Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PENITENTIARY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Профессиональное становление студентов - будущих специалистов по социальной работе связано с актуальными потребностями общества и образования, так как в контексте социально-экономических трансформаций перед высшей школой стоит задача не только обеспечить молодежь необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и научить их существовать в современной реальности, достигая социально важных целей, продуктивно контактируя с лицами, оказавшимися в затруднительной жизненной ситуации. Социальная работа как вид профессиональной активности позиционирует специалиста в качестве основного субъекта профессиональной деятельности в соответствующей трудовой сфере, предъявляя ряд серьезных требований к его квалификационному уровню и нравственному облику (прежде всего на поведенческом уровне). Обостряется потребность в разработке вопросов, имеющих отношение к профессионально-ценностному ориентированию студентов, получающих образование данного профиля.The professional development of students - future specialists in social work is connected with the current needs of society and education, as in the context of socio-economic transformations the higher school faces the task not only to provide young people with the necessary knowledge, skills and skills, but also to teach them to exist in modern reality, achieving socially important goals, productively contacting persons in difficult life situation. Social work as a type of professional activity positions the specialist as the main subject of professional activity in the corresponding labor sphere, putting a number of serious requirements to his qualification level and moral appearance (first of all at the behavioural level). There is a growing need to develop issues relevant to the vocational and value orientation of students receiving this type of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

или сглаживания трудностей, с которыми столкнулся школьник);

4) проектировочные компетенции (умение понимать характер, темперамент, способности и другие индивидуальные качества своих подопечных посредством интеллектуального и эмоционального познания);

5) компетенции, позволяющие оказывать влияние на других людей (прежде всего на их настроение, самоощущение).

Тем не менее, эффективность ПП как представителя поддерживающих профессий определяется не только освоенным комплексом знаний и навыков, но и индивидуальными свойствами специалиста, к которым, как правило, относят стрессоустойчивость, коммуникабельность, интуицию, дружелюбие, инициативность, творческие способности, умение работать с одной проблемой в течение долгого времени, наличие социальных амбиций и т.д. Этот перечень следует дополнить такими качествами и проявлениями, как терпение, сострадательность, отзывчивость, тактичность, непринужденность в общении, широкий кругозор и чувство юмора, порядочность, стремление к непрерывному профессиональному росту, решительность при отстаивании интересов клиента и т.д.

Литература:

1. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

2. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

3. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

5. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Профессиональное становление студентов - будущих специалистов по социальной работе связано с актуальными потребностями общества и образования, так как в контексте социально-экономических трансформаций перед высшей школой стоит задача не только обеспечить молодежь необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и научить их существовать в современной реальности, достигая социально важных целей, продуктивно контактируя с лицами, оказавшимися в затруднительной жизненной ситуации. Социальная работа как вид профессиональной активности позиционирует специалиста в качестве основного субъекта профессиональной деятельности в соответствующей трудовой сфере, предъявляя ряд серьезных требований к его квалификационному уровню и нравственному облику (прежде всего на поведенческом уровне). Обостряется потребность в разработке вопросов, имеющих отношение к профессионально-ценностному ориентированию студентов, получающих образование данного профиля.

Ключевые слова: социальный работник, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, пенитенциарные учреждения.

Annotation. The professional development of students - future specialists in social work is connected with the current needs of society and education, as in the context of socio-economic transformations the higher school faces the task not only to provide young people with the necessary knowledge, skills and skills, but also to teach them to exist in modern reality, achieving socially important goals, productively contacting persons in difficult life situation. Social work as a type of professional activity positions the specialist as the main subject of professional activity in the corresponding labor sphere, putting a number of serious requirements to his qualification level and moral appearance (first of all at the behavioural level). There is a growing need to develop issues relevant to the vocational and value orientation of students receiving this type of education.

Keywords: social worker, professional activity, professional competence, penitentiary institutions.

Введение. Качественное, отвечающее государственным стандартам профессиональное становление специалиста по социальной работе (далее - СР) представляет собой закономерный итог формирования и развития личностных, специальных и моральных характеристик. Этическое развитие является неотъемлемой составляющей профессионализма специалиста по СР, регулятором и индикатором степени самосознания и «самоулучшения». Будущим специалистам по СР должен быть присущ ряд индивидуальных свойств, создающих условия для продуктивного взаимодействия с гражданами, испытывающими нужду в социальной защите и поддержке.

Первостепенным фактором, способствующим становлению профессионализма специалиста по СР, выступает морально-этическая ориентация личности - следовательно, ее выстраивание рассматривается как отдельный предмет научного исследования. Духовный фундамент профессиональной деятельности создается и эволюционирует в рамках учебно-воспитательного процесса в случае его осмысленной направленности на повышение уровня личностной и профессиональной готовности студентов к реализации своего потенциала в учреждениях, предоставляющих социальные услуги.

Психологическое обеспечение профессиональной эволюции учащихся вузов выступает значимой составляющей психолого-педагогических предпосылок, необходимых для развития и закрепления одобряемых обществом моральных качеств личности.

СР представляет собой тип деятельности, нацеленный на повышение комфортности, объективного и субъективного благополучия индивида в обществе, на устранение, сглаживание или профилактику различных проблем социального характера.

Базовые принципы СР заложены в благотворительности, возникшей на заре человеческой цивилизации. За много столетий до нашей эры люди были снисходительны к детям и старикам, привечали бездомных, проявляли жалость и милосердие к больным, увечным, к тем, кого постигло личное горе. Помогая и поддерживая, наши далекие предки не стремились трансформировать общественное устройство, но их поведение вносило неоценимый вклад в формирование отечественной нравственной культуры.

Профессионально-личностное совершенствование специалиста по СР в контексте высшей школы - это последовательный и достаточно оперативный процесс интеграции в профессию и ознакомление с особенностями предстоящей деятельности. Развертывание данного процесса состоит из следующих этапов [5]: 1) приспособления к специфике образовательной системы, профессиональному мышлению и поведению; 2) восприятия студентом императивов и правил профессиональной деятельности; 3) креативного самосовершенствования и самоосуществления для более качественной подготовки к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Изложение основного материала статьи. В организационном отношении профессиональное становление специалиста по СР в условиях высшего учебного заведения нужно трактовать как итог его осмысленной интеграции в образовательную систему и подготовки к реализации ряда задач (оказанию определенных услуг конкретным группам населения). Это достигается благодаря обучению, воспитанию, прикладной деятельности, взаимодействию с людьми, познанию себя, а также тщательному анализу сущности выбранной профессии и своей ценности для нее.

В рамках психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностная эволюция специалиста по СР представляет собой психические изменения на количественном и качественном уровнях на фоне адекватно протекающих смежных процессов - самосовершенствования и самоосуществления. Данные изменения связаны с развитием интеллектуальных и физических способностей, возникновением новых возможностей и личностных структур, позволяющих специалисту по СР принимать участие в ранее не доступных ему типах деятельности, предусмотренных данной профессией. Согласно психологической теории динамичности личностной структуры, развитие профессионала наиболее продуктивно, если оно трансформируется в саморазвитие, осуществляемое благодаря использованию будущим специалистом собственных интеллектуальных, мотивационно-волевых, эмоциональных и прочих ресурсов с учетом воздействующих на него организационных требований [1].

Таким образом, на личностном уровне профессиональное становление специалиста по СР выражается в приведении им самого себя в соответствие с императивами выбранной деятельности с опорой на собственный опыт решения проблем и достижения успеха.

Сущность вышеупомянутого процесса можно описать как сочетание, нерасторжимое единство профессионального сознания и готовности к выполнению своих непосредственных обязанностей. Первый компонент интерпретируется как процесс и результат осмысления специалистом по СР самого себя в новой для него среде и ориентированного контроля в связи с этим над своими действиями и отношениями. Второй компонент является базовым условием для углубления и эффективного комплексного проявления качеств специалиста по СР с ориентацией на профессиональную деятельность. Готовность к ней предполагает определенную степень персонального развития, овладения конкретными компетенциями, а также оттачиванием тех своих навыков и умений, которые дают возможность эффективно реализовывать ключевые функции выполняемой деятельности [2].

Результаты осуществленного нами исследования свидетельствуют о том, что предложенный методологический базис позволяет подробно изучить различные аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностной эволюции специалиста по СР на стадии обучения в современном образовательном учреждении.

Должность «специалист по СР» появилась сравнительно недавно. В качестве отдельной разновидности профессиональной активности в России она получила официальный статус только в начале 90-х годов, на фоне радикальных перемен, которые привели к распаду Советского Союза и разрушению сформировавшейся в нем парадигмы обеспечения и защиты социально уязвимых категорий населения. К концу XX столетия возникла острая необходимость в новых способах обеспечения социально-экономической безопасности граждан и их психологического благополучия. В данном контексте нашей стране принес большую пользу опыт США и западноевропейских государств, где одним из основных путей реагирования социума на кризисные и другие нестандартные ситуации является СР, осуществляемая на профессиональном уровне. Безусловно, помощь слабым и нуждающимся оказывалась и раньше (через общественные организации и частных лиц - нравственную элиту общества), однако она зачастую имела несогласованный, дисперсный характер и, следовательно, была недостаточно результативной как в мире в целом, так и в подавляющем большинстве стран. По мнению современных западных авторов Ш. Рамон (Shulamit Ramon) и Р. Сарри (Rosemary Sam), уникальность СР состоит в том, что помощь определенному индивиду предоставляется через координацию, «уравновешивание» всех психосоциальных слоев его жизни. Такого эффекта в состоянии достичь только профессиональные работники социальной сферы, являющиеся промежуточным звеном между государством и представителем целевой аудитории [3].

В эпоху рынка Россия приступила к выстраиванию системы социального обеспечения, нуждающейся в высококвалифицированных кадрах. Появились новые профессии, относящиеся к одной базовой сфере: социальный работник, социальный педагог и специалист по СР.

В обязанности социального работника входит деятельная забота об уязвимых категориях граждан: пожилых и престарелых, малоимущих, беженцах, детях из приютов, людях с инвалидностью, лицах, пострадавших на производстве и т.д. Функция данных сотрудников состоит в улучшении качества жизни этих людей («подопечных») на материально-бытовом уровне, защите их социальных прав в случае их действительного или потенциального нарушения. Работник обязан снабжать подопечных едой, выносить ведро с мусором, платить за отопление, свет и воду, посещать поликлинику по месту жительства клиента,

чтобы получить рецепт или результаты анализов, приобретать медикаменты в аптеке, оказывать помощь в сборе документов, необходимых для лечения в стационаре, навещать госпитализированного, фиксировать все покупки и просьбы в письменном виде, отправлять отчет об оказанных услугах в КЦСОН (Комплексный центр социального обслуживания населения), хранить контакты родных и близких гражданина, находящегося под опекой, обеспечивать посещение им бесплатных столовых или снабжать его продуктами питания на определенную сумму (услуга осуществляется на протяжении месяца один раз в год), доставлять дополнительные выплаты лицу, получающему минимальную пенсию (по желанию данного лица), своевременно информировать Комплексный центр об изменениях, связанных со статусом клиента, а также о его кончине. Кроме того, социальный работник должен непрерывно заниматься выявлением граждан, испытывающих потребность в обслуживании подобного рода [4].

Данная профессия требует от своих представителей отзывчивости и способности к состраданию, так как мужчины и женщины, которые обращаются за социальной защитой, обычно глубоко несчастны по той или иной причине - например, из-за тяжелых физических мучений, вызванных смертельным заболеванием, или из-за постоянного одиночества, связанного с равнодушием более молодых и здоровых родственников. Социальные работники должны обладать развитыми коммуникативными навыками, быть тактичными и вежливыми. Особое значение имеют честность и аккуратность, поскольку приходится иметь дело со множеством людей, поручений, а также с чужими денежными средствами. Следует отметить, что социальному работнику требуются крепкое здоровье и устойчивость к внешнему дискомфорту: визиты к подопечным необходимо осуществлять в любую погоду - и в зной, и в мороз, и под проливным дождем. Такие качества, как физическая сила и выносливость, тоже не помешают, поскольку сумки с продуктами могут оказаться достаточно тяжелыми, а посещение разных учреждений (по просьбе подопечного) -изнурительным, особенно при больших очередях и некачественном обслуживании.

Кроме того, социальному работнику нужно иметь отличную память, позволяющую помнить все пожелания клиента, все заказанные им товары и услуги, чтобы не тратить время на постоянный поиск информации в собственных записях. Также необходимо удерживать в памяти имена и факты биографии своих подопечных, часто служащие ключом к пониманию их внутреннего мира и текущего состояния. В некоторых случаях социальному работнику может понадобиться продемонстрировать разумную твердость и вежливую непреклонность: будучи фактически изолированными от окружающей реальности, одинокие старики и люди с инвалидностью иногда высказывают специфические желания - весьма странные и/или невыполнимые.

Подчеркнем важность терпения, чувства такта, способности скрывать нахлынувшую брезгливость. Пенсионеры, страдающие от тяжелых заболеваний, не всегда умеют и хотят сдерживать собственную боль, срываясь на тех, кто пытается им помочь. Ощущение своей немощности, беспомощности может приводить их в отчаяние, а сама эта беспомощность, ее физический аспект, часто мешает следить за собой, соблюдать правила гигиены. Для СР неприемлемы черствость, вспыльчивость, нетерпимость, безответственность и непорядочность. Весьма нежелательны плохая дикция и слабый слух, поскольку данные недостатки затрудняют взаимодействие с людьми, особенно с теми, кто имеет ослабленное здоровье, нервную систему.

Выводы. К главным целям СР как профессиональной деятельности следует отнести повышение уровня независимости подопечных, поддержание у них способности держать свою жизнь под контролем (не очень жестким, но постоянным) и обучение продуктивному устранению возникающих трудностей; формирование условий, позволяющих клиентам удовлетворить свои социальные и духовные потребности и получить все, что полагается им в соответствии с действующим законодательством; приспособление граждан к современному социальному контексту, его объективным вызовам и неустранимым на данный момент условностям; обеспечение факторов, благодаря которым человек способен сохранять достоинство и уважение окружающих невзирая на тяжкий недуг, психическое расстройство или другие серьезные проблемы. Иными словами, СР должна быть направлена на достижение результата, который позволил бы подопечному отказаться от соответствующих услуг без ущерба для его состояния и жизни в целом.

Цели СР реализуются специалистом в данной сфере, обученным выполнению различных функций, от консультирования клиента по базовым вопросам до осуществления организаторской деятельности в государственных структурах.

СР представляет собой комплексный процесс, предполагающий наличие обширных и устойчивых знаний в различных областях: экономической, управленческой, социальной, юридической, психологической, медицинской и т.д. Продуктивность данной работы в значительной мере зависит от конкретного специалиста, его профессиональных компетенций и индивидуальных особенностей.

Обязанности специалиста по СР подразумевают его вовлеченность в различные виды деятельности, в рамках которых он использует один из трех базовых подходов: воспитательный, облегчающий (фасилитативный) или представительский (адвокативный). Применяя первый подход, социальный работник проявляет себя в качестве наставника, консультанта, эксперта, высказывает рекомендации, учит клиента вести себя наиболее предпочтительным образом, налаживает обратную связь, использует различные игровые приемы. В рамках второго подхода специалист по СР помогает своему подопечному справиться с тоской, апатией или душевным разладом, концентрируясь на осмыслении поведения клиента, «подведении» его к альтернативным, заслуживающим не меньшего внимания вариантам самоинтерпретации и самопрезентации, а также на грамотном подбадривании, стимулировании к работе над собой. Третий подход используется в тех случаях, когда специалист по СР выступает в качестве адвоката, представляющего определенное лицо или группу лиц, либо в качестве помощника тех граждан, которые выступают в этой роли от собственного имени. Подобная деятельность предполагает оказание помощи конкретным людям в формулировании веских аргументов, поиске документально подкрепленных обвинений.

Таким образом, полноценное достижение целей СР и продуктивная профессиональная активность по поддержке граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, требует от социального работника владения широким набором навыков и умений, обладания незаурядным общегуманитарным кругозором (в частности, в области психологии, педагогики, юриспруденции) и готовности применять соответствующие компетенции в своем ежедневном труде.

Литература:

1. Караванова, Л.Ж. Профессиональное развитие специалистов по социальной работе: монография / Л.Ж. Караванова. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbracken, Germany, 2011. (12,3 п.л.).

2. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

3. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

5. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Востребованность реализации тьюторского сопровождения в отечественном образовании обусловлена поставленными задачами в системе Российского образования с целью повышения эффективности и совершенствования образовательного процесса. С целью наиболее объективной диагностики нами были выявлены изначально наименее абстрактные параметры, которые помогают описать пространство взаимосвязей исследовательских умений обучающихся и коррелирующих факторов, чтобы дать возможность выявления факторов, способствующих положительной динамике исследовательских умений, что в свою очередь позволит разработать и реализовать наиболее эффективную модель формирования исследовательских умений обучающихся.

Ключевые слова: дисперсионный анализ, параметры, тьюторское сопровождение, исследовательские умения.

Annotation. The demand for the implementation of tutor support in domestic education is due to the tasks set in the Russian education system in order to increase the efficiency and improve the educational process. For the purpose of the most objective diagnosis, we identified initially the least abstract parameters, which help to describe the space of relationships between research skills of students and correlating factors, in order to allow to identify factors contributing to positive dynamics of research skills, which in turn will allow to develop and implement the most effective model of formation of research skills of students.

Keywords: dispersion analysis, parameters, tutor support, research skills.

Введение. Проведенный дисперсионный анализ позволил сократить и упорядочить число исследуемых параметров, давая возможность эффективно исследовать пространство взаимосвязей, без потерь в точности и глубине анализа. С целью получения наиболее валидных результатов в нашем исследовании мы отказались от методик, трудно адаптируемых к методам математического анализа. Для презентации результатов диагностики был применен метод абсолютных шкал, позволяющий проводить сравнительный анализ данных, полученных в разных системах измерения и имеющих разные критерии оценки значимости. Полученные данные позволяют сделать вывод об устойчивости как дисперсии (заявленные совокупности объясняют 85% дисперсии, устойчивы, изменения ключевых элементов дисперсии маловероятны), так и влияния совокупностей на исследовательские умения (далее - ИУ) (отрицательная динамика влияния маловероятна, появление новых элементов в дисперсии маловероятно). Более глубокий анализ возможен при наличии большего числа наблюдений, однако тот факт, что элементы дисперсии практически неизменны, непреложен.

Стоит заметить, что динамика изменений факторной структуры возможна только в очень узком диапазоне, также существуют математически фиксируемые, но скрытые на данном этапе особенности динамики изменений пространства взаимосвязей и факторной структуры массива, которые предстоит раскрыть в ходе исследования. Тем самым дисперсионный анализ позволил упорядочить параметры, влияющие на ИУ, структурировать их в группы, удобные для понимания и последующего анализа. Для интерпретации данных используется преимущественно системных подход с опорой на математический инструментарий.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на кафедре социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов аспирантом Е.П. Морозовой [4, 5, 10, 11] с 2017 по 2019 гг. под научным руководством автора статьи М.Г. Сергеевой. Для более детального рассмотрения ИУ был проведен корреляционный анализ ИУ с исследуемыми совокупностями дисперсии, что позволит дополнить выявленные тенденции новыми деталями [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.