Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODERN LEARNING TECHNOLOGIES / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Необходимость реформирования образовательной системы России признается если не всеми, то подавляющим большинством страны. Изменения проникли во все структуры образовательной системы, и высшая школа не оказалась исключением. Переход на новую, двухуровневую систему высшего образования повлек за собой актуализацию компетентностного подхода в подготовке будущих педагогических кадров, в том числе в рамках среднего профессионального образования. Реализация данного подхода невозможна без современных образовательных технологий. Социальный запрос на высокий профессионализм педагогов выразился в предъявляемой обществом системе требований к личностным и деятельностным проявлениям компетентности и профессионализма будущих учителей. В подтверждение этому стоит вспомнить ворвавшийся в сферу образования, компетентностный подход и совершивший целую революцию фундаментальных основ высшей школы. Потребности в высоком качестве профессиональной деятельности, стремление к педагогическому самосовершенствованию, эффективному использованию творческого потенциала в решении значимых профессиональных задач и продуктивному функционированию, должны стать ведущими в системе профессионального развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHER USING ART-THERAPEUTIC TECHNOLOGIES

The need to reform the educational system of Russia is recognized, if not by all, then by the overwhelming majority of the country. Changes penetrated all structures of the educational system, and higher school was no exception. The transition to a new, two-tier system of higher education has led to the mainstreaming of a competent approach in the training of future teachers, including in secondary vocational education. Implementation of this approach is impossible without modern educational technologies. The social demand for high professionalism of teachers was expressed in the system of requirements presented by society for personal and activity manifestations of the competence and professionalism of future teachers. In support of this, it is worth recalling the competent approach that broke into the field of education and made a whole revolution in the fundamental foundations of higher education. The needs for a high quality of professional activity, the desire for pedagogical self-improvement, the effective use of creative potential in solving significant professional tasks and productive functioning should become leading in the system of professional development of the teacher.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение

«Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Необходимость реформирования образовательной системы России признается если не всеми, то подавляющим большинством страны. Изменения проникли во все структуры образовательной системы, и высшая школа не оказалась исключением. Переход на новую, двухуровневую систему высшего образования повлек за собой актуализацию компетентностного подхода в подготовке будущих педагогических кадров, в том числе в рамках среднего профессионального образования. Реализация данного подхода невозможна без современных образовательных технологий. Социальный запрос на высокий профессионализм педагогов выразился в предъявляемой обществом системе требований к личностным и деятельностным проявлениям компетентности и профессионализма будущих учителей. В подтверждение этому стоит вспомнить ворвавшийся в сферу образования, компетентностный подход и совершивший целую революцию фундаментальных основ высшей школы. Потребности в высоком качестве профессиональной деятельности, стремление к педагогическому самосовершенствованию, эффективному использованию творческого потенциала в решении значимых профессиональных задач и продуктивному функционированию, должны стать ведущими в системе профессионального развития педагога.

Ключевые слова: современные технологии обучения, профессиональное образование, профессиональная деятельность.

Annotation. The need to reform the educational system of Russia is recognized, if not by all, then by the overwhelming majority of the country. Changes penetrated all structures of the educational system, and higher school was no exception. The transition to a new, two-tier system of higher education has led to the mainstreaming of a competent approach in the training of future teachers, including in secondary vocational education. Implementation of this approach is impossible without modern educational technologies. The social demand for high professionalism of teachers was expressed in the system of requirements presented by society for personal and activity manifestations of the competence and professionalism of future teachers. In support of this, it is worth recalling the competent approach that broke into the field of education and made a whole revolution in the fundamental foundations of higher education. The needs for a high quality of professional activity, the desire for pedagogical self-improvement, the effective use of creative potential in solving significant professional tasks and productive functioning should become leading in the system of professional development of the teacher.

Keywords: modern learning technologies, vocational education, professional activities.

Введение. По мнению подавляющего большинства ученых, критическое мышление и умение найти выход из любой сложившейся ситуации - это неотъемлемые части механизма под названием педагогическое творчество [2, 5, 8, 11]. Учителю современной школы необходимо чувствовать не только методическую и организационную сторону предмета, но и сопровождать развитие и становление личности каждого ребенка, приучая его быть мобильным и прогрессивным в постоянно меняющемся мире и развивающемся обществе.

Помимо всего прочего педагогу необходимо обладать умениями помогающими найти подход к каждому ученику, суметь понять и определить наиболее проблемные области в обучении детей [3]. Также стоит отметить, что посредством творчества учителю необходимо суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание и достаточный уровень мотивации, для того, чтобы запоминать теоретический материал и не ограничиваться сухой отметкой при замере уровня знаний вследствие изучения предмета, а креативно подойти к данному вопросу.

В системе высшего и профессионального образования наметилась тенденция расширения арсенала образовательных технологий, которые помогут сформировать профессиональные компетенции будущего педагога в соответствии с принятыми стандартами. В список этих технологий включены арт-педагогические. Данные технологии интегрируют в себе педагогику и искусство. В образовательном процессе их коррекционные и развивающие функции и возможности достаточно широки. Использование арт-педагогических технологий поможет развить такие характеристики как: критическое мышление в нестандартных педагогических ситуациях, интеграция различных методов обучения, эмпатия педагога, стрессоустойчивость и др. [1].

Тем самым, творческая составляющая в подготовке будущих специалистов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Современные профессиональные стандарты требуют доминирования творческих компетенций у молодых педагогов, что возможно при использовании арт-терапевтических технологий.

Изложение основного материала статьи. В течение 2019-2020 учебного года на базе кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» проводилась диагностика уровня творческого развития студентов. В обследовании приняло участие 3 группы. Группа № 3 выступила в качестве экспериментальной группы.

Таблица 1

Модель диагностического обследования

Компонент Диагностируемые показатели Диагностический инструментарий

Когнитивный склонность к риску; любознательность; сложность; Воображение. Тест «Диагностика личной креативности», Е.Е. Туник.

Мотивационный стремление к совершенствованию; волевые качества личности; лидерский потенциал. Опросник «Личная склонность к творчеству», Г. Дэвис.

Деятельностный Степень проявления творчества в разных сферах жизни: семья, работа, досуг, межличностные взаимоотношения, учебная деятельность, внеучебная деятельность. Опросник «Проявление творчества в разных сферах жизни».

Цель обследования: выявление уровня творческого развития будущих преподавателей колледжа. Характеристика выборки: общая численность составила 57 человек, студенты первого курса, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение».

Для диагностики каждого из компонентов творческого развития студентов нами были выбраны определённые методики.

Когнитивный компонент исследовался при помощи методики личной креативности Е.Е. Туник. Для выявления уровня мотивационного компонента использовался опросник личной склонности к творчеству по Г. Дэвису [4].

Для диагностики деятельностного (поведенческого) компонента нами был составлен опросник, выявляющий степень использования творчества в различных сферах жизнедеятельности, а именно: семья (включает в себя проведение семейных праздников, игр, мероприятий, поддержание семейных традиций); работа (использование различного рода творчества в своей трудовой деятельности); досуг (дополнительные занятия творческими видами деятельности в порядке увлечения или владения профессиональным уровнем мастерства, например: вокал, танцевальная деятельность, прикладное творчество, и участие в конкурсах); межличностных взаимоотношения (совместная творческая деятельность с друзьями, коллегами, одногруппниками и. т.п.); учебная деятельность (участие в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах); внеучебная деятельность (участие в творческих фестивалях, молодежных форумах, общественных движениях и объединениях) [6].

Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки и валидностью диагностических методик.

Актуальный уровень развития когнитивного компонента творчества студентов. Методика креативности Е.Е. Туник позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. По результатам диагностики по данным критериям мы выделили преобладающий фактор творчества для каждой учебной группы.

Таблица 2

Результаты диагностики когнитивного компонента творческого развития студентов

п - 57 человек, октябрь 2019 г.

Факторы креативности Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3

п=19 п=17 п=21

Любознательность 5 7 8

Воображение 7 6 7

Склонность к риску 4 3 4

Сложность 3 1 2

Проанализировав полученные данные по методике Е.Е. Туник «Диагностика личной креативности» мы пришли к выводу, что превалирующими факторами творческого развития будущих учителей является любознательность и воображение. Третьим по значимости фактором для учащихся оказался - склонность к риску, что говорит об отсутствии желания отстаивать свои идеи, большей подверженности мнению со стороны окружающих и отсутствии готовности рискнуть ради реализации какой-либо задуманной идеи или цели.

Фактор «сложность» оказался для студентов наименее приоритетным, что свидетельствует в пользу отсутствия желания, со стороны обучающихся, познавать сложные явления, интересоваться сложными идеями и вещами, ставить пред собой серьезные цели, самостоятельно изучать что-либо, а также отсутствием настойчивости в достижении поставленных задач или выбором более легкого пути их достижения.

Актуальный уровень развития мотивационного компонента творчества студентов. Опросник «Личная склонность к творчеству» (Г. Дэвис) предназначен для выявления склонности к творческому поведению в повседневной жизни. Личностные признаки креативности содержат в себе: любопытство, самодостаточность,

чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и ряд других [10].

Таблица 3

Результаты диагностики мотивационного компонента творчества студентов, п - 57 человек, октябрь 2019 г.

Уровень склонности к Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3

творчеству п=19 п=17 п=21

низкий 8 6 7

средний 8 7 10

высокий 3 4 4

Уровни склонности к творчеству определялись по возрастным нормативным диапазонам. Так, студенты, набравшие от 0 до 11 баллов, имеют низкий уровень склонности к творчеству, что свидетельствует в пользу того, что учащиеся не используют творчество при выполнении какого-либо вида деятельности и не проявляют творческой инициативы.

12 до 16 баллов - средний уровень, что говорит об имеющихся творческих способностях, но отсутствии достаточной мотивации и стремления их проявлять и использовать при выполнении какой-либо деятельности. Творческая инициатива проявляется только тогда, когда этого требует актуальная сложившаяся ситуация (например, заданное преподавателем домашнее задание, предполагает использование элементов творчества при его выполнении).

Высокий уровень, диапазон которого варьируется от 17 до 21, характеризуется наличием творческих способностей и стремлением их использовать. В данном случае можно говорить о том, учащиеся не только обладают творческими способностями, но и желанием проявлять собственную инициативу, предлагать идеи и самостоятельно вносить элементы творчества в выполнение какой-либо деятельности.

Таким образом, полученные результаты по данной методике свидетельствуют о том, что преобладающим уровнем склонности к творчеству среди студентов являются низкий и средний, что говорит о том, что учащиеся не стремятся проявлять творческую инициативу и использовать творческие способности при выполнении какого-либо рода деятельности. Среди большинства студентов предпочтение отдается в пользу выбора наиболее легких путей решения задач и достижения поставленных целей

Актуальный уровень развития деятельностного компонента творческого развития студентов. Для диагностики данного компонента мы разработали опросник, в котором указаны сферы жизни (семья, работа, досуг, межличностные взаимоотношения, учебная деятельность, внеучебная деятельность) [7].

Студентам необходимо было оценить степень использования творчества предложенных в опроснике сферах жизни. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики деятельностного компонента творческого развития студентов

п - 57 человек, октябрь 2019 г.

Сфера жизни Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3

п=19 п=17 п=21

Семья 3 3 4

Работа 4 5 6

Досуг 5 6 5

Межличностные взаимоотношения 5 3 6

Учебная деятельность 0 0 0

Внеучебная деятельность 2 0 0

Степень проявления творчества в той или иной сфере жизни определялась с помощью следующих показателей [7]:

«1» - не использую вообще;

«2» - использую редко;

«3» - использую иногда;

«4» - использую периодически;

«5» - использую часто.

Анализ полученных результатов позволяет нам говорить о том, что чаще всего студенты используют творчество в таких сферах жизни как: работа, досуг и межличностные взаимоотношения, что свидетельствует о том, что творчество используется при исполнении трудовых обязанностей, (если этого требует сфера трудовой деятельности учащегося).

Также творчество используется в досуговой сфере жизни, что означает занятия дополнительными видами творчества (вокалом, танцевальной деятельностью, ИЗО, игрой на музыкальном инструменте и т.п.), профессионально, либо в качестве хобби.

Еще одним превалирующим показателем выступает «межличностные взаимоотношения», для которого характерно использование творчества в отношениях со своими друзьями, коллегами, родственниками (тематические вечера, креативные традиции, совместное времяпрепровождение с использование творческих элементов).

Менее приоритетными сферами жизни выступили, учебная и внеучебная. Говоря об учебной деятельности, можно сделать вывод о том, что студенты в большинстве случаев не принимают участия в различных семинарах, круглых столах, научно-практических конференция. Отсутствие творчества во внеучебной деятельности, констатирует тот факт, что учащиеся не состоят в каких-либо молодежных движениях, общественных объединениях, не принимают участия в различных конкурсах, фестивалях и не оказывают содействие в их организации в рамках института или университета.

Обобщенный анализ полученных результатов по всем методикам, позволяет говорить о том, что большая часть опрошенных студентов не использует творчество при выполнении какого-либо вида деятельности. В учебной деятельности творчество используется только лишь, если этого требуют программные требования выполнения самостоятельной работы, а рамках изучаемой дисциплины. Превалирующими факторами склонности к творчеству являются любознательность воображение, но стоит отметить, что при этом игнорируемыми остаются такие факторы как, «склонность к риску» и «сложность», что означает отсутствие желания достигать сложных и замысловатых целей, прилагая к этому креативный и творческий подход [2, 9].

Выводы. Арт-педагогический подход в образовании является молодым, но достаточно эффективным и прогрессивно развивающимся в рамках педагогической науки. Требования, выдвигаемые современным рынком труда, стремятся формировать в выпускнике педагогического вуза, специалиста способного быть мастером учительского дела и мыслить креативно, чтобы суметь воспитать в ребенке творческую личность способную приспосабливаться к условиям постоянно меняющего современного общества.

Арт-педагогика способна актуализировать и запустить механизм творческого развития будущего учителя, тем самым способствуя адаптации молодых педагогов в профессиональной педагогической среде.

Инструментом актуализации механизма творчества будущих педагогов, в нашем исследовании выступила арт-педагогическая технология. Интегрировав структуру творческой и педагогической деятельности, интрапсихических фаз протекания творческого процесса, изучение специфики и особенностей использования арт-педагогических средств и методов, а также анализ опыта апробирования образовательных технологий, мы разработали арт-педагогичекую технологию.

Проведенное нами констатирующее исследование показало, что превалирующими показателями креативности выступают любознательность и воображение, тогда как сложность и склонность к риску игнорируются; сформированность личной склонности к творчеству находится на среднем и низком уровне, а наиболее приоритетными сферами жизни, в которых творчество используется наиболее часто, оказались межличностные взаимоотношения, затем досуговая деятельность и на последнем месте работа, абсолютно отвергаемыми выступили учебная и внеучебная деятельность. Таким образом полученные результаты констатирующего исследования обусловили необходимость апробирования арт-педагогической технологии.

Литература:

1. Князева, Е.И. Использование арт-педагогических приемов в образовательном процессе / Феномен творчества в образовательном процессе: материалы VIII науч.- метод. конф. - Минск, БГУ. - 2011. -С. 60-62.

2. Ильин, И.П. Психология творчества, креативности, одаренности / И.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 448 с.

3. Мухин М.И. Вектор развития образования в ххi столетии // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2018. С. 32-43.

4. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики. Сборник статей. Москва,

2005. С. 5-21.

5. Мухин М.И., Олиференко Л.Я., Щуркова Н.Е. Ценностные ориентации школьников на этапе

становления новой школы // Воспитание школьников. 2012 . № 1. С. 3-11.

6. Сергеева, Н. Ю. Арт-педагогика: решение педагогических задач средствами искусства [Текст] / Педагогический потенциал искусства: материалы Международной научно-практической конференции. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, - 2009. - С. 55-58.

7. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // Филологические науки. 1977. № 6. С. 60.

8. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003.

№ 5. С. 95.

9. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного

образования // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.

10. Щуркова Н.Е., Арапова П.И., Баранова Е.Ф., Мухин М.И., Попова С.И. Речь педагога: учебное

пособие. Москва, 2019. 114 с.

11. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания: Монография. Москва, 2014. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.