Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 17-27.
УДК 81-26
Е.И. Клинк, А.А. Шмаков Барнаул, Россия
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИКИ КОММУНИКАТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОММУНИКАЦИИ
Методика коммуникативного моделирования применима к текстам с различными коммуникативными статусами; она позволяет рассмотреть в качестве объекта моделирования как микро-, так и макросреду бытия текста. Бытие текста рассматривается как процесс его трансформаций в акте коммуникации. Для текстов имиджевых статей микросредой бытия текста является ситуация PR-коммуникации, для интернет-текстов - коммуникативный акт. Использование данной методики позволяет установить уникальное соотношение между компонентами коммуникативного акта в каждой конкретной ситуации общения в различных сферах речевой коммуникации. В данной статье микросреда анализируется на материале текстов имиджевых статей в русскоязычных журналах, макросреда - на материале текстов интернет-коммуникации.
Ключевые слова: методика коммуникативного моделирования, интернеткоммуникация, блог, имиджевая статья, модель «проблема-решение».
В рамках коммуникативного подхода текст представляет собой «сообщение» вещного мира, обращенное к человеку говорящему и слушающему (Homo Loquens] - смыслопонимающему и смыслотворящему существу. Именно Homo Loquens (по Н.В. Панченко, А.А. Чувакину и др.) осуществляет выбор конкретных форм выражения значимого смысла из потенциально возможного множества и творит тем самым новую реальность - текст, который, в свою очередь, трансформируясь, начинает самостоятельное существование в мире (ср. принцип коммуникативной трансформируемости в исследованиях Ю.Ю. Бровкиной, Н.А. Волковой, Т.Н. Никоновой, А.А. Чувакина [2000]].
Эта надперсональная, универсальная смысловая реальность в свою очередь «нуждается» в человеке как носителе языка, чтобы осуществиться в человеческом мире, обретя бесконечную вариативность и полноту воплощения. С этой идеей схожа мысль, высказанная У. Эко: «Слово не есть знак. В нем раскрывается само бытие» [Эко 1998: 23]. Таким образом, язык необходим человеку для выражения как вещного мира, так и собственного отношения к нему. Эти два компонента являются неотъем-
© Е.И. Клинк, А.А. Шмаков, 2014
18
Раздел I. Теория коммуникации
лемыми частями коммуникативного процесса и могут быть подвергнуты процедуре моделирования.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы доказать правомерность использования методики коммуникативного моделирования в исследовании объектов с различными коммуникативными статусами на примере PR- и интернет-коммуникации.
Моделирование как процесс построения моделей реально существующих объектов (процессов, явлений] и их исследование в современной филологии используется все чаще, поскольку позволяет переместить акцент с рассмотрения «объектов-целостностей на объекты-ситуации и объекты-взаимодействия» [Бермус 2007: 57]. При этом моделирование трактуется как обладающая двоякой гносеологической характеристикой форма исследования, где предмет моделирования рассматривается как система и сам модельный познавательный процесс расчленяется на систему моделей, каждая из которых отображает многоаспектный срез моделируемой системы, а все вместе дают ее «интегративное», интердисциплинарное представление [Городецкий 1989: 8]. Объектом моделирования оказываются не только статичные феномены (ср. модель простого предложения], но и динамические образования (текстовые, дискурсивные модели].
В современной лингвистике активно используется методика коммуникативного моделирования, суть которой заключается в построении моделей объектов лингвистической природы с точки зрениях отнесенности их компонентов к процессу коммуникации.
Сегодня коммуникативные модели строятся на основе комплексных методик с привлечением теоретических положений прагмалингви-стики, теории дискурса, когнитивной лингвистики [Олешков 2007; Мясников 2011; Сидоров 2009; Чернышова 2009 и др.]. Многоаспектность порождает достаточно обширный перечень параметров, включенных в коммуникативную модель, однако, с точки зрения некоторых исследователей, например С.В. Якишина, все коммуникативные модели могут быть классифицированы по такому основанию, как «место человека в коммуникации», когда выделяются три группы моделей [Якишин 2011: 138]: 1] модели-«механизмы», в которых роль сводится к роли «наладчика», наблюдателя коммуникативного процесса; 2] модели «механизм - человек»; 3] модели «человек - человек», в которых важную роль играют личностные, психологические, социальные и иные характеристики коммуникантов.
Данное исследование выполнено в русле моделей третьей группы и основано на традиционной модели коммуникативного акта, включающей следующие компоненты: коммуниканты, текст, процессы говорения / понимания, ситуацию, практические и коммуникативные цели [Чу-вакин 2010: 29]. Гипотеза авторов статьи заключается в том, что методика
Е.И. Клинк, А.А. Шмаков
19
коммуникативного моделирования может быть применима как к микро-, так и к макросреде.
Согласно предложенному А.А. Чувакиным делению коммуникативного пространства на микро- и макросреду [Чувакин 2010: 32], в данной статье в качестве микросреды существования текста рассматривается коммуникативный акт, ограниченный ситуативно-тематической рамкой, а в качестве макросреды - внешняя среда его бытия. Далее обратимся к анализу текстов, функционирующих в разных коммуникативных сферах, и покажем возможности моделирования микросреды (на материале текстов имиджевых статей] и макросреды (на материале форматов интернет-коммуникации).
Для текстов имиджевых статей микросредой является ситуация PR-коммуникации. В зависимости от набора компонентов этой ситуации возможны разные варианты построения текста. В данной статье в качестве примера рассмотрим модель «проблема-решение» как способ организации текста имиджевой статьи. Моделирование происходит с опорой на жанровые факторы, важнейшим из которых является предмет отображения, понимаемый нами как конкретный фрагмент действительности, репрезентирующийся в тексте.
А.А. Тертычный выделяет следующие разновидности предмета отображения: 1] событие; 2] процесс; 3] ситуация; 4] личность [Тертыч-ный 2011].
В текстах, построенных по модели «проблема - решение», предметом отображения является ситуация: «...определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т. п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий» [Тертычный 2011: 18].
Рассмотрим серию имиджевых статей о компании Microsoft, опубликованных под общим слоганом: «Решения, актуальные сегодня» в журнале «Эксперт» (2009. № 38, 46, 48]. В данных статьях мы не наблюдаем никаких конкретных действий, ограниченных определенными временными рамками - нет ни изначальной точки, от которой идет отсчет, ни конечной, маркирующей завершение деятельности субъекта. Эта пространственно-временная неопределенность позволяет нам говорить, что имеет место не описание конкретного события, а ситуация как некое положение неопределенной длительности. Единственной координатой такого положения становится точка «сейчас», что отражается как на уровне общего слогана: «Решения, актуальные сегодня», так и на уровне заголовков каждой из статей: «Самое время уменьшить бизнес-расходы» (№ 38], «Пора увидеть четкую картину бизнеса» (№ 46], «Время эффективнее распределять средства» (№ 48]. Актуализация модусного временного значе-
20
Раздел I. Теория коммуникации
ния, которое описывает происходящее именно в данное время, создает эффект включения читателя в описываемую ситуацию.
Ситуация, вводимая автором в текст, как правило, актуализирует какую-либо значимую проблему, посредством решения которой и конструируется имиджевая составляющая субъекта. Основной схемой организации информации в таких текстах является модель «проблема - решение», при реализации которой в основной заголовок и / или в лид-абзац выносится задача, решение которой является важным для целевой аудитории, а текст содержит информацию о способе решения данной задачи с помощью продукта / услуги, описываемых в тексте. Эта общая модель членится на четыре более частных компонента: постановка проблемы, описание, решение, введение субъекта.
1. Постановка проблемы. В наших примерах постановка проблемы в тексте отражается на уровне заголовка, причем происходит это имплицитно. «Самое время уменьшить бизнес-расходы» - пресуппозицией в данном случае является положение о том, что проблема больших расходов существует и что с этим нужно как-то бороться. Здесь можно вспомнить принцип кооперации и коммуникативные импликатуры Г.П. Грайса, позволяющие говорящему воплотить свое намерение, не прибегая в вербальному выражению того, что может быть выведено слушающим по правилам импликации [Грайс 1985].
2. Описание (введение в проблему). Описание сути проблемы дается в лид-абзаце; в сжатой оптимизированной форме автор излагает наиболее важную информацию. Как правило, лид выделяют графически и композиционно для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать и побудить его к дальнейшему чтению текста. В анализируемой серии статей представлен именно такой, классический вариант лида: «Ежедневные расходы на содержание бизнеса зачастую “съедают” до 30 % бюджета. Оптимизировать их без кардинальных изменений в рабочих процессах помогут технологии Microsoft» (№ 38], «Для эффективного управления компанией руководителю нужна четкая картина бизнеса. В условиях нестабильного рынка ответственность за точность принятия решений особенно высока. Оперативно и верно принимать важные решения помогут технологии Microsoft» (№ 46], «Оперативное управление бизнесом особенно важно в условиях нестабильного рынка. Правильно управлять финансами вам помогут решения от Microsoft» (№ 48].
3. Возможность решения проблемы. В наших примерах данный элемент модели частично представлен уже в лиде: «...помогут технологии Microsoft» (см. выше]. В развернутом виде решение проблемы дается в основном тексте статьи, где подробно описывается предлагаемый продукт или услуга.
4. Введение субъекта. Последний элемент модели на уровне текста отражается в адресной части. После описания проблемы и предлагаемого
Е.И. Клинк, А.А. Шмаков
21
решения дается «адрес», по которому можно обратиться. Этот адрес -координаты базисного субъекта (в наших примерах - компании Microsoft], который способен разрешить описанную в тексте проблемную ситуацию: «БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: как сократить расходы компании при помощи ИТ. Закажите консультацию: +7 (495] 789-81-02». Адресная часть как структурный элемент тоже выделяется графически. Следует отметить, что субъект может быть введен и на более высоких уровнях структуры -в заголовке или лид-абзаце (последнее как раз имеет место в наших примерах]. Но на данных структурных уровнях, в отличие от адресной части, введение происходит только посредством употребления имени; никаких координат при этом не дается. Таким образом, можно констатировать взаимопроникновение элементов модели. На наш взгляд, этот процесс связан с функцией лид-абзаца (и отчасти заголовка], которая предполагает концентрацию основного смысла статьи на коротком текстовом промежутке. В таком «концентрате» должны в оптимизированной форме найти отражение все важнейшие элементы макроструктуры, которые позднее будут раскрыты более детально.
Модель «проблема-решение» отражает процесс взаимодействия автора и адресата в ситуации PR-коммуникации посредством текста как центрального звена этого процесса. Разные компоненты данной модели находят свое отражение на определенных уровнях структуры текста и обладают способностью к взаимопроникновению.
Далее обратимся к текстам интернет-коммуникации. Для описания феноменов интернет-коммуникации лингвисты используют понятие формата, трактуемое как «специфическая технологическая организация информационного и коммуникативного контента, детерминирующая конкретный набор функциональных возможностей и ограничений» [Усачева 2009: 64]. Именно формат, согласно нашей точке зрения, представляет собой макросреду бытия текста интернет-коммуникации. Введение понятия «формат» в круг традиционно используемых при изучении других типов коммуникации («жанр», «жанр дискурса» и др.] позволяет не только эксплицировать факторы, определяющие процесс создания текста в условиях определенной среды, но и провести моделирование коммуникативного процесса в этой среде. В рамках данной статьи мы остановимся на одном из них - факторе интерфейса (S. Herring] - технологических особенностях организации пространства того или иного ресурса сети Интернет.
Элементами интерфейса блога, размещенного на ресурсе www.livejournal.com, являются несколько пересекающихся полей разной степени динамичности, содержащих различные тексты: поле собственных записей, поле комментариев, поле ленты записей «друзей», поле метаинформации о пользователе. Наивысшей скоростью изменения обладает поле ленты «друзей»: чем больше «друзей» у пользователя, тем выше скорость смены записей в ленте. Менее динамичным является поле
22
Раздел I. Теория коммуникации
записей пользователя: частоту появления новых «постов» определяет сам автор блога. Информация о пользователе наиболее статична, и это объясняется ее функцией - быть ядром блога, относительной константой хронотопа виртуальной реальности. Рассмотрим пример информации об одном из пользователей (коммуникантов] «Живого Журнала»:
£ntv
НТВ
Только правда
it Платный аккаунт, Создан 7 ноября 2007 (#14201556), обновлялся 04 февраля 2013 [Подарить?
Ув. 52 место в общем рейтинге пользователей ф Социальный капитал: 1 549 О
421 запись в журнале 2 записи в избранном
13 947 комментариев отправлено 2 282 (ТютограЗоии 33 550 комментариев получено 1 виртуальный подарок 267 меток 7 картинок пользователя
Рис. 1. Раздел «Информация о пользователе»
Рис. 1 демонстрирует интерфейс раздела «Информация о пользователе» (User Info], в котором собрана статистика об активности автора блога: количество записей и комментариев в блоге, использование визуальных средств самоидентификации (картинок пользователя - «юзерпиков»], и «меток» - элементов гипертекста, позволяющих осуществлять «сквозную» типологию авторских записей в блоге для облегчения их дальнейшего использования и поиска. На приведенном рисунке подчеркнутыми являются элементы гипертекста, позволяющие немедленно перейти к соответствующим разделам.
Данные, представленные в разделе «User Info», могут быть использованы другими пользователями в качестве «экстралингвистической» информации при ознакомлении с интернет-коммуникативным продуктом автора - блогом: на их основании каждый новый пользователь может составить себе представление об авторе блога, о его интересах и увлечениях.
Блог как макросреда интернет-коммуникативного акта имеет свой уникальный интернет-адрес - локализацию в виртуальном пространстве: например, www.aaa.livejournal.com,www.bbb.livejournal.com и т. д. Чтобы найти тот или иной блог, не обязательно посещать главную страницу ресурса (в отличие от форума, где для поиска нужной темы обязательно прохождение главной страницы]. Коммуникативное пространство блога на примере интерфейса «Живого Журнала» имеет структуру, изображенную на рис. 2. Моделированию подвергаются текстовые блоки,
Е.И. Клинк, А.А. Шмаков
23
составляющие интерфейс, используемый коммуникантами для осуществления вербального и невербального взаимодействия.
Рис. 2. Модель коммуникативного пространства блога «ЖивойЖурнал»
На главной странице «Живого Журнала» представлены только самые популярные - 1] записи (в обратном хронологическом порядке], 2) пользователи, 3] сообщества (коллективные блоги]. Имеется постоянная рубрика «вопрос дня», рекламные баннеры и ссылки на другие сайты. Отдельно вынесена строка поиска, при помощи которой можно найти интересующую информацию (автора, блог, запись и пр. данные]. Данные элементы интерфейса сайта позволяют пользователям осуществлять коммуникативное взаимодействие.
Непосредственных ссылок на отдельные блоги, кроме популярных, на главной странице нет, поэтому попасть в блог конкретного пользователя можно либо зная его уникальный адрес, либо найдя его через поиск.
В блоге комментарии не пронумерованы, однако каждый комментарий помечен картинкой, которую автор сам выбирает для постоянной идентификации. Далее следуют метка времени появления комментария
24
Раздел I. Теория коммуникации
и сетевое имя комментатора, которое соответствует имени автора дневника в сети. С юзерпика и имени действует ссылка на дневник комментатора. Комментарии, относящиеся к сообщениям, расположены в порядке поступления под комментируемыми со сдвигом на один шаг вправо:
j^rwaterwall
30 декабря 2012,11:14:07 UTC
Ну дык что тут сказать. Надо летать нормальными авиакомпаниями...
Есть же KLM. Lufthansa. Emirates.
Падно там чартеры в Египет и Тай, тут понятно цена играет значение, ноевропа то?Г Разница в еденицы тысяч между нормальными и российскими авиалиниями...
Ответить Развернуть
^col curtz
30 декабря 2012,12:10:11 UTC
Кстати да, самый адекватный комент.
Рис. 3. Комментарии к записям в «Живом Журнале»
На рис. 3 представлены комментарии к записи одного из коммуникантов, связанной с катастрофой самолета ТУ-204 в аэропорту «Внуково» в конце декабря 2012 г. Комментарии не только являются формой выражения ответной реакции читателей блога, но и сами создают среду существования для последующих текстов. Так, комментарии второго и последующих уровней по своей сути могут нести оценочные суждения, связанные не с содержанием самой записи, а со смыслом комментария уровнем ниже, о чем на рис. 3 говорит фраза «Кстати да, самый адекватный комент» от пользователя col_curtz, относящаяся к предыдущему комментарию.
Таким образом, интерфейс «Живого Журнала» представляет собой уникальную комбинацию текстов различной степени динамичности, основанную на механизмах автоматизированного обмена информацией между пользователями. Интерактивность макросреды коммуникации обеспечивается использованием гипертекстовых технологий, высокой степенью креолизации текстов - использованием аудио-визуальных компонентов. Все эти характеристики создают особую среду существования текста в интернет-среде, отличную от традиционных устной и письменной коммуникации.
Функциональное назначение языка было определено К. Ясперсом следующим образом: «Язык служит выражением бытия. Он порожден бытием и отнюдь не является механическим средством. Язык принадлежит бытию» [Ясперс 1995: 197]. Развивая мысль К. Ясперса, можно сказать, что текст как реализация возможностей языковой системы в ситуации конкретного речевого акта, будь то реальная или виртуальная коммуникация, представляет собой самостоятельную реальность, в которой сущест-
Е.И. Клинк, А.А. Шмаков
25
вуют участники коммуникации, «высловляя» ее. Именно текст - единый пространственно-временной континуум - объединяет воедино фрагменты этих разрозненных феноменологических реальностей, которые до этого не соприкасались друг с другом. Это подтверждает проведенный эмпирический анализ двух различных типов коммуникации.
Методика коммуникативного моделирования обнаруживает возможность варьирования при использовании ее для изучения коммуникативных объектов с различными статусами, что говорит о ее гибкости и универсальности.
Использование методики коммуникативного моделирования при исследовании различных типов коммуникации позволяет установить уникальное соотношение между компонентами коммуникативного акта в каждом конкретном случае, что в перспективе может быть использовано в качестве материала для разработки «коммуникативных атласов» -справочников интерактивного типа, позволяющих смоделировать любой тип коммуникативной ситуации по заданным параметрам.
Список литературы
1. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию. М., 2007.
2. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIV. М., 1989.
3. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М., 1985.
4. Мясников И.Ю. Коммуникативное моделирование прессы: жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса // Вестник ТГУ. Филология. 2011. № 3 (15).
5. Олешков М.Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Тагил, 2007.
6. Сидоров Е.В. Онтология дискурса. М., 2009.
7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2011.
8. Усачева О.Ю. К вопросу о жанрах интернет-коммуникации // Вестник МГОУ. Сер. «Русская филология». М., 2009. № 3.
9. Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М., 2009.
10. Чувакин А.А. К проблеме деривационной текстологии / А.А. Чувакин, Ю.Ю. Бровкина, Н.А. Волкова, Т.Н. Никонова // Человек - Коммуникация - Текст. Вып. 4. Барнаул, 2000.
11. Чувакин А.А. Текст как объект и предмет лингвистики // Теория текста.
М., 2010.
12. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.
13. Якишин С.В. Классификация коммуникаций, базирующихся на взаимодействии культуры и человека // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2011. № 2 (22). С. 136-139.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
26
Раздел I. Теория коммуникации
References
1. Bermus A.G. Vvedenie v gumanitarnuyu metodologiyu [Introduction into humanitarian methodology]. Moscow, 2007.
2. Gorodetskiy B.Yu. Computer linguistics: modeling of language communication [Kompjuternaya lingvistika: modelirovanie yazykovogo obshheniya]. Novoe v za-rubezhnoy lingvistike [New in foreign linguistics]. Moscow, 1989, no. XXIV.
3. Grais G.P. Logic and speech communication [Logika i rechevoe obshchenie]. Novoe v zarubezhnoy lingvistike [New in foreign linguistics]. Moscow, 1985, no. XVI.
4. Myasnikov I.Yu. Communicative modeling of press: genre structure of edition as a key to the structure of its discourse [Kommunikativnoe modelirovanie pressy: zhanrovaya struktura izdaniya kak klyuch k strukture ego diskursa]. Vestnik TGU. Filologiya - Bulletin of Tomsk State University. Philology, 2011, no. 3 (15).
5. Oleshkov M.Yu. Sistemnoe modelirovanie institutsionalnogo diskursa (na ma-teriale ustnykh didakticheskikh tekstov) [System modeling of institutional discourse (on the materials of didactic texts)], abstract of dissertation candidate of philological sciences. Nizhnij Tagil, 2007.
6. Sidorov E.V. Ontologya diskursa [Ontology of discourse]. Мoscow, 2009.
7. Tertychnyi А.А. Zhanry periodicheskoypechati [Genres of periodical press]. Moscow, 2011.
8. Usacheva O.Yu. To the question about genres of Internet-communication [K voprosu o zhanrakh internet-kommunikatsii]. Vestnik MGOU. Ser. “Russkaya filologiya” - Bulletin of Moscow State Region University. Ser. “Russian philology”, 2009, no. 3.
9. Chernyshova T.V. Teksty SMI v mentalno-yazykovom prostranstve sovremen-noj Rossii [Media-texts in the mental and language sphere of modern Russia]. Moscow, 2009.
10. Chuvakin А.А. To the problem of derivation textology [K probleme derivat-sionnoy tekstologii]. Chelovek - Kommunikatsiya - Tekst [Person - Communication -Text]. Barnaul, 2000, no. 4.
11. Chuvakin А.А. Text as the object of linguistics [Tekst kak objekt i predmet lingvistiki]. Teoriya teksta [Theory of text]. Moscow, 2010.
12. Ehko U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [Absent structure. Introduction into semiology]. Saint Petersburg, 1998.
13. Yakishin S.V. Classification of types of communication, based on the interaction of culture and a person [Klassifikatsiya kommunikatsiy, baziruyushhikhsya na vzaimodejstvii kultury i cheloveka]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lo-bachevskogo. Serija: Sotsialnye nauki - Bulletin of Nizhegorodskiy State University. Ser. “Social sciences”, 2011, № 2 (22), pp. 136-139.
14. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii [Sense and the aim of history]. Moscow, 1994.
Е.И. Клинк, А.А. Шмаков
27
E.I. Klink, A.A. Shmakov Barnaul, Russia
POTENTIAL OF COMMUNICATIVE METHOD OF MODELING IN RESEARCH OF DIFFERENT TYPES OF COMMUNICATION
Communicative modeling methodic is applicable to texts with different communicative statuses; it allows considering both micro- and macro environment of being of a text as an object of modeling. Being of the text is analyzed in the article as the process of text’s transformation during the act of communication. Microenvironment of being of the text of image articles is the situation of PR-communication, microenvironment for online texts is communicative act. This methodic allows setting a unique correlation between the components of the communicative act in a particular situation of communication in various fields of speech communication. In this article microenvironment is analyzed on the materials of image articles in Russian journals, macro environment - on the materials of texts in Internet communication.
Key words: communicative method of modeling, Internet-communication, blog, image article, model “problem-solution”.
Сведения об авторах:
Клинк Евгения Игоревна, аспирант, ассистент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации
Алтайский государственный университет
656049, Россия, Алтайский край, Барнаул, пр. Ленина, 61 E-mail: [email protected]
About the author:
Klink Evgenya Igorevna, postgraduate student, assistant of Chair of Russian language, literature and speech communication
Altai State University
61 Lenina pr., Barnaul, 656049, Russia
E-mail: [email protected]
Шмаков Артем Алексеевич, ассистент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации
Алтайский государственный университет
656049, Россия, Алтайский край, Барнаул, пр. Ленина, 61 E-mail: [email protected]
Shmakov Artem Alekseevich, Assistant of Chair of Russian language, literature and speech communication
Altai State University
61 Lenina pr., Barnaul, 656049, Russia
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 14.07.2014