Научная статья на тему 'Образ идеального педагога в представлениях студентов'

Образ идеального педагога в представлениях студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИМИДЖ / PEDAGOGICAL CULTURE / AN IDEAL PEDAGOGUE / VALUE ORIENTATIONS / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Валерия Ивановна, Данилова Ирина Александровна

В статье рассматривается понятие «педагогическая культура» как профессионально-психологическая характеристика. Выделена система ценностных ориентаций педагога в представлениях студентов и содержательное наполнение понятия «идеальный педагог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "pedagogical culture" notion is considered in the article as a professional-psychological characteristic. The system of a pedagogue's value orientations in students' views and the content of the "ideal pedagogue" notion are given.

Текст научной работы на тему «Образ идеального педагога в представлениях студентов»

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ

В. И. Горовая, И. А. Данилова

IDEAL PEDAGOGUE'S IMAGE IN STUDENTS' VIEWS

Gorovaya V. I., Danilova I. A.

The "pedagogical culture" notion is considered in the article as a professional-psychological characteristic. The system of a pedagogue's value orientations in students' views and the content of the "idealpedagogue" notion are given.

Key words: pedagogical culture, an ideal pedagogue, value orientations, image.

В статье рассматривается понятие «педагогическая культура» как профессионально-психологическая характеристика. Выделена система ценностных ориентаций педагога в представлениях студентов и содержательное наполнение понятия «идеальный педагог».

Ключевые слова: педагогическая культура, идеальный педагог, ценностные ориентации, имидж.

УДК 378.1

Изучение особенностей сознательного выбора студентами-будущими педагогами профессиональных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой системы профессиональных ориента-ций - одна из актуальных задач профессиональной педагогики.

И потому результатом педагогической подготовки студентов должна стать сформи-рованность гуманистического мировоззрения и достаточный уровень педагогической культуры. На понятие «педагогическая культура» хотелось бы обратить особое внимание. Представляется интересным определение И. Ф. Исаева, утверждающего, что педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий (1; 2).

Педагогическая культура проявляется как профессионально-психологическая характеристика, которая включает в себя два основных блока. Первый блок - теоретический или теоретико-концептуальный, второй блок называется практическим или «педагогической деятельностью». Первый блок педагогической культуры содержит результаты теоретической деятельности, а второй связан с деятельностью педагога по обучению, воспитанию и развитию личности обучающегося. Иначе говоря, это деятельность, обращенная к внутреннему миру субъекта учения.

ШГоровая В. И., Данилова И. А.

Образ идеального педагога в представлениях студентов

Подготовка студентов к педагогической деятельности связана с формированием таких внутренних инстанций, как профессиональные ценностные ориентации, выступающие в качестве важнейших личностных ценностей и целей профессиональной деятельности, опосредуемых педагогической культурой. Они определяют особенности и характер отношений педагога с окружающей действительностью и тем самым осуществляют психологическую регуляцию его активности и поведения в условиях профессиональной деятельности.

Между системой профессиональных ценностей и педагогической деятельностью существует четкая взаимосвязь, которая прослеживается при формировании мотиваци-онной сферы и ценностных ориентаций будущего педагога. Система ценностей педагога придает определенную направленность его деятельности, определяет потребности и интересы, выступая при этом одним из важнейших мотиваторов профессиональной деятельности. Это выражается в его автономности, независимости и готовности к активному педагогическому взаимодействию на различных уровнях.

Под ценностными ориентациями мы понимаем, с одной стороны, выражение определенного вида ценностно-ориентировочной деятельности, обусловленной уровнем развития нравственных отношений и предпочтений личности, а с другой -взаимосвязь элементов направленности личности (потребности, идеалы, установки, интересы).

Ценности представляют собой одновременно мотивационное и когнитивное образование. Они выступают для индивида как некоторые категории оценки действительности, в частности других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные ориентации являются категориями, которыми человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, следовательно, они выступают основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира (3).

Приступая к эмпирическому исследованию, мы предположили, что изучение образа «идеального педагога» позволит получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности студентов в вузе. Поэтому в исследовании была поставлена задача изучить, на какой «идеал педагога» ориентированы будущие специалисты в сфере образования.

Для решения этой задачи использовался метод анализа продуктов деятельности. Студентам выпускных курсов было предложено творческое задание - «Каким содержанием Вы наполнили бы понятие «идеальный педагог»? Задание выполнялось после изучения курса «Технологии профессионально ориентированной деятельности». Данный учебный курс был выбран не случайно, он касается проблем выработки модели субъект-субъектных взаимоотношений в диаде «педагог - обучающийся» на основе принципов гуманизма и этической доктрины «информированного согласия». Его главной стратегической задачей является формирование установки у будущих педагогов на построение отношений с обучающимся в педагогическом процессе как педагогики сотрудничества.

В ходе исследования, которое проводилось в 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах, было опрошено 162 студента, из которых 82% составляли девушки и 18% - юноши.

Качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, позволяет констатировать, что в содержание понятия «идеальный педагог» студенты вкладывают характеристики, отражающие специфику профессиональной роли и индивидуально-психологические особенности личности: эмоционально-волевую, действенно-практическую, потребностно-мотиваци-онную, межличностно-социальную, экзистен-ционально-бытийную, морально-нравственную и когнитивно-познавательную сферы.

Наибольший удельный вес в характеристике «идеального педагога» отводится межличностно-социальной сфере личности, которая обычно включает в себя межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п.

Студенты отмечают следующие качества идеального педагога:

- оказание педагогической поддержки (23%);

- эмпатия, понимание (18,2%);

- умение установить контакт с коллегами (13,8%);

- умение найти подход к любому ребенку (12%);

- коммуникабельность, гибкость в общении (8,8%);

- взаимопомощь (7,5%);

- открытость, искренность, приветливость (5,5%);

- умение видеть в ребенке личность (4,5%);

- умение доступно объяснить учебный материал (3%);

- уважение со стороны окружающих, авторитет (2,6%);

- умение учить учиться (1,1%).

Приведенные данные можно проиллюстрировать следующими высказываниями студентов: «Идеальный педагог - это в первую очередь понимающий человек, который может понять другого человека и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации».

«Чтобы быть идеальным педагогом, нужно стремиться к этому, подкрепляя данное стремление положительными действиями по отношению ко всем детям».

«По моему мнению, понятие «идеальный педагог» должно соответствовать такой характеристике, как человечность, под которой я понимаю отношение к ребенку как к личности. Еще необходимо умение работать с коллегами по работе, ведь зачастую ребенку необходима помощь нескольких специалистов».

Наибольший процент среди межлич-ностно-социальных качеств принадлежит таким характеристикам, как оказание психологической поддержки; эмпатия, понимание; умение установить контакт.

Представляет интерес тот факт, что многие студенты указывают на необходимость уважения личности ребенка и знание его индивидуальности; профилактики здо-

рового образа жизни; соблюдения принципов правдивости, непричинения вреда, справедливого отношения к детям; знания и уважения их прав.

Как видим, перечисленные выше характеристики ориентированы на практические знания педагога и соблюдение им норм и принципов педагогической этики.

Среди качеств, относящихся к морально-нравственной сфере, включающей морально-нравственные действия, поступки и свойства личности, наиболее часто студентами отмечаются: доброжелательность, интеллигентность, ответственность.

Приведем в этой связи несколько высказываний:

«Понятие «идеальный педагог» мною прежде всего ассоциируется с гуманизмом, добротой, чуткостью и осознанием того, что он наделен ответственностью за своих учеников».

«Идеальный педагог - это человек, обладающий такими качествами, как добропорядочность, отзывчивость, честность, доброта, внимательность по отношению к детям».

Характеризуя «идеального педагога», студенты выделяют и такие характеристики, как моральная устойчивость, высокая духовность, законопослушность, справедливость, пунктуальность, бескорыстие и альтруизм, которые также относятся к морально-нравственной сфере личности. Об этом свидетельствуют выдержки из их ответов.

Например: «Идеальный педагог - это человек, который всегда готов бескорыстно помочь другому, даже в ущерб собственным интересам».

«Идеальный педагог - это носитель высоконравственных духовных принципов, личность, обладающая морально положительными качествами».

«По моему мнению, идеальный педагог должен быть похож на человека, которого описывает Киплинг в своем стихотворении «Заповедь». Ведь идеальный педагог в первую очередь должен быть идеальным человеком».

К действенно-практической сфере обычно относят проявления человека как

ШГоровая В. И., Данилова И. А.

Образ идеального педагога в представлениях студентов

деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире, и в характеристике идеального педагога эта сфера представлена профессиональными умениями.

Среди профессиональных качеств студенты называют следующие:

- высококвалифицированный специалист и профессионал (62%);

- способность оказать ребенку любую помощь в любой ситуации (7,5%);

- максимальный успех в педагогической работе и отсутствие педагогических ошибок (6,6%);

- умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях (5,5%);

- соблюдение доктрины «информированного согласия» (5,4%);

- соблюдение норм педагогической этики (5%);

- соблюдение прав ребенка (2,4%);

- соблюдение толерантности (2,2%);

- оказание педагогической поддержки

(1,3%);

- проведение педагогической диагностики (1,1%);

- забота о здоровье детей (1%).

Вот несколько примеров из ответов студентов: «Идеальный педагог - это максимальный процент хорошо успевающих школьников».

«Идеальный педагог - это классный профессионал в сфере педагогической деятельности».

«Мне кажется, что это специалист, не делающий поспешных выводов и умеющий быстро принимать правильные решения в нестандартных ситуациях».

«Это специалист, соблюдающий все правила педагогической этики, хорошо подготовленный и с наибольшим эффектом и пользой выполняющий свои обязанности».

Когнитивно-познавательная сфера традиционно понимается как получение, хранение, узнавание, воспроизведение и преобразование информации. К ней следует относить когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности. В представлениях студентов эта сфера наполнена характеристиками, относящимися к

профессиональным знаниям педагога. Идеальный педагог должен:

- быть носителем прочной базы теоретических знаний (40,3%);

- обладать эрудицией (22,9%);

- отличаться психологической компетентностью (12,9%);

- быть опытным (7,6%);

- ориентироваться на все новое (7,5%);

- обладать гибким мышлением (2,5%);

- быть компетентным (2,4%);

- быть готовым сообщать детям интересующую их информацию (1,7%);

- обладать умением пользоваться информацией (1,6%);

- вносить вклад в развитие педагогической науки (0,6%);

Наибольший удельный вес в этой сфере студенты отвели следующим характеристикам: владению прочной базой теоретических знаний (40,3%), эрудированности (22,9%) и психологической компетентности (12,9%), что можно проиллюстрировать следующими высказываниями:

«Идеальный педагог должен в совершенстве знать свою специальность и интересоваться новыми открытиями, методами, средствами».

«По моему мнению, идеальный педагог должен обладать компетентностью во всех вопросах, должен иметь знания по психологии, и не просто иметь эти знания, но и уметь применять их на практике».

«Мне кажется, идеальный педагог должен обладать обширным запасом знаний, должен быть всесторонне развит и должен быть хорошим психологом».

В содержание понятия «идеальный педагог» студенты включают также профессиональное самосовершенствование, любовь к своей профессии, полную отдачу профессии, увлеченность своим делом, ценность и уважение к собственной жизни и здоровью, к жизни и здоровью детей. Эти характеристики можно отнести к потребностно-мотивационной сфере, которая включает различные потребности (испытываемые человеком в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связан-

ные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности.

Несомненный интерес представляют качества «идеального педагога», касающиеся эмоционально-волевой сферы личности, включающей в себя эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности.

По мнению студентов, такой педагог должен обладать уравновешенностью, умением контролировать свои эмоции, жизнерадостностью и оптимизмом, спокойствием, дисциплинированностью, энергичностью и активностью, силой воли. Данные опроса распределились следующим образом:

- уверенность в себе (32%);

- позитивная Я-концепция (24,4%);

- автономность и принятие автономии другого (21,9%);

- интегральный локус контроля (4,8%);

- способность к рефлексии (4,8%);

- обладание яркой индивидуальностью (4,8%);

- самоуважение (2,5%);

- самодостаточность (2,4%);

- высокая самооценка (2,4%).

Что касается высказываний студентов, то они следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Идеальный педагог должен обладать чувством самоуважения, поскольку уважая себя, он будет всегда стремиться быть на высоте».

«Педагог должен быть самостоятельным в принятии решений и уважать самостоятельность других людей, понимать, ка-

кое впечатление он оказывает на других и обладать высокой самооценкой. Только такой педагог может называться идеальным».

Хотелось бы отметить, что определенную роль в понимании идеальности педагога студенты отвели имиджу специалиста. По мнению некоторых из них, идеальный педагог должен быть аккуратным, обладать привлекательной внешностью и приятными манерами, вести здоровый образ жизни, иметь хороший заработок.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно отметить, что в своих представлениях студенты прежде всего выделяют межличностно-социальную сферу личности идеального педагога. Это обусловлено, на наш взгляд, глубоким осознанием будущими специалистами того, что профессиональная деятельность педагога - это деятельность в сфере общения и одной из сторон успешности данной деятельности является достаточный уровень развития меж-личностно-социальных качеств, направленных на умение установить сотрудничество с детьми и коллегами.

Для будущих специалистов также важно обладание достаточным уровнем знаний и умений, позволяющих переживать собственную ценность как специалиста, чувствовать сопричастность к происходящему.

Наличие морально-нравственных, по-требностно-мотивационных и эмоционально-волевых качеств позволяет педагогу достичь самоактуализации, быть успешным в своей профессиональной деятельности, внести определенный вклад в развитие педагогической науки или практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. - М.; Белгород: Везелица, 1992.

2. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М.; Белгород: Везелица, 1993.

3. Тихомандрицкая О. А., Дубровская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 80-90.

Об авторах

Горовая Валерия Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, профессор

ы

ШГоровая В. И., Данилова И. А.

Образ идеального педагога в представлениях студентов

кафедры общей биологии. Сфера научных интересов - теория и методика профессионального образования.

gorovaya.valerya@yandex.ru

Данилова Ирина Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный универси-

тет», аспирант кафедры общей биологии. Сфера научных интересов - повышение квалификации педагогических работников. Danilova 85@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.