Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / TEACHER-PSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL FORMATION / PSYCHOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

Профессиональные обязанности педагога-психолога включают в себя следующие ключевые формы психологической работы: информирование, профилактику, оценку, коррекцию и поддержку. Значение каждой из упомянутых разновидностей зависит от проблемы, решаемой педагогом-психологом, и от особенностей организации, в которой он работает. С нашей точки зрения, профессиональную деятельность педагога-психолога как представителя поддерживающих профессий следует рассматривать как один из наиболее сложных и многозадачных типов общественно-полезной активности. Призвание к данному труду представляет собой комплексный феномен, выражающийся в ряде индивидуальных характеристик, интеллектуально-эмоциональной готовности к осуществлению функций педагогом-психологом.The professional responsibilities of a psychologist teacher include the following key forms of psychological work: information, prevention, evaluation, correction and support. The significance of each of the varieties mentioned depends on the problem solved by the teacher-psychologist and on the peculiarities of the organization in which he works. In our view, the professional activity of a psychologist teacher as a representative of supporting professions should be considered as one of the most complex and multitasking types of socially useful activity. Calling for this work is a complex phenomenon, expressed in a number of individual characteristics, intellectual and emotional readiness to perform functions by a teacher-psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8. Макаренко А.С. Правильно воспитывать детей. Как? / А.С. Макаренко - М.: АСТ, 2013. - 320 с.

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в двух томах, Т. 2. / под ред. Пискунова А.И., М.: Педагогика, 1974. - 440 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 А.А. Фурсенко) [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 16.03.2020).

11. Beck U. From Industrial Society to the Risk Society / U. Beck // Theory, Culture and Society, February 1992, v.9, no.1, p. 97-123.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Профессиональные обязанности педагога-психолога включают в себя следующие ключевые формы психологической работы: информирование, профилактику, оценку, коррекцию и поддержку. Значение каждой из упомянутых разновидностей зависит от проблемы, решаемой педагогом-психологом, и от особенностей организации, в которой он работает. С нашей точки зрения, профессиональную деятельность педагога-психолога как представителя поддерживающих профессий следует рассматривать как один из наиболее сложных и многозадачных типов общественно-полезной активности. Призвание к данному труду представляет собой комплексный феномен, выражающийся в ряде индивидуальных характеристик, интеллектуально-эмоциональной готовности к осуществлению функций педагогом-психологом.

Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональная деятельность, профессиональное становление, психологическая работа.

Annotation. The professional responsibilities of a psychologist teacher include the following key forms of psychological work: information, prevention, evaluation, correction and support. The significance of each of the varieties mentioned depends on the problem solved by the teacher-psychologist and on the peculiarities of the organization in which he works. In our view, the professional activity of a psychologist teacher as a representative of supporting professions should be considered as one of the most complex and multitasking types of socially useful activity. Calling for this work is a complex phenomenon, expressed in a number of individual characteristics, intellectual and emotional readiness to perform functions by a teacher-psychologist.

Keywords: teacher-psychologist, professional activity, professional formation, psychological work.

Введение. Грамотный анализ компонентного состава и содержательной специфики профессиональной эволюции (прежде всего на раннем этапе) предусматривает ее соотнесение с различными составляющими общей компетентности и профессиональной активности, главным образом - с профессионально значимыми свойствами, выступающими основой любой существующей профессии, репрезентируя как предъявляемые к ней требования, так и показатели формирования эффективности профессиональной эволюции на раннем этапе. В рамках профессиональной подготовки педагога-психолога (далее - ПП) как представителя поддерживающих профессий следует использовать новаторские учебные технологии, которые, по нашему мнению, также благоприятствуют повышению уровня профессиональной подготовки.

Целесообразность успешной подготовки будущих ПП обусловлена запросами современного российского социума, связанными с резкими изменениями во всех сферах общественной жизни, спровоцировавшими интенсификацию негативных процессов: ухудшение криминогенной обстановки, рост безработицы, увеличение числа лиц, принимающих наркотические вещества, нарастание административного безразличия к воспитанию полноценного гражданина (физически здорового, психически устойчивого, порядочного и счастливого). С учетом вышеуказанных проблем авторы статьи полагают, что современные составляющие обучения ПП нуждаются в переосмыслении и расширении. В частности, на наш взгляд, в сегодняшнем общественном контексте ПП должен восприниматься разработчиками образовательных стандартов как представитель поддерживающих профессий, обязанный оказывать квалифицированную помощь детям и подросткам, обучающимся в школах, лицеях, гимназиях и т.д. При этом должны учитываться потребности учащихся с физическими, психическими и иными отклонениями.

К поддерживающим профессиям относятся те виды деятельности, назначение которых заключается в определении и устранении проблем социально уязвимых групп населения, информировании граждан о перспективах соответствующих мер. Прежде всего речь идет о медицине, психологии и деятельности социального профиля (как в целом, так и в контексте узкоспециализированных сфер: геритарии, школьной психологии, работе с пострадавшими от домашнего насилия и т.д.).

Изложение основного материала статьи. Автором статьи были определены следующие разновидности профессиональной деятельности ПП как представителя поддерживающих профессий: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, оценка, прогнозирование, информирование, профориентация, организация исследовательской и методической работы, социальное воздействие, воспитание и управление. Разберем сущность каждой упомянутой разновидности.

В рамках данного исследования мы будем опираться на толкование диагностической деятельности, предложенное современным исследователем Ахметкаримовой К.С. В соответствии с ее позицией, подобная деятельность представляет собой научно выстроенный процесс приобретения сведений о состоянии ее объекта, тщательной работы с этими сведениями для постановки и уточнения диагноза, а также его надлежащей коррекции с целью выполнения поставленной задачи [5].

Таблица 1

Ключевые разновидности профессиональной деятельности ПП как представителя поддерживающих профессий

Разновидности профессиональной деятельности Содержание

психодиагностика Целенаправленное психологическое обследование индивида или группы лиц, способствующее получению сведений психологического характера, для обнаружения психологической проблемы у обычных и «особых» школьников

коррекция Ориентированное психолого-педагогическое влияние на ребенка или подростка, не имеющего психических заболеваний, с целью устранения или предотвращения легких отклонений в развитии

консультирование Способствует гармоничной интеллектуально-нравственной эволюции субъектов учебно-воспитательного процесса; быстрому и относительно безболезненному решению различных проблем (личностных, бытовых, профессиональных и т.д.); реализации психологического потенциала, позволяющего решать проблемы без посторонней помощи

профилактика Служит предотвращению вероятных нарушений личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса, формированию подходящих условий для последовательного совершенствования личности в каждой возрастной фазе

оценка Нацелена на улучшение когнитивных процессов, психических проявлений, индивидуальных реакций школьника благодаря психической коррекции

прогноз Ориентирован на предвидение психических, физиологических, социальных и смешанных реакций учащегося

информирование Предоставление учителям, школьникам и их родителям необходимой психологической информации

преподавание Специально выстроенная активность для осмысления полученной информации и ее использования на практике. Подразумевает проведение основных занятий, факультативов, заседаний творческих секций и т.д.

профориентация Оказание помощи учащимся основной и старшей школы в области профессиональной самоидентификации или вопросах, связанных с выбором будущей профессии

исследовательская и методическая работа Активность на базе психологического и педагогического знания

социальное воздействие Деятельность, создающая условия для эффективной адаптации детей и подростков к существующим социальным нормам

воспитание Ориентированная активность по выстраиванию поведения и формированию / развитию морального облика школьников, их родителей и учителей с целью содействия нравственно приемлемой эволюции индивида

управление Ориентированная активность, имеющая отношение к организации, регулированию и мониторингу деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса

В данном исследовании мы отталкиваемся от дефиниции психологической диагностики, сформулированной Войтко В.И. и Гильбухом Ю.З. Авторы предлагают понимать под психологической диагностикой профессиональное обследование индивида или нескольких лиц, обеспечивающее получение необходимых сведений для установления наличия тех или иных психологических проблем (либо их отсутствия). Понятие «психологический диагноз» мы будем использовать в значении, предлагаемом Овчаровой Р.В.: «заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик» [2].

Благодаря психологической диагностике можно осуществлять следующие функции: исследовать психический статус личности субъектов учебно-воспитательного процесса и ее составляющих (аспектов); изучать склонности, способности, ценности, убеждения и иные индивидуальные характеристики учащихся; анализировать поведенческие особенности воспитанников, специфику их взаимодействия с одноклассниками и педагогами, общую психологическую обстановку в школьном коллективе; выявлять факторы, оказывающие отрицательное влияние на обучение, воспитание и развитие детей и подростков; формулировать актуальные методические рекомендации.

Осуществляя психодиагностическое обследование, ПП как представитель поддерживающих профессий опирается на ряд основополагающих принципов: безопасность обследования для участников, теоретическая аргументированность используемых методов, конфиденциальность результатов (при их полной доступности для самих добровольцев), ответственность лиц, участвовавших в организации и проведении обследования, корректность выводов и продуктивность исходящих пожеланий.

Аналитический обзор многочисленных трудов, посвященных психологической диагностике, привел автора данной статьи к следующему заключению: для реализации психодиагностического обследования ПП должен иметь представление о соответствующих методиках и уметь их использовать в своей профессиональной практике.

Говоря о профессиональной эволюции специалиста на раннем этапе карьеры, мы опираемся на закрепившееся в литературе понятие «профессиональное становление», под которым Зеер В.Ф. понимал совершенствование личности в образовательно-профессиональном отношении, нацеленное на выстраивание стабильных положительных стимулов профессиональной активности, важных для производства и общественно значимых индивидуальных характеристик, готовности к непрерывному развитию в рамках выбранной профессии, на поиск наиболее результативных способов и средств реализации трудовой деятельности с учетом личностной психологической специфики специалиста [4].

Профессиональная деятельность ПП - это комплекс последовательных действий с опорой на базовые принципы психологии в соответствии с нормами профессиональной этики для реализации услуг психолого-педагогического характера по запросу государства, семьи, какой-либо другой общности или отдельного человека. В обязанности ПП входит оказание следующих типов услуг: диагностики, коррекции, информирования и консультирования.

Необходимо добиться того, чтобы ПП становился востребованным профессионалом за минимально возможный промежуток времени, что предполагает не только увеличение продуктивности подготовки в высших учебных заведениях, но и ускорение интеграции начинающего ПП в профессиональную практику, формирование предпосылок для динамичного и устойчивого совершенствования в выбранной сфере.

Результативность «развертывания» профессиональных компетенций в рамках выполняемой деятельности должна оцениваться и подвергаться необходимой коррекции самим ПП и его коллегами для повышения профессионализма молодого специалиста. Данный процесс нуждается в понятной структуре, содержательной и методологической обоснованности и функциональной перспективности. Иными словами, речь идет о целесообразности проектирования процесса профессиональной эволюции ПП, которое является обязательным условием достижения высокого уровня мастерства и адекватной востребованности на рынке труда.

Мы позиционируем профессионализм ПП как комплексное структурно-функциональное единство, репрезентированное самовыстраиванием его личностно детерминированной составляющей (основная функция в формировании профессионализма) и активностно детерминированной составляющей (эмпирически верифицируемая функция в прикладной реализации производственных задач).

Под профессиональной эволюцией ПП на раннем этапе педагога-психолога авторы статьи понимают постоянный процесс самовыстраивания личностно и активностно детерминированных составляющих специалиста до максимально возможного уровня, благоприятствующего принятию верных решений для определения форм и методов психологического воздействия с целью достижения персонального оптимума интеллектуально-эмоционального развития. Категория «успешность профессиональной эволюции ПП на раннем этапе» не имеет общепринятого содержания в связи с отсутствием единого подхода к пониманию категории «успешность профессиональной эволюции специалистов в области образования». Например, современные исследователи Селезнева Н.А. и Суббетто А.И. трактуют ее как показатель успешности образовательной стратегии, выбранной государством или регионом, а также как «синтезатор» многочисленных и многообразных трудностей, с которыми сталкивается отечественная высшая школа. Содержание данного понятия постоянно корректируется в связи с непрерывно трансформирующимся социально-экономическим контекстом, значительно влияющим на качество и перспективы основного (цензового) образовательного пространства [1].

Никитина Н.Б. выделила ключевые аспекты репрезентации уровня профессионализма ПП в рамках высшего образования [3]:

1) многообразие «манифестаций» профессионализма в качестве его функционального итога -целостности и безопасности психологической эволюции учащихся;

2) значительное количество образовательных структур и подструктур, обеспечивающих профессиональную эволюцию ПП на раннем этапе (университеты, академии, институты разной направленности и подразделения, входящие в их состав);

3) многозначность личностно и активностно детерминированных составляющих профессионализма;

4) полисубъектность в диагностике успешности профессиональной эволюции на раннем этапе;

5) наличие большого числа критериев, позволяющее объективно оценить базовые составляющие профессионализма;

6) вариативность комплексов, включающих в себя различные аспекты такой диагностики (в плане тактики, стратегии, текущего момента), поскольку и сами ПП, и методисты, и исследователи постоянно корректируют параметры эффективности профессионализации с учетом преобладающих в социуме образовательных тенденций.

Выводы. Исследование имеющихся подходов дает возможность трактовать категорию «успешность профессиональной эволюции ПП на раннем этапе» как степень сотнесенности личностно и активностно детерминированных структурных составляющих в рамках функциональных кластеров, благоприятствующих выбору метода профессионализации (конвенциональный, регламентационный или творческий) согласно основной цели: обеспечению полноценного развития личности учащегося. Отнесенность деятельности ПП к поддерживающим профессиям («человек - человек») позволяет рассматривать профессиональную эволюцию специалиста на раннем этапе в виде совокупности следующих компонентов: личностного (общая ориентация личности и индивидуальные свойства), интеллектуального (профессиональные знания, умения и навыки), социального (компетенции, связанные с общением) и морально-психологического (эмпатия, открытость, отзывчивость). Указанные компоненты проявляют себя на обоих уровнях - личностном и активностном.

Профессиональные компетенции ПП как представителя поддерживающих профессий включают в себя список, в целом типичный для гуманитарных видов деятельности:

1) коммуникативные компетенции (общение в широком смысле);

2) ролевые компетенции (налаживание партнерских контактов, грамотное чередование и коррекция социальных ролей);

3) организаторские компетенции (объединение усилий различных общественных служб для устранения

или сглаживания трудностей, с которыми столкнулся школьник);

4) проектировочные компетенции (умение понимать характер, темперамент, способности и другие индивидуальные качества своих подопечных посредством интеллектуального и эмоционального познания);

5) компетенции, позволяющие оказывать влияние на других людей (прежде всего на их настроение, самоощущение).

Тем не менее, эффективность ПП как представителя поддерживающих профессий определяется не только освоенным комплексом знаний и навыков, но и индивидуальными свойствами специалиста, к которым, как правило, относят стрессоустойчивость, коммуникабельность, интуицию, дружелюбие, инициативность, творческие способности, умение работать с одной проблемой в течение долгого времени, наличие социальных амбиций и т.д. Этот перечень следует дополнить такими качествами и проявлениями, как терпение, сострадательность, отзывчивость, тактичность, непринужденность в общении, широкий кругозор и чувство юмора, порядочность, стремление к непрерывному профессиональному росту, решительность при отстаивании интересов клиента и т.д.

Литература:

1. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

2. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. Педагогика. 1991. № 9. С. 104-110.

3. Мухин М.И. Миссия новой школы - изменение личностной сущности человека // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 2 (3). С. 61-66.

4. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск. 1991.

5. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Профессиональное становление студентов - будущих специалистов по социальной работе связано с актуальными потребностями общества и образования, так как в контексте социально-экономических трансформаций перед высшей школой стоит задача не только обеспечить молодежь необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и научить их существовать в современной реальности, достигая социально важных целей, продуктивно контактируя с лицами, оказавшимися в затруднительной жизненной ситуации. Социальная работа как вид профессиональной активности позиционирует специалиста в качестве основного субъекта профессиональной деятельности в соответствующей трудовой сфере, предъявляя ряд серьезных требований к его квалификационному уровню и нравственному облику (прежде всего на поведенческом уровне). Обостряется потребность в разработке вопросов, имеющих отношение к профессионально-ценностному ориентированию студентов, получающих образование данного профиля.

Ключевые слова: социальный работник, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, пенитенциарные учреждения.

Annotation. The professional development of students - future specialists in social work is connected with the current needs of society and education, as in the context of socio-economic transformations the higher school faces the task not only to provide young people with the necessary knowledge, skills and skills, but also to teach them to exist in modern reality, achieving socially important goals, productively contacting persons in difficult life situation. Social work as a type of professional activity positions the specialist as the main subject of professional activity in the corresponding labor sphere, putting a number of serious requirements to his qualification level and moral appearance (first of all at the behavioural level). There is a growing need to develop issues relevant to the vocational and value orientation of students receiving this type of education.

Keywords: social worker, professional activity, professional competence, penitentiary institutions.

Введение. Качественное, отвечающее государственным стандартам профессиональное становление специалиста по социальной работе (далее - СР) представляет собой закономерный итог формирования и развития личностных, специальных и моральных характеристик. Этическое развитие является неотъемлемой составляющей профессионализма специалиста по СР, регулятором и индикатором степени самосознания и «самоулучшения». Будущим специалистам по СР должен быть присущ ряд индивидуальных свойств, создающих условия для продуктивного взаимодействия с гражданами, испытывающими нужду в социальной защите и поддержке.

Первостепенным фактором, способствующим становлению профессионализма специалиста по СР, выступает морально-этическая ориентация личности - следовательно, ее выстраивание рассматривается как отдельный предмет научного исследования. Духовный фундамент профессиональной деятельности создается и эволюционирует в рамках учебно-воспитательного процесса в случае его осмысленной направленности на повышение уровня личностной и профессиональной готовности студентов к реализации своего потенциала в учреждениях, предоставляющих социальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.