УДК 378.4
М.В. Маркеева, И.С. Беганцова, Н.А. Воронина,
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Возможности научно-исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Концепция модернизации российского образования, принятая в нашей стране, предъявляет новые требования к содержанию и структуре профессионального образования. Она направлена на подготовку высококвалифицированных кадров, которые будут не только готовы к профессиональному самосовершенствованию в течение всей жизни, но и способны, наращивая свой образовательный потенциал, адаптироваться к быстроизменяющимся условиям современного рынка образовательных услуг, труда, а также к
требованиям образовательного процесса [1].
В контексте компетентностно-го подхода как стратегии развития высшего профессионального образования в России научно-исследовательская деятельность современных студентов приобретает важнейшее значение, превращаясь в один из существенных компонентов профессиональной подготовки. Постепенное усложнение содержания и форм научно-исследовательской деятельности способствует рефлексии собственных качеств и способностей студентов, а также проявлению их индивиду-
альности и готовности к профессиональному и личностному самоопределению и самореализации [2].
Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что отдельные аспекты данной проблемы рассмотрены рядом исследователей. Особенности организации научно-исследовательской деятельности освещены в работах В.В. Краевско-го, В.А. Крутецкого, И.Я. Лернера, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Сауро-ва, В.А.Сластенина. Исторический аспект данного вопроса был изучен С.Г. Вершловским, Г.И. Ибрагимовым, Г.В. Лагуновым, М.Н. Майоровым, Л.М. Митиной, М.В. Храбровым. Проблемой формирования исследовательских умений студентов занимались О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, И.Ю. Ерофеева, Н.В. Кузьмина, О.И. Митрош, В.А. Сласте-нин. Организация процесса активизации исследовательской деятельности студентов интересовала Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, Р.И. Малафеева, А.М. Матюшкина, М.И. Махму-това, П.И. Пидкасистого.
В последнее время появились диссертационные исследования, посвященные вопросам системного формирования научно-исследовательской деятельности студентов (Ф.Ш. Галлиулина, Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Грифано-ва, Е.С. Казанцева, Т.Е. Климова, В.С. Кузнецова, Е.Н. Куклина,
© Маркеева М.В., Беганцова И.С., Воронина Н.А., 2014
•МАРИНА
ВИКТОРОВНА
МАРКЕЕВА
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: психология развития, акмео-логия. Автор 120 публикаций
В.М. Обухов, Р.А. Сельдимирова, А.А.Солдатова).
Однако анализ современных теоретических и практических работ показал, что слабо разработаны вопросы сущности и структуры готовности к научно-исследовательской деятельности; недостаточно раскрыты возможности студентов по обеспечению субъектной позиции в научно-исследовательской работе с использованием опыта доступной социально-профессиональной деятельности, в результате чего у студентов могла бы формироваться готовность и способность эффективно и мобильно решать возникающие профессиональные проблемы.
В течение ряда лет (начиная с 2010 года) на психолого-педаго-
ИРИНА
СЕРАФИМОВНА БЕГАНЦОВА
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: история психологии, психология личности, общая и педагогическая психология. Автор 115 публикаций
гическом факультете Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара (ныне Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) ведется подготовка студентов по целому ряду гуманитарных специальностей и направлений подготовки:
- специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»;
- направлению бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» (профили «Психология и социальная педагогика», «Психология образования»);
- направлению бакалавриата «Социальная работа».
Изучение уровня готовности студентов 1-го курса к научно-ис-
следовательской деятельности показало, что 80% первокурсников имеет низкий уровень готовности к освоению научно-исследовательской деятельности; 20% студентов демонстрируют средние показатели. Первокурсники имеют слабое представление о содержании и методах научно-исследовательской деятельности. Многие студенты отмечают, что не хотят участвовать в научно-исследовательской деятельности, поскольку не считают себя способными справиться с ней. Боязнь потерпеть неудачу актуализирует у студентов мотивацию избегания неудач. Некоторые первокурсники писали о собственном негативном опыте участия в научно-исследовательской деятельности в школе, когда самостоятельно выполненная, потребовавшая много сил научно-исследовательская работа получала в процессе оценки низкие баллы. Все это негативно повлияло на их стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.
Анализ результатов исследования уровня готовности первокурсников к научно-исследовательской деятельности также показал, что студентам сложно самостоятельно выделить проблему исследования, выстроить логику его проведения, подобрать и проанализировать литературу. У них плохо развиты самоанализ и рефлексия своей деятельности.
Опираясь на результаты исследований, нами была разработана и внедрена система организации научно-исследовательской работы студентов. Научно-исследовательская деятельность студентов организуется нами на всех уровнях обучения. Она включается непосредственно в учебный процесс, а также дополняет его.
Работа по освоению федеральных государственных образовательных стандартов гуманитарных специальностей и направлений подготовки привела к созданию студенческого науч-
НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА ВОРОНИНА
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: педагогическая психология. Автор 52 публикаций
Рассматривается проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки в контексте ком-петентностного подхода, внедряемого в высшей школе, с учетом индивидуальности каждого студента, его профессиональных интересов и возможностей будущего трудоустройства.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, компетентностный подход, научно-исследовательская деятельность студентов, федеральный государственный образовательный стандарт, субъекты профессионального взаимодействия.
On the problem of the organization of scientific and research activities of students of humanities in the context of the competent approach, implemented in higher education, taking into account the individuality of each student's professional interests and opportunities for future employment.
Key words: professional self-determination, competent approach, scientific and research activities of students, the federal state educational standard, subjects of professional interaction.
но-исследовательского института педагогики и психологии социально-гуманитарного образования. Участие в его работе позволяет студентам, обучающимся по разным стандартам, с учетом их специфики получить помощь в подготовке статей и докладов; проведении студенческих научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад, творческих мастерских, выездных «школ молодого исследователя».
Помимо научно-исследовательской деятельности, в рамках учебного процесса нами практикуется научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс, она предполагает самостоятельную деятельность студентов за рамками непосредственной программы обучения и организуется в ходе работы в научных лабораториях психолого-педагогического факультета, участия в студенческих научных мероприятиях различного уровня (конференциях, научных семинарах, конкурсах работ, олимпиадах), организации специальных «проблемных групп» для студентов, имеющих ярко выраженную мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Условно процесс вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность можно разделить на следующие этапы.
1. Актуализация первичных представлений и введение в научно-исследовательскую деятельность.
2. Приобретение и анализ опыта научно-исследовательской деятельности.
День открытых дверей
3. Расширение и закрепление опыта научно-исследовательской деятельности.
4. Рефлексия собственного профессионального развития в ходе научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в процессе организации научно-исследовательской деятельности студентов различных гуманитарных специальностей и направлений подготовки наблюдается развитие интереса к профессии и к самим себе как субъектам профессионального взаимодействия; обеспечение субъектной позиции в освоении опыта профессиональной деятельности; расширение диапазона социально-профессиональных ролей; формирование и развитие готовности к диалогу и сотрудничеству в процессе социально-про-фессиональн ого взаимодействия с различными социальными партнерами.
Литература
1. Беганцова И.С., Воронина Н.А., Завражнов В.В., Щелина Т.Т. Особенности профессионального самоопределения студентов-гуманитариев: проблема, диагностика, результаты // Модернизация российского образования тренды и перспективы: монография: кн. 2. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований "Премьер"», 2012. С. 82-101.
2. Беганцова И.С., Завражнов
B.В., Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7.
C. 178-184.
3. Маркеева М.В., Беганцова И.С. Деятельность психолого-педагогической службы в обеспечении профессионального самоопределения студентов в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1(32). С. 55-58.