Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING TECHNOLOGIES / ACTIVE TRAINING METHODS / SIMULATION FORMS OF TRAINING / SET OF TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Симонова Наталья Михайловна

В отечественном образовании инициированы комплексные изменения, нацеленные на то, чтобы оно отвечало как императивам современной экономики, так и требованиям социума. При этом основным вектором в данной области выступает согласование сущности и компонентного состава профессионального обучения студентов с запросами рынка труда и с актуальной потребностью образования - повышением доступности образовательных услуг высокого уровня. Общественный опыт демонстрирует, что объективная реальность вносит существенные коррективы в процессы обучения и воспитания - следовательно, преподаватели обязаны своевременно воспринимать и отражать в своей профессиональной деятельности все новые требования, предъявляемые социумом к отдельной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN TEACHING TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Complex changes have been initiated in domestic education, aimed at ensuring that it meets both the imperatives of modern economy and the requirements of society. At the same time, the main vector in this area is the coordination of the essence and component composition of vocational training of students with the demands of the labor market and with the current need for education - increasing the availability of high-level educational services. Public experience demonstrates that objective reality makes significant adjustments to the processes of education and education - therefore, teachers are obliged to perceive and reflect in their professional activities in a timely manner all new requirements imposed by the society on an individual person.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

Выводы. Таким образом, контент развивающих сайтов будет являться эффективным средством развития фонетической стороны речи детей среднего дошкольного возраста, поскольку:

— позволяет на наглядном материале (с опорой на наглядно-образное мышление) ознакомить ребенка со звуковой системой языка, соотнести аудиальное восприятие звука и его графическое отображение — букву;

— дает возможность ребенку овладеть артикуляцией всех звуков языка посредством выполнения заданий на произнесение звука в изолированном положении, звука в слоге, звука в начале, конце, середине слова;

— позволяет ребенку автоматизировать звук в речи посредством произнесения слов с отрабатываемым звуком, фраз, включающих слова, в звуковом составе которых есть этот звук.

Литература:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.

2. Каймин, В.А. Информатика: Учебник [Текст] / В.А. Каймин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 272 с.

3. Караванский, А.Н. Требования к построению эффективного обучающего сайта [Текст] / А.Н. Караванский // XX Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона материалы международной научной конференции. — 2017.

— С. 192-194.

4. Кодухов, В.И. Введение в языкознание [Текст] / В.И. Кодухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 288 с.

5. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Максаков. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.

6. Михеева, Е.В., Титова, О.И. Информатика: учебник для сред.проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева, О.И. Титова. — М.: Академия, 2007. — 352 с.

7. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст] / Т.В. Туманова; Под ред. Т.Б. Филичевой. — М.: Гном и Д, 2001. — 48 с.

8. Матюшенко В.В. Проблема отбора языкового материала при обучении письменной деловой коммуникации в неязыковом вузе с учетом профессиональной ориентации студентов. [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.nop-dipo.ru/node/262 (дата обращения 12.10.2019).

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); аспирант Симонова Наталья Михайловна Институт социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация. В отечественном образовании инициированы комплексные изменения, нацеленные на то, чтобы оно отвечало как императивам современной экономики, так и требованиям социума. При этом основным вектором в данной области выступает согласование сущности и компонентного состава профессионального обучения студентов с запросами рынка труда и с актуальной потребностью образования - повышением доступности образовательных услуг высокого уровня. Общественный опыт демонстрирует, что объективная реальность вносит существенные коррективы в процессы обучения и воспитания -следовательно, преподаватели обязаны своевременно воспринимать и отражать в своей профессиональной деятельности все новые требования, предъявляемые социумом к отдельной личности.

Ключевые слова: технологии обучения, активные методы обучения, имитационные формы обучения, совокупность методов обучения.

Annotation. Complex changes have been initiated in domestic education, aimed at ensuring that it meets both the imperatives of modern economy and the requirements of society. At the same time, the main vector in this area is the coordination of the essence and component composition of vocational training of students with the demands of the labor market and with the current need for education - increasing the availability of high-level educational services. Public experience demonstrates that objective reality makes significant adjustments to the processes of education and education - therefore, teachers are obliged to perceive and reflect in their professional activities in a timely manner all new requirements imposed by the society on an individual person.

Keywords: training technologies, active training methods, simulation forms of training, set of training methods.

Введение. В контексте профессионального образования осуществляется интенсивный поиск адекватных форм и способов, позволяющих повысить эффективность образования. В связи с этим увеличивается практическая ценность имитационных методов и приемов, ориентированных на раскрытие творческого потенциала будущего специалиста, на выстраивание его индивидуальных и профессиональных свойств, способности успешно функционировать в новой экономической действительности или, по крайней мере, не быть ею отвергнутым. Учебные методы как механизмы совместной деятельности педагога и учащихся нацелены на приобретение последними определенных навыков и умений, а также на воспитание и развитие. Преподаватель должен грамотно применять учебные методы, способные обеспечить качественную реализацию главной задачи - подготовки компетентных кадров. А вариативность данных способов призвана пробудить в студентах внутреннюю мотивацию, живой интерес к учебной активности как таковой.

Качества квалифицированного специалиста и те критерии, которым он должен соответствовать, стали содержательной базой для создания генерализованной концепции специалиста. Наряду с индивидуальными свойствами студента, ее фундаментом являются знания, умения и навыки по направлениям, предусмотренным общей и специальной составляющими Федерального государственного образовательного стандарта. В рамках профессионального образования основное место в учебно-воспитательном процессе должны занимать учебные методы активного характера, ориентированные на интенсификацию познавательной активности будущего специалиста, поддержку его творческой инициативы и раскрытие возможностей, формирование у студентов потребности творить и реализацию значимых задач по организации учебы.

Изложение основного материала статьи. В Энциклопедии профессионального образования качество позиционируется как комплекс признаков, характеристик товаров, услуг, деятельности и т.д., позволяющих гражданам реализовывать свои потребности, следовать своему призванию и выполнять обязанности, обозначенные в договорах, стандартах и прочих документах, а также предъявляемых обществом в неписьменной форме. В практико-ориентированном контексте выделяются следующие виды качества: качество товаров, услуг, материалов, труда, работы, продукции [2]. Романов А.Н. трактует качество как интегральный признак, содержащий комплексное выражение большого количества факторов - от темпов и текущей стадии развития отечественной экономики до способности выстроить процесс создания качества в условиях любой организационной единицы и управлять данным процессом [7].

Такое понятие, как «качество знаний», предполагает соизмерение типов знаний (теорий, концепций, принципов, законов, практической информации, сведений о способах активности, оценочных и иных субъективных данных) с сущностью образования и степенями усвоения. В связи с этим рассматриваемый нами вид знаний обладает рядом ключевых свойств: полнотой (объемом знаний об анализируемых объектах и феноменах), фундированностью (сочетанием осмысленных учащимися связей, существующих между разными типами знаний), системностью (пониманием позиции определенного знания в научной концепции, методике практического использования), оперативностью (способностью применять доступную информацию в разных учебных и учебно-профессиональных обстоятельствах), подвижностью (умением без посторонней помощи определять основные и альтернативные пути использования сведений в специфических, нестандартных ситуациях); конкретностью (навыком элементного дифференцирования знаний и использования генерализованной информации в конкретных учебных и учебно-профессиональных обстоятельствах); обобщенностью (способностью репрезентировать то или иное знание в генерализованном, концептуальном виде); осмысленностью (четким представлением о способах приобретения важных сведений, возможностью продемонстрировать их наличие) и устойчивостью (стабильным удержанием в памяти полезных знаний и механизмов их использования). Все свойства, относящиеся к качеству знаний, являются автономными и невзаимозаменяемыми. Наиболее важную роль в профессиональном обучении играют подвижность, оперативность и осмысленность, поскольку они вносят основополагающий вклад в выстраивание профессионализма компетентных специалистов [1].

В начале XXI века рынок отечественного образования вступил в стадию интенсивного развития, что стимулирует образовательные учреждения искать новый подход к обучению студентов. Особое место занимают содержательные и технологические аспекты. Чтобы соответствовать постоянно корректирующимся и дополняющимся требованиям, школы и вузы вынуждены создавать и апробировать более актуальные методы и приемы, а также формы организации педагогического процесса.

Активная разработка и интеграция в практическую деятельность учебных технологий начались в конце второй трети XX столетия в западных странах (включая США) и нашли отражение, в первую очередь, в трудах американского психолога Б.С. Блума (Benjamin Samuel Bloom). По наблюдениям Ф. Персиваля (Fred Percival) и Г. Эллингтона (Henry Ellington), понятие «образовательная технология» подразумевает любые потенциальные средства обеспечения учащихся информацией: телевидение, радио, проекторы и прочие аудиовизуальные ресурсы [6].

Многие иностранные авторы дифференцируют 4 аспекта научного толкования и использования понятия «педагогическая (образовательная) технология» [3]:

1) образовательные технологии как инструмент, то есть как создание и реализация методических средств, оборудования и устройств для педагогического процесса;

2) образовательные технологии как метод, то есть как коммуникативная деятельность (прием, концепция, модель решения учебных задач), базирующаяся на конкретном сценарии, механизме взаимодействия педагога и учащихся;

3) образовательные технологии как научная область (позиционируются в качестве масштабной сферы знаний, основанных на фактологическом фундаменте гуманитарных и естественных дисциплин;

4) образовательные технологии как комплексный, многогранный процесс.

С точки зрения Дж. Финна (James D. Finn), лишь недостаточно сведущие люди полагают, что технология сводится к оборудованию и учебным материалам. На самом деле это намного более сложный феномен, включающий в себя и метод организации, и ракурс восприятия материалов, личностей, объединений, концепций и моделей разновидности «человек-автомат».

Исследовав более сотни работ, имеющих отношение к рассматриваемому определению, П.Д. Митчелл (P. David Mitchell) приходит к выводу, что образовательная технология представляет собой сферу изучения и прикладного использования (в контексте системы образования), коррелирующую со всеми элементами выстраивания педагогических систем и разделением имеющихся ресурсов для получения нетипичных результатов, достижимых и впоследствии. Эксперты ЮНЕСКО рассматривают образовательные технологии в более широком смысле, в качестве системного подхода к продумыванию, использованию и диагностике эффективности всего процесса освоения получаемой информации через учет одушевленных и неодушевленных ресурсов и их грамотное сочетание с целью получения более продуктивной формы обучения и воспитания. Высказываясь о технологии педагогической деятельности, классик советского образования А.С. Макаренко подчеркивал пропасть, существующую между теоретической подготовленностью учителей и состоянием их практических навыков. «Думали, что дадим ребенку хорошую квалификацию, а на деле давали такую, при помощи которой ребенок мог сделать плохую табуретку» [4].

В наши дни в учебном процессе применяется примерно 2000 игр деловой направленности. Их проектирование с экспериментальными целями начало активно развиваться в середине XX столетия. Самые

ранние образцы появились в США, после чего подобные игры довольно быстро стали популярными и в ряде других стран: Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Советском Союзе. В 60-е годы отечественные разработчики создали две высококачественные деловые игры - «Реформа» и «Астра». Появились исследовательские центры, занимающиеся теоретическими и практическими аспектами подобной деятельности, стали регулярно проводиться мероприятия, посвященные активным способам обучения. В последнее время наступил «золотой век» деловых игр [5].

Метод осмысления определенных ситуаций заключается в том, что учащимся предлагается конкретная профессиональная ситуация с описанием исходных условий и поведения вовлеченных в нее работников. Нужно рассмотреть их действия и вынести им объективную оценку. Задания по осмыслению представленных ситуаций выполняются в персональном формате или группами из 3-5 студентов, после чего участники делятся теми выводами, к которым они пришли, организуют дискуссию.

Выполнение ситуационных задач, связанных с производством, способствует выстраиванию у учащихся умений профессионального характера. Ключевым дидактическим ресурсом выступает ситуационная задача, состоящая из базовых условий (характеристика ситуации и изначальные количественные сведения) и сформулированного для участников вопроса (задания). В подобной задаче должна присутствовать вся информация, необходимая для ее корректного выполнения, или условия, имплицитно содержащие данные сведения (то есть позволяющие их извлечь). Необходимо, чтобы задачи полностью отвечали содержанию специальности и квалификационному уровню проверяемых или несущественно превосходили их по сложности (если имеет место не рубежная или промежуточная аттестация, а подготовка к ней, не играющая важной роли в формальном смысле). Занятие, проводимое при использовании описанного метода, нацелено на приобретение студентами навыков использования усвоенной теории для устранения конкретных трудностей управленческого характера. Следовательно, во время занятия происходит структуризация приобретенных теоретических сведений, а также совершенствование навыков обсуждения различных вопросов и развитие двух противоположных и в то же время взаимосвязанных способностей - руководить и исполнять чужие распоряжения.

При осуществлении упражнений, предполагающих следование шаблону (инструкции), учащийся должен прийти к самостоятельному заключению о характеристиках различных веществ, о существующей между ними взаимосвязи и методах определения данных характеристик. Учащиеся обобщают данные, полученные на базе осуществленных экспериментов и наблюдений, и делают определенные выводы. Совместный опыт обогащается благодаря экспериментированию организованных студенческих групп с достаточно широким диапазоном веществ или методов. Это дополнительно аргументирует выведенные теоретические положения, делает их более надежными.

При работе с личностно-ориентированными заданиями в рамках практики на производстве студенты повышают свой уровень компетентности в одной или двух (реже - трех) профессиях, соответствующих получаемой ими специальности. Данный вид практики представляет собой первую стадию пенетрирующего (сквозного) прикладного обучения, обязательную составляющую подготовки квалифицированных кадров в условиях современной экономики. Подобное обучение не только обеспечивает студента навыками и умениями, необходимыми для его специальности, но и помогает закрепить теоретическую информацию. Производственная практика есть самая контролируемая и регулируемая разновидность практической подготовки, способствующая сохранению определенной модели активности учащихся.

Кейсовый метод (кейс-стади) использует комплекс подробных описаний различных ситуаций, в которые может попасть специалист на своем трудовом пути, и учитывает потенциальные способы решения имеющихся проблем. Учащиеся обнаруживают и характеризуют определенные шаги для устранения возникшей трудности с перечислением сильных и слабых сторон каждой идеи, чтобы в итоге можно было проголосовать за тот вариант, который больше всего подходит человеку (персонажу кейса), оказавшемуся в затруднительной ситуации.

Имитация профессиональной активности посредством тренажеров способствует вырабатыванию навыков - операций, выполняемых автоматически благодаря значительному количеству повторений.

В контексте ролевой игры наиболее значимое место отводится наличию конкретной задачи, объединяющей всех участников. Пытаясь ее выполнить, играющие вживаются в роли, предполагающие разные цели и потребности. Несмотря на заданные различия, студенты должны прийти к компромиссу -решению, устраивающему всех (пусть и не вызывающему общего восторга).

Деловая игра благоприятствует раскрытию креативного потенциала молодых людей, делает их более самостоятельными и инициативными. Данный жанр стал особенно популярным в начале XXI столетия, что было обусловлено сменой экономических парадигм и связанной с ней необходимостью неформального подхода к обучению специалистов. В процессе деловой игры происходит проектирование нежелательного, типичного и идеального поведения «студента» или «работника» в целенаправленно выстроенных ситуациях -педагогических или профессиональных. Такая игра является одновременно инструментом и способом подготовки и приспособления к будущей реальности: производственным обязанностям и почти неотделимому от них социальному взаимодействию.

Выводы. «Учебная Фирма» обладает всеми характеристиками, присущими методу (конкретные форма и структура организации познавательной активности учащихся; особый механизм усвоения информации; регулирование новых сведений и обмен ими между педагогом и студентами; создание условий для интенсификации учебно-познавательной деятельности; мониторинг продуктивности образовательного процесса) и обеспечивает педагога возможностями трех типов:

1) в выстраивании учебно-воспитательного процесса - смоделировать составляющие образовательного процесса в производственных условиях; имитировать предстоящую активность учащегося в рамках профессиональных обязанностей; объединить задачи обучения с императивами коммерческого характера; продемонстрировать студентам на конкретных примерах межличностное взаимодействие в контексте рыночной экономики и т.д.;

2) в формулировании педагогических задач обучения - значительно уменьшить разницу между содержанием образования и запросами, свойственными рынку труда; организовать новый формат взаимоотношений между учащимися и педагогами; выстроить и развить индивидуальные свойства студентов в производственном, управленческом и морально-нравственном аспектах; дополнительно стимулировать учащихся к освоению избранной специальности; обеспечить их опытом командной работы и др.;

3) в реализации педагогических задач - повышать уровень подготовки специалиста, пользующегося спросом на современном рынке труда; совершенствовать его способность приспосабливаться к новым разновидностям и трансформирующемуся контексту профессиональной деятельности; давать студентам импульс к непрерывному улучшению собственных профессиональных навыков; формировать умение оперативно ориентироваться в информационном потоке и т.д.

Литература:

1. Игнатьева, Г.А. Проектирование деятельностного содержания в системе постдипломного образования: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Игнатьева Галина Александровна. - Нижний Новгород, 2006. - 41 с.

2. Колчина В.В. Анализ проблемы формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 1. с. 78-83.

3. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. Курск, 1991.

4. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции М. 2018. С. 32-43.

5. Мухин М.И. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования взрослеющей личности // Воспитание школьников. 2014. № 7. С. 3-12.

6. Мухин М.И. Перевод воспитания в процесс непрерывного самовоспитания // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 3-15.

7. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования // Профильное обучение: вопросы теории и практики: Сборник статей. Москва, 2005. С. 5-21.

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Сергушин Евгений Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Сергушина Ольга Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Статья раскрывает проблемы формирования готовности бакалавров педагогического образования к работе с родителями обучающихся, которое представляет собой специально организуемый процесс личностного и профессионального образования, предполагающий овладение теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками для организации этой деятельности, а также мотивационно-эмоциональное отношение к взаимодействию с родителями обучающихся.

Ключевые слова: готовность бакалавров педагогического образования к работе с родителями обучающихся, педагогические условия формирования готовности.

Annotation. The article reveals the problems of formation of readiness of bachelors of pedagogical education to work with the parents of students, which is a specially organized process of personal and professional education, involving the acquisition of theoretical and methodological knowledge, practical skills and skills for organizing this activity, as well as motivational and emotional attitude to interaction with the parents of students.

Keywords: readiness of bachelors of pedagogical education to work with the parents of students, pedagogical conditions for the formation of readiness.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование готовности бакалавров педагогического образования к работе с родителями обучающихся»

Введение. В образовательном процессе современной школы возникают новые требования к уровню профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов. Об этом свидетельствуют федеральные документы последних лет, подчёркивающие влияние воспитательного потенциала педагогов на качество образовательной деятельности: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Профессиональный стандарт педагога» и другие. В педагогической литературе взаимодействие педагогов и семьи определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в образовательной организации. Здесь существенную роль играет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития [5]. Таким образом, актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды.

Перед педагогическими вузами стоит задача формирования у бакалавров общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые впоследствии позволят им осуществлять профессиональную деятельность по работе с родителями обучающихся. В этом отношении также следует согласиться с И. Я. Зимней, отмечавшей, что качество подготовки студентов педвуза - будущих учителей -определяется сформированностью их профессиональных компетенций, среди которых важное место должна занимать компетенция семейно-педагогического сотрудничества, реализуемая в непосредственной работе с родителями обучающихся [2]. Большое значение, для успешного формирования профессиональной деятельности будущих учителей играет сформированность у них социально-профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.