Научная статья на тему 'Организация подготовки современных студентов к работе с детьми из семей "группы риска"'

Организация подготовки современных студентов к работе с детьми из семей "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / CHILDREN OF THE "RISK GROUP" / PREPARATION / MOTIVATION / READINESS / СТУДЕНТЫ / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна

В статье представлен опыт подготовки студентов к работе с детьми из семей «группы риска». Описаны специфические психологические и личностные особенности детей «группы риска». Показаны результаты исследований по изучению мотивационного выбора профессии современных студентов и готовности к работе с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PREPARATION OF MODERN STUDENTS FOR WORK WITH CHILDREN FROM FAMILIES OF THE "RISK GROUP"

The article presents the experience of preparing students for work with children from families of the “risk group”. Specific psychological and personal characteristics of children of the “risk group” are described. The results of research on the motivational choice of the profession of modern students and readiness to work with this category of children are shown.

Текст научной работы на тему «Организация подготовки современных студентов к работе с детьми из семей "группы риска"»

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Калинина Т.В.

В статье представлен опыт подготовки студентов к работе с детьми из семей «группы риска». Описаны специфические психологические и личностные особенности детей «группы риска». Показаны результаты исследований по изучению мотивационного выбора профессии современных студентов и готовности к работе с данной категорией детей.

Ключевые слова: студенты: дети «группыриска»: подготовка: мотивация: готовность.

ORGANIZATION OF PREPARATION OF MODERN STUDENTS FOR WORK WITH CHILDREN FROM FAMILIES OF THE «RISK GROUP»

Kalinin а Т. V.

The article presents the experience of preparing students for work with children from families of the "risk group ". Specific psychological andpersonal characteristics of children of the "risk group" are described. The results of research on the motivational choice of the profession of modern students and readiness to work with this category> of children are shown.

Keywords: students; children of the "risk group": preparation: motivation: readiness.

Введение

Современные условия Российского общества, нестабильность социально-экономических условий, безработица, активные мигра-

ционные процессы, приводят к разрушению ценностной структуры семьи, снижению ее воспитательного потенциала и способствуют формированию семей «группы риска».

Отсутствие адекватных психологических защит приводит к формированию различного рода зависимостей у взрослых - алкогольной наркотической, интернети др. зависимостей. Ребенок, воспитывающийся в таких условиях, остается один на один со своими проблемами. Семья выталкивает его за свои пределы. Ребенок ищет место, где он мог бы обрести душевный покой, осознать свою ценность и значимость и нуждаются в неотложной социальной, а главное психолого-педагогической помощи. При всех усилиях государства и общества, проблема роста семей «группы риска» и детей, воспитывающихся в них, неуклонно растет.

Многочисленные данные, отечественных и зарубежных исследователей: Дж. Боулби, У. Голдфарб, Д. Пруг, С.М. Бондаренко, Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, A.M. Прихожан, И.А. Фурманов, H.H. Толстых, И.В. Дубровина, J1.M. Шипицина и др.

Потеря семьи, даже временная, носит для ребенка глубокий стрессовый характер. Психологи отмечают, что часто условия жизни в учреждениях интернатного типа накладывают на ребенка печать глубокой и разносторонней депривации, а сами учреждения не в состоянии в полной мере заместить родную семью для ребенка [1].

Несомненно, что таким детям необходима специальная, разносторонняя и своевременная комплексная социально-психолого-педагогическая помощь и поддержка психологов и социальных педагогов.

Исследования показывают, что в условиях преимущественной ориентации системы высшего профессионального образования на запросы непосредственных пользователей образовательных услуг, процесс принятия старшеклассниками решений о выборе профессии нередко продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, представления о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности [2].

Материалы и методы исследования

С целью выявления особенностей профессиональной направленности личности современных студентов нами был использован комплекс методик:

• методика изучения мотивов профессионального выбора;

• методика изучения профессиональной направленности личности (автор Дж. Голланд, модификация A.A. Азбель при участии А.Г. Грецова.);

Методика изучения мотивов профессионального выбора включает в себя ряд основных мотивов, ранжирование которых дает возможность выявить смыслообразующие мотивы-цели, а следовательно и внутреннюю позицию личности, ее субъективное отношение к выбранной профессии.

Результаты исследования

Результаты диагностики и анализ многолетних наблюдений за студентами, в частности первого курса, на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ, позволяют выделить общие тенденции мотивации выбора профессии и готовности работы с различными категориями клиентов.

В изучении мотивов профессионального выбора участвовало 35 студентов 1 курса специальности «Педагогика и психология де-виантного поведения» и направления подготовки Психолого-педа-гогическое образование («Психология и социальная педагогика»).

В целом, можно отметить, что у первокурсников выражена внутренняя положительная мотивация учения.

Следует отметить что, в 2017-2018 учебном году не значимыми являются мотивы, связанные с такими причинами как: не хочу идти в армию, хочу получить отсрочку от армии. Следовательно, данный факт уже не является социально значимым. По наблюдениям преподавателей определенная часть обучающихся скорее стремится к службе в вооруженных силах, нежели, чем предпринимает усилия избежать ее, в связи с тем, что это является показателем социальной успешности, кроме того, на данный момент, юноши

прошедшие службу имеют ряд льгот при трудоустройстве на государственную службу.

Результаты, полученные при исследовании студентов 1 курса (7 человек), обучающихся по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика», по методике изучения профессиональной направленности личности (автор Дж. Голланд; модификация A.A. Азбель, при участии А.Г. Грецова) свидетельствуют о том, что у них наблюдаются некоторые общие тенденции профессиональной направленности со студентами 1 курса специальности «Педагогика и психология деви-антного поведения», но их нельзя назвать идентичными.

Так, если у студентов специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (28 студентов) было выявлено 36,8% студентов с предприимчивым типом профессиональной направленности, то у студентов профиля «Психология и социальная педагогика» этот процент составил 42,2% студентов, но при этом соотношение студентов художественного типа профессиональной направленности было следующим 31,6% в первом и 21,1% во втором случае.

Таким образом, у студентов профиля подготовки «Психология и социальная педагогика» в большей степени преобладает предприимчивый тип профессиональной направленности. Что может свидетельствовать о том, что у студентов-первокурсников профиля «Психология и социальная педагогика» в меньшей степени выражен социальный тип профессиональной направленности, наиболее благоприятный для будущей профессиональной деятельности, всего 10,5% студентов по сравнению со студентами специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» где социальный тип профессиональной направленности был определен у 15,8% студентов.

Интеллектуальный тип профессиональной направленности у студентов-первокурсников профиля «Психология и социальная педагогика» представлен также ниже (10,5% и 5,3% соответственно).

По сравнению со студентами специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» в группе студентов профиля «Психология и социальная педагогика» были выявлены студенты

с реалистическим типом профессиональной направленности личности (15,8%). Такие студенты, как правило, ориентированы, в основном, на практический труд, быстрый результат деятельности. Они склонны заниматься конкретными вещами и их использованием. Общение не является ведущим в структуре их деятельности, а связано, скорее, с приемом и переработкой информации. В определенной степени они близки к студентам с конвенциональным типом профессиональной направленности личности.

Однако из беседы с первокурсниками, участвующими в экспериментальной работе, становится понятно, что в ходе осуществления профессионального выбора, все они ориентировались, прежде всего, на работу с социально-благополучными детьми, воспитывающимися в семье и многие из них признаются, что не только не готовы к работе с детьми «группы риска», но и не хотели бы с ними работать, в то время, как в ходе прохождения различных видов практики, студентам приходится встречаться с детьми данной категории.

Обсуждение результатов

Таким образом, изучение учебной и профессиональной мотивации свидетельствует о недостаточно выраженном положительном отношении студентов-первокурсников к себе, как субъектам профессиональной деятельности и несформированности у них сензи-тивности, столь необходимой в межличностном взаимодействии с детьми «группы риска».

Психолош-педагогический факультет Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, постоянно совершенствует профессиональную подготовку обучающихся, содействуя созданию оптимальных условий для осуществления учебного процесса не только в стенах факультета, но и за его пределами, в ходе социального сотрудничества с различными учреждениями, организациями и учебными заведениями города, выступающими в качестве баз различных видов практик г. Арзамаса, а так же городов и рабочих поселков Нижегородской области.

В процессе обучения на факультете, студенты-практиканты часто выступают в роли волонтеров и способствуют обеспечению детям

«группы риска» позитивного опыта межличностного взаимодействия в нормативной социальной среде через: оказание помощи в организации досуга детей, работы различных кружков и студий, оказании помощи в подготовке школьных уроков, организации посещения различных учреждений культуры. А старшекурсники имеют возможность и личного участия в качестве со-ведущих коррекционно-развивающих занятий и тренинговых программ [3].

В современных условиях профессиональной подготовки, студенты не только получают практический опыт, но и проводят психологические исследования, результаты которых ложится в основу курсовых работ, научных публикаций, докладов научных студенческих конференций различного уровня, становятся базой для бакалаврских выпускных квалификационных работ, а при продолжении обучения в магистратуре и для магистерских диссертаций.

Заключение (выводы)

Таким образом, организация подготовки современных студентов к работе с детьми из семей «группы риска» позволяет нам по окончании обучения получить выпускников с адекватным первичным практическим опытом психолого-педашгической поддержки и сопровождения детей «группы риска», готовых не только к осуществлению необходимой социально-педагогической помощи данной категории детей, но и к непрерывному профессиональному образованию, росту.

Несомненно, то, что не всегда удается избежать трудностей в профессиональной подготовке современных специалистов, способных к работе с детьми «группы риска».

Но именно тесная связь теоретических знаний и их практикоо-риентированного использования в процессе подготовки студентов к взаимодействию с детьми данной категории, позволяет им раскрыть собственный личностный потенциал будущего специалиста, проявить самостоятельность, а самое главное, получить практические навыки, практической работы с детьми «группы риска», что, несомненно, способствует обеспечению высокого качества подготовки специалистов высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Калинина Т.В. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с депривированными детьми // Высшее образование сегодня. 2007. №10. С. 52-53.

2. Беганцова И.С. Возможности профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля к работе с девиантными детьми и подростками // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы: международной заочной научно-практической конференции / Под редакцией Т.Т. Щ единой, Ю.Е. Болотина. 2015. С. 302-305.

3. Калинина Т.В. Педагогические условия организации межличностного взаимодействия младших школьников в учреждениях интернатного типа: дис.... канд. педагогических наук: 13.00.01 / Калинина Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского]. Арзамас, 2009. 232 е.].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) ул. К. Маркса, 36, г. Арзамас Нижегородская область, Россия

kalininatv(a),list. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR Kalinina Tatyana Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

National Research Nizhny Novgorod State University named a fter N.I. Lobachevskу (Arzamas Branch)

36. KMctrksa St., Arzamas, Nizhny Novgorod Region, Russia kalininatv(xl>list. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.