Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / УРОВНИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL SKILLS / LEVELS / ASSESSMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODERN METHODS OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS / TRAINING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Актуальность изучения базовых психолого-педагогических принципов становления и совершенствования педагогического мастерства преподавателя (далее - ПМ) в действующем контексте обусловлена общественной и прикладной ценностью вопросов саморазвития и самореализации личности педагога в рамках выполняемых им обязанностей. Следует подчеркнуть, что наука об образовании и преподавательская практика трансформируются не синхронно, в связи с чем формируются определенные противоречия, ужесточающие требования, предъявляемые к объективности мониторинга учительского профессионализма. В наши дни российское образование остро нуждается в педагогах, способных улучшить учебно-воспитательный процесс, предложить эффективные оригинальные методики и концепции, освоить инструменты обучения, повысить качество предоставляемых услуг. Лишь педагог, непрерывно повышающий свое ПМ, может соответствовать вызовам, которые бросает ему профессиональная реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR EVALUATION OF LEVELS OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF A UNIVERSITY TEACHER

The relevance of studying the basic psychological and pedagogical principles of the formation and improvement of teacher's pedagogical skills (hereinafter - PM) in the current context is due to the social and applied value of issues of self-development and self-realization of the teacher's personality within the framework of his duties. It should be emphasized that the science of education and teaching practice are not transformed synchronously, and therefore certain contradictions are formed that tighten the requirements for the objectivity of monitoring teacher professionalism. Today, Russian education is in dire need of teachers who can improve the educational process, offer effective original methods and concepts, master learning tools, and improve the quality of services provided. Only a teacher who continuously raises his PM can meet the challenges that professional reality throws him.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

3. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

4. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

5. Морозова Е.П. Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся: возможности и ограничения // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 149-153.

6. Морозова Е.П., Поярков Н.Г. Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Выпуск 61 (4). С. 234-238.

7. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

8. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

9. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

10. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3.

С. 275-278.

11. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического

опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.

12. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация

точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.

13. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING

THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae.

2018 . Т. 11. № 2. С. 265-274.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Актуальность изучения базовых психолого-педагогических принципов становления и совершенствования педагогического мастерства преподавателя (далее - ПМ) в действующем контексте обусловлена общественной и прикладной ценностью вопросов саморазвития и самореализации личности педагога в рамках выполняемых им обязанностей. Следует подчеркнуть, что наука об образовании и преподавательская практика трансформируются не синхронно, в связи с чем формируются определенные противоречия, ужесточающие требования, предъявляемые к объективности мониторинга учительского профессионализма. В наши дни российское образование остро нуждается в педагогах, способных улучшить учебно-воспитательный процесс, предложить эффективные оригинальные методики и концепции, освоить инструменты обучения, повысить качество предоставляемых услуг. Лишь педагог, непрерывно повышающий свое ПМ, может соответствовать вызовам, которые бросает ему профессиональная реальность.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, уровни, оценивание, профессиональная компетентность, современные методики организации образовательного процесса, эффективность обучения.

Annotation. The relevance of studying the basic psychological and pedagogical principles of the formation and improvement of teacher's pedagogical skills (hereinafter - PM) in the current context is due to the social and applied value of issues of self-development and self-realization of the teacher's personality within the framework of his duties. It should be emphasized that the science of education and teaching practice are not transformed synchronously, and therefore certain contradictions are formed that tighten the requirements for the objectivity of monitoring teacher professionalism. Today, Russian education is in dire need of teachers who can improve the educational process, offer effective original methods and concepts, master learning tools, and improve the quality of services provided. Only a teacher who continuously raises his PM can meet the challenges that professional reality throws him.

Keywords: pedagogical skills, levels, assessment, professional competence, modern methods of organizing the educational process, training efficiency.

Введение. Задача стимулирования современного педагога к совершенствованию своих навыков и умений представляется труднореализуемой, поскольку система оценки работников, функционирующая в средних и высших учебных заведениях в настоящее время, позволяет только установить текущий уровень профессионализма, но не способно показать динамику изменений и выявить имеющиеся перспективы. В данном аспекте особую значимость имеет диагностика ПМ учителя или преподавателя с применением комплексно-количественного подхода на базе концепции скрытых переменных. В выполняемой им деятельности педагог обязан реализовывать определенные задачи. Он должен соответствовать требованиям времени, демонстрировать ПМ и творчество, которые лежат в основе профессионально важных свойств и имеют своим фундаментом развитую педагогическую культуру. Любой преподаватель должен придерживаться гуманистической философии, рассматривать человека в качестве наивысшей ценности и, таким образом, осмысливать в собственной профессиональной деятельности уникальность личности всякого учащегося, формировать взаимоотношения с детьми и подростками на базе уважительного отношения и

любви. Одним из факторов совершенствования ПМ по традиции считается педагогическая диагностика эффективности профессиональной активности преподавателя [9]. Сейчас в российских учебных заведениях функционирует система аттестации педагогов, подразумевающая осуществление специальных измерений для мониторинга уровня ПМ. В последнее время в данной системе произошли существенные изменения, вызванные необходимостью ее модернизации и поиском продуктивных способов упомянутого мониторинга.

Следует признать, что существующая система аттестации не справляется со своей основной функцией -стимулированием преподавателей к повышению их ПМ, поскольку данная функция не обеспечена теоретически аргументированным комплексом инструментов, создающим условия для объективной оценки эволюции качественных признаков профессиональной деятельности [2]. Формирование подобного комплекса, учитывающего современные успехи в области педагогики и базирующегося на применении математических средств, способствовало бы решению вопросов, связанных с педагогической теорией и практикой. В частности, это облегчило бы процесс подготовки конкурентоспособных специалистов для осуществления главных векторов политики нашей страны в области образования. Реализация в России проекта «Образование» и других разработок государственного уровня имеет целью совершенствование мастерства педагогов, методико-организационное обеспечение профессиональной эволюции преподавателя, общее улучшение образовательной среды [1]. Возникла потребность в формировании новых концепций в системе диагностики компетентности и квалификации педагогических работников. Результаты, полученные в ходе теоретического изучения вопроса, позволяют утверждать, что под главным индикатором ПМ школьного или вузовского педагога или его комплексным критерием различные авторы имеют в виду разные явления: ПМ, педагогическую культуру, профессионализм, компетентность, опыт и позицию учителя или преподавателя. Дисперсность, разобщенность взглядов на содержание показателей и критериев ПМ свидетельствует о целесообразности систематизации накопленных сведений и создания на этой базе критериально-диагностического комплекса, который позволит выстроить концепцию и технологию комплексно-количественной оценки качества образования, создающие благоприятные условия для сбора, осмысления и сохранения данных об успехах педагога и специфике его ПМ в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Исследование практического состояния диагностики результатов совершенствования ПМ школьного и вузовского педагога, уровня разработанности вопросов, связанных с комплексно-количественной оценкой качественных признаков ПМ, продемонстрировал, что для современного образования (и в теоретических, и в практических аспектах) характерны реально существующие противоречия между теми императивами, которые связаны с компетентностью учителя или преподавателя, и применяемыми способами определения качества выполнения закрепленных за ним профессиональных обязанностей; потребностью в повышении ПМ и несовершенством диагностических средств, позволяющий осуществлять квалиметрическую проверку, которая создает условия для улучшения профессиональных навыков и самореализации; успехами данного подхода в мониторинге качества учебно-воспитательного процесса и низкой текущей функциональностью комплексно-количественного мониторинга.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в педагогической науке существует четыре ключевых методологических подхода к изучению компонентного состава профессиональной деятельности школьного или вузовского педагога [4].

Функциональный подход опирается на позиционирование педагогической деятельности в качестве взаимодействия разнообразных функций, имеющих отношение, в первую очередь, к освоению детьми или молодыми людьми некоторого объема знаний, навыков и умений, а также к формированию у них общественно-полезных личностных свойств [6].

Системно-структурный подход базируется на главных принципах активностной теории А.Н. Леонтьева и интерпретирует учительский труд как комплекс взаимосвязанных составляющих. Описывая данную деятельность, исследователь прежде всего указывает на наличие у нее нескольких уровней. С точки зрения А.Н. Леонтьева, специфической характеристикой данной деятельности выступает ее выраженная иерархичность. Высшим уровнем является предмет деятельности, ее мотивационная основа [7]. Средний уровень репрезентирован в определенных действиях, осуществленных с конкретной целью посредством реализации предусмотренных операций, связанных с контекстом выполняемой деятельности. Самый низкий уровень представлен функциями человеческого организма. Следовательно, мотив детерминирует вектор деятельности, цель - саму деятельность как таковую, а контекст - ряд необходимых операций [8].

Согласно системно-структурному подходу, компонентный состав профессиональной деятельности школьного или вузовского педагога включает в себя разные составляющие, определяемые различными исследователями [3].

В основе операционального подхода лежит принцип позиционирования в качестве структурных элементов определенных операций, осуществляемых школьным или вузовским педагогом в рамках его профессиональной деятельности [5].

В педагогических теориях и концепциях упомянутые подходы обычно представлены в интегрированном виде, что позволяет научному сообществу выявлять содержательные признаки учительского или преподавательского труда.

Автор данной статьи опирается на предложенные Леус О.В. [10] диагностические ресурсы оценки на базе концепции скрытых переменных и модели Раша. Данные ресурсы представлены двумя методами, подразумевающими комплексно-количественное изучение: 1) учительского портфолио, включающего в себя маркеры формальных признаков; 2) результатов самодиагностики педагога, нацеленной на оценку скрытых показателей, отражающих специфику эволюции его личности и деятельности в профессии. Средством диагностики выступает диалоговый комплекс Rasch Unidimensional Measurement Models (RUMM 2020). Подготовка ресурсов, в рамках которых производился отбор маркеров каждого признака ПМ школьного педагога, реализовывалась посредством математической обработки верифицированной информации, приобретенной в рамках прелиминарного исследования на эмпирическом материале. Его итоги оценивались с помощью факторного анализа, позволившего выявить сигнальные переменные для объективной оценки учительского портфолио, включающего в себя маркеры формальных признаков, и результатов самодиагностики педагога, нацеленной на оценку скрытых показателей, отражающих специфику эволюции его личности и деятельности в профессии. Портфолио содержит формальные сведения об успехах педагогических работников (17 сигнальных переменных, предполагающих стандартную констатацию наличия или отсутствия соответствующих достижений); формальные сведения об успехах школьников (12

сигнальных переменных); императивы, относящиеся к индивидуальным качествам педагога (10 признаков, репрезентирующих потребности родителей; 8 признаков, репрезентирующих потребности школьников; 10 признаков, репрезентирующих потребности администрации); императивы, относящиеся к профессиональной активности школьного педагога (12 признаков, отражающих диагностику его педагогических навыков экспертным сообществом). Самодиагностическое тестирование включает в себя две линейки значений и девять внутренних шкал, которые отражают узконаправленные критерии профессионального развития (в общей сложности насчитывается 85 сигнальных переменных).

Анализируя понятие «ПМ», многие авторы подчеркивают его идентичность понятиям «профессиональное самосовершенствование», «профессиональное развитие», «профессиональный рост» и т.д. Тем не менее, по своему основному содержанию, вне зависимости от толкований, предложенных конкретными учеными, каждое такое понятие характеризует какой-нибудь один аспект ПМ. Соответствующее понятие интегрирует в себе и получение нового, более высокого места в должностной иерархии предприятия (карьеру); и процесс формирования компетенций, необходимых в данной профессии через развитие способности к реализации конкретных профессиональных операций; и совершенствование индивидуальных свойств, детерминирующих возможность выполнения профессиональных задач наиболее продуктивным образом; и повышение самооценки, и рост уважения со стороны коллег. То есть речь, в целом, идет о положительном изменении общественного положения субъекта труда. Понятие «ПМ» в современной науке об образовании анализируется вместе с понятиями профессионального становления и развития, профессионального роста, профессионализации и трактуется как последовательный процесс трансформации личности субъекта труда и всех составляющих реализуемой им деятельности, благодаря чему в итоге неминуемо повышается уровень его ПМ [5].

Автор статьи разделяет позицию Леус О.В. [11], в соответствии с которой качественные индикаторы ПМ школьного педагога могут быть:

- внешними (уважение со стороны коллег и знакомых, не связанных с педагогической деятельностью; имидж «сильного» и «знающего» педагога; выполнение дополнительных функций, свидетельствующих о высокой квалификации (в учебно-методическом совете, в управлении образованием и т.д.);

- внутренними (удовольствие от педагогической деятельности, хорошее отношение к коллегам и подопечным, интенсивное самосовершенствование и самообразование);

- формальными или очевидными, не предполагающими специальных оценочных действий (наблюдаемые результаты труда: изменение (увеличение или уменьшение) числа школьников, получивших минимально необходимое количество баллов за ОГЭ и ЕГЭ, а также выпускников, поступивших в ведущие вузы страны и занявших призовые места на интеллектуальных олимпиадах по предметам школьной программы; наличие или отсутствие документов о повышении квалификационного уровня; благодарностей, премий и наград; научных публикаций и выступлений на научных мероприятиях; выполнение требований, предусмотренных официальными документами; соответствие запросам и потребностям школьников и их родителей);

- латентными, или недоступными для прямого наблюдения (индикаторы специфики эволюционирования мотивационного, волевого, эмоционального, ценностного компонентов личности школьного педагога, его личностных и профессиональных свойств; индикаторы степени владения средствами, методами и технологиями педагогического характера).

Измерение ПМ учителя представляется необходимым на всех стадиях развития среднего образования: при установлении результативности учебно-воспитательного процесса, регулировании данного процесса и управлении качеством образования, а также при проверке компетентности педагогов, пополнении коллектива новыми работниками, выявлении темпов и вектора изменения результатов подготовки школьников в качественном отношении.

Важное место в повышении профессиональной компетентности преподавателей в современном контексте занимают учебные методы, называемые активными. Сейчас непрерывно развивается рынок образовательных услуг, подталкивающий образовательные учреждения переосмысливать подход к подготовке квалифицированных специалистов. Акцент делается на содержательных и технологических аспектах; учебным заведениям приходится предлагать новые методики обучения, новые модели выстраивания педагогического процесса.

Выводы. ПМ складывается на базе опыта, креативного осмысления ресурсов обучения и воспитания и репрезентируется в использовании комплекса продуктивных способов выполнения профессиональных задач, в гармоничном сочетании научного знания и искусства, в придании педагогическому влиянию личностно-ориентированного характера и в способности взаимодействовать со своими подопечными при следовании требованиям педагогического такта, в высоком уровне мотивированности.

Личные и нравственные свойства преподавателя тесно взаимосвязаны и обогащают его профессиональные свойства. Преподавателю уже нельзя быть лишь передатчиком необходимых сведений -он вынужден являться и педагогом в широком смысле слова, и психологом, и актером; то, как он справляется с названными функциями, во многом детерминирует эффективность педагогического труда. Истинный преподаватель - это психически, социально и морально зрелая личность, соответствующая императивам, которые применяются к работникам средних и высших учебных заведений.

Согласно опыту поколений профессионалов, к базовым признакам ПМ следует причислить следующие: умение доносить до учащихся сущность сложных проблем; способность заинтересовать каждого человека, присутствующего в аудитории, нацелить его на творческий поиск необходимой информации; способность наблюдать, исследовать жизнь учащихся, факторы, влияющие на их поведение, а также предпосылки, обусловившие возникновение данных факторов; умение трансформировать теоретическую и практико-ориентированную информацию психолого-педагогического характера, успехи инновационного педагогического опыта с учетом конкретного контекста выстраивания образовательного пространства, принимая во внимание специфику собственного подхода к работе.

ПМ педагога представляет собой относительно стабильный комплекс теоретически аргументированных и разумных в практическом отношении педагогических действий, способствующих качественному информационному контактированию преподавателя и студентов. Приведенное толкование и структура преподавательской деятельности по выполняемым функциям позволяют выстроить составляющие ПМ:

- эрудированность и общая культура. Речь идет о знаниях общенаучного характера и осведомленности в рамках полученной специальности. Осмысление психологии учащегося и закономерностей выстраивания его

личности, принимая во внимание пол, возраст, национальность, условия проживания и т.д. Освоение теории обучения и воспитания, преподавательской методики;

- прикладные навыки и умения, базирующиеся на интеллектуальных умениях выявлять глубинные связи и отношения между отдельными фактами, процессами и явлениями; профессиональные и внутридисциплинарные навыки и умения, коррелирующие с функциями педагога;

- профессионально значимые личностные свойства, к которым относятся хорошее отношение к детям и стремление взаимодействовать с ними на постоянной основе, педагогические способности и нацеленность на общение, выраженная умственная активность и познавательная независимость, речевая и коммуникативная культура.

Кроме того, достижение ПМ предполагает сочетание специальных знаний и выстраивания комплекса педагогических компетенций, их актуализации и обобщения на основе внутреннего потенциала личности педагога. Нужны также обобщение и актуализация морального опыта, осмысление и эмоциональное восприятие себя в качестве субъекта педагогической деятельности и формирование в рамках личности преподавателя единого комплекса характеристик, действий и отношений.

Литература:

1. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования икт в российских

научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) //

Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18.

2. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

3. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

4. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

5. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

6. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

7. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.

8. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.

9. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 265-274.

10. Leus, O.V., Maslak A.A. (2016) Measurement of the quality of professional activity of mathematics teachers on the basis of the portfolio. Modern high technology. No. 4-1. P. 30-35. http://elibrary.ru/item.asp?id=25952676.

11. Leus, O.V.(2018) Comparative analysis of assessments of teacher pedagogical skills on the basis of portfolio and self-relationship. Modern problems of science and education. No. 4. P. 40. https://elibrary.ru/item.asp?id=36344836.

12. Morozov, A.V. (2008) Professional recognition and personality assessment. Textbook for universities. SPb., 2008. 429 p.

Pedagogy

UDC 796.323.2.796.325

senior lecturer Serebrennikova Nikoletta Aleksandrovna

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan); candidate of pedagogic sciences, associate professor Volchkova Venera Ildusovna

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan)

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND MANIFESTATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR AT

ATHLETES IN GAME SPORTS

Annotation. The study of emotional intelligence is accompanied by different views on the interaction of emotional and intellectual processes. Despite the peculiarities in the approaches, there is obvious interest in studying the mutual influence of emotions and intelligence in the field of sports. The article is due to the attention to the study of emotional intelligence in athletes in game sports, its influence on manifestation of aggressive behavior. Emotional intelligence is understood as "the ability to understand and control emotions, both their own and those of others. All athletes, one way or another, have various manifestations of aggressive behavior. Outbreaks of aggressive behavior are more destructive than constructive. The level of development of emotional intelligence and its individual components determines an individual measure of the severity of aggressive behavior; differences in the focus of emotional intelligence on the choice of forms of coping strategies can determine the severity of aggressive behavior; it can be assumed that emotional intelligence occupies a leading place in the system of personal resources for the prevention of aggressive behavior and helps to reduce the level of development of athletes; the development of emotional intelligence through a system of special occupations can have an effective corrective effect on the severity of aggressive behavior. Emotional intelligence is manifested in a willingness to openly express own feelings and positions. Emotion management is a leading component of emotional intelligence in the prevention of aggressive behavior and positively affects the willingness to cooperate, to openly express one's feelings and position.

Keywords: emotional intelligence, sports, aggression, aggressive behavior, athletes, game sports, prevention of aggressive behavior.

Аннотация. Изучение эмоционального интеллекта сопровождается разными воззрениями на взаимодействие процессов эмоциональных и интеллектуальных. Несмотря на особенности в подходах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.