УДК-371.13+373.3.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Е.М. Фещенко
В статье автор раскрывает актуальность исследования профессиональной компетентности педагога-психолога на современном этапе образования. Особое внимание уделяется рассмотрению необходимых характеристик профессиональной компетентности в профессиональной деятельности психолога.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная позиция, профессиональное саморазвитие.
Формирование профессиональной компетентности происходит в процессе профессионального обучения в вузе. Будущий специалист овладевает различными знаниями, умениями и навыками, а также способностями совершенствования в личностном и профессиональном плане. У выпускников вузов должен быть сформирован целый ряд общепрофессиональных компонентов, таких как:
- формирование целостного восприятия окружающего мира, процесса и результата деятельности;
- овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям;
- овладение культурой системного подхода в деятельности, овладение принципами конструирования устойчивых систем;
- формирование у выпускника учебного заведения толерантности в суждениях и деятельности и др.
Процесс развития специалиста В.А. Сластенин представляет во взаимодействии внутренних
(личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), способствующих возникновению положительного потенциала развития специалиста. В ходе образования создаются внутренние условия развития. Своим содержанием образование задает определенные идеалы для обучающегося, многократно, в рамках разных учебных дисциплин, обращает специалиста к их осмыслению, оцениванию и применению их в профессиональной деятельности [7, с. 254].
Процесс подготовки будущих психологов в системе высшего образования должен быть направлен на формирование профессиональных компетенций, конкурентоспособности и профессионализма деятельности будущего специалиста, обладающего необходимым уровнем профессионально важных качеств, в том числе умением проектировать траекторию профессионально-личностного самосовершенствования.
Окончание высшего учебного заведения не означает для педагога-психолога завершения обучения и достижения им высокого уровня профессиональной компетентности. Для педагога-психолога должно произойти осознание невозможности остановиться в профессиональном развитии, довольствоваться достигнутым уровнем; должно быть стремление к постоянному обновлению знаний, совершенствованию практических навыков и умений, формированию устойчивой мотивации личностного и профессионального развития.
Профессиональная деятельность педагога-психолога требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.
Развитие профессиональной компетентности в процессе профессиональной деятельности зависит от многих факторов, среди которых, по нашему мнению, важными являются:
- профессиональная позиция педагога-психолога;
- индивидуальный стиль профессиональной деятельности;
- взаимодействие с администрацией и педагогическим коллективом;
- возможность повышения квалификации, как в условиях самой школы, так и за ее пределами;
- мотивация специалиста к совершенствованию своих профессиональных знаний, умений, навыков.
Профессиональная позиция педагога-психолога - это целостное психическое образование,
отражающее устойчивую систему отношений, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных предпочтений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде.
Важность рассмотрения профессиональной позиции педагога-психолога обуславливается тем, что она выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации им собственной профессиональной и личностной концепции, в рамках которой выстраивается деятельность педагога-психолога и формируется его профессиональная компетентность.
Профессиональная позиция педагога-психолога в реальной школе определяют, с одной стороны,
ормативными документами, а с другой стороны - системой отношений психолог - администрация мнению Р.В. Овчаровой эффективность и функциональность этих отношений зависят от многих причин, в том числе от решения следующих вопросов [6, с. 28]:
- определены ли границы полномочий педагога-психолога при принятии тех или иных решений;
- определены ли ситуации, в случае возникновения которых педагог- психолог может обращаться за помощью и консультацией к директору и другим представителям школьной администрации;
- оговорены ли формы контроля над деятельностью педагога-психолога, сроки текущей отчетности;
- определена ли степень обязательности рекомендаций педагога-психолога для участников образовательного процесса.
В качестве стратегии укрепления статусной позиции педагога-психолога И.В. Дубровина предлагает уйти от чисто информативного или отчетного характера совместных встреч по итогам психолого-педагогических консилиумов. Это, прежде всего возможность по-новому взглянуть на происходящие в школе события, на процесс развития школы как целостной педагогической системы, сделать управление ее более эффективным и обоснованным [3].
Наиболее полно анализ этих позиций и моделей взаимодействия дан в работах М.Р. Битяновой с точки зрения их влияния на статус психолога в школе. Выделены следующие позиции: «психолог -личный психотерапевт директора», «сам себе специалист», «самый умный», «Психолог - школьный сотрудник, один из нас» [1,с.59].
Профессиональная позиция педагога-психолога выступает совокупной детерминантой его активности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера профессиональной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и технологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и значимые интересы субъектов образовательной среды. И соответственно, профессиональная позиция стимулирует развитие профессиональной компетентности педагога-психолога.
Рядом авторов (В.П. Беспалько, Л.Н. Панова, Г.Н. Сериков и др.) развивается мысль о том, что одним из условий развития профессиональной компетентности в образовательной среде является повышение квалификации внутри самой школы.
По мнению авторов, внутришкольная система повышения квалификации система должна отвечать требованиям устойчивости (продолжительности существования), адаптивности (адекватной реакции на внешние изменения), прогрессивности (усиления потребности педагогического коллектива в активном самосовершенствовании и самореализации) и эффективности.
Интегративным показателем эффективности работы внутришкольной системы повышения квалификации для педагога-психолога выступает уровень профессиональной компетентности. Среди эффективных средств воздействия на развитие профессиональных качеств является:
- участие педагога-психолога в прохождении аттестации на квалификационную категорию;
- формирование, обобщение и распространение передового опыта;
- участие в общешкольных профессиональных проектах;
- участие педагога-психолога в аттестации образовательного учреждения.
На основе анализа других исследований, посвященных проблемам непрерывного образования в целом (Л.И. Анциферова, В.Б. Гаргай, Т.В. Заморская, Г. М. Коджаспирова, И.В. Клемешова, В.И. Маслов, Э.М. Никитин, В.Г. Онушкин и др.), можно отметить, что непрерывное образование, представленное именно системой повышения квалификации, способствует развитию профессиональной компетентности педагогов-психологов, их подготовке к деятельности в новых образовательных условиях.
Профессиональное образование, представленное именно системой повышения квалификации, способно помочь в решении выделенных вопросов развития профессиональной компетентности педагогов-психологов. Развитие профессиональной компетентности педагогов-психологов на базе института повышения квалификации (ИПК) должно проходить с учетом особенностей подготовки психологических кадров в регионе, развития службы практической психологии образования в целом и специфики профессиональной компетентности педагогов-психологов.
Формирование профессиональной компетентности педагога-психолога во многом детерминируется его внутренней позицией. «Никакие усилия не могут привести к профессиональной компетентности, если педагог-психолог «не движется сам», то есть, не активен, не стремится стать «больше, чем он есть», не является субъектом процесса саморазвития» [2, с. 328].
Поэтому, в развитии профессиональной компетентности педагога-психолога важным является профессиональное саморазвитие.
По мнению ряда ученых (В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин) профессиональное саморазвип^:?'® это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития [7, с. 250].
В основе процесса профессионального саморазвития лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и некоторым моделируемым состоянием («Я-идеальное профессиональное»).
В процессе профессионального саморазвития формируется индивидуальная профессиональная картина мира - новообразование в структуре профессии и активное к ней отношение, т.е. формируется профессиональное самосознание.
И.В. Бачков условно выделяет уровни возможностей профессионального самоопределения педагога-психолога в процессе профессиональной деятельности: приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам [2, с. 259].
По мнению Л.М. Митиной, в основе профессионального и личностного развития лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности - творческой самореализации [5].
Правомерно будет считать, что личностное развитие педагога-психолога является залогом его успешного развития профессиональной компетентности, где особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. От личностной, жизненной, профессиональной позиции педагога-психолога, от профессиональных ценностей зависит развитие профессиональной компетентности, а, следовательно, и эффективность его профессиональной деятельности.
The author reveals the relevance of studies of professional competence educational psychologist at the present stage of éducation. Particular attention is paid to consideration of the necessary characteristics of professional competence in the professional psychologist.
Список литературы
1. Битянова, M.P. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / М.Р. Битянова. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 186 с.
2. Бачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / И.В. Бачков, Н.С. Пряжников ; под ред. И.Г. Гриншпуна. М.: Изд-во МПСИ, 2002. 416 с.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебное пособие / И.В. Дубровина. 4-е изд. Спб.: Питер, 2006.592 с.
4. Ласыгин, А.Л. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога. дис. ...канд. .психол. наук / А.Л. Ласыгин. Моска, 1999. 191с.
5. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. С. 114.
6. Овчарова, Е.В. Социально-психологическая компетентность будущих социальных психологов и технология ее формирования в ВУЗе: дис. .канд. псих. наук / Е.В. Овчарова. Ярославль, 2008. 173 с.
7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. М.: Просвещение, 1986. 360 с.
Об авторе
Фещенко Е. М. - кандидат психологических наук, старший преподаватель Брянского Государственного университета имени академика И.Г.Петровского, jovnec@ yandec.ru.