningful, oriented activity for the education and upbringing of students. The teacher - teacher or teacher - has the main responsibility for forming the necessary knowledge among schoolchildren and students, building a productive life position. In the context of modern Russian education, the most important issues resolved within the framework of pedagogical and psychological knowledge are the establishment of modified requirements to the personality of the teacher and psychological monitoring of his professional properties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

ИУ, а также факторы гармонизации дисперсии и положительной динамики взаимосвязей между совокупностями.

По сути, ключевым элементом является оптимизация структуры ИУ, а также соблюдение особенностей ее развития, описанных в данном параграфе. Это будет основой для комплекса мер, реализуемых на формирующем этапе исследования. Более глубокий анализ данного массива возможен только после проведения формирующего этапа.

Тьюторство следует рассматривать как ресурс индивидуальной эволюции личности, как форму продуктивной эксплуатации возможностей открытого образования для разработки индивидуальной образовательной программы с учетом специфики (характера, темперамента, интеллекта и т.д.) конкретного обучающегося.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Морозова Е.П. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся: возможности и ограничения // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 149-153.

5. Морозова Е.П., Поярков Н.Г. Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Выпуск 61 (4). С. 234-238.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

7. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

8. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

9. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

10. Morozova E.P., Hedranovich V.V., Borisova A.A., Donskaya M.V., Ilina N.Yu., Burnasheva E.P., Chigovskaya-Nazarova Ya.A. (2018) Formation of research competencies of students through tutor support // Opción, V. 34, No. 85. Pp. 1878-1890.

11. Morozova E.P., Aminova Dz.K., Asilderova M.M., Gasanova P.G., Daudova D.M., Markova S.V. (2018) Formation of students' research skills through tutor support // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAC, September 2018 Special Edition. Pp. 2836-2841.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Под педагогической деятельностью понимается специфическая разновидность высококвалифицированного интеллектуального труда, содержащего элемент творчества и предполагающего высокий уровень напряжения. Это осмысленная, ориентированная активность по обучению и воспитанию учащихся. На педагоге - учителе или преподавателе - лежит основная ответственность за формирование у школьников и студентов необходимых знаний, выстраивание продуктивной жизненной позиции. В контексте современного российского образования важнейшими вопросами, решаемыми в рамках педагогического и психологического знания, выступают установление модифицированных требований к личности педагога и психологический мониторинг его профессиональных свойств.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональное совершенствование педагога.

Annotation. Pedagogical activity refers to a specific type of highly qualified intellectual work, which contains an element of creativity and implies a high level of tension. It is a meaningful, oriented activity for the education and upbringing of students. The teacher - teacher or teacher - has the main responsibility for forming the necessary knowledge among schoolchildren and students, building a productive life position. In the context of modern Russian education, the most important issues resolved within the framework of pedagogical and psychological knowledge are the establishment of modified requirements to the personality of the teacher and psychological monitoring of his professional properties.

Keywords: continuing professional education, advanced training, professional improvement of the teacher.

Введение. Реализация заинтересованности образовательной системы в педагоге, который в состоянии интегрировать инновации в учебно-воспитательный процесс, предполагает совершенно иное, находящееся на

другом технологическом уровне сопровождение новаторской активности. Кроме того, требуется освоение работниками определенных правил инновационного поведения, а также концепций, форм, разновидностей и методов диссеминации новаторского педагогического опыта (далее - ПО), что, согласно национальной инициативе «Наша новая школа», возможно позиционировать как один из ключевых факторов реформирования образования системы в целом, в том числе и в сфере профессионального развития учителя. Добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей в рамках основных функций (обучения, воспитания и развития) предполагает освоенность педагогом навыков и умений, связанных с осмыслением и популяризацией новаторского ПО. В данном контексте одной из наиболее важных задач становится интенсификация распространения подобного опыта, установление предпосылок его освоения и творческого осмысления педагогами страны.

Изложение основного материала статьи. В сложившихся образовательных условиях также возрастает значимость вопросов, связанных с программно-целевым обеспечением учителей в рамках их профессиональной эволюции [3]. Это детерминировано обострившимся вниманием социума к возможности приобретения новых знаний и умений в течение всей активной профессиональной деятельности. Подобное обеспечение может предоставить андрагог - преподаватель, владеющий методами и средствами работы со взрослой аудиторией. В связи с этим уместно вести речь о целесообразности андрагогического обеспечения учителей, поскольку представители данной профессии часто нуждаются в квалифицированной помощи, поддержке или хотя бы одном ценном совете. Профессиональное развитие учителя неосуществимо без анализа им собственного ПО, без стремления поделиться им с коллегами за пределами своего учебного заведения. В последние несколько лет в научный обиход вошло предложенное И.В. Слободчиковым понятие «диссеминация», номинирующее совокупность процессов распространения накопленного ПО [5]. Сформировалась общественная потребность в развитии педагогом своей способности к осмыслению возможности делиться собственным опытом как минимум с ближайшим профессиональным окружением. При этом, чтобы совершенствоваться самому и приносить пользу воспитанникам, учитель должен уметь определять насущные проблемы образования и самообразования. Данный тезис отражен в современных требованиях к школьному учителю, изложенных в Профессиональном стандарте педагога.

Актуальность изучения программно-целевого обеспечения профессионального роста школьного учителя обусловлена тенденциями реформирования отечественного образования и наличием потребности в педагоге нового типа, выстраивании совершенно иной, более гибкой и дифференцированной, культуры педагогической деятельности. Квалификационный уровень педагогов, их готовность к непрерывному повышению своей компетентности при осуществлении ФГОС и реализации Профессионального стандарта педагога оказывают воздействие на эволюцию российского социума в интеллектуально-нравственном и социально-экономическом отношениях. Люди, работающие в соответствующей сфере, вносят свой вклад в реализацию ключевых требований, приведенных в ряде базовых документов федерального уровня [2]: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» и т.д.

В контексте непрерывного образования процесс выстраивания педагогической компетентности нового типа подразумевает развитие учителя как реализатора собственной активности в рамках возложенных на него обязанностей. Профессиональное совершенствование - это комплекс переходов: от стадии получения специальности, суть которой состоит в формировании базовых навыков и умений, в понимании содержательной и методологической специфики выбранной профессии, и стадии профессионализации -интенсификации инструментов улучшения автономно сформированного предмета деятельности, связанной с полученной специальностью, - к стадии мастерства, заключающейся в создании новых стандартов, средств, методов и предмета выполняемой деятельности. Главным условием высокой результативности профессионального совершенствования учителей выступает ориентированное сотрудничество специалистов-андрагогов и поддерживаемых ими учителей, нацеленное на выстраивание позиционной самоидентификации [7].

Функцию механизма профессионального совершенствования учителей в контексте непрерывного образования выполняет стратегия программно-целевого обеспечения, выстраиваемая в качестве поэтапной смены типов активности от систематизации и структуризации профессиональных точек зрения к доработке, оценке и осмыслению профессиональных инструментов деятельности к фиксированию инноваций на организационно-документационном уровне и их закреплению в повседневной педагогической практике. В качестве составного механизма формирования содержания профессионального совершенствования учителей авторы позиционируют ряд задач, главной из которых представляется образовательная задача, трактуемая как пространство общения андрагогов и учителей и ресурс управления динамикой и сущностью профессиональной эволюции [1]. В процессе осмысления своего труда педагогу следует уметь определять его инновационный компонент, однако не все практикующие специалисты могут справиться с этим без посторонней помощи. В данном контексте становятся особенно актуальными вопросы, связанные с поддержкой учителей в рамках системы повышения квалификации, представители которой отличаются достаточным уровнем андрагогической компетентности и умением оказывать необходимую помощь в ходе распространения новаторского ПО. Это представляется значимым не только для конкретного специалиста, но и для всего профессионального сообщества. Восприятие себя сквозь призму своего и чужого опыта на различных функциональных уровнях служит мощным импульсом для повышения собственной эффективности и качества образования в целом.

Новаторская педагогическая деятельность как особая разновидность педагогического труда, ориентированная на создание новых целей, «контента» и организационных предпосылок учебно-воспитательного процесса для его интенсификации, повышения общей эффективности, обладает следующими стабильными характеристиками: выступает ключевым способом реформирования образования в рамках изменений, наблюдаемых в экономической и социальной сферах; основывается на устойчивой связи, существующей между теоретическими и практическими аспектами педагогической деятельности; обязывает учителей к непрерывному поиску новых форм, методов, технологий обучения; нуждается в грамотной поддержке и диагностике продуктивности интегрируемых нововведений; предполагает реализацию личностно-ориентированных проектов новаторского характера согласно требованиям комплексной инновационной программы, нацеленной на различные стадии эволюции образования.

Факторами, способствующими продуктивной педагогической деятельности новаторского характера выступают [4]: грамотная организация процессов, связанных с интеграцией нововведений, на разных уровнях образовательной структуры, внедрение конкретных идей и разработок в единую инновационную логику, формирование организационных условий и механизма диагностики продуктивности инноваций; создание условий для повышения квалификационного уровня учителей, их увлеченности новаторской деятельностью; создание или поддержание в коллективе комфортного и творчески плодотворного психологического климата. Распространение новаторского ПО как структурно выстроенная, ориентированная активность по популяризации идей, принципов, способов и технологий для модернизации и оптимизации педагогической деятельности обусловлено ключевыми функциями (содействие распространению явлений и процессов новаторского характера, тщательному осмыслению инновационного ПО; налаживание обратной связи с педагогом-новатором; обеспечение комплексной поддержки новаторских инициатив); формами (оценка потенциала инноваций экспертами в соответствующей области; разработка образовательных ресурсов, интегрирующих накопленный новаторский ПО; формирование условий для помощи учителям, принимающим новаторский ПО; юридическое обеспечение деятельности по диссеминации новаторского ПО; обеспечение подобной деятельности на организационно-методическом уровне); каналами (события (профессиональные и прочие), проведение учебных и обзорных семинаров, специализированные обучающие программы и мониторинги); аспектами (душевный дискомфорт, испытываемый учителем от выполнения своих ежедневных обязанностей, беспристрастный анализ своего опыта как важной причины собственной профессиональной деградации).

Важной предпосылкой распространения инновационного ПО является готовность учителя, являющегося носителем этих знаний и навыков, к их систематизации и популяризации. В качестве структурных компонентов данной готовности выступают когнитивный (уровень осмысленности преподавания, основанный на общем педагогическом кругозоре работника); ценностный (стремление учителя изучать свой ПО и делиться им с коллегами); респективный (уважение педагога к самому себе как обязательное условие правильного отношения к собственному ПО); рефлексивно-диагностический (умение определить свой педагогический потенциал в текущий момент и в ближайшей перспективе); активностный (определенные действия, нацеленные на распространение ПО). Помимо индивидуальных свойств, носитель новаторского ПО должен отличаться системным восприятием педагогической профессии, а также обладать навыками рефлексии накопленной информации и уметь применять технологии, предназначенные для обнаружения, анализа и генерализации ПО.

Организация процесса диссеминации инновационного педагогического опыта имеет андрагогические особенности, определяющие специфику его технологического обеспечения: образовательный процесс, включающий взрослых-слушателей и взрослых-педагогов; разные категории взрослых-слушателей; социально-психологические особенности взрослых-слушателей; педагогический работник - это социально зрелый, в целом сформировавшийся индивид; специфика образовательного процесса определяется ориентацией на создание условий для образования именно взрослых [6].

Организация андрагогического сопровождения учителей при освоении инновационного педагогического опыта должна основываться на положениях андрагогического подхода к образованию, реализующего принципы самостоятельности обучения, опоры на опыт обучающихся,актуализацию результатов обучения, развитие образовательных потребностей.

Решение этой проблемы предполагает разработку андрагогического сопровождения педагога, которая, с одной стороны, будет отвечать задачам модернизации системы повышения педагогической квалификации в соответствии с современными реалиями общественного развития, с другой стороны, потребностям самих педагогов.

Выводы. Таким образом, изучение теоретических трудов педагогической и социологической направленности, а также официальных документов, регламентирующих новаторскую деятельность школьных учителей в Москве и Санкт-Петербурге, приводит нас к выводу о необходимости диссеминации не любого ПО, а только инновационного. Это даст педагогам возможность знакомиться с конкретными содержательными и методологическими новшествами, осваивать их и интегрировать в свою повседневную педагогическую практику. Тем не менее, выявленные расхождения между императивами, исходящими от вышестоящих инстанций с учетом инновационных изменений в современном обществе, и неготовностью педагогов усваивать и использовать соответствующие нововведения отражают проблему диссеминации новаторского ПО. Ее реализация в значительной мере зависит от грамотно выстроенного андрагогического обеспечения данного процесса в контексте повышения квалификации школьных педагогов, направленного на интенсификацию их способностей к восприятию, пониманию и развитию себя в рамках культуры сотрудничества субъектов социального взаимодействия.

Продуктивное сопровождение личностно-профессиональной эволюции педагога реализуемо лишь с опорой на андрагогические принципы обеспечения его трудовой активности, к которым относятся, в первую очередь, принципы автономности; учета опыта, возможностей и запросов взрослых учащихся; воплощения приобретенных знаний на практике в ближайшее время; профессионально-личностного совершенствования в процессе получения образования.

Курсы повышения квалификации позволяют учителям развивать свои педагогические компетенции без отрыва от основной профессиональной деятельности и выступают, таким образом, важнейшим средством выстраивания индивидуального вектора в контексте распространения новаторского ПО.

Инновационная педагогическая деятельность, являясь особым специфическим видом педагогической деятельности, направлена на формирование новых целей, содержания и организационных условий образовательного процесса. Условиями успешной инновационной педагогической деятельности являются: эффективное управление инновационными процессами; создание организационных предпосылок и системы оценки эффективности инноваций; содействие повышению профессиональной компетентности педагогов, их заинтересованности в инновационной деятельности; обеспечение благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

5. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека//Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

7. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород); заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования, кандидат педагогических наук, доцент Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород); студент Медведев Александр Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРА И

ИСКУССТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ ТЕХНИКИ

Аннотация. Актуальность исследования. Вопрос отношения искусства и техники на данный момент является актуальной, требующей научного осмысления, проблемой. Целью данной работы является исследование процесса взаимодействия искусства и техники, результатом которого является появление новых инновационных образовательных программ, а также преобразование и обогащение традиционных. Предметом исследования является процесс взаимодействия музыкального искусства и техники. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить следующие Методы осуществления исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный исторический и диалектический методы исследования. В статье выявлены научные представления о процессе взаимодействия искусства и техники, определены пути развития двух форм человеческой культуры - искусства и техники. В ходе представленного исследования выявляется сущность понятий «искусство» и «техника», а также специфические особенности их взаимодействия.

Ключевые слова: искусство, техника, образовательные программы, совершенствование, теория, эстетика, взаимодействие.

Annotation. Relevance of the research. The question of the relationship between art and technology is currently an urgent problem that requires scientific understanding. The purpose of this work is to study the process of interaction between art and technology, which results in the emergence of new innovative educational programs, as well as the transformation and enrichment of traditional ones. The subject of research is the process of interaction between musical art and technology. In accordance with this goal, the following research Methods were to be solved: analysis, synthesis, induction, deduction, comparative historical and dialectical research methods. The article reveals scientific ideas about the process of interaction between art and technology, defines the ways of development of two forms of human culture - art and technology. This research reveals the essence of the concepts "art" and "technology", as well as the specific features of their interaction.

Keywords: art, technology, educational programs, improvement, theory, aesthetics, interaction.

Введение. Существует множество понятий и определений искусства. Для раскрытия понятия искусства возможно обратиться к аспектам вопроса. Проанализировав труды ученых в данной области, можно сделать некоторые выводы о том, что среди разнообразных теорий, описывающих происхождение искусства, наиболее обоснованными и влиятельными являются следующие:

1. Мифологическую теорию происхождения искусства разрабатывали К. Леви-Стросс [5], М. Каган [3], Е. Мелетинский [8]. В ее основе лежит обоснование мифа как первоначальной формы культуры. Последователи данной теории называют наиболее характерные черты мифа: слитность вымышленного и реального, неразделенность субъективного и объективного, символичность и образность.

По мере трансформации сознания из мифа выделяются наука, нравственность, политика, материальное производство.

На определенном этапе истории человечества миф утрачивает свои позиции, этот процесс сопровождается разрушением целостного сознания, появляется дифференциация сознания и деятельности.

2. Биологическая теория. Ее сторонником является Чарльз Дарвин. Позиция данной концепции сходится на врожденной способности человека к продуцированию искусства [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.