Chelnokova Elena Alexandrovna, Zhidkov Aleksey Andreevich FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS ..
pedagogical sciences
UDC 378.4:004
DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0403.0005
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2020
AuthorlD: 720155 SPIN-код: 6568-6622 ORCID: 0000-0001-8673-6032 ScopusID: 57188857236
Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Жидков Алексей Андреевич, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматриваются интерактивные технологии обучения студентов в системе профессионального образования. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей интерактивных технологий обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов. На основе анализа соответствующей литературы были определены такие понятия, как: «интеракция»; «интерактивное обучение»; «интерактивные методы обучения». Раскрыты дидактические возможности применения интерактивных технологий обучения в среднем профессиональном образовании и проанализированы различные методы интерактивного обучения. Также рассмотрены особенности организации учебного процесса с использованием интерактивных средств и методов обучения студентов колледжей и техникумов. В результате проведенного анализа авторами было выявлено, что применение интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании в процессе обучения позволяет решить множество задач, таких как: разностороннее развитие личности обучающихся, приобретение ими различных социальных и коммуникативных навыков, развитие лидерства и командных отношений в учебном коллективе, активизация познавательной деятельности. Основу интерактивного метода обучения составляет взаимная связь преподавателя и студентов. Интерактивные методы обучения способствуют также формированию профессиональных компетенций, трудовых умений и навыков у студентов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационное обучение, методы обучения, кейс-метод, проектное обучение, среднее профессиональное образование, познавательная деятельность организация образовательного процесса, современное обучение, модернизация образовательного процесса.
FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN SECONDARY
VOCATIONAL EDUCATION
© 2020
Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of technical sciences, associate professor Zhidkov Aleksey Andreevich, magistrant Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. This article discusses the interactive technology of teaching students in the vocational education system. The purpose of the article is to reveal the possibilities of interactive teaching technologies in the training of highly qualified specialists. Based on the analysis of the relevant literature, concepts such as: "interaction" were defined; "Interactive learning"; "Interactive teaching methods." The didactic possibilities of using interactive teaching technologies in secondary vocational education are disclosed and various methods of interactive learning are analyzed. Also considered are the features of the organization of the educational process using interactive tools and teaching methods for college students and technical schools. As a result of the analysis, the authors found that the use of interactive teaching methods in secondary vocational education in the learning process allows us to solve many problems, such as: the diverse development of the personality of students, their acquisition of various social and communication skills, the development of leadership and team relations in the training team, intensification of cognitive activity. The basis of the interactive teaching method is the mutual communication of the teacher and students. Interactive teaching methods also contribute to the formation of professional competencies, labor skills in secondary vocational students.
Keywords: interactive training, innovative training, teaching methods, case method, project training, secondary vocational education, cognitive activity organization of the educational process, modern training, modernization of the educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
При обучении студентов техникумов и колледжей нужно обратить внимание на формирование в первую очередь профессиональных компетенций, на направление их подготовки, формирование модели трудовой деятельности, состава труда, формирование трудовых умений и навыков, то есть главная особенность состоит в приобретении профессиональных компетенций [1].
Развитие общества и технологий требует постоянных совершенствований и модернизаций во всех сферах жизни общества и в том числе в образовании. Растет потребность в более высоком качестве предоставляемых образовательных услуг, растут требования по воспитанию личности и всестороннего развития обучающихся, что делает задачу образования и воспитания все более приоритетной и востребованной в методике по препо-
даванию различных дисциплин.
Интеракция - это способность индивидов взаимодействовать в ходе коммуникации, влияя при этом своим поведением на других индивидов, мобилизуя внутренние силы каждого из участников [2].
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового опыта [3].
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся позволяет в рамках учебных занятий раскрыть способности и таланты обучающегося и тем самым нейтрализовать его слабые стороны.
Практическое занятие представляет собой наиболее изменяемую и гибкую форму организации образовательного процесса и проведения учебных занятий. В практическом занятии может быть различное содержание, которое сопровождается используемыми педагогическими технологиями и методиками преподавания того
30
Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 3(9)
педагогически науки
Челнокова Елена Александровна, Жидков Алексей Андреевич ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ...
или иного материала или учебной дисциплины. На занятии могут быть реализованы индивидуальная, групповая, коллективная или фронтальная формы проведения учебных занятий.
Применяя различные формы обучения, сбалансировано можно, достичь наибольшей эффективности в усвоении учебного материала студентами. Их сочетание позволяет разнообразить учебный процесс и сделать его более динамичным и интересным, управляя вниманием и деятельностью обучающихся, направляя их от одного задания и формы взаимодействия с коллективом к другому.
Это стимулирует студентов к изучению учебной дисциплины, делая учебный процесс наиболее насыщенным и интересным для обучающихся. У них появляется мотивация к решению поставленных задач наиболее успешнее, тем самым делая образовательный процесс очень эффективным и продуктивным. Нестандартное практическое занятие - является одной из нескольких форм организации образовательного процесса с использованием комплекса интерактивных методов обучения и воспитания обучающихся.
Действенность нестандартных форм обучения уже давно была замечена исследователями в области образования как одна из эффективнейших форм проведения занятий в среднем профессиональном обучении.
Так как данная форма позволяет приблизить образовательный процесс к реальным профессиональным ситуациям. С их помощью студенты имеют возможность отработать необходимые им для выполнения будущих трудовых задач все необходимые профессиональные навыки и умения и активно включаются в образовательный процесс, используя все накопленные теоретические знания [4].
Интерактивные методы обучения - это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и педагога, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [5].
С помощью метода интерактивного обучения обучающиеся погружаются в образовательный процесс и повышают свою работоспособность, тем самым получая больший объем знаний, по сравнению с традиционным подходом к обучению [6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В исследованиях А.Е. Авдюковой, Л.Н. Вавиловой, В.А. Вакуленко, Ю.Е. Водопьяновой, П.Д. Гаджиевой, В.В. Гузеева, Л.К. Гейхман, О.А. Голубковой, Т.Н. Добрыниной, В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаевой, Д.С. Ермаковой, Д.Н. Кавтарадзе, С.Г. Корниенко, Е.В. Коротаевой, М.В. Кларина, Г.Б. Корнетова, Л.Н. Куликовой, Д.И. Латышиной, А.Г. Маджуга, В.В. Ни-колиной, Т.С. Паниной, О.В. Петунина, И.Е. Уколовой, О.Н. Шевлюковой, С.А. Шмакова, Т.Л. Чепель, А.В. Хуторского и др. отражена проблема освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д. Гаджиева, Д.И. Кавтарадзе, М.В. Кларин, Б.Ц. Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л.К. Гейхман, Л.В. За-рецкая, Д.А. Махотин).
Ю.К. Бабанский считает, что все педагогические системы направлены на улучшение и совершенствование учебно-образовательного процесса, достижение повышения качества воспитания и образования обучающихся.
Многие педагоги и исследователи разделяют мнение,
что интерактивное обучение - обучение, происходящее во время участия в языковых актах между студентами и преподавателем [7].
Другие же думают, что интерактивный метод обучения - является усовершенствованной формой прямого метода и имеет схожие черты, однако наделен дополнительными методами обучения.
Против данного мнения выступает Н.В. Баграмова которая ссылается на научные труды К. Юли-Ренко, и во многом согласна с ее позицией относительно данной темы. Она придерживается мнения, что наиболее острое внимание при использовании интерактивного метода обучения при организации образовательного процесса все-таки уделяется именно коммуникативному взаимодействию и учебной ситуации на занятии.
Так как коммуникативное обучение ставит первоочередной задачей достижение коммуникативных функций языка.
С этим утверждением согласен А.А. Леонтьев, который в своих научных трудах подчеркивает, что при интерактивном обучении взаимодействие между субъектами образовательного процесса происходит преимущественно через общение. Так как именно благодаря использованию языковых способностей люди могут взаимодействовать друг с другом, но не наоборот. Интерактивное обучение подразумевает собой групповую деятельность субъектов образования, которая рассматривается педагогами не с точки зрения содержания ил учебного продукта, а со стороны ее общественной, коллективной организации [8].
Б.Д. Парыгин отмечает, что коммуникация или общение между людьми имеет 2 стороны. С одной стороны, это процесс диалогового обмена между субъектами различной имеющейся информацией и демонстрация своего психического состояния. А с другой стороны это поведение, которое они реализуют в процессе коммуникации, тем самым, демонстрируя свое отношение, друг к другу [9].
Основу интерактивного метода обучения составляет взаимная связь педагога с обучающимся.
Одно из преимуществ данного метода состоит в том, что при их использовании можно быстро получить необходимую информацию для корректировки образовательного процесса, что делает его более гибким и адаптивным под разные группы обучающихся.
Н.А. Волгин в своих научных трудах отмечает сходство интерактивных методов обучения с программированным обучением. А именно данная связь прослеживается в том, что интерактивное обучение основывается на обратной связи педагога с обучающимся и проводится в соответствии с полученным положительным педагогическим опытом и рекомендациями по изменению ведения и организации образовательного процесса посредством концентрации на промежуточной оценке полученных результатов обучения.
Обосновывается актуальность исследования
Актуальность исследования особенностей применения интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании обусловлена необходимостью применения интерактивных методов обучения в образовательном процессе, результатом которых должно стать формирование компетенций и подготовка конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования.
Для этого необходимо уделять данной теме повышенное внимание и как можно активнее и детальней изучать все ее аспекты и стороны.
Необходимо определить все преимущества и недостатки данных методов для их оптимизации и наиболее успешном применении в процессе образования, а в частности закрепить и обеспечить гармоничное ее применение на занятиях.
Процесс информатизации образовательного процесса является главным направлением по модернизации и
Chelnokova Elena Alexandrovna, Zhidkov Aleksey Andreevich pedagogical
FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS ... sciences
совершенствованию образования на данный момент. А интерактивные технологии в данном процессе играют большую роль, как наиболее инновационный и продуктивный способ обучения.
Это подтверждается тем, что интерактивные методы обучения позволяют:
- ставить перед обучающимися различные задачи по поиску и отбору разнообразной информации и определению верного ответа на поставленный вопрос;
- свободно выбирать индивидуальную форму и способы деятельности для успешного решения поставленных задач;
- обучающемуся развивать личность и личные качества, необходимые в современном обществе;
- развить коммуникативные и социальные навыки и умения;
- развивать критическое и иные виды мышления, тренируя и совершенствуя их при решении заданных проблем и задач;
- уважать различные позиции и мнения окружающих по различным вопросам;
- развить навыки работы в группе, команде, развитию ответственности и лидерских качеств;
- быть более гибкими и адаптироваться к изменяющимся условиям [10].
Необходимо также отметить, что современный педагог для успешного ведения образовательного процесса должен владеть всем комплексом интерактивных методов обучения и уметь их грамотно применять в педагогической деятельности [11-16].
Актуальность данного вопроса заключается не только в потребностях общества, но и в потребностях самого обучающегося.
Так как он стремится получить как можно качественное образование, обучаться не только на аудиторных занятиях, но и в любое другое удобное время, получить необходимые умения и навыки, развить личностные и профессиональные качества.
Методика обучения обладает большими возможностями и преимуществами при ее грамотном использовании в образовательном процессе для профессионального, социально-культурного и личностного становления обучающихся.
Заказ общества в образовании ставит перед современным образовательным процессом задачи по созданию гуманистического содержания образования, разностороннему развитию личности обучающихся и личностных качеств и социальных навыков, более полно раскрывается научный, культурный и воспитательный потенциал и возможности учебных предметов и дисциплин, индивидуализации образования и построению образовательной среды.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей применения интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль и значение интерактивных методов обучения;
- рассмотреть основные виды интерактивных методов обучения имеющихся на данный момент;
- определить интерактивные методы обучения и их значение при организации учебных занятий в среднем профессиональном образовании.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Метод интерактивного обучения появился в педагогике не так давно, а именно в начале 90-х годов ХХ века. Именно в этот период начали осваиваться и объединяться смежные науки и стали появляться новые научные знания «на стыке двух или более разных наук», а следом 32
появлялись и новые дисциплины.
Говоря о происхождении данного педагогического термина, то он свое начало берет не из педагогики, а из совсем другой области, из социологии.
Термин «интерактивность» означает взаимодействие субъекта или участника деятельности, как с предметами, так и с другими людьми. Тем не менее, развитие и происхождение «интерактивных технологий обучения», «интерактивного образования», «интерактивной образовательной среды» и «интегративных методов обучения» связано с несколькими теориями и предположениями [17].
Концептуальная идея, сущность интерактивного метода обучения содержится в теории интеракционистской ориентации, а именно в различных ролевых теориях, символическом интеракционизме и теории референтной группы [18].
На данный момент с появлением новых стандартов образования, предъявляющих новые требования к подготовке будущих специалистов, для решения этой задачи и удовлетворению требований новых установок необходимо обновление, инновации в системе образования.
Таким образом, было решено использовать новые методы при профессиональной подготовке обучающихся среднего профессионального образования. Для повышения эффективности образовательной деятельности и субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения было решено использовать интерактивные методы обучения.
В рамках данных методов обучающиеся активно включаются в образовательный процесс, у них повышается мотивация к получению новых знаний и умений за счет лучшего усвоения и понимания преподаваемого материала [19].
Особенность данного метода обучения в том, что он может применяться как на практических занятиях по предмету, так и теоретические занятия могут быть организованы посредством использования интерактивных методов.
Например, активизировать деятельность и внимательность обучающихся на учебном занятии могут лекции с запланированными ошибками или мини-лекция, которая поможет студентам составить общую картину об изучаемом материале, прежде чем им будет преподнесен и освоен основной материал.
Также в качестве интерактивного метода обучения на лекционном занятии может быть использована проблемная лекция, в ходе которой преподаватель дает проблемные ситуации, которые студенты анализируют и пробуют составить ответ либо истинный, либо максимально приближенный к нему, и преподаватель направляет обучающихся к правильному ответу посредством консультирования и ответа на вопросы обучающихся.
Таким образом, у них формируются новые знания по преподаваемой дисциплине и конкретной теме.
Также на теоретическом занятии может быть применен метод лекции-дискуссии, которая позволяет с разных сторон взглянуть на новый материал и перенести свой наколенный опыт на образовательную деятельность и решении заданных вопросов. Интерактивные методы обучения предлагают большое количество способов по проведению практических занятий.
Метод мозгового штурма применяется на семинарских занятиях. Когда перед обучающимися стоит задача по поиску путей решения серьезных, усложненных задач, ответ на которые можно найти только командными усилиями.
Обучающиеся разделяются на несколько групп или если группа студентов небольшая, то весь коллектив думают над решением заданной задачи или проблемной ситуации и по очереди высказывают свои идеи после чего обсуждают их и составляют один единый солидарный ответна заданный вопрос [20].
Метод кейсов предполагает использование в ходе Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 3(9)
педагогически науки
Челнокова Елена Александровна, Жидков Алексей Андреевич ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ...
практического занятия учебных кейсов по определенной тематике, данный кейс состоит из нескольких заданий или заранее отобранных проблемных ситуаций. Обучающиеся анализируют и решают предложенные первые задания при помощи педагога, но с каждым заданием педагог все меньше участвует в обсуждениях студентов, и они самостоятельно осуществляют поиск ответа.
Но для правильного и эффективного использования данного метода педагогу следует правильно заранее составить данные кейсы.
Во-первых, следует составлять задания с учетом тематики будущего занятия, во-вторых нужно наличие четкой проблемной ситуации в задании, в-третьих, проблема должна быть решаема и актуальна на данный момент и необходимо составить четкую инструкцию по их решению, которую преподаватель может проговорить и выполнить вместе со студентами в первых заданиях кейса, либо отразить в самом кейсе или другом раздаточном материале.
Имитацию профессиональной деятельности позволяют создать деловые игры.
Данный метод имеет большое значение при подготовке будущих специалистов. Так как в рамках данного метода они могут прочувствовать осваиваемую профессию, приобрести первоначальный опыт и профессиональные навыки. Также это помогает усвоить и закрепить те знания, что были получены ими на лекционных занятиях, путем применения их на практике и моделированием определенной осваиваемой трудовой деятельности.
Есть также метод направленный на формирования социально-психологических качеств и разностороннего личностного развития, которым является тренинг. Тренинг подразумевает под собой использование комплекса социально-коммуникативных игр и различных психологических упражнений, которые в свою очередь объединены по определенным параметром в несколько модулей. Благодаря методу тренингов обучающиеся учатся взаимодействовать с обществом, развивать коммуникативные и социальные навыки, преодолевать различные барьеры, формировать важные личностные качества и необходимые профессиональные компетенции [21].
Метод проектов продолжает набирать популярность, так как данный метод позволяет обучающимся овладеть важным набором компетенций, научит добиваться поставленных целей, действовать по плану, накопить нужный опыт в процессе работы над проектом. Проект состоит из множества мелких задач и одной четкой цели, которую можно достичь, только выполняя определенный порядок действий.
Он обладает многозадачностью, так как в процессе его реализации потребуется решить графические, поисковые, научно-исследовательские и многие другие задачи.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Применение интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании в процессе обучения позволяет решить множество задач, таких как: разностороннее развитие личности обучающихся, приобретение ими различных социальных и коммуникативных навыков, развитие лидерства и командных отношений в учебном коллективе. Также данный метод позволяет достичь более успешного усвоения учебного материала обучающимися, приобрести важные навыки и умения, которые им пригодятся в реализации своей будущей профессии.
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые во-
просы темы занятии.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми.
Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Таким образом, интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и дает возможность каждому индивиду полностью раскрыть себя, свои задатки, развивать творческие способности.
Что способствует наиболее успешному освоению студентами среднего профессионального образования учебных программ и формированию у них профессиональных компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Прилепо, А.Ю. Формирование здорового образа жизни детей в детском дошкольном учреждении дополнительного образования Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Ю. Прилепо. Барнаул; 2004. - 23 с.
2. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.
3. Суханова Н.Т., Балунова С.А. Мультимедиа -технологии в образовании //Мининский университет. Нижний Новгород, 2018
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
5. Балунова С.А., Шиганова М.В. Использование технологии «перевернутый класс»в подготовке студентов-правоведов //В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 118-120
6. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.
7. Бабанский Ю.К. Основные условия оптимального выбора методов обучения /Ю.К.Бабанский //Общедидактические проблемы методов обучения. М., 1977. - С. 49-58.
8. Леонтьев А. А. Избранные психологические произведения: соч.: в 2 т. Т. 1 /А.А.Леонтьев. М, 1983.
9. Парыгин, Б.Д. Проблема самореализации личности Текст. / Б.Д. Парыгин, Е.Б. Лисовская //Социально-психологические проблемы. М.: ПТП, 1982.-235с.
10. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
11. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 35-39.
12. Осадченко И.И., Тищенко В.О. Характеристика методологических подходов дисциплинарного уровня педагогических исследований в контексте использования современных технологий обучения // Jurnalul UmanitarModern. 2019. № 1. С. 27-31.
13. Кришмарел В.Ю. Обучение философии в школе и формирование компетентностей: основы теории и методики в контексте мировой практики // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 80-83.
14. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274
15. Попадич О.О., Прокопенко 1.В., Стечкевич Л.К. 1нтеграцшна трансформащя методiв навчанняу професшнш тдготовщ майбутнiх педагогiв //Revista ¡tiinfificáprogresiva. 2019. № 1. С. 24-27.
16. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.
17. Кларин М.В. Педагогическая технология в педагогическом процессе /М.В.Кларин. М.: Знание, 1989. - 80 с.
18. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников Текст. /Е.В. Коротаева. М.: Сентябрь, 2003. -176 с.
19. Коротаева, Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме Текст. / Е.В. Коротаева // Мир образования образование в мире. -2003. №4. -С. 132-143.
Chelnokova Elena Alexandrovna, Zhidkov Aleksey Andreevich FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS ..
pedagogical sciences
20. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.
21. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
The article was received by the editors 11.06.2020 The article was accepted for publication 27.08.2020
34
Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 3(9)