УДК 378.1
М.В. Маркеева, Т.В. Калинина, Т.Т. Щелина, М.С. Маркеева,
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Деятельность психолого-педагогической службы как условие успешной социализации студентов гуманитарного профиля
Изменчивость современных условий жизни, высокие требования, предъявляемые рынком труда к специалистам гуманитарного профиля, современное состояние высшего профессионального образования в России указывают на актуальность и своевременность модернизации высшей школы и обеспечение эффективной системы подготовки выпускников.
Анализ современных психолого-педагогических источников демонстрирует потребность общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих широким спектром общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, необходимых современному специалисту не только для осуществления своей профессиональной деятельности, но и для профессиональной адаптации в современных социально-политических и экономических условиях стремительно меняющейся социальной ситуации в стране.
В современной психолого-педагогической науке существует ряд исследований, раскрывающих различные аспекты профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. Например, проблематика гуманизации и гуманитаризации образования рассмотрена в работах Б.Г. Ананьева, З.Е. Гельмана, А. Маслоу, В.Н. Мя-сищева, К. Роджерса, С.Л. Рубин-
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
штейна, И.С. Якиманской, Е.Н. Ши-янова, Л.В. Тарасова и др. Психологическая готовность личности к деятельности раскрыта в трудах К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Беганцовой, А.А. Деркача, С.В. Лазарева. Проблемы профессионально-педагогического образования освещены Г.М. Романце-вым, В.А. Федоровым, Л.И. Гурьевым, Т.Т Щелиной и др.
Высшие учебные заведения призваны создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В связи с этим возрастает роль психологической службы вуза, обеспечивающей условия для повышения субъектного потенциала представителей уча-
щейся молодежи, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, усиления собственной психологической устойчивости в преодолении разных трудностей.
Целью психолого-педагогической службы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского является обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих позитивному психическому и личностному развитию студентов.
Деятельность психолого-педагогической службы вуза достаточно существенно отличается от
© Маркеева М.В., Калинина ТВ., Щелина ТТ., Маркеева М.С., 2014
МАРИНА ВИКТОРОВНА МАРКЕЕВА
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: адаптация студентов в вузе, деятельность психолого-педагогической службы в высшем учебном заведении, профессиональное самоопределение. Автор более 90 публикаций
ТАМАРА ТИМОФЕЕВНА ЩЕЛИНА
доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: социализация студентов в вузе, профессональное самоопределение студентов, психолого-педагогическая компетентность преподавателей. Автор 310 публикаций
ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА КАЛИНИНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: формирование профессиональных компетенций студентов, адаптация студентов в вузе. Автор 48 публикаций
МАРИЯ СЕРГЕЕВНА МАРКЕЕВА
магистрант Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: социализирующий потенциал общественных объединений и волонтерского движения. Автор 5 публикаций
fef" :js
Рассматривается проблема организации психолого-педагогической службы для работы со студентами гуманитарных специальностей и направлений подготовки в вузе. Освещается ее роль в обеспечении условий для повышения субъектного потенциала личности учащейся молодежи, осознания молодыми людьми своего личностного и профессионального развития во время обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: психолого-педагогическая служба, студенты, социализация, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение.
The article studies the problem of psychological and pedagogical service organization in the work with students of humanities and training areas. As well as its role in providing conditions for the development of subjective individual potential of students, their understanding of personal and professional development during the period of university's studies. Key words: psychological and pedagogical service, students, socialization, professional self-determination, psychological and educational support.
задач, решаемых психологическими службами школ и учреждений среднего профессионального образования, что обусловлено как спецификой высшего учебного заведения, так и контингентом самих обучающихся.
Задачи, которые решаются психолого-педагогической службой психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ориентированы на оказание профессиональной психолого-педагогической помощи студентам в становлении и разви-
тии профессионально значимых качеств личности, психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности, создание условий психологической поддержки посредством оказания индивидуальной и групповой психологической помощи, определение образовательных рисков и проблемных зон.
Самыми приоритетными задачами современного вузовского образования были и остаются оказание психолого-педагогической помощи и сопровождение
деятельности кураторов академических студенческих групп.
С первых дней пребывания студентов-первокурсников на психолого-педагогическом факультете университета большое внимание уделяется процессу их адаптации, безболезненному освоению новой социальной среды с учетом условий и требований, предъявляемых системой высшего профессионального образования. Эта работа проводится ежегодно, начинается с этапа знакомства куратора со студенческой группой и продолжается в адаптивном лагере для первокурсников, где вместе со специалистами психолого-педагогической службы, старшекурсниками, представителями студенческой психолого-педагогической службы факультета участвует и куратор академической студенческой группы. Это позволяет быстро и эффективно сплотить студенческие группы, определить их актив, выявить проблемных студентов, нуждающихся в особо пристальном внимании со стороны как сотрудников психолого-педагогической службы, так и педагогического коллектива психолого-педагогического факультета, что позволяет своевременно начать с ними работу.
Подготовительная работа начинается с середины августа, когда творческие группы вожатых-старшекурсников, педагогического состава психолого-педагогической службы, кураторов первого курса разрабатывают и корректируют программу деятельности адаптивного лагеря для первокурсников.
В ходе этой работы осуществляется подбор материала для семинаров и тренингов с учетом специфики специальностей и направлений подготовки, обсуждаются идеи коллективных творческих дел, готовится концерт вожатых по итогам каждого из двух дней работы адаптивного лагеря, ведется подготовка психологи-
ческих ситуаций из реальной студенческой жизни.
В адаптивном лагере широко используются схемы наблюдений куратора академической студенческой группы за студентами-первокурсниками, целью которых является выявление степени их включенности в работу, умения налаживать отношения с одно-группниками и преподавателями, а также определение склонности к девиантному поведению. На основе результатов исследования в дальнейшем определяется траектория развития как отдельного студента, так и всей студенческой группы.
Схема наблюдения служит основой для выявления проблемных студентов на раннем этапе, а также для определения способностей и талантов первокурсников, что, конечно, упрощает работу кураторов группы по формированию актива группы, помогает найти студентов-первокурсников, обладающих творческими качествами, способных к участию в Днях открытых дверей и первокурсника.
Первая половина первого дня работы адаптивного лагеря состоит из двух частей - тренинга знакомства «Кто я?», «кто ты?» «кто мы?», целями которого служат знакомство, сплочение, формирование актива группы, а также тренинга «Профессия, профессия?, профессия!», задачей которого является актуализация у первокурсников начальных знаний и представлений о выбранной профессии.
Далее, проводится психологический практикум «Студент, студент?, студент!». Его задача - знакомство с будущей студенческой жизнью посредством поиска способов эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Это позволяет познакомить первокурсников с обстановкой в студенческой среде, а также со структурой факультета и иерархией факультетского руководства.
Результаты работы в адаптивном лагере способствуют сотрудникам и студентам психолого-педагогической службы создать психологический портрет первокурсников, а также разработать комплексную психолого-педагогическую характеристику на каждую группу в отдельности.
Большое значение в работе психолого-педагогической службы психолого-педагогического факультета университета придается профессиональному самоопределению студентов. На первом курсе особое внимание мы уделяем формированию профессиональной мотивации студентов-первокурсников, благодаря которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс, а в дальнейшем развиваются навыки самоорганизации студентов, позволяющие успешно справиться с учебной нагрузкой, сдачей зачетов и экзаменов.
В период подготовки к первой сессии со студентами-первокурсниками психолого-педагогического факультета организуется семинар «Учимся справляться со стрессами в период экзаменов», где используются ролевые игры, решаются проблемные ситуации, разрабатываются памятки для
студентов. Огромное значение имеет привлечение к этой работе успешных студентов-старшекурсников, которые активно делятся собственным опытом подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, помогают налаживать взаимодействие с экзаменатором, управлять стрессом и избавляться от него, а также обучают культуре и этикету.
Для студентов проводятся семинары, консультации и тренинги, способствующие самопознанию, саморазвитию и профессиональному становлению. Например, тренинги «Личностный рост», «Эффективное общение», «Разрешение конфликтов» и др.
Сотрудники психолого-педагогической службы вплотную работают со студентами старших курсов по вопросам профессионального становления. Они помогают им осознать особенности перехода от учебной к профессиональной деятельности, определить личностные и профессионально-значимые ресурсы, необходимые для их успешной профессиональной самореализации.
Кроме этого, организуются консультации для родителей и преподавателей. С этой целью на факультете введены такие формы работы, как родительские собрания, куростат, совет кураторов, прово-
дятся учебные занятия для молодых кураторов по темам «Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в период адаптации в вузе», «Профессиональная мотивация студентов», «Психолого-педагогические аспекты формирования культуры здоровья студентов», «Психологическая служба на психолого-педагогическом факультете: достижения, проблемы, перспективы» и др.
Сотрудничество специалистов психолого-педагогической службы с кураторами академических студенческих групп начинается задолго до знакомства с группой студентов-первокурсников, уже на этапе подготовки к адаптивному лагерю, во время организации и проведения собрания для родителей первокурсников. Сотрудники психолого-педагогической службы совместно с кураторами активно используют памятки для студентов-первокурсников и их родителей, в которых изложены правила обучения, проживания студентов, традиции психолого-педагогического факультета, а также информация об учебно-воспитательной работе кураторов и сотрудников факультета.
Анкеты для родителей-первокурсников позволяют определить семьи, нуждающиеся в социальной поддержке, выявить индивидуально-личностные особенности студентов, поступивших на психолого-педагогический факультет, узнать об их интересах, склонностях и дополнительном образовании.
Решая задачи развития и воспитания, студенты психолого-педагогической службы и кураторы постоянно находятся в тесном деловом взаимодействии. В ходе совместной работы они осуществляют мониторинг развития студентов-первокурсников, определяют совместный план работы, куда входят их общие психолого-педагогические мероприятия, а также те, которые каждый из субъектов образовательного пространства реализует самостоятельно, вырабатывают общую стратегию взаимодействия с преподавателями, работающими в студенческой группе, и родителями студентов-первокурсников, определяют свои собственные задачи в отношении этих субъектов образовательного процесса, осуществляют совместный анализ работы по ре-
шению поставленных задач, корректируют их, стараясь достичь наибольшей эффективности.
Опыт работы психолого-педагогической службы психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского показывает, что процесс адаптации и социализации студентов в условиях вуза может проходить успешно, без особых проблем и трудностей, если студентам будет оказаны своевременная помощь и поддержка со стороны специалистов психолого-педагогической службы.
Литература
1. Калинина Т. В., Беганцо-ва И.С. Проблема личностного и профессионального развития современных студентов в реальной социально-педагогической действительности // Социально-психологические проблемы в исследовании детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы II Международной научно-практической конференции. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013.
2. Маркеева М.В., Акутина С.П. Воспитательные направления деятельности психолого-педагогической службы в современном вузе // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития. Материалы VI Международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. М.: Перо, 2012. 228 с.
3. Щелина Т.Т., Беганцова И.С., Воронина Н.А., Черненкова А.В. Проблема психолого-педагогической компетентности преподавателей в современной ситуации развития среднего профессионального образования // Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография. Кн. 6. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. С. 102-130.