Научная статья на тему 'ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПАРАМЕТРЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / DISPERSION ANALYSIS / PARAMETERS / TUTOR SUPPORT / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Востребованность реализации тьюторского сопровождения в отечественном образовании обусловлена поставленными задачами в системе Российского образования с целью повышения эффективности и совершенствования образовательного процесса. С целью наиболее объективной диагностики нами были выявлены изначально наименее абстрактные параметры, которые помогают описать пространство взаимосвязей исследовательских умений обучающихся и коррелирующих факторов, чтобы дать возможность выявления факторов, способствующих положительной динамике исследовательских умений, что в свою очередь позволит разработать и реализовать наиболее эффективную модель формирования исследовательских умений обучающихся.The demand for the implementation of tutor support in domestic education is due to the tasks set in the Russian education system in order to increase the efficiency and improve the educational process. For the purpose of the most objective diagnosis, we identified initially the least abstract parameters, which help to describe the space of relationships between research skills of students and correlating factors, in order to allow to identify factors contributing to positive dynamics of research skills, which in turn will allow to develop and implement the most effective model of formation of research skills of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Литература:

1. Караванова, Л.Ж. Профессиональное развитие специалистов по социальной работе: монография / Л.Ж. Караванова. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbracken, Germany, 2011. (12,3 п.л.).

2. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

3. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

5. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Востребованность реализации тьюторского сопровождения в отечественном образовании обусловлена поставленными задачами в системе Российского образования с целью повышения эффективности и совершенствования образовательного процесса. С целью наиболее объективной диагностики нами были выявлены изначально наименее абстрактные параметры, которые помогают описать пространство взаимосвязей исследовательских умений обучающихся и коррелирующих факторов, чтобы дать возможность выявления факторов, способствующих положительной динамике исследовательских умений, что в свою очередь позволит разработать и реализовать наиболее эффективную модель формирования исследовательских умений обучающихся.

Ключевые слова: дисперсионный анализ, параметры, тьюторское сопровождение, исследовательские умения.

Annotation. The demand for the implementation of tutor support in domestic education is due to the tasks set in the Russian education system in order to increase the efficiency and improve the educational process. For the purpose of the most objective diagnosis, we identified initially the least abstract parameters, which help to describe the space of relationships between research skills of students and correlating factors, in order to allow to identify factors contributing to positive dynamics of research skills, which in turn will allow to develop and implement the most effective model of formation of research skills of students.

Keywords: dispersion analysis, parameters, tutor support, research skills.

Введение. Проведенный дисперсионный анализ позволил сократить и упорядочить число исследуемых параметров, давая возможность эффективно исследовать пространство взаимосвязей, без потерь в точности и глубине анализа. С целью получения наиболее валидных результатов в нашем исследовании мы отказались от методик, трудно адаптируемых к методам математического анализа. Для презентации результатов диагностики был применен метод абсолютных шкал, позволяющий проводить сравнительный анализ данных, полученных в разных системах измерения и имеющих разные критерии оценки значимости. Полученные данные позволяют сделать вывод об устойчивости как дисперсии (заявленные совокупности объясняют 85% дисперсии, устойчивы, изменения ключевых элементов дисперсии маловероятны), так и влияния совокупностей на исследовательские умения (далее - ИУ) (отрицательная динамика влияния маловероятна, появление новых элементов в дисперсии маловероятно). Более глубокий анализ возможен при наличии большего числа наблюдений, однако тот факт, что элементы дисперсии практически неизменны, непреложен.

Стоит заметить, что динамика изменений факторной структуры возможна только в очень узком диапазоне, также существуют математически фиксируемые, но скрытые на данном этапе особенности динамики изменений пространства взаимосвязей и факторной структуры массива, которые предстоит раскрыть в ходе исследования. Тем самым дисперсионный анализ позволил упорядочить параметры, влияющие на ИУ, структурировать их в группы, удобные для понимания и последующего анализа. Для интерпретации данных используется преимущественно системных подход с опорой на математический инструментарий.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на кафедре социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов аспирантом Е.П. Морозовой [4, 5, 10, 11] с 2017 по 2019 гг. под научным руководством автора статьи М.Г. Сергеевой. Для более детального рассмотрения ИУ был проведен корреляционный анализ ИУ с исследуемыми совокупностями дисперсии, что позволит дополнить выявленные тенденции новыми деталями [1].

Матрица корреляционных взаимосвязей ИУ и когнитивной сферы испытуемых на констатирующем этапе эксперимента

Параметры КС Когнитивная сфера

Совокупное значение КС Мышление Внимание Воображение Креативность

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Совокупное значение ИУ 0.78** 0.76** 0.82** 0.83** 0.62* 0.59* !- 0.63* !- 0.62* !- 0.76* !- 0.74*

СИУ 0.57* 0.60* 0.79** 0.77** !- 0.82** !- 0.83** !- 0.58* !- 0.55*

ГИУ -0.72* -0.74* 0.58* 0.56* 0.62* 0.58* -0.57 -0.61*

МИУ 0.58* 0.57*

р < 0,05 -*, р < 0,01 -**; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; СИУ -самостоятельность обучающихся в учебно-поисковых действиях в ходе исследования; ГИУ - готовность обучающихся к реализации исследовательских умений; МИУ - мотивация обучающихся по отношению к исследовательской деятельности

Анализ корреляционных взаимосвязей между когнитивной сферой (далее - КС) и ИУ демонстрирует преимущественно двусторонние, дихотомические связи со средневыраженной силой и теснотой с средней разветвленностью. Данные характеризуются высоким уровнем погрешности, обусловленным факторными особенностями ИУ. В данном случае это выражено в широком диапазоне значений, коэффициент коррекции примерно равен 0.7, что почти переходит границы дозволенного для корреляционного анализа.

Пространство взаимосвязей между КС и ИУ наглядно иллюстрирует выявленные ранее тенденции, неоптимальность структуры ИУ сказывается на разветвленности связей, так МИУ - наиболее важный параметр - связана только с совокупным значением КК (г=0,58 в ЭГ и г=0,57в КГ, р< 0,05).

Можно сделать вывод о том, что ИУ недостаточно оптимально взаимодействует с когнитивной сферой, это взаимодействие фрагментарно и непродуктивно. Сила данной связи близка к несущественной и носит дихотомический характер, стоит отметить, что в данном пространстве взаимосвязей нет ни одной прямой корреляции между параметрами. Это однозначно констатирует, что ИУ оказывает преимущественно нейтральное и негативное влияние на когнитивную сферу испытуемых обеих групп и фактически не включена в их повседневную и образовательную деятельность должным образом, в таких условиях исследовательская деятельность не может быть достаточно продуктивной.

Выявленные тенденции на фоне взаимосвязи между совокупными значениями ИУ и КК (г=0,78 в ЭГ и г=0,76в КГ, р< 0,01) указывают на потенциал в изменении данного пространства взаимосвязей. Однако он может быть реализован только в случае становления ИУ как совокупности, что является интегральным условием.

Матрица корреляционных взаимосвязей компонентов ИУ и личностной сферы испытуемых на

констатирующем этапе эксперимента

Параметры ЛС (Личностная сфера)

Совокупное значение ЛС Целеустремленность Аутосимпатия Гибкость Контактность

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Совокупное значение ИУ 0.86** 0.89** !!-0.78** !!-0.75** !+0.79* !+0.80* 0.61* 0.60* 0.57* 0.68*

СИУ 0.71* 0.68* ! !-0.72* !!-0.74* !+0.91* !+0.89*

ГИУ 0.65** 0.66** 0.68* 0.71* 0.72* 0.74*

МИУ -0.55* -0.58* !-0.56 !-0.57 !-0.60 !-0.63

р < 0,05 -*, р < 0,01 -**; ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа

Анализ взаимосвязей между ИУ и ЛС демонстрирует крайне дисгармоничную и противоречивую картину фрагментарной разветвленности взаимосвязей и преимущественно обратных корреляций с широким диапазоном силы связи.

На этом фоне прослеживаются четкая закономерность, гибкость и контактность, обосновываются ГИУ и СИУ и значимо с ними связаны, несмотря на очевидно неоптимальную структуру ИУ. Неоптимальная структура в данном случае определяет характер связи, который иллюстрируется обратными корреляциями.

Стоит обратить внимание на крайне значимую связь целеустремленности и МИУ (г=-0,72 в ЭГ и г=-0,74 в КГ, р< 0,05), данная связь обратная и односторонняя со стороны целеустремленности, однако однозначной интерпретации мешает уровень синергии между целеустремленностью и МИУ = 0.08). Такая сила связи, на фоне столь низкой синергии, указывает на то, что взаимосвязь обусловлена неразвитостью одного из параметров, в данном случае, учитывая одностороннюю связь, этот параметр - целеустремленность. Учитывая природу целеустремленности как качества, ее связь с ориентацией во времени и пространстве переживаний, ее влияние на МИУ становится понятным. Однако отсутствие обратной связи однозначно указывает, во-первых, на недостаточный уровень развитости целеустремленности для получения отклика от ИУ, во-вторых, на то, что целеустремленность является одной из когерентных ИУ точек роста в данной дисперсии. Ее развитие во многом обуславливает самоактуализацию, а значит, и личностный рост испытуемых, однако для достижения высоких показателей динамики личностного роста и преодоления границ верхних эшелонов диапазона значений необходимы высокая мотивация и интерес к исследовательской деятельности, желание проявить себя на этом поприще.

Становится очевидным, что для видоизменения данного сегмента пространства взаимосвязей необходимо дать толчок развитию целеустремленности и в дальнейшем на фоне роста синергии сконцентрировать внимание на развитии МИУ и ее связи с ЛС [2].

Вместе с тем, рассматривая данный сегмент пространства взаимосвязей, стоит обратить внимание на обусловленность аутосимпатии МИУ (г=+0,91 в ЭГ и г=+0,89 в КГ, р< 0,01). Данная связь строго прямая, что является крайне негативным фактором для структуры ЛК, так как обеспечивает завышенную самооценку, неадекватность интерпретации своих действий, неадекватность локуса контроля в контексте учебной и исследовательской деятельности. Однако, учитывая несформированность связей между аутосимпатией иКИУ и СИУ, вышеописанная связь не является устойчивой и обусловлена неоптимальной структурой ИУ и неразвитостью ее компонентов. Это касается и связей ИУ в целом с ЛС, мы видим отсутствие связей МИУ с воображением и креативностью, что связано с низким уровнем развития МИУ у испытуемых. Отсутствие связи ГИУ и СИУ с целеустремленностью и аутосимпатией обеспечивает неоправданно высокий уровень развития аутосимпатии и блокирует обратную связь от МИУ к целеустремленности. Целеустремленность куда глубже связана с внешними актами (деятельность), чем с внутренними (мышление). Это подтверждает потенциал синергии связей между параметрами [6].

Подводя итоги анализа, отметим, что дихотомическая взаимосвязь между совокупными значениями ИУ и ЛС (г=0,86 в ЭГ и г=0,89 в КГ, р< 0,01) на фоне крайне высокой силы связи фактически означает неустойчивость данного сегмента пространства взаимосвязей, что сказывается на обоих сегментах. Это проявляется в неоптимальных взаимодействиях и характеризуется слабой, асимметричной разветвленностью.

Связи между совокупным значением и компонентами ЛС отражают выявленные ранее тенденции и не являются значимыми, так как ИУ выступает в роли совокупности, а не единого фактора, ее интегральный показатель не представляет из себя новое качество, только суммарное влияние структурных компонентов [3].

Для оптимальной дефрагментации данного сегмента взаимосвязей необходимо сосредоточиться на том, чтобы дать толчок развитию целеустремленности для получения и использования обратного импульса от ИУ, добиться равномерного взаимодействия между компонентами ИУ и ЛК, выраженного в разветвленности связей. Следует обратить характер взаимосвязей между МИУ и аутосимпатием, сделав связь не

дихотомической, путем усиления взаимосвязей между остальными компонентами ИУ. Тот же способ применим для изменения полярности связи между воображением, креативностью и ИУ.

Исходя из данных корреляционного и дисперсионного анализа становится очевидным, что для гармонизации пространства взаимосвязей между ИУ и генеральными совокупностями необходимо ее становление в качестве совокупности с описанными в рамках дисперсионного анализа особенностями.

Также на данном этапе рассмотрения результатов корреляционного анализа можно зафиксировать то, что критерием оптимальности структуры является соответствие совокупного значения ИУ значению СИУ, как высшему уровню развития ИУ, как в динамике изменений, так и в непосредственном значении параметра. Это позволяет на практике значительно упростить цикл диагностики.

Таблица 3

Матрица корреляционных взаимосвязей компонентов ИУ и вторичных сфер испытуемых на констатирующем этапе эксперимента

Параметры Вторичные сферы

Мотивационная сфера Рефлексивная сфера Коммуникационная сфера Организационная сфера

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Совокупное значение ИУ 0.82** 0.80** !0.63* !0.66* !-0.58* !-0.59* !0.72* !0.71*

СИУ !0.78** !0.76**

ГИУ !-0.64* !-0.61*

МИУ

р < 0,05 -*, р < 0,01 -**; ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа

Анализ корреляций между ИУ и вторичными компонентами демонстрирует асимметричное пространство взаимосвязей с низкой разветвленностью. Все связи, кроме взаимосвязи совокупного значения ИУ и МС (г=0,82 в ЭГ и г=0,80 в КГ, р< 0,01), являются односторонними, что объясняется обоюдной значимостью данных совокупностей друг для друга.

Это связно с тем, что мотивация требует постоянного переосмысления для положительной динамики изменений, а рефлексия - стимула к активности, которым являет мотивация. В данной взаимосвязи негативным является ее дихотомичность, которая препятствует адекватной реализации данных качеств в деятельности, преодолеть ее возможно когерентным развитием параметров.

Анализируя связи совокупного значения ИУ с остальными совокупностями, стоит отметить односторонние связи с ИУ и отсутствие положительных связей. В совокупности с результатами дисперсионного анализа это свидетельствует о том, что, как и в других сегментах дисперсии, неоптимальная структура ИУ нивелирует возможность появления положительных и устойчивых связей и не может значимо позитивно повлиять на эффективность образовательной и исследовательской деятельности испытуемых.

В данном массиве значимыми являются связи МИУ и рефлексии (г=-0,78 в ЭГ и г=-0,76 в КГ, р< 0,01), а такжеКИУ и коммуникационного кластера (г=-0.58 в ЭГ и г=-0,59 в КГ, р< 0,05). Данные связи демонстрируют наличие точек роста в данном сегменте, однако для их реализации необходимо видоизменение факторной структуры ИУ.

Осуществление нашего исследования подразумевает разработку модели, посредством которой можно установить и описать уровни сформированности исследовательских умений учащихся основной школы посредством тьюторского сопровождения. В качестве методологических положений выстраивания модели тьюторского сопровождения формирования исследовательских умений учащихся основной школы выступили следующие научные подходы: системный, личностно-деятельностный, средовый [7]. Разработанная структурно-содержательная модель имеет следующие блоки: целевой; содержательно-деятельностный; технологический; оценочно-результативный.

Выявленные критериальные показатели сформированности исследовательских умений учащихся основной школы были классифицированы по их группам: когнитивная, коммуникативная, рефлексивная и группа социальных отношений [9].

Педагогическими условиями реализации модели тьюторского сопровождения формирования исследовательских умений обучающихся следует считать [8]: инновационная образовательная среда; научно-методическое обеспечение тьюторского сопровождения процесса выстраивания исследовательских умений обучающихся; профессиональное мастерство тьютора, способствующее успешной организации контакта с обучающимися, разработке и реализации его индивидуальной образовательной траектории, созданию и использованию материалов учебно-дидактического характера.

Выводы. Исходя из результатов математического анализа можно сделать вывод о том, что выборка репрезентативна, и показатели обеих групп практически тождественны. В ходе математического анализа были определены основные точки роста в дисперсии, условия формирования ИУ, особенности формирования

ИУ, а также факторы гармонизации дисперсии и положительной динамики взаимосвязей между совокупностями.

По сути, ключевым элементом является оптимизация структуры ИУ, а также соблюдение особенностей ее развития, описанных в данном параграфе. Это будет основой для комплекса мер, реализуемых на формирующем этапе исследования. Более глубокий анализ данного массива возможен только после проведения формирующего этапа.

Тьюторство следует рассматривать как ресурс индивидуальной эволюции личности, как форму продуктивной эксплуатации возможностей открытого образования для разработки индивидуальной образовательной программы с учетом специфики (характера, темперамента, интеллекта и т.д.) конкретного обучающегося.

Литература:

1. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

2. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Морозова Е.П. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся: возможности и ограничения // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 149-153.

5. Морозова Е.П., Поярков Н.Г. Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Выпуск 61 (4). С. 234-238.

6. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

7. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

8. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

9. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

10. Morozova E.P., Hedranovich V.V., Borisova A.A., Donskaya M.V., Ilina N.Yu., Burnasheva E.P., Chigovskaya-Nazarova Ya.A. (2018) Formation of research competencies of students through tutor support // Opción, V. 34, No. 85. Pp. 1878-1890.

11. Morozova E.P., Aminova Dz.K., Asilderova M.M., Gasanova P.G., Daudova D.M., Markova S.V. (2018) Formation of students' research skills through tutor support // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAC, September 2018 Special Edition. Pp. 2836-2841.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна

Московский государственный лингвистический университет (г. Москва)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Под педагогической деятельностью понимается специфическая разновидность высококвалифицированного интеллектуального труда, содержащего элемент творчества и предполагающего высокий уровень напряжения. Это осмысленная, ориентированная активность по обучению и воспитанию учащихся. На педагоге - учителе или преподавателе - лежит основная ответственность за формирование у школьников и студентов необходимых знаний, выстраивание продуктивной жизненной позиции. В контексте современного российского образования важнейшими вопросами, решаемыми в рамках педагогического и психологического знания, выступают установление модифицированных требований к личности педагога и психологический мониторинг его профессиональных свойств.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональное совершенствование педагога.

Annotation. Pedagogical activity refers to a specific type of highly qualified intellectual work, which contains an element of creativity and implies a high level of tension. It is a meaningful, oriented activity for the education and upbringing of students. The teacher - teacher or teacher - has the main responsibility for forming the necessary knowledge among schoolchildren and students, building a productive life position. In the context of modern Russian education, the most important issues resolved within the framework of pedagogical and psychological knowledge are the establishment of modified requirements to the personality of the teacher and psychological monitoring of his professional properties.

Keywords: continuing professional education, advanced training, professional improvement of the teacher.

Введение. Реализация заинтересованности образовательной системы в педагоге, который в состоянии интегрировать инновации в учебно-воспитательный процесс, предполагает совершенно иное, находящееся на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.