КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
© Калинина Т.В.*, Маркеева М.В.*
Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
г. Арзамас
В статье раскрывается проблема использования комплексной программы подготовки студентов гуманитарного направления, используемой специалистами психолого-педагогической службы психолого-педагогического факультета, и способствующей формированию успешной учебной и профессиональной мотивации, на протяжении всего периода обучения в вузе.
Ключевые слова: учебная мотивация, профессиональная мотивация, подготовка студентов, тренинг, психолого-педагогическая служба.
Согласно Концепции модернизации российского образования современному выпускнику в соответствии с основными принципами и требованиями ФГОС ВПО, по направлению психолого-педагогическое образование необходимо обладать целым спектром эффективных методов и технологий в рамках осуществления самостоятельной профессиональной деятельности, что возможно лишь при масштабном и комплексном внедрении достижений психолого-педагогической науки в процессе подготовки будущих специалистов. Ведущая роль в этом процессе отводится психолого-педагогической службе вуза, основная цель которой - психолого-педагогическое сопровождение студентов в ходе обучения в системе уровневого образования.
В современной психолого-педагогической науке существует ряд исследований, раскрывающих различные аспекты профессиональной подготовки
* Доцент кафедры Психологии развития, кандидат педагогических наук.
* Заведующий кафедрой Психологии развития, доцент кафедры Психологии развития, кандидат психологических наук.
специалистов в высшей школе; гуманизация образования и гуманитаризация образования (Б.Г. Ананьев, З.Е. Гельман, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Бондаревская, И.С. Якиманская, Е.Н. Шиянов, Л.В. Тарасов, и др.), психологическая готовность личности к деятельности (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Беганцова, А.А. Деркач, С.В. Лазарев и др.), проблемы профессионально-педагогического образования (Г.М. Ро-манцев, В.А. Федоров, Л.И. Гурьев, Т.Т. Щелина и др.).
Анализу организации деятельности психологической службы вуза послужило обобщение отечественного опыта в области организации и функционирования психологической службы в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, И.М. Кондаковой, А.И. Крупновой, П. Купки и Э. Хартманна, А. Пожар, М. Рутик, П. Саутуар-ской, А.В. Сухарева, Ю.В. Укке и др.
Психолого-педагогическая служба психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» (в настоящее время Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского) была организована и начала свою деятельность в 2005 году.
Многолетние наблюдения специалистов психолого-педагогической службы факультета, позволили выявить следующие особенности мотивации студентов-первокурсников - в начале деятельности службы ведущими мотивами учебной деятельности являлись следующие: приобрести глубокие и прочные знания; расширить свой кругозор; быть в числе лучших студентов. Анализ результатов изучения мотивационной сферы (А.А. Реана и В.А. Якунина) последних лет показал, что данная тенденция стала меняться примерно к 2009 году, когда приоритеты в выборе профессии у учащейся молодежи значительно изменились, ведущими мотивами у значительной части студентов стали: хочу получить диплом о высшем образовании, неважно по какой специальности; все поступают в вузы и я не хочу отставать от сверстников и др., таким образом можно констатировать тот факт, что, произошли значительные изменения в мотивационной сфере первокурсников, внешняя мотивация начинает преобладать над внутренней, студенты больше нацелены на получение диплома, чем на получение знаний и освоение выбранной профессии.
Кроме того, исследования, проведенные в 2009 году, отражают устойчивую тенденцию изменений в процессах самооценивания личностных и профессиональных качеств студентов-первокурсников по тесту самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), со смещением из сферы адекватности, в сферу неадекватно завышенной оценки своих возможностей и увеличением числа студентов-первокурсников с нереалистично высоким уровнем притязаний.
Наблюдения показывают, что у современных студентов отмечается наличие социального инфантилизма, особенно это касается студентов первого курса (2011 года), что проявляется в постоянной потребности в поддержке, опеке, помощи и контроле со стороны взрослых, как в учебной деятельности, так и в организации мероприятий, необходим постоянный контроль со стороны куратора, и четкое, поэтапное отслеживание промежуточных результатов.
Результаты психологической диагностики по методике «Несуществующее животное» последних лет показывают, что прослежена тенденция снижения уровня тревожности, (практически в 2 раза), отмечается рост уровня агрессивности первокурсников практически всех специальностей и направлений подготовки, используется как вербальная и физическая агрессия, активным стало использование агрессии защитно-оборонительного характера.
Результаты по методике Леонгарда в ходе изучения типа акцентуации характера показывают, что к 2010 году возросло число студентов с акцентуациями характера по аффективно-экзальтированному типу, им свойственен широкий диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, испытывают проблемы с саморегуляцией, а так же студентов с демонстративным типом личности - им свойственен эгоцентризм, потребность в признании, внимании со стороны окружающих, приукрашивание собственной персоны, стремление постоянно находиться в центре внимания окружающих.
Наблюдение показывает, что большинство студентов-первокурсников демонстрируют отвержение учебной деятельности, проявляют систематическую неподготовленность к практическим и семинарским занятиям, чисто формальное присутствие на занятиях, часто проявляют реакции, носящие протестный и защитный характер.
Результаты методики «Соцометрия» (Дж. Морено) свидетельствуют о том, что снижается индекс групповой сплоченности, а также увеличивается количество проблемных студентов в период начального функционирования группы.
Выявленный процент студентов с такими характеристиками профессионального выбора и мотивации освоения профессии позволяет прогнозировать достаточно серьезные осложнения в их адаптации к учебно-профессиональной деятельности.
Анализируя полученные данные, следует отметить, что основной особенностью поступающих является то, что все они, проживают в южных районах Нижегородской области, в рабочих поселках и сельской местности, являются выходцами из рабоче-крестьянских семей, чаще с низким уровнем дохода, часто это неполные семьи, где воспитание осуществляется только матерью.
Психолого-педагогический факультет - это факультет со сложившимися традициями, одна из которых - осуществление тесной связи с семьей студента, обучающегося на факультете, осуществляется она через организацию родительских собраний, работу психолого-педагогической службы факультета по индивидуальному консультированию студентов и их родителей.
Большую помощь в работе психолого-педагогической службы оказывают студенты-старшекурсники, которые под руководством специалистов службы ведут работу по подготовке и проведению тренинговых занятий для студентов первого курса, направленных на знакомство, сплочение студенческих групп, снятие эмоционального напряжения, поиск эффективных способов общения, выбор актива группы, выявление лидеров, и проблемных студентов.
Под тренингом мы понимает метод активного обучения, направленный на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений и социальных установок.
На наш взгляд это, пожалуй, наиболее эффективная групповая форма организации процесса профессионального, практико-ориентированного обучения в вузе. Разнообразие видов тренинговой работы позволяет спе-
циалистам психолого-педагогической службы факультета создать комплексную программу сопровождения профессионального самоопределения студентов на всем протяжении обучения в условиях вуза и создать комплексную программу Профессионального тренинга. Включающего в себя ряд подпрограмм, носящих форму тренинга и направленных на решение проблем студентов возникающих в ходе обучения.
Так на первом курсе особое внимание уделяется изучению личностных особенностей студентов с момента их поступления в вуз, наблюдение, беседы, тестовые методики позволяют нам выявлять особенности межличностных отношений в группе, определять студентов, с трудностями вхождения в студенческий коллектив, студентов имеющих сложные отношения с отдельными преподавателями. В качестве психодиагностических методик нами используются: «Несуществующее животное», самооценка (Т.Д. Дембо -С.Я. Рубинштейн), «Социометрия» (Дж. Морено), анкета «Уровень сформи-рованности нравственной культуры студентов», с целью изучения сформи-рованности учебной и профессиональной мотивации студентов нами используется «Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза».
Анализ диагностического материала позволяет нам выявить студентов имеющих проблемные зоны, с которыми проводится индивидуальное консультирование и включение в групповую работу. Для студентов проводятся семинары, консультации и тренинги. На этом этапе нами проводится тренинги личностного роста первокурсников способствующие самопознанию, саморазвитию. В рамках проведения коррекционных групп проводятся тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков; преодоления конфликтов и овладение навыками эффективного взаимодействия; уверенного поведения. В течение года осуществляется индивидуальное консультирование студентов по различным возникающим проблемам, в том числе личностного плана, в некоторых случаев с привлечением специалистов.
Особое внимание мы сосредотачиваем на формировании учебно-профессиональной мотивации студентов-первокурсников, благодаря которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс, а в дальнейшем развиваются навыки самоорганизации студентов, позволяющие успешно справляться с учебной нагрузкой, сдачей зачётов и экзаменов.
В период подготовки к первой сессии со студентами-первокурсниками организуется семинар «Учимся справляться со стрессами в период экзаменов» с использованием тренинга стрессоустойчивости в который включены ролевые игры, проблемные ситуации. Огромное значение уделяется привлечению к этому виду работы успешных студентов-старшекурсников, входящих в студенческую психолого-педагогическую службу факультета, которые активно делятся собственным опытом подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, выстраивания взаимодействия с экзаменатором, способам управления стрессом и избавления от него, обучают культуре и этикету.
Со студентами старших курсов сотрудники психолого-педагогической службы психолого-педагогического факультета вплотную работают по профессиональному становлению, помогают осознать особенности перехода от учебной к профессиональной деятельности, определить личностные и профессионально-значимые ресурсы, необходимые для их успешной профессиональной самореализации.
Специфика подготовки профессиональных кадров направления психологического, психолого-педагогического и педагогического образования определяет, что любое из пяти основных направлений деятельности психолога, педагога-психолога или социального педагога (профилактика, просвещение, коррекция, диагностика, консультирование) предусматривают активное коммуникативное (как вербальное, так и невербальное) взаимодействие с клиентом, и к речи специалиста предъявляется целый ряд разнообразных требований. Язык, речь, слово остается, по-прежнему, основным инструментом в ходе осуществления профессиональной деятельности выпускников данных направлений подготовки. В связи с чем мы активно используем коммуникатиный тренинг, способствующий освоению студентами навыков вербальной и невербальной коммуникации, освоение навыков активного слушания клиента и мн. др.
Специалисты психолого-педагогической службы факультета, вместе с кураторами, осуществляя сопровождение учебно-воспитательного процесса студенческих групп, организуют индивидуальное консультирование студентов по различным аспектам: налаживания межличностных отношений в группе; взаимодействия с противоположным полом, профессиональному и
личностному саморазвитию, преодолению трудностей в адаптации к новой среде, трудности в обучении и т.д.
С этой целью со студентами старших курсов психолого-педагогического факультета проводится тренинги профессиональной мотивации. Одним из приоритетных направлений в работе со старшекурсниками является проблема культуры студента, как личностное и профессионально-значимое качество специалиста. С этой целью проводятся тренинг «Имидж специалиста». Кроме этого, со студентами 4-5 курсов, в рамках проведения кураторских часов сотрудниками психолого-педагогической службы проводятся тренинги, направленные на формирование семейных ценностей и здорового образа жизни «Студенческая семья: мечты и реальность» и др.
Таким образом, комплексная программа подготовки студентов гуманитарного направления, реализуемая специалистами психолого-педагогической службы факультета, на протяжении всего периода обучении студентов, способствует не только формированию успешной учебной и профессиональной мотивации, но и содействует освоению студентами профессиональных компетенций, необходимых для осуществления ими самостоятельной профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Калинина Т.В. Проблема личностного и профессионального развития современных студентов в реальной социально-педагогической действительности / Т.В. Калинина, И.С. Беганцова // Социально-психологические проблемы в исследовании детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. -С. 98-102.
2. Калинина Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников к обучению в условиях вуза / Т.В. Калинина // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов Международных научно-практических конференций. - СПб.: ГИПСР, 2012. - С. 343-346.
3. Маркеева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе их обучения и профессионализации в вузе / М.В.Маркеева, Т.В. Ка-
линина // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: СПбГИПСР, 2013. -С. 464-466.
4. Маркеева М.В. Воспитательные направления деятельности психолого-педагогической службы в современном вузе / М.В. Маркеева, С.П. Аку-тина // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: Материалы VI Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов / Под ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщикова. - М.: изд-во «Перо», 2012. - С. 122-125.