Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская и познавательная деятельность обучающихся как один из ориентиров развития личности'

Учебно-исследовательская и познавательная деятельность обучающихся как один из ориентиров развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЬЮТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ACADEMIC STUDY / PERSONAL DEVELOPMENT / TUTORING TECHNOLOGY / MULTIPLE INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Венера Рюзальевна

Рассматриваются один из наиболее эффективных способов сопровождения учебно-исследовательской работы обучающихся тьюторские технологии, активно используемые в современной системе общего и высшего профессионального образования, а также основные этапы сопровождения учебно-исследовательской деятельности и методы тьюторской поддержки (знаковый, ролевой, коммуникативный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered one of the most effective ways to support teaching and research work of students tutor of the technologies actively used in the modern system of General and higher professional education, as well as the main stages of the maintenance of teaching and research activities and methods of tutor support (symbolic, communicative role).

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская и познавательная деятельность обучающихся как один из ориентиров развития личности»

УДК 37.025

Шаяхметова Венера Рюзальевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории России, зам. директора муниципального автономного образовательного учреждения

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», г. Пермь, Россия 614000, г. Пермь, ул. Букирева, 16 МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь 614022, г. Пермь, ул. Танкистов, 56, e-mail: perm_venera@mail.ru

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ОРИЕНТИРОВ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Venera R. Shaiakhmetova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Modern Historyof Russia,

deputy director of Lyceum

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education

'Perm State National Research University' 614990, Russia, Perm, 16, Bukireva Lyceum № 4, Perm 614022, Russia, Perm, 56, Tankistov, e-mail: perm_venera@mail.ru

EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AS ONE OF THE BENCHMARKS OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация: рассматриваются один из наиболее эффективных способов сопровождения учебно-исследовательской работы обучающихся - тьюторские технологии, активно используемые в современной системе общего и высшего профессионального образования, а также основные этапы сопровождения учебно-исследовательской деятельности и методы тьюторской поддержки (знаковый, ролевой, коммуникативный).

© Шаяхметова В.Р., 2016

Ключевые слова: учебное исследование, личностное развитие, тьюторская технология, множественный интеллект.

Annotation: considered one of the most effective ways to support teaching and research work of students - tutor of the technologies actively used in the modern system of General and higher professional education, as well as the main stages of the maintenance of teaching and research activities and methods of tutor support (symbolic, communicative role).

Keywords: academic study, personal development, tutoring technology, multiple intelligence.

Современные условия формирования постиндустриального общества востребуют единое образовательное пространство как среду интенсивного личностного развития ребенка. В этой среде должна быть сбалансирована внутренняя мотивация личностной (социальной и интеллектуальной) активности подростка и внешняя мотивация, где среда образовательного учреждения со всеми ее достоинствами и недостатками органически дополняется процессами выстраивания учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из эффективных способов сопровождения учебно-исследовательской работы обучающихся (далее - УИР) автор считает тьюторские технологии, наиболее активно используемые в современной системе общего и высшего профессионального образования [См., например: 2-8].

Общеизвестно, что достижение требуемого современным социумом уровня интеллектуальной и инновационной активности обучающихся возможно только при условии конструирования траектории личной познавательной (в том числе учебно-исследовательской) деятельности учащегося на основе его личной заинтересованности. Знания, добытые в процессе самостоятельного мыслительного поиска, становятся личным достижением человека. Путь подростка, желающего «углубиться» в исследовательскую деятельность, без наставника практически неосуществим. Наставник может обладать особым механизмом, системой условий поддержки и актуализации актов саморазвития подростка, под которыми мы сегодня понимаем тьюторское сопровождение. Этот

«механизм» как полноценная система сотрудничества тьютора - тьюторанта в построении не только индивидуальных образовательных линий развития, но и УИР функционирует в соответствии с мотивами и намерениями подростка.

В условиях образовательного пространства МАОУ «Лицей № 4» г. Перми учебно-исследовательская работа строится в рамках исследовательского сообщества. Внутри сообщества осуществляется взаимодействие нескольких активных участников исследовательского процесса: подростка, наставника-тьютора, сопровождающего процесс выявления и развития скрытых творческих возможностей ребенка, представителя вузовской науки, заинтересованного в выстраивании коммуникации с будущим студентом. Также можно говорить об определенной роли родителей, которые ориентированы на получение ребенком не просто суммы знаний, а гибкого современного образования, реагирующего на постоянные изменения нашего общества.

И темы, и формы УИР предполагают «манковость», привлекательность для подростка. За предыдущие годы мы нашли собственные подходы к построению тьюторской программы, разработали формат дневника тьюторан-та с лекалами встреч.

Все взрослые, участвующие в процессе сопровождения УИР, следуют главной цели - пробуждению интереса подростка к процедуре исследования. Роль тьютора в УИР мы понимаем как скрытую позицию, т. к. тьютор непосредственно не руководит УИР, а только помогает подростку понять значимость как самого процесса погружения в исследование, так и результатов изыскательной деятельности. Роль тьютора сводится к расширению существующего образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого пространства в открытое, с выбором самостоятельного пути из множества различных вариантов.

Для формирования мотивационных условий УИР и диагностики индивидуального познавательного интереса мы используем разные методы (в том числе методы тьюторского сопровождения). Необходимо выделить

76

знаковый метод - анализ личной образовательной истории через анализ текстов подростка: специально написанного сочинения, рассказа и т. п. В условиях использования ролевого метода - создания игровой ситуации погружения в исторический (литературный) образ и описания позиции этого героя - тьютор может проанализировать проекции взглядов тьюторанта на позицию героя. При использовании коммуникативного метода предполагается организация группового обсуждения позиции тьюторанта. Также эффективны при подготовке обучающихся к УИР активно-продуктивное чтение источников для активизации мыслительной деятельности (отсроченная отгадка; оценка текста; «задай вопрос» на воспроизведение фактов, репродукцию процесса, выяснение причинно-следственных связей, анализ и синтез новых знаний; пометки на полях -инвентаризация текста) и техника сжатия полученной информации (ключевые слова и идеи, резюме).

Для совершенствования созданной в лицее системы выявления и поддержки одаренных детей педагоги активно используют основные положения теории о множественном интеллекте Говарда Гарднера. По мнению Гарднера, дети с множественным интеллектом имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний и умственного труда [См.: 1].

Руководствуясь положениями теории Гарднера, мы выделили несколько групп лицеистов: 1) дети с высокими общими интеллектуальными способностями; 2) дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями; 3) дети с высокими творческими (художественными) способностями; 4) дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями; 5) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. В соответствии с выделенными группами педагоги

77

осуществляют отбор тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

В лицее для полноценной организации УИР создана предметно-развивающая среда. Кабинеты и лицейские рекреации несут предметно-развивающую нагрузку (информационные стенды, макеты, коллекции цифровых образовательных ресурсов, книг, справочников). Постоянно организуется участие лицеистов в олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках и интеллектуальных соревнованиях разного уровня; у обучающихся есть возможность выбора факультативных занятий; в урочной и внеурочной деятельности присутствуют познавательные, вариативные задания. Отдельные педагоги ведут наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти и логического мышления обучающихся.

Педагоги-тьюторы, задействованные в организации УИР лицеистов, отмечают запросы подростков. Многие обучающиеся заинтересованы в проектах в области технопредпринимательства, естествознания и нанотехнологий; в социальных проектах (волонтерство); в создании эскизов, моделей устройств, механизмов, действующих на основе изученных законов физики, химии, биологии; в самостоятельном воспроизведением известных наблюдений, экспериментов в области естествознания с последующим обсуждением полученных результатов и их теоретическим объяснением. Исходя из зафиксированных запросов обучающихся, педагоги активно осваивают современные образовательные технологии (в том числе edutainment и геймификацию); разрабатывают каникулярные образовательные программы дополнительного образования (в том числе зимнюю школу метапредметного погружения); знакомятся с технологиями проведения вебинаров и метапредметных занятий.

Одним из результатов организованной УИР выступает формирование надпредметных умений подростка (совершенствование способностей к обучению и повышению результативности деятельности; способность определить краткосрочные намерения, спланировать деятельность по их реализации; способность анализировать личный прогресс). Также

78

у учащихся фиксируются softskills («мягкие навыки»), т. е. развитый уровень эмоционального интеллекта, проявляющийся в умении общаться с разными (по возрасту, статусу и т. д.) людьми, в стратегическом мышлении и разрешении конфликтных ситуаций как личностного, так и межличностного характера.

Тьюторское сопровождение УИР является полноценной системой построения учащимися индивидуальной образовательной программы в целом. В лицее создана межвозрастная группа подростков, активно взаимодействующих друг с другом не только в процессе УИР, но и в других проявлениях совместной творческой деятельности. Следующим этапом тьюторского сопровождения УИР должно стать введение дневников тьюторантов и планкарт.

Для организации УИР обучающихся нового формата (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования) требуется компетентное педагогическое сообщество. Инженерная графика, образовательная робототехника (высокоуровневые языки программирования, схемотехника, макетирование), образовательная мехатроника, основы электротехники и электроники (метапредметные проекты), цифровое творчество (от визуального программирования к метапредметным проектам), многомерная визуализация, моделирование, мультипликация и прототипирование, рукомесло (традиционное производство) - вот только небольшой список тех направлений образовательной деятельности, которые востребует сегодняшняя школа. Без педагога, способного к экспериментальной научной и творческой деятельности, интеллектуала, готового стать проводником передовых педагогических технологий, подобные фактически революционные изменения в школе не произойдут.

Список литературы

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. - М.: Вильямс, 2007. - 512 с.

2. Елизарова Е.Н. Тьюторство в современной школе. - URL: http://www.likt590.ru/experiment/vkc-2011-12.pdf (дата обращения: 01.09.2016).

3. Журба А. Тьютор - кто это? Обязанности и задачи тьюторов. - URL: http://fb.ru/article/141988/ (дата обращения: 01.09.2016).

4. Колосова Е.Б. Тьютор как новая профессия в образовании. - URL: http://pandia.ru/text/78/427/10375.php (дата обращения: 01.09.2016).

5. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. - М.: Оперант, 2015. - 176 с.

6. Межрегиональная тьюторская ассоциация. - URL: http://www.thetutor.ru/ (дата обращения: 01.09.2016).

7. Хидирова Н.Т.Тьюторство в образовательном процессе. - URL: http://gigabaza.ru/doc/37326.html (дата обращения: 01.09.2016).

8. Шаяхметова В.Р. Из опыта тьюторского сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся // Пермский педагогический журнал. - 2012. - № 3. -С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.