^ Образование в сфере культуры
// Вопросы музеологии. — 2011. — № 1(3).
16. BBC Radio 4. A History of the World in 100 Objects. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bbc. co.uk/programmes/b00pgxn3/episodes/player (дата обращения: 28.02.2013)
17. MacGregor, Neil. A History of the World in 100 Objects / Neil MacGregor. — London: Allen Lane; Penguin Group. 2010. — 707p.
Ос
СОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378
Н. С. Спинжар
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассмотрены актуальные проблемы профессионального образования в контексте ценностных представлений студентов. Значительное место в статье занимает обоснование необходимости изучения ценностных представлений студентов в новых условиях подготовки специалистов — педагогов-психологов.
Ключевые слова: студенты, профессиональное образование, ценностные представления, ценностные отношения, ценностные ориентации.
he article describes the current problems of vocational education in the context of the value orientations of students. A significant part of the article is the rationale for the study of value orientations of students in the new training — educational psychologists.
Keywords: students, professional education, values, views, values, attitudes, values.
Профессиональное образование находится на перепутье глобальных перемен, которые ориентированы на высококвалифицированного специалиста, владеющего системой необходимых компетенций, генерирующего инновационные проекты, творческие идеи и т.д. Происходящие социокультурные перемены настолько противоречивы, что человеку без соответствующего опыта сложно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, ориентироваться в сложившейся системе ценностей [2]. Современное общество, где превалируют идеи накопления, роскоши и богатства, ориентирует личность на ценности прагматического характера.
Современная парадигма профессионального образования — это совокупность теорети-
ческих и методологических предпосылок, которая воплощает ценностные представления человека о его деятельности, будь то учеба, работа или другие ее виды. В педагогике «парадигма» понимается как устойчивая, ставшая привычной за последние десятилетия позиция в решении образовательных задач, связывается с активностью личности, с реализацией ею своих ценностных представлений в профессиональной подготовке. Очевидно, что образовательная парадигма в современном обществе базируется на значимых ценностях, поскольку они определяют направление педагогического процесса — интересы общества, государства или личности (индивидуально-личностное развитие по Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич) [1, с. 217].
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 197-200
197
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Нестабильное развитие общества сказывается на формировании ценностных представлений у молодежи и негативно влияет на профессиональную подготовку будущего специалиста в вузе.
Сформировавшиеся ценностные представления студента о выбранной профессии обеспечиваются ценностными ориентациями личности и активным развитием ценностных отношений в процессе обучения в вузе. Ценностные ориентации, представления, отношения — категории, которые обусловлены объективными и субъективными — социальными и индивидуальными факторами. Понятие «ценность» имеет особое место в науке — еще Аристотель (в работе «Большая этика» вводится понятие ценимое — «ти-мия», этические ценности) и Сократ (идеальные ценности) отмечали значимость его для общества и человека. В понимании стоиков «ценности» несли инструментальный характер, то есть являлись средствами, позволяющими человеку достичь блага, конечной, идеальной цели.
В научных исследованиях по социологии начала 60-х годов ХХ века встречается понятие «ценностные ориентации». А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский и В.А. Ядов проявляли научный интерес к ценностным ориентациям, связанным с установками личности. Отдельные аспекты ценностных ори-ентаций изучались В.И. Бакштановским, Г.П. Выжлецовой, О.Г. Дробницким и др. В контексте имеющихся определений, ценностные ориентации — это элементы внутренней структуры личности, сформированные в процессе освоения жизненного опыта индивидом в условиях изменяющегося мира; отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ориентация (от франц. сл. — направление)
— умение личности разобраться в окружающей обстановке и понять, что для неё является наиболее ценным. Ценностные ориентации
— одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, которое отражает его характеристики как лично-
сти (самостоятельной, самодостаточной).
В философии ценностные представления рассматриваются в общекультурном аспекте. Теория трактует ценности как вектор культуры. Так, у П. Сорокина находим механизмы формирования ценностных представлений — унифицированные культурные суперсистемы, которые образуют свои подсистемы (наука, философия и религия, изящные искусства, этика и право) [7]. Автор считал, что в процессе социального взаимодействия из потока представлений и ощущений проявляется абстрактное отвлеченное «понятие», которое трансформируется в некую форму культуры и общества и в историческом процессе развития общества может исчезать, а другое может появляться. Такое утверждение дает нам основание полагать, что ценностные представления человека подвержены изменениям под воздействиями социального окружения и самой личности.
Психолого-педагогический аспект ценностных представлений проявляется в логике гуманитарной образовательной парадигмы, центром которой становится студент, познающий истину, стремящийся к реализации своих целей в жизни и профессиональном развитии. Ценностные представления как внутренний компонент самосознания личности интенсивно влияют на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Ценностные представления — относительно устойчивые, значимые представления личности о чем-либо, не всегда ясно осознаваемые, хранящиеся в ее опыте. Процесс представления ценностей личностью осуществляется путем мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятия «ориентации и представления» можно рассмотреть так: представление в двух позициях — обозначение предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств (название результата процесса, девербатив — результат процесса) и второе — описание процесса воспроизведения образов (название процесса, субстанти-
$
198
^ Образование в сфере культуры
вированный инфинитив); ориентация — это установка, количественный показатель того, насколько полно экспонент (лицо, организация экспонирующие что-либо) может отражать признаки.
Таким образом, ценностные ориентации и представления представляют сложную иерархию организованной структуры ценностных отношений личности к условиям ее существования, к выбранной профессии и т.д. Ценностные отношения выступают интегральной характеристикой личности, необходимым компонентом ценностной ориентации и выражаются в ценностной установке. Наличие системы ценностных отношений у личности выступает смысловым полем для ее духовно-практической деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе.
С психолого-педагогических позиций изучение сложившихся у современных студентов ценностных представлений соединяет общее и частное, социальное и индивидуальное, общечеловеческие принципы и индивидуально значимые смыслы, в соответствии с которы-Ф ми строится поведение индивида в различных
жизненных ситуациях, в том числе и образовательной деятельности. Известный психолог Д.А. Леонтьев отмечает, что система ценностей во многом определяет личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности, и в коммуникативном процессе в том числе. Данный автор указывает на механизмы, влияющие на формирование ценностей личности — ценности социальных групп и общностей разного масштаба. Ученый пишет: «... селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению общечеловеческих ценностей» [6].
Таким образом, можно сказать, что ценности личности производны от социальных ценностей. В этой ситуации ценности: сотрудничества, сотворчества, взаимной ответственности, свободы созвучны общекультурным, нравственным и духовным ценностями педа-
гога и студента в процессе освоения высоких образцов [5] будущей профессиональной деятельности. Духовный идеал личности — объективная ценность, воспитательный эталон, которым студент руководствуется в процессе профессиональной подготовки, в каждодневных жизненных ситуациях. В монографическом исследовании Л.С. Зориловой отмечается ценность «свободы» как условие «выбора воззрений. отдельной личности строить самостоятельно свою жизнь, определив действительно ценное для себя» [4, с. 48].
Студент является носителем определенных ценностных представлений, которые он стремится воплотить в жизнь, в свою профессиональную деятельность, в свое будущее. В исследовании Ю.А. Гончаровой отмечается, что «современная российская молодежь как социальная группа неоднородна по своему составу. Особое положение в структуре молодежи занимает студенчество, деятельность которого осуществляется в образовательном пространстве. Российская студенческая молодежь представляет собой духовный и интеллектуальный потенциал общества. Закладываемый академическим образованием остов фундаментальных знаний образует тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума. В связи с этим исследование ценностного мира студенчества как социокультурной группы приобретает особую актуальность» [3. с. 4]. Очевидно, что профессиональное образование как важный этап развития личности оказывает существенное влияние на ценностные представления студентов. Среди ценностей выделяются — ценность высокой социальной активности, которая связана с рациональностью как свойством личности студента; ценность сохранения индивидуальности студента, которая взаимосвязана со стилями поведения. В ходе уточнения вопроса о состоянии ценностных представлений студентов педагогов-психологов о своей профессии проводилось пилотажное исследование, которое показало, что ценностные представления о профессии у студентов 1 курса вуза чаще всего предвосхищают их ожидания того, что они хотят по-
$
199
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
лучить в процессе обучения в вузе. В анкету «Субъективный образ хорошей профессии» был включен ряд важных вопросов. Среди них вопрос: «Что для Вас наиболее ценно в выбранной профессии?», на который были получены такие ответы: «общественная значимость, служение человеку, возможность развиваться самому». На вопрос: «Что для Вас значит хорошая профессия?», студенты ответили: «та, которая материально защищает», «от которой получаешь творческое удовлетворение», «которая дает возможность интересного общения» и др. Полученные результаты позволяют увидеть, что ценностные представления о своей профессии у будущих педагогов-психологов «размыты» или несут в себе некий «романтический ореол»; 25,2% (29 студентов) из опрошенных 115 респондентов 1—5 курсов отметили такие ценностные представления о своей профессии, как «служение людям», «помощь детям в учебе» и др. Были уточнены особенности формирования ценностных представлений о профессии у студентов 1 курса. Студенты отмечали, что на ценностные представления о профессии оказали влияние не только социум, личный опыт, родители («родители посоветовали, и я согласился» или «родители рассказали, мне
было интересно, и я решил попробовать...»); но и школьная дружба, социальные ориентиры, статус профессии в обществе. Кроме того, на ценностные представления будущих педагогов-психологов 2—3 курсов оказало влияние профессиональное мастерство преподавателей по специальным дисциплинам.
Опрос показал, что не все студенты могут сформулировать ценностные представления о выбранной профессии. Среди ответов студентов не нашлось суждений, свойственных педагогам-психологам, у которых сформировано гуманистические ценностные представления о профессии, например, связанных с понятием «эмпатия». Не всегда выделялись: умение сотрудничать, психологическое обеспечение освоения опыта учебы, умения гармонизировать жизнь человека, класса, группы, общества и т.д.
Теоретический и практический анализ особенностей ценностных представлений студентов показал сложность их формирования, высокую степень влияния на них социальных условий и индивидуального развития личности. Признание значимости ценностных представлений в профессиональном развитии личности определяет цели научного исследования на современном этапе.
Примечания
1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 1999.
— 560 с.
2. Гершунский, Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры / Б.С. Гершунский. — Москва : Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
3. Гончарова, Ю. А. Ценностный мир современной российской молодежи : автореф. дисс. .канд. социол. наук / Ю.А. Гончар ова. — Ставрополь, 2008. — 22 с.
4. Зорилова, Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве : монография / Л.С. Зорилова. — Москва: Академический проект — Альма Матер, 2008. — 253 с.
5. Колесникова, И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А. Колесникова // Педагогика.
— 1995. — № 6.
6. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 1. — С. 15—25.
7. Максименко Ж. А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативной успешной личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ж.А. Максименко. — Москва : Ин-т Ран, 2008 — 24 с.
8. Наливайко, Н. В. Современная специфика развития отечественного профессионального образования / Н.В. Наливайко, О. В. Наурузбаева // Философия образования. — 2007. — № 1 (18). — С. 112—118.
9. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. — Москва : Политиздат, 1992.
$
200