^ Образование в сфере культуры
П
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
УДК 378
А. У. Кулов
Московский государственный университет культуры искусств
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Выделены этапы становления профессиональной подготовки педагога-психолога. Выявлены некоторые особенности профессиональной подготовки педагога-психолога в современном российском образовании.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное образование, педагог-психолог.
In article the problem of vocational training of future educational psychologists is considered. Stages of formation of vocational training of the educational psychologist are allocated. Some features of vocational training of the educational psychologist in modern Russian education are revealed.
Keywords: vocational training, professional education, educational psychologist.
Проблема подготовки будущих педагогов-психологов в условиях быстро меняющегося мира привлекает внимание значительного числа ученых. Современному специалисту для успешной профессиональной деятельности необходимо обладать определенным набором личностных качеств и свойств, быть способным к самостоятельной постановке жизненно важных задач и поиску адекватных способов их решения. Изменения в социальной структуре общества и государства обусловили существенные изменения в системе образования нашей страны. Так, одной из составляющих целостной системы образования становится профессиональная подготовка грамотных и квалифицированных педагогов-психологов.
Высшее профессиональное образование рассматривается как этап конструирования, проектирования, испытания, производства, этап овладения логической структурой науки и учебной дисциплины, этап перехода в
сферу профессиональной деятельности либо в область фундаментальной науки [2, с. 15].
Высшее профессиональное образование — это то, что приобретается человеком в процессе всей его жизненной деятельности. Сегодня на первый план выступают проблемы самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Запросы современной культуры — духовное оздоровление и личностный рост молодежи, формирование у них профессиональной культуры, творческой активности, самостоятельности, ответственности за результаты труда — вступают в противоречие с реальным положением дел в профессиональном образовании, в том числе и психолого-педагогическом. Проблемы профессионального высшего образования не могли не сказаться и на подготовке будущих педагогов-психологов, на которых возлагается двойная ответственность — стать профессионалом-педагогом и профессионалом-психологом.
$
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 201-204
201
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Изучение проблемы профессиональной подготовки педагогов-психологов предполагает, в свою очередь, обращение к ее возникновению. Анализ историографии исследуемой проблемы позволил нам выделить ряд этапов ее становления в России.
Внутренний мир индивида интересовал людей с древнейших времен. Термин «психология» образован от греческих слов psyche — душа и logos — наука. С момента своего возникновения она опиралась на философию и на протяжении многих столетий была одним из разделов данной науки. Впоследствии в связи с научно-техническим прогрессом и открытием в Лейпциге первой экспериментальной лаборатории В.М. Вундта психология стала занимать все большее значение в обществе. 1879 год принято считать временем возникновения психологии как науки.
Российская психологическая школа также имеет давние традиции. На первых порах отечественная психология развивалась в тесной связи с зарубежной. Российские ученые ездили стажироваться в лучшие европейские лаборатории, выписывали иностранные книги по проблеме психологической науки. В конце XIX века происходит формирование отечественной психологии, встает вопрос о ее предмете, методологии, ее отличиях от других наук и зарубежной психологии.
Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России была открыта И.М. Сеченовым в Санкт-Петербурге в 1885 году. К концу XIX века во многих крупных университетах России открылись кафедры психологии, которые являлись структурными подразделениями, как правило, филологических и исторических факультетов. Первая психологическая лаборатория в Москве была открыта Г.И. Челпановым в 1907 году при МГУ. 1912 год ознаменовался созданием Института психологии.
Октябрьская революция 1917 года прекратила активную научную деятельность многих лабораторий и ученых, особенно тех, кто придерживался идеалистических взглядов. В течение почти 70 лет психологическая наука продолжала существовать и развиваться под
политическим и идеологическим прессом.
К счастью, благодаря наличию многих талантливых ученых, пришедших в науку после революции, психологию не постигла судьба генетики. Это Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия и ряд других. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это — Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Высокий уровень психологических исследований, развитие ряда отраслей психологии говорили о важности науки в жизни общества, в связи с чем возникла необходимость организации подготовки специалистов данной сферы. Открытие факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах в 1966 году привело к созданию реальных предпосылок для развития психологии как самостоятельной науки. Позже психологию включили в официальный классификатор наук и создали Институт психологии АН СССР.
В 80-годы ХХ столетия появляется школьная психологическая служба. Введение в штат школ должности «педагог-психолог» в начале 1990-х годов стало поводом для открытия в российских педагогических институтах и университетах специальности «Психология», а впоследствии специальности «Педагогика и психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы психолого-педагогического профессионального образования.
На сегодняшний день мы видим, что психологическая служба стала существенным звеном в современных образовательных учреждениях дошкольного, специального, дополнительного образования, школах и вузах.
Чтобы педагог-психолог мог профессионально расти в будущем, уже на первых шагах карьеры он должен быть подготовлен с опережением, с учетом новых условий времени. Потребность в подготовке специалистов объясняется изменениями экономического характера, реформой образовательной
$
220
^ Образование в сфере культуры
системы.
В настоящее время педагогов-психологов готовят во многих вузах страны, в том числе и в МГУКИ, где в 2002 году на кафедре педагогики и психологии состоялся первый набор данных специалистов. Специальность была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 года. В квалификационной характеристике выпускника государственного образовательного стандарта отмечено, что педагог-психолог «должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ; содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; осуществлять меры по форми-Ф рованию психологической культуры обуча-
ющихся, педагогических работников и родителей; разрабатывать развивающие и кор-рекционные программы образовательной деятельности с учетом особенностей личности; проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию; осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся» [1].
В связи с переходом российского высшего профессионального образования на Болонскую систему Министерством образования и науки РФ был утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика и психология профессионального образования»). Задача вуза, согласно ФГОС ВПО III поколения, состоит в «подготовке высокопрофессиональных
современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять проектную деятельность в различных сферах образования, культуры и управления социокультурными процессами» [3]. Основная цель, в соответствии с ФГОС ВПО, «формирование у студентов личностных качеств, а также общекультурных и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в научно-исследовательской, организационно-управленческой, проектно-аналитической, экспертной, культурно-просветительской, производственно-технологической и преподавательской деятельности» [3].
Заканчивая вуз, педагог-психолог должен иметь не только прочный запас знаний по своему предмету, но и высокую общекультурную подготовку, обладать достаточным набором личностных качеств.
А.Г. Асмолов, Е.Д. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя и другие предлагают решать проблему профессиональной подготовки педагогов-психологов, используя предметы общепрофессиональных дисциплин. Дисциплины социально-экономического и общеобразовательного циклов в расчет не берутся. На наш взгляд, было бы не лишним их использовать при формировании профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов.
Таким образом, обнаруживаются некоторые особенности профессиональной подготовки педагога-психолога в современном российском образовании:
• важной задачей высшего профессионального психолого-педагогического образования становится подготовка конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем культуры;
• растет значение педагога-психолога в образовательных учреждениях различной направленности. Это связано с тем, что необходимо оказать квалифицированную помощь детям, у которых возникли трудности в учебе;
• состояние профессиональной подготов-
$
203
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ки педагога-психолога в вузе на современном этапе не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ней новыми реалиями действительности, в том, чтобы данная подготовка стала культуросообразной, на-
правленной на развитие неповторимости будущего педагога-психолога;
• за время обучения педагога-психолога каждый учебный предмет в вузе приобретает большое значение.
Примечания
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031000 Педагогика и психология. — Москва, 2000.
2. Дмитриенко, В. А. Теория и методика профессионального образования / В.А. Дмитриенко. — Томск : Изд-во ТГПУ, 1999.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль подготовки «Педагогика и психология профессионального образования»). — Москва, 2010.
А ГРЕССИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИИНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ТЕОРИИ
УДК 159.9:316.37
Ф П. В. Агапов Ф
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
А. А. Колодина
Московский государственный технологический университет (МАТИ) им. К.Э. Циолковского
Статья посвящена проблеме человеческой агрессии в современных гуманитарных науках. Авторы показывают эволюцию теорий агрессии, раскрывают методологические трудности изучения человеческой агрессивности.
Ключевые слова: человеческая агрессивность, агрессия, деструктивность теории агрессии, человеческая ситуация, социальная природа.
The article deals with the problem of human aggression in modern humanities. The author shows the evolution of the theories of aggression, Methodological difficulties in studying human aggression
Keywords: theory, concept, methodology, human aggressiveness, destructiveness, aggression, aggression theory, the human situation, social nature.
Изучение проблемы человеческой агрессии восходит к начальному периоду формирования философского знания. В истории исследования проблемы агрессивности можно зафиксировать ряд ключевых точек роста.
Для современной эпохи особенно значимы для исследователей этой проблематики труды
Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, которые инициировали постановку и возможные интерпретации проблемы человеческой агрессивности в ее современной форме. Их творчество составило методологическую и концептуальную основу всех последующих разнообразных концепций и теорий по вопросу об
204 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 204-209