СУ ССИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИСТИЗМА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
С. М. Алиева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье сделана попытка освоить некоторые психологические компоненты, которые оказывают непосредственное влияние на развитие артистизма педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова: педагог-психолог, психофизический компонент, стиль речи, внимание, аффективная память, самопрезентация, коммуникативная компетенция, воля, проксемика, пантомимика. In this article we attempt to master some of the psychological components that have a direct impact on the artistry of educational psychologists in training at the university.
Key words: educational psychologist, psycho-physical component, style of speech, attention, affective memory, self-presentation, communicative competence, will, proksimika, pantomime.
На сегодняшний день во всех сферах общественной жизни ощущается потребность в квалифицированных кадрах. Подготовка таких специалистов является социальным заказом для системы образования, работники которой обязаны выпускать конкурентоспособного специалиста.
Педагогический артистизм как важный компонент преподавательской деятельности педагога вуза, в частности, предполагает свободное владение речевыми средствами. Другими словами, педагог должен уметь содержательно, убедительно и красиво говорить, «доходчиво» выражать свои мысли, переживания и чувства, преодолевать свою скованность и неуверенность (если они есть), демонстрировать готовность открыть свой внутренний мир обучающемуся, способность держаться свободно и естественно и многое другое (см. 4, с. 122—191).
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль
Артистизм — это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы занятия, но также способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, причем жить искренне (см. 4, с. 14).
Развитие артистизма у студентов — будущих педагогов-психологов, исходя из специфики их профессиональной деятельности, требует учёта таких важных компонентов учебного процесса, как органическое единство педагогических и психологических знаний, а также психофизиологической составляющей.
Основой психофизиологической составляющей артистизма являются такие психологические понятия, как воображение, внимание, аффективная память, волевые проявления, а также физиологические -август 2012 177-181 177
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
особенности — голос, дикция, мимика, пластика, внешний вид и др.
Учёт учебно-содержательных, психологических, психофизиологических факторов необходим в организации обучения студентов-психологов в вузе, а также важен педагогу в организации учебно-коммуникативной деятельности, управлении этими процессами.
Важным фактором, способствующим эффективной организации и методики обучения студентов, является наличие педагогического артистизма. Если со стороны психологических и психофизиологических особенностей педагогический артистизм связан с мобилизацией внутренних (отчасти природных) возможностей и особенностей, то педагогический аспект — это внешняя, в большей степени эмпирико-педагогическая компонента, усиливающая с помощью «артиста-педагога» профессионально-содержательную, творческую стороны процесса обучения студента-психолога в вузе.
Одним из элементов артистизма, педагогического в частности, нам представляется воображение, которое, будучи одним из важных компонентов в проявлении артистизма, является особой формой мышления. В психологии, например, воображение понимается как процесс преобразования действительности, протекающий в образах (см.: 3, с. 94, 394, 517).
В учебно-педагогическом процессе и художественно-коммуникативном пространстве воображение выполняет особую функцию — помогает педагогу представить (вообразить) модель будущего процесса обучения, что является особого рода самостимуляцией и приводит, например, то или иное конкретное занятие, в наиболее целесообразную рациональную и эмоционально-эстетическую форму, ощутимо помогает в реальной коммуникативной деятельности осуществить поиск необходимых средств воздействия на студентов.
Наряду с воображением в формировании и развитии артистизма важную роль играет внимание, которое в психологическом аспекте определяется как психологи-
ческое состояние человека, выражающееся в сосредоточенности на определенном учебном предмете — его разделе (материале), который впоследствии становится осознаваемым и усваиваемым. В педагогическом аспекте развитию внимания способствуют условия, создающие благоприятное развитие этого феномена.
Внимание оказывает влияние на ряд других факторов, например, память, аффективную в том числе. Аффективная память будущего педагога-психолога — это особый механизм, позволяющий сохранять получаемые знания, чувственно-эмоциональные состояния и т.п., необходимые для решения той или иной психолого-педагогической и учебной задачи.
Большое значение для получения эффекта обучения имеет стиль речи педагога-психолога, и при этом нельзя отрицать влияние особенностей речи преподавателя на эффективность обучения. Такие недостатки речи преподавателя, как слишком высокая скорость изложения (спешка), гнусавость, шепелявость, небрежность в произношении, способствуют формированию пренебрежительной, а иногда и негативной установки студентов (см. 5, с. 289).
К числу артистических способностей, имеющих немаловажное значение для успеха, Л.А. Баренбойм относит творческое самочувствие, творческую индивидуальность, самобытность, которые проявляются в процессе общения с учениками (см. 1, с. 204).
Чувство юмора — сложное психофизическое образование, тесно связанное со сферой эмоций. Чувство юмора — это субъективная способность личности воспринимать и отражать мир, видеть в необычных вещах положительную эмоциональную сторону. Как отмечает В.С. Безрукова, среди коммуникативных средств взаимодействия педагогов и учащихся смех занимает важное место из двадцати используемых средств (см. 2, с. 318).
Умение шутить в напряженной эмоциональной обстановке можно считать убедительным проявлением педагогического
артистизма, так как юмор, в педагогических формах его употребления, когда он используется с большим тактом и осторожностью, направлен на развитие личности учащегося.
Рассмотрев психофизические составляющие артистизма, мы выделили следующие аспекты артистизма педагогов-психологов.
1. Способность к личностному самовыражению, экспрессивные способности, позволяющие педагогу использовать наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения; заразительность, личное обаяние, открытость, раскованность в выражении своих чувств, свобода и естественность поведения в обществе.
В работе педагога-психолога непосредственное влияние на воспитанника может проявляться в виде заражения, когда педагог завладевает вниманием учащихся, вызывает интерес. Известно, что К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние, или силу притяжения (8, с. 234).
Обаяние — неотъемлемый компонент педагогического артистизма, так как в педагогической деятельности важно, чтобы обаяние вызывало положительный эффект, эстетическое чувство единения, которое позволит наиболее полно совмещать объект и субъект воспитания. В обаянии проявляются высокая духовность человека, его самобытность, внутренняя красота, участие в жизни окружающих. Внутренние достоинства способны облагородить внешние качества человека и придать притягательность даже внешне не очень яркому (внешне не очень красивому) человеку. Основой педагогического обаяния является способность педагога-психолога своими эмоциями создавать творческую атмосферу, оставаясь при этом искренним.
В ряде факторов, обуславливающих эмоциональную привлекательность, можно выделить такие, как творческое своеобразие, высокая общая и нравственно-эстетическая культура, положительная эмоциональная тональность общения, доминирующее чувство переживания удовлетворения им.
2. Умение быть гибким: перестраиваться в зависимости от ситуации, оперативность, быстрота реакций; легкость приспособления к новым условиям преподавания, педагогический экспромт, умение удачно импровизировать; отсутствие штампов в общении.
Педагогу-психологу необходимо учитывать все обстоятельства деятельности, изобретать новые педагогические средства или искать новые сочетания уже имеющихся педагогических средств. Его творческая деятельность при этом характеризуется быстротой, оперативностью ориентирования в непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, в импровизации на основе уже имеющегося материала в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.
«Творчество ни в коем случае не означает, что педагогический процесс — что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающее предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план», — подчеркивал В.А. Сухомлинский (см. 9, с. 234).
То же самое, по нашему мнению, происходит и на занятиях со студентами, когда именно от преподавателя зависит то, с каким «багажом» знаний выйдут в свет специалисты, и порой артистизм педагога раскрывает для студента что-то новое в изучаемом материале.
3. Способность к продуктивной и продолжительной деятельности в условиях эмоционального стресса, развитая воля; саморегуляция, мобилизация творческого самочувствия, противостояние стрессу, умение создавать нужную психологическую атмосферу на занятии. Психофизический компонент артистизма включает волевые проявления как один из важных элементов проявления педагогического мастерства. Воля здесь выступает как процесс целенаправленного саморегулирования, как готовность преодолевать возникающие затруднения.
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
4. Способность к перевоплощению, эмпатии, рефлексии, эмоциональной идентификации. Это общительность, умение заинтересовать своим предметом; проживание педагогом действий ученика, высокая чувствительность к внешним факторам и условиям деятельности.
Высокая коммуникативная компетентность — черта, проявляющаяся в способности поддерживать контакты с людьми, умение не только действовать, но и воспринимать действия учеников, чутко и отзывчиво относиться ко всему, что исходит от людей, искать положительные черты во всех неожиданностях, неизбежно возникающих при наличии настоящего общения. Это может проявляться в быстрой реакции на изменение интонации в разговоре собеседника. Так, «артистичный педагог-психолог» моментально чувствует изменения всякого рода и реагирует также быстро.
«Артистичный педагог» выбирает такие формы взаимодействия, которые помогают удовлетворению потребности учащихся в сопереживании, собеседовании, сострадании, сочувствии, сопричастности. Педагог-психолог должен чувствовать внутреннее состояние ученика, ощущать его переживания, постоянно воссоздавать те процессы, которые проходят в личности другого человека во время общения с ним. В психологии это определяется термином «эмпатия». В работе педагога-психолога также важна способность восприятия и оценки его учениками, осознание своих психических состояний, так называемая «рефлексия» (см. 3, с. 94, 394, 517).
5. Пластичность, мышечная свобода, внешняя выразительность, умения в области невербальной коммуникации, внешняя привлекательность, совершенные мимические и пантомимические навыки, высокий уровень передачи информации жестами, мимикой.
Для педагога-психолога важна свобода действий во время проведения занятий. В этом плане «артистичные педагоги» обла-
дают своим собственным набором движений, жестов, поэтому они способны согласовывать свое внутреннее состояние, речь и позу с выражением лица.
Процесс формирования и развития артистизма педагогов-психологов является средством, условием снижения разрыва между его эмоциональным состоянием и действиями, оказывающими позитивное влияние на студентов. Это очень важный компонент в работе психолога, так как его работа проходит в «проживании» нескольких ролей, когда ему необходимо прочувствовать проблему вместе со студентом на его уровне, и при этом остаться самим собой.
Пантомимика, наряду с мимикой, жестом и интонацией речи, помогает рисовать единый образ, неразрывно связывает движение мыслей и чувств, интенсивность которых зависит от темперамента педагога и определяет особенности его индивидуального стиля, уровня наличия артистизма.
«Поза учителя на уроке необходимо создаст для учеников либо комфорт, либо дискомфорт, тем самым способствуя или препятствуя их "открытию" на общение» (см.: 6, с. 1).
Немаловажным является знания правил проксемики, то есть умения правильно располагать общающихся в пространстве, правильно структурировать пространство в педагогическом процессе. «Артистичный педагог» пытается сократить не только пространственную границу, но и непосредственно оказывать необходимое внимание каждому обучающемуся, способствовать совместной положительной динамике в работе и общении с ними, при этом уважая их территориальную автономию.
«Артистическая компонента» в процессе обучения педагогов-психологов в вузе, учёт психолого-педагогических особенностей её формирования — необходимые сегодня составляющие подготовки педагогов-психологов.
Примечания
1. Баренбойм, Л. А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста / Л.А. Баренбойм. — М.: Советский композитор, 1990. — 204 с.
2. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе / В.С. Безрукова. — М.: Сентябрь, 2006.
3. Большая психологическая энциклопедия — М.: Эксмо, 2007.
4. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: [учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / О.С. Булатова. — М.: Академия, 2001.
5. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии : учебное пособие / В.Н. Карандашев.
— СПб.: Питер, 2005.
6. Питюков, В. Пообщаемся / В. Питюков, С. Тищенко // Педагогический вестник. — 1995. — № 4.
7. Роджерс, К. Формирование мотивации учения / К. Роджерс. — М.: Просвещение, 1990.
— С. 122—191.
8. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский // Собр. соч. : в 8 т. — Т. 3.
9. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В.А. Сухомлинский.
— М.: Педагогика. — Т. 3.
НДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ ГИТАРЫ
Д. А. Бережной
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрывается сущность индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре;
освещаются педагогические условия её применения в учебном процессе.
Ключевые слова: гитара, индивидуально-групповая форма, обучение, групповые занятия.
The article discusses an individual and group instruction methodology of teaching children how to play
guitar, with a focus on the pedagogical conditions for its application in the learning process.
Key words: guitar, individual group instruction, teaching, group lessons.
Изучая педагогическую литературу и современные учебные планы преподавания классической гитары, можно сделать вывод, что традиционной формой обучения в классе гитары является индивидуальная форма. Однако и у групповых занятий по специальности есть преимущества, которых нет у индивидуальной формы занятий.
Ведущие преподаватели музыкальной сферы использовали преимущества индивидуально-групповой формы обучения. Групповые занятия проводились в классах Л.С. Ауэра, П.С. Столяровского,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-
Г.Г. Нейгауза. Среди зарубежных преподавателей гитары, использующих групповые формы обучения, можно назвать О. Гилью, Р. Эверса, З. Дукича.
В последнее время появляются диссертации, посвященные проблеме индивидуально-группового обучения в разных сферах обучения музыке, среди них следует назвать исследования П.В. Гайдай (фортепиано), А.В. Артемовой и Е.А.Серебряковой (вокал), С.Р. Сакаевой (сольфеджио) и др.
В данном контексте представляет интерес диссертационное исследование вгуст 2012 181-184 181