Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения'

Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / BACHELOR OF PROFESSIONAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравец Ирина Викторовна

В статье раскрываются возможности реализации интерактивных технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравец Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF THE BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING

The article reveals the possibilities of implementing interactive technologies in the preparation of bachelor of vocational training, contributing to the mastering of the discipline "Methods of vocational training"

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения»

(например, предметных) компетенций, а также сами представлять собой средство (образовательную среду) формирования компетенций личностных.

Новизна инноваций может иметь различный уровень: абсолютная новизна, относительная новизна, новизна на уровне мелочей, и даже псевдоновизна.

Трудно отрицать, но педагогика достаточно консервативна, существует определенный разрыв между передовой научной мыслью и педагогической практикой. Однако надо признать, что иногда педагогическая практика идет впереди науки; новый (новаторский, передовой) опыт изучается и внедряется в образовательный процесс. И тогда инновации возникают как результат решения традиционных педагогических задач иным, нетрадиционным способом, в процессе длительного накопления и осмысления фактов, действий, путем проб и ошибок, а потом уже получают научное определение и осмысление. Таким образом, можно еще раз говорить о двух серьезных проблемах в организации повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: проблеме изучения педагогического опыта и использования его в системе повышения квалификации и проблеме внедрения в практику достижений психолого-педагогической науки. Именно на пересечении этих двух проблемных полей и выстраивается инновационный процесс как результат взаимодействия науки и практики.

Однако следует отметить, что результативность внедрения педагогических инноваций можно обеспечить, если это становится важнейшей задачей не только руководства, но и, в первую очередь , становится целью самого учителя. Необходимо создать условия формирования положительной мотивации учителей к непрерывному профессиональному самосовершенствованию в области изучения, осмысления и применения педагогических инноваций, а также определить творческий ресурс самостоятельной деятельности в области педагогической инноватики.

Все большее место в системе повышения квалификации приобретают электронное обучение, дистанционные технологии, участие в вебинарах, веб-конференциях и работа в чатах. Становятся реалиями жизни участия педагогов в сетевых методических онлайн-семинарах, которые значительно экономят время специалиста, позволяют в кратчайшие сроки актуализировать проблемы и оперативно найти способы их конструктивного решения. Все большее количество педагогов совершенствует уровень своего мастерства в формате виртуальной стажировки [2].

Выводы. В целом система повышения квалификации должна обязательно включать прогнозирование, планирование, мониторинг образовательного процесса и разработку программ на диагностической основе, оказывать поддержку инновационной деятельности педагогов. Причем, одним из наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность достижения целей повышения квалификации, является стимулирование интереса и мотивации к повышению уровня своей профессиональной компетентности каждым педагогом.

В связи с этим становится актуальной разработка новой инновационной модели управления профессиональным развитием педагогов, которая помогала бы решать одновременно проблемы социально-профессиональной адаптации и становления молодых выпускников-педагогов и могла стимулировать профессиональную активность в непрерывном самообразовании учителей со стажем, была вариативной и адресной.

Литература:

1. Кашицына, Ю.Н., Романова, Г.А. Инновационные процессы в повышении квалификации педагогических кадров / Ю.Н. Кашицына, Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. Вып. 57. Ч. 6. С. 215-221.

2. Нечаев, М.П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М.П. Нечаев, Г.А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 109-114.

3. Романова, Г.А. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования Московской области / Г.А. Романова // Вестник МГОГИ. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 51-55.

4. Романова, Г.А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров / Г.А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 2. С. 404-411.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук Кравец Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются возможности реализации интерактивных технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения».

Ключевые слова: интерактивные технологии, бакалавр профессионального обучения, методика профессионального обучения.

Annotation. The article reveals the possibilities of implementing interactive technologies in the preparation of bachelor of vocational training, contributing to the mastering of the discipline "Methods of vocational training". Keywords: interactive technology, bachelor of professional training, vocational training methods.

Введение. Происходящие изменения в системе современного высшего образования обусловили необходимость совершенствования подготовки бакалавра профессионального обучения, как компетентного и конкурентоспособного специалиста, умеющего успешно осуществлять профессиональную деятельность. Достижению поставленной цели будет способствовать обновление содержания практической подготовки студентов с использованием интерактивных технологий обучения.

Изложение основного материала статьи. В педагогической практике понятие «интерактивные технологии» связано с такими терминами как «интерактивность», «интерактивные методы обучения», «интерактивное обучение» и чаще всего рассматривается, как способность взаимодействовать в режиме диалога с чем-либо или кем-либо, как активные методы обучения. Так, О.П. Осипова «интерактивную технологию» определяет как специальное программное обеспечение, позволяющее работать в режиме диалога с пользователем, управляя процессом обучения [5]. По В.В. Гузееву, интерактивные технологии - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [1].

Мы разделяем мнение И.В. Губаренко и Д.В. Городовой, которые считают, что сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации [4, С. 211].

Обучение бакалавров направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль подготовки Экономика и управление с использованием интерактивных технологий в Оренбургском государственном педагогическом университете предполагает организацию образовательного процесса, направленного на повышение активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Рассмотрим методы интерактивных технологий в различных формах организации обучения, способствующие усвоению дисциплины «Методика профессионального обучения». В интерактивной форме может проводиться как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа.

Альтернативу традиционным лекциям в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения получили проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции с запланированными ошибками.

Проблемные лекции состоят из нескольких этапов. Так, на первом этапе преподаватель начинает проблемное изложение лекционного материала с постановки проблемы и выдвижения гипотезы. При этом студенты прогнозируют следующий шаг решения проблемы. На втором этапе осуществляется переход к исследованию, подразумевая самостоятельное нахождение студентами решения поставленной педагогом проблемы. На третьем этапе применяется творческое обучение, требующее от студентов самостоятельную формулировку проблемы и нахождение ее решения. Проблемные лекции по указанной дисциплине проводились по следующим темам: «Методическое обеспечение индивидуально-образовательного маршрута бакалавра профессионального обучения», «Организация самостоятельных работ по профессиональным дисциплинам», «Методика организации и проведения практических работ с использованием современных интерактивных технологий обучения».

Лекция-дискуссия как метод группового обучения, обеспечивает активное включение обучающихся в обмен мнениями, идеями и соображениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы [6]. Данный вид лекции отличает эмоциональное обсуждение различных точек зрения, позиций, ведущее к актуализации своего жизненного опыта и осмысленному усвоению новых знаний. Так, при изучении темы «Проектирование и применение комплекса дидактических средств в профессиональном обучении» студенты проводили оценку различных учебников по предмету органолептическим методом, обсуждая показатели качества и соответствующие им коэффициенты значимости.

Лекции с запланированными ошибками активизируют студентов поиском различных (методических, содержательных, конструктивных, проектировочных и др.) ошибок, намеренно допускаемых преподавателем. Для поддержания интереса к изучаемой дисциплине нами использовался данный вид лекции при изучении темы «Методика анализа учебной информации». От студентов требовалось найти ошибки в проведении структурно-методического анализа. При этом педагог неверно иллюстрировал различные связи между опорными и новыми понятиями, указывал уровни их усвоения и время изучения в спецификации учебных элементов, что отражалось на построении графа учебной информации.

Также активно применялись методы интерактивных технологий на семинарских и практических занятиях. При всем их многообразии в процессе подготовки бакалавров профессионального обучения были востребованы те, которые формируют общепрофессиональные компетенции и могут использоваться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Кейс-стади предполагают в ходе учебного занятия решение специально спроектированных конкретных кейс-заданий по обсуждаемой проблеме под руководством педагога с постепенным увеличением степени самостоятельности студентов. Применение кейсов в рамках изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» активизирует заинтересованность обучающихся в приобретении соответствующих профессиональных навыков. При этом следует отметить необходимую подготовленность студентов к работе с кейс-заданиями. Поэтому деятельность преподавателя и обучающихся по созданию, а в дальнейшем и использованию таких заданий, можно представить как совокупность последовательно выполняемых этапов:

Этап 1. Поиск объекта, проблемы, сюжета из практики и разработка кейс-задания. Источником кейса выступает реальная ситуация, основанная на материале, собранном самим студентом при изучении дисциплины или во время прохождения педагогической практики в образовательном учреждении. Подобные ситуации станут основой составления кейс-заданий, включающие вводную часть; краткое описание проблемы, ситуации с различными участниками события; методические рекомендации по использованию кейс-задания, различные материалы; вопросы для обсуждения и задания студентам.

Этап 2. Введение в кейс-задание. Преподаватель выдает кейс-задания студентам для самостоятельного ознакомления и осуществляет постановку целей и задач предстоящей работы. Затем педагог, выполняя функции эксперта, тьютера, консультанта, совместно со студентами обсуждают кейс.

Этап 3. Анализ кейс-задания. Может проводиться как индивидуально, так и в малых группах. Студенты обсуждают, вырабатывают решения проблемы, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовят презентации.

Этап 4. Презентация решения кейс-задания. На этом этапе студенты проявляют умение публично представить результаты анализа кейса, в ходе дискуссии выдержать критику и отстоять собственное мнение.

Этап 5. Общая дискуссия. Все участники вопросов принимают участие в обсуждении с предложением еще вариантов решения.

Этап 6. Подведение итогов. Преподаватель обосновывает свою версию, акцентируя внимание на других решениях. Затем проводит оценку решений и проставляет рейтинговый балл [2].

Приведем пример кейс-задания по теме «Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений». «Студенты 3 курса отвечали на тестовые задания по дисциплине. Егор и Андрей пользовались шпаргалками. Преподаватель это заметил и сделал замечание только Андрею. После истечения времени на выполнение студенты сдали работы. Андрей получил «отлично», ответив на дополнительные вопросы педагога, а Егор «удовлетворительно», ссылаясь на придирчивость преподавателя.

Вопросы:

1. Оцените актуальность этой проблемы.

2. Проанализируйте действия преподавателя.

3. Предложите выход из подобной ситуации».

Мозговой штурм (мозговая атака) как метод коллективного поиска идей является эффективным способом стимулирования творческой активности обучающихся посредством свободного выражения своих мыслей по затрагиваемой проблеме [3]. Мозговой штурм включает постановку проблемы; генерацию идей; группировку, отбор и оценку идей. Изучая тему «Проектирование организационных форм теоретического и практического обучения» можно провести мозговой штурм: «Современный урок без конспекта», «Как активизировать внимание обучающихся на уроке?», «Как сделать выполнение домашнего задания привлекательным для студента?».

Большой интерес для бакалавров профессионального обучения представляли деловые и ролевые игры, основанные на имитационном моделировании профессиональной деятельности, мотивирующие интерес к выбранной профессии, активизирующие познавательную активность, развитие личностных качеств обучающихся, командных навыков.

Опыт организации деловых и ролевых игр на кафедре управление образованием ОГПУ показывает, что на занятиях могут имитироваться события (выступление на конференции); ситуации (конфликт между педагогом и обучающимся); деятельность участников образовательного процесса (деловое совещание); обстановка, в которой осуществляется деятельность (кабинет руководителя) и т.д.

Методика проведения деловых и ролевых игр включает:

- подготовительный этап (выбор темы и определение целей игры; разработка сценария игры и списка действующих лиц; подготовка методического обеспечения (карты наблюдений, необходимый реквизит); ознакомление студентов со сценарием и распределение ролей между ними);

- игровой этап (индивидуальная работа над заданием или групповая работа в форме тренинга, мозгового штурма; корректировка и контроль хода игры);

- заключительный этап (анализ хода игры и подведение итогов; оценка положительных и отрицательных моментов; обобщение работы каждого участника и определение его рейтинга).

В рамках подготовки бакалавров профессионального обучения нами проводилась ролевая игра «Педагогический дебют». Цель игры - формирование профессиональной компетентности бакалавра посредством погружения в роль преподавателя в моделируемый учебный процесс. В ходе игры у студента раскрывается потенциал, повышается интерес к выбранной профессии, формируются умения межличностного общения в группе и коллективе.

Еще одним эффективным интерактивным методом выступает мастер-класс, который представляет собой открытый показ достижений участников с целью обмена опытом и повышения профессионального уровня. Так, на практическом занятии при изучении темы «Конструирование урока теоретического и практического обучения» нами был проведен мастер-класс «Современное учебное занятие в колледже». Выбранная форма интерактивного обучения была направлена на реализацию цели: определить специфику современного учебного занятия в условиях модернизации образовательного процесса. Указанной цели были подчинены следующие задачи: выявить проблемы современного учебного занятия; показать практическое применение разнообразных методов обучения, стимулирующих учебно-познавательную деятельность студентов; выделить тактику педагогического взаимодействия преподавателя со студентами на учебном занятии; развить умение аргументировано защищать свою позицию и коллективно принимать решения.

Сначала студент выбирает один из ранее разработанных им конспектов учебных занятий, продумывает способ его презентации с использованием современных информационных технологий. Далее учебная группа разбивается на 4-5 подгрупп, каждая из которых в форме «мозгового штурма» готовит выступление по проблемам современного учебного занятия. Затем идеи выслушиваются и коллективно обсуждаются. После в подгруппах начинается презентация конспектов учебных занятий как защита автором собственной технологии преподавания. Далее выбирается лучший конспект из каждой подгруппы и проводится его презентация с помощью использования современных информационных технологий. Итогом является оценивание конспекта, с этой целью заполняется «Оценочный лист» - как преподавателем, так и студентами (табл. 1).

Оценочный лист

Таблица 1

тема учебного занятия, ФИО студента

Критерии оценки (от 1 до 8 баллов) Самооценка Групповая оценка Преподаватель

степень творчества работы

оригинальность работы

новизна

уровень профессионализма

полезность и значимость работы для других педагогов

трудоемкость работы

качество оформления работы

презентация

Сумма баллов

По окончании презентаций оценивается деятельность участников, определяется рейтинг конспектов занятия.

Для исследования оценки влияния использования интерактивных технологий в подготовке бакалавров профессионального обучения был проведен опрос. Так на вопрос «Как изменилось отношение к дисциплине после внедрения интерактивных технологий в учебный процесс?». 70,2 % студентов отметили повышенный интерес к предмету; у 24,6 % увеличилась мотивация самостоятельно разбираться в дополнительных вопросах; 5,2 % учебный материал передавался в доступной и интересной форме. На следующий вопрос «Готовы ли Вы использовать интерактивные технологии в своей профессиональной деятельности?», мы получили ответы:

• «Результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от применения интерактивных технологий» (52,3 %);

• «Интерактивные технологии раскрывают новые возможности профессиональной деятельности» (31,6 %);

• «Интерактивные технологии повысят уровень моей самооценки при прохождении педагогической практики» (16,1 %).

Выводы. Таким образом, использование интерактивных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество практической подготовки бакалавров профессионального обучения, активизируя и мотивируя их к учебно-профессиональной деятельности.

Литература:

1. Ваганова О.И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения / О.И. Ваганова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/478/454 (дата обращения: 23.07.2019)

2. Варковецкая Г.Н. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения / Г.Н. Варковецкая, А.С. Кривоногова, С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. -2015. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/104 (дата обращения: 23.07.2019)

3. Варлакова Ю.Р. Особенности применения интерактивных методов обучения в профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8 (185). С. 87

- 90. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/varlakova_y._r._87_90_8_185_2017.pdf (дата обращения: 23.07.2019)

4. Губаренко И.В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени / И.В. Губаренко, Д.В. Городова // Наука. Искусство. Культура.

- 2013. - Выпуск 2. - С. 209-214. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.eom/file/d/0B3KPsiSEIJ1pNU96QU5CUUl1UDg/edit (дата обращения: 23.07.2019)

5. Осипова О.П. Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», - 2009. - 133 с.

6. Педагогический терминологический словарь. СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. [Электронный ресурс]. URL. http://www.pedagogical_dictionary.academic.ru (дата обращения: 23.07.2019)

Педагогика

УДК 159.9

преподаватель кафедры информационной безопасности Ледовская Маргарита Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРЕДИКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению проблемы суицидального риска в подростковой среде, провокатором которой является бесконтрольное со стороны взрослых времяпровождение в глобальной сети Интернет. К наиболее уязвимой целевой аудитории суицидального риска относятся дети, у которых случаются первые серьезные эмоциональные спады, которые могут быть спровоцированы неразделенной любовью, комплексами внешности или отсутствием родительского внимания. Подростки с неуравновешенной психикой очень легко могут попадать под влияние манипуляторов в сети Интернет.

Ключевые слова: суицидальный риск, подростковый возраст, социальные сети, группы-провокаторы суицида, потенциально опасные ресурсы глобальной сети Интернет, психолого-педагогические рекомендации.

Annotation. The article deals with the approaches to the study of the problem of suicide risk in the adolescent environment, provoker of which is uncontrolled by adults pastime in the global Internet. The most vulnerable target audience of suicidal risk are children who have their first serious emotional downturns, which can be triggered by unrequited love, complex appearance or lack of parental attention. Teenagers with an unbalanced psyche can very easily fall under the influence of manipulators on the Internet.

Keywords: suicide risk, adolescence, social networks, groups-instigators of suicide, potentially dangerous resources of the global Internet, psychological and pedagogical recommendations.

Введение. Количество детских самоубийств в России увеличилось в 2018 году по сравнению с предыдущим годом и достигло почти 800.

Об этом сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. "Если в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, в 2018 - 788", - сказала она на заседании экспертного совета при уполномоченном, посвященном организации детского отдыха. Она добавила, что статистику предоставил Следственный комитет России.

По словам Кузнецовой, такая статистика говорит о том, что "дети предоставлены сами себе, их не слышат, проблемы, которые волнуют их, не волнуют никого" [1].

В последнее время получают широкое распространение группы в соцсетях, где детей и подростков средствами психологических манипуляций принуждают совершить самоубийство (суицид). По информации МВД в сутки регистрируется от 3 до 10 подростковых суицидов, носящих так называемый "квестовый" характер.

Как утверждают психологи, период с 12 до 14 лет считается переломным для формирующегося детского сознания. В этот возрастной промежуток часто наблюдается снижение родительского авторитета и появление новых кумиров. У детей случаются первые серьезные эмоциональные спады, которые могут быть спровоцированы неразделенной любовью, комплексами внешности или отсутствием родительского внимания. Подростки с неуравновешенной психикой очень легко могут попадать под влияние манипуляторов в сети интернет.

Знание об этом опасном зле должно помочь родителям быть более внимательными по отношению к контактам и поведению собственных детей и уберечь их от по-настоящему смертельной опасности.

Изложение основного материала статьи. В последнее время не утихают разговоры о так называемых «группах смерти» в социальных сетях, а родители подростков стали еще больше волноваться о психологическом состоянии собственных детей.

После того, как на новостных сайтах в массовом порядке стала появляться информация о группах, пропагандирующих суицид среди подростков, родители забили тревогу. Надо держать руку на пульсе жизни ребенка, но только как это сделать, если сыну или дочке уже не 5 лет? Здесь нужна консультация профессионала.

В подростковом возрасте многие юноши и девушки закрываются от родителей, считают их теми, кто «постоянно ругает, ничего не понимает, требует». Если в семье стена непонимания уже возведена, очень важно наладить контакт. Не стоит угождать, настаивать на доверии, выторговывать его - это самые распространенные ошибки, которые совершают родители, решая, что с ребенком надо начинать дружить. С подростками порой сложно, но ведь все тоже были в этом возрасте. Поэтому необходимо «размотать ленту времени назад», вспомнить свои мысли и попробовать спроецировать их на своего ребенка.

В любом возрасте люди ценят откровенность. Когда сын или дочка поймут, что родители настроены миролюбиво, они пойдут на контакт. Разговаривая о тревожных тенденциях в социальных сетях, важно показать их абсурдность. И вот на что надо обратить внимание ребенка: впереди яркая интересная жизнь, путешествия, широкие возможности, учеба, благодаря которой можно устроиться на перспективную работу и стать профессионалом. Все, что дает жизнь - прекрасно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время таких откровенных разговоров можно нащупать болевые точки в мироощущении ребенка. Если он чего-то опасается - нужно помочь; если ребенок подвержен влиянию, - нужно выяснить, чьему, и поговорить с ним на эту тему. Подобные откровенные разговоры, как правило, непростые. И родители могут узнать то, что их вовсе не обрадует. Нужно всегда помнить о том, что нельзя взрываться, ругать, воспитывать - подросток сразу замкнется в себе и шанс стать ближе своему ребенку будет безвозвратно упущен.

Есть потенциально опасные ресурсы, на которых пропагандируются идеи суицида. Задача родителей -выявить их и заблокировать доступ. Также есть детский браузер, призванный ограничить посещение нежелательных сайтов с вредоносным и потенциально опасным контентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.