Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
УДК 81-26
РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
А.А. Шмаков
В данной статье рассмотрена специфика бытия текста в девиантной коммуникации в диалогических форматах интернет-коммуникации на материале текстов блогов, форумов, социальных сетей. Категория бытия текста рассматривается автором как лингвистическая категория, отражающая наличие / отсутствие, особенности формально-содержательных трансформаций текста в процессе коммуникации. Обращение в текстах диалогических форматов интернет-коммуникации, по мысли автора, играет ключевую роль в силу специфики фактуры интернет-текста и отсутствия невербальных средств. В аспекте влияния на бытие текста проанализированы такие тактики девиантного коммуникативного поведения, как «флейм», «флуд», «оффтоп», «эльфинг». Рассмотрен механизм действия каждой из коммуникативных тактик и особенности их использования в диалогических форматах интернет-коммуникации с точки зрения бытия текста. Данные тактики составляют единую стратегию конфликтной коммуникации - так называемый «троллинг», которая заключается в намеренном отклонении от норм коммуникации и ведении «словесной войны». При этом бытие текста носит «волнообразный» характер, что выражается в резком росте ответных реплик на девиантное сообщение. Ключевые слова и фразы: девиантная коммуникация; диалогические форматы интернет-коммуникации; бытие текста.
SPEECH TACTICS OF DEVIANT COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF
INTERNET USERS
А.А. Shmakov
The article is devoted to the peculiarities of the text being in deviant communication in dialogic formats of Internet communication, based on the text material of blogs, forums and social networks. The category of text being is considered by the author as a linguistic category, reflecting the presence / absence, special features of formal and meaning transformation of a text in the communication process. The form of address in the texts of dialogic formats of Internet communication, according to the author's opinion, plays a key role, because of the specific texture of the Internet text and the lack of non-verbal means. In aspect of the impact on the text being such tactics of deviant communicative behavior as «flame», «flooding», «offtopic», «elfing» are analyzed. The mechanism of the action of each communication tactic and peculiarities of its use in dialogical format of Internet communication from the point of view of influence on the being of the text is analyzed. These tactics are common strategy for conflict communication, so called «trolling», which is intended to deviate from usual communication and conduct the «war of words». In this case, being of the text has «wavy» character. It is reflected in a sharp rise of responses for the deviant message.
Keywords and phrases: deviant communication; dialogic formats of Internet communication; being of a text.
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
В начале XXI века ученые-лингвисты активно занимаются изучением явлений, тенденций и процессов, возникших в новой коммуникативной среде - сети Интернет. В данной статье взаимодействие собеседников в сети Интернет рассматривается в русле коммуникативного подхода, в рамках которого текст является центральным звеном акта коммуникации (подробнее об этом см. [Шмаков 20136]). Интернет-коммуникация (далее -ИК) интерпретируется как одна из форм речевого взаимодействия, выделяемая на основе специфического канала и средства коммуникации и противопоставленная на этой основе другим формам коммуникации (устной, письменной и др.) [Интернет-коммуникация как новая речевая формация 2012: 26].
В современной русистике одной из актуальных проблем, связанных с изучением текста, является проблема изучения бытия текста в коммуникативном пространстве: «В среде текст существует, то есть находится в беспрерывной деятельности» [Чувакин 2011: 16], постоянно испытывая внешнее и внутреннее влияние других текстов, участников коммуникации и пр., он находится в постоянном изменении, никогда не бывая статичным. Прекращение этих постоянных изменений означает «смерть текста» - его выход за рамки коммуникативного пространства, поэтому исследование бытия текста представляет собой «рассмотрение воздействий на него коммуникативного пространства...» [Чувакин 2011: 16]. Задачей исследователей, работающих над решением проблемы бытия текста, является моделирование механизмов формально-содержательных трансформаций текстов в различных коммуникативных подпространствах.
Цель данной статьи - выявление специфики бытия текста в девиантной коммуникации, протекающей в диалогических форматах интернет-коммуникации (далее -ДФ ИК): интернет-форумах, блогах и социальных сетях.
ДФ ИК представляют собой открытые площадки для вопросно-ответного взаимодействия коммуникантов [Масленников 2012: 113]. Это открытые тексты, поскольку присоединиться к взаимодействию могут любые коммуниканты.
Современные лингвисты изучают ДФ ИК с разных сторон: дискурсивной - как компонент диалогического дискурса (И.С. Масленников), жанровой (А.А. Селютин), коммуникативной - с позиций влияния коммуникативной среды на характер общения (О.Ю. Усачева). В нашем понимании диалогические форматы интернет-коммуникации - это форматы ИК, позволяющие коммуникантам взаимодействовать в режимах online (реального времени) и offline (отложенной коммуникации), с использованием специально
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
разработанных интерфейсов (программных элементов, организующих коммуникативное пространство интернет-ресурса).
ДФ являются характерными представителями ИК, поскольку именно они на практике реализуют идею интерактивного дистанционного, опосредованного компьютером взаимодействия коммуникантов, создавая динамическую коммуникативную среду, в рамках которой взаимодействуют коммуниканты и созданные ими тексты.
С точки зрения Е.В. Сидорова, текст через реализацию своей интерактивной функции позволяет адресанту «осуществлять знаковое управление деятельностью (речевой и неречевой. - А.Ш.) реципиента (адресата) соотносительно деятельности автора (говорящего)» [Сидоров 2009: 138]. Без этого взаимодействие коммуникантов было бы невозможным - оно бы стало столкновением. Интерактивная функция текста связана с отражением позиций коммуникантов и их отношений в тексте. В данной статье бытие текста в ДФ ИК понимается как лингвистическая категория, характеризующая формально-содержательные коммуникативные трансформации текста, которые текст претерпевает, участвуя в речекоммуникативном взаимодействии коммуникантов в коммуникативном пространстве ДФ ИК.
Любой текст, созданный в процессе взаимодействия коммуникантов в ДФ ИК, обладает обращенностью - «всеобщей предназначенностью высказывания своему потенциальному адресату» [Митрофанова 2009: 9] - одной из категорий, через которые реализуется интерактивная функция текста («осуществление знакового управления деятельностью адресата» [Сидоров 2009: 138]). Создавая текст, говорящий «не может не принимать во внимание фигуру адресата, который <...> определяет цель любого коммуникативного акта» [Чернышова 2009: 11]. Наличие эксплицитно выраженного обращения в тексте позволяет выделить тип текст с обращением [Шмаков 2013б: 139].
В ИК адресат не представлен реально, но и не является воображаемым, а присутствует «здесь и сейчас» через текст ответной реплики, таким образом, ИК характеризуется изменением пространственно-временных представлений, связанным с «виртуальностью» пространства коммуникации. В силу того, что в ИК не используются невербальные средства коммуникации, позволяющие выделить адресата, обращение имеет фундаментальную ценность для текста в ИК. Для исследования бытия текста требуется уловить самый момент «сопряжения» сознаний коммуникантов, в который происходит трансформация инициального текста в текст-ответ. Данная задача представляется нам решаемой при
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
помощи использования методики коммуникативного моделирования бытия текста (подробнее о данной методике см. [Шмаков 2013 а]).
ИК носит не только конструктивный, но и деструктивный характер. Согласно определению, данному в «Этнопсихологическом словаре», девиантными называются «отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом» [Этнопсихологический словарь 1999: 58]. Следовательно, если речевое поведение выходит за рамки норм, установленных в определенной коммуникативной среде, то его можно охарактеризовать как девиантное. Техническая опосредованность ИК накладывает определенные требования, нацеленные на формализацию коммуникации и имеющие своей целью сделать процесс коммуникации в сети более комфортным (а иногда и просто возможным). Таким образом, в рамках данной статьи девиантная коммуникация в ДФ ИК трактуется как отклоняющееся от общепризнанных норм коммуникативное поведение, приводящее к нарушению этих норм и вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны остальных участников коммуникативного акта.
Девиантная коммуникация, реализующаяся в ряде коммуникативных стратегий «конфронтационного характера» (термин [Третьякова 2000]), является одной из предпосылок, ведущей к речекоммуникативному конфликту. О.Ю. Усачева, говоря о речекоммуникативном конфликте в ИК, отмечает, что «к числу конфликтогенных факторов в сетевой среде принадлежит в первую очередь фактор опосредованности коммуникации, подразумевающий ряд других конститутивных характеристик, таких как анонимность и безопасность речевых партнеров (вследствие их физической непредставленности), преобладающая равностатусность и неинституциональность общения и др.» [Усачева. URL: http://www.dialog-21.ru/Archive/2005/UsachevaO/UsachevaO.pdf (дата обращения -30.05.2014)]. Данные факторы в той или иной мере способствуют снятию целого ряда социокультурных и психологических ограничений, обычно налагаемых на речевое поведение в несетевой коммуникации. Сочетание данных стратегий и технических параметров коммуникативной среды определяет специфику бытия текста в девиантной коммуникации в ДФ ИК.
Далее рассмотрим модели бытия текста в условиях применения коммуникантами определенных речевых тактик, специфичных для ДФ ИК. К числу таких тактик ученые-
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
лингвисты обычно относят «флуд», «флейм» и «оффтоп» [Лутовинова 2013; Усачева. URL: http://www.dialog-21.ru/Archive/2005/UsachevaO/UsachevaO.pdf (дата обращения -30.05.2014)]. Перечисленные стратегии, используемые в ДФ ИК, составляют частные реализации такой стратегии девиантной коммуникации, как «троллинг», наряду со спамом в формате электронной почты.
На сегодняшний день лингвисты еще не дали единого определения понятию «троллинг» (в дословном переводе с англ. trolling - «ловля рыбы на блесну»), однако, исходя из анализа эмпирического материала, можно сказать, что это вид девиантного поведения в ИК, выступающий в виде размещения в ДФ ИК текстов провокативного характера с целью нарушения процесса коммуникации и вызова негативной реакции со стороны партнеров по коммуникации. Особенно часто это проявляется в дискуссионных темах ИФ и блогов, социальных сетей. Так, в социальной сети «ВКонтакте» создаются группы, объявляющие своей целью осуществление девиантной коммуникации посредством троллинга и входящих в него коммуникативных тактик. Характерным представителем подобных интернет-сообществ является группа под названием «Вы все уроды!», члены которой размещают надпись «Вы все уроды!» в других группах и на страницах других пользователей:
Описание: Реально я смотрю сплошные уроды! )))) Тусят
здесь постоянно... сколько можно ;ц.., целый час просматривал фотографии как в зоопарке... в жизни таких не видел... Все их можно внести как фотографии на тему 'дегенераты*. Где вы такие беретесь!!? Я вас спрашиваю))))) И почему вас так
безысходности... от общения с такими как вы создал эту группу! Профайл не удалить... хотя бы
Категория обращенности во фразе «Вы все уроды!» выражена при помощи личного местоимения «Вы», автор использует местоимения «я» для экспликации собственной позиции: «Реально я смотрю сплошные уроды!)))». Это задает вектор коммуникации «от одного - многим». Далее в «Описании» адресат никак не конкретизируется или специфицируется, указана лишь причина создания группы «от безысходности . от общения с такими как вы.». Наличие невербальных компонентов в тексте описания «)))» -
297
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
смайликов, символизирующих улыбку, - говорит о том, что автор иронизирует над своим адресатом, и данное высказывание не следует воспринимать как серьезное. Последнее высказывание приведено на английском языке «Help... freaks attack us!», что дословно переводится как «Помогите. хиппи атакуют нас!», это создает комический эффект.
Хотя на первый взгляд кажется, что троллинг возникает «на пустом месте», его причины и предпосылки кроются в реальной действительности, вне интернет-коммуникации. Всегда есть некая докоммуникативная ситуация противоречия между партнерами по коммуникации, а именно: имеющиеся разногласия в интересах, установках, целях, во взглядах и мнениях, подлежащих актуализации в ходе общения.
Однако само по себе наличие противоречий между партнерами по коммуникации еще не вызывает речекоммуникативного конфликта. При обнаружении предпосылок девиантной коммуникации (в частности, провоцирующей фразы со стороны одного из коммуникантов) исход коммуникативного акта зависит от выбора той или иной речекоммуникативной стратегии: кооперативной или конфронтационной. Как правило, девиантная коммуникация характеризуется второй, что определяет специфику бытия текста с обращением.
Троллинг реализуется посредством определенных коммуникативных тактик негативного речевого поведения. Далее рассмотрим основные.
1. Флуд (от англ. flood - «наводнение») - это «поток сообщений, не несущий никакой смысловой нагрузки в отношении того контекста, в который он помещается, это "мусорный трафик", который вполне можно удалить без нарушения всего контекста» [Лутовинова 2013: 22]. Для интернет-коммуниканта, оставляющего неинформативное сообщение, важно, чтобы его выделили среди остальных, заметили его неординарность (например, комментирование фотографий при помощи наборов букв или иных знаков), он хочет сделать так, чтобы его высказывания нельзя было не заметить, однако при этом они абсолютно не связаны с контекстом в смысловом отношении. Этот факт демонстрирует пример комментариев к фотографии, размещенной на одной из страниц социальной сети «ВКонтакте» (URL: https://vk.com/wall-30431255?offset=180&own=1&z=photo-30431255_309307208%2Falbum-30431255_00%2Frev (дата обращения - 30.05.2014):
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
Ответить
Артем Камалеев
31 авг в 20:42
Ответить
Виктория Гофман
/
Яна Платон
31 авг в 20:51 I Ответить
авг в 21:10 Ответить
Дарья Ражева А
2 сен в 2:45 . Ответить
гч
Венера *
Ответить
Комментировать.
На приведенном выше рисунке отображены «комментарии» к фотографии, на которой изображены различные типы макияжа для глаз и имеется подпись «чарующий взгляд». Говорить о прогнозируемости бытия текста в данных коммуникативных условиях представляется невозможным. Отметим лишь, что поток бессмысленных сообщений имеет волнообразный характер: как только интерес к инициальному тексту проходит, он сразу прекращается.
2. Флейм (от англ. flame - «пламя») является второй коммуникативной тактикой троллинга и, по определению О.В. Лутовиновой, представляет собой, во-первых, «грубое провокационное сообщение, направленное на разжигание ссоры, а также процесс этой ссоры, заключающийся в отходе от темы дискуссии, переходе на личности спорящих, использовании упреков и брани вместо аргументов, а во-вторых, трактуется как разговор с нулевой информативностью.» [Лутовинова 2013: 21].
Флейм в пространстве ДФ ИК представляется своеобразной «коммуникативной борьбой», когда из множества коммуникантов, обсуждающих ту или иную тему, в центр воображаемой «арены» выходят двое и начинают доказывать свое превосходство, используя при этом инвективную лексику, ненормативное словотворчество, невербальные средства (картинки и флеш-анимацию). В данном случае коммуникативные партнеры не склонны к прекращению конфликта, т. к. доминирующим является стремление победить своего собеседника, т. е. кооперативного решения быть не может, только негативное. Часто
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
развитие коммуникативного акта данного типа может быть прервано действиями администратора или модератора интернет-ресурса, какой-то фрагмент флейма может быть удален, но некоторые сообщения остаются в виде информационного шума. Так, в одной из групп социальной сети «ВКонтакте» читаем следующие комментарии к фото (URL: https://vk.com/wall-30431255?offset=180&own=1&z=photo-30431255 309310661%2 Falbum-30431255 00%2Frev (дата обращения - 30.05.2014):
Сообщения от пользователя «Сергей Сорокин» адресовано коммуниканту по имени Артём (в социальной сети «ВКонтакте» есть опция автоматического добавления обращения при комментировании в начале фразы), сообщение которого не отображено: возможно, оно удалено модератором. Кроме того, нельзя определенно сказать, кому адресовано сообщение «Потеряйся овчарка сутулая» от коммуниканта «Иришка Беля», поскольку оно содержит обращение-характеристику («овчарка сутулая»), а не обращение-индекс (имя собственное, кличка, никнейм или проч.), и может быть отнесено к любому потенциальному собеседнику.
Таким образом, при использовании коммуникативной тактики «флейм» текст инициального сообщения быстро теряет свою актуальность, и внимание коммуникантов переносится на диалог, разворачивающийся в комментариях.
3. Третьей коммуникативной тактикой троллинга в ДФ ИК является так называемый «оффтоп» (от англ. off topic - „вне темы') - сознательное размещение сообщений, не соответствующих обсуждаемой в ДФ тематике. Бытие текста «оффтоповых» сообщений зависит от качества модерации на интернет-ресурсе. Если форум или блог редко посещается
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
и плохо модерируется, можно наблюдать следующее (URL: http://fludwm.clan.su/forum/2-15-1 (дата обращения - 30.05.2014):
Draa LOvER Дата: Четверг, 26.08.2010, 20:38 | Сообщение *
Рядовой ■□□□□ Группа: Пользователи Сообщений: 1 Репутация: 0 Статус: Offline что за чесный сайт тогда кину ссылки про заработок В И-НЕТ))) оО http://www.wmmail.ru/index.рЬр?^=Зки11_НеаО читай спам за ЛАВЕ http://www.vipip.ru/index.рЬр?ге^Ь=51577 пускаете прогу автосерфа и деньги в кармане
PROFILE |
1224 Дата: Понедельник, 21.02.2011, 21:10 | Сообщение #
Рядовой http://cash4img.ru/90/1931/
Группа: Пользователи Сообщений: 1 Репутация: 0 Статус: Offline
fr "—--■■.I
Рома Дата: Среда, 30.03.2011, 21:35 | Сообщение # 10
Рядовой ■QOOQ Группа: Пользователи Сообщений: 4 Репутация: 0 Статус: Offline Предлагаю очень хороший сайт по заработку денег в сети.. http://f¡ftry.com/?ref=2150722 Там не надо много читать и думать как этим пользоваться очень легко всё., вы смотрите рекламу которая не больше 3 мин идёт и отвечаете на 8 вопросов после этого и получаете за это 12 рублей" В день можно посмотреть 3 ролика это 36 рублей в день, а отнимет это вашего времени не больше 10 мин' Так же за приведённых людей вам будут даваться деньги так что пройдите по ссылке пожалуйста) Вам нужно иметь веб мани или яндекс деньги ну чтоб перечислять туда свои средства. За два дня я получил 122 рубля) так что это легкий способ немного заработать'
Grs»so
Ветвь форума, на которой обсуждалось явление троллинга, со временем перестала обновляться, и в ней последовательно размещены несколько сообщений рекламного характера, не имеющих отношения к обсуждаемой теме. Сообщения подобного рода чаще всего используются интернет-мошенниками и представляют собой угрозу не только для коммуникативной, но и для финансовой безопасности коммуникантов.
Оффтоп создает помехи для бытия других ИТ, поскольку нарушает принцип ситуативной уместности коммуникации.
4. Помимо трех рассмотренных выше коммуникативных тактик троллинга, имеющих открытый конфронтационный характер, имеется еще одна тактика, маскирующаяся под кооперативное коммуникативное поведение - эльфинг (от англ. elf - «эльф») - это «подвид троллинга, когда провокационные сообщения маскируются под положительные отзывы об одном или нескольких участниках обсуждения» [Полудина 2011: 390]. Стратегии поведения эльфов озвучены в одном из сообщений в группе «Эльфинг» (URL: http://vk.com/elfingband (дата обращения - 30.05.2014):
Эльфы! Мы - полная противоположность троллям! Давайте писать с большой буквы, не пропускать знаки препинания, идеальная вежливость, и самое главное - без орфографических ошибок! Причем это надо поддерживать и в группе - вдруг тролли к нам зайдут?
Однако обозначенное в примере «пуристское» отношение к коммуникации в сети также может стать конфликтогеном.
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
Рассматриваемые в данной статье тактики девиантного коммуникативного поведения имеют общую природу и различаются лишь особенностями функционирования в акте коммуникации. Часто сами участники интернет-коммуникации смешивают рассматриваемые понятия. Так «оффтоп» и «флудом» часто не различают.
Так, на одном из интернет-форумов в теме «Жалобы», размещено следующее сообщение (URL: http://illuzion-chat.ru/forum/index.php?threads/Жалобы.66/ (дата обращения -30.05.2014):
Модератор форума приглашает коммуникантов обсудить создавшиеся на форуме конфликтные ситуации и предотвратить возможные. В конце текстового сообщения расположен смайлик с широкой улыбкой, который можно интерпретировать как призыв к кооперативной коммуникации. Соответственно, предполагается, что интернет-коммуниканты должны жаловаться на то, что их не устраивает на интернет-форуме, однако первым ответом является следующее сообщение:
Данное сообщение - сигнал того, что обсуждение на форуме, возможно, протекает слишком агрессивно. Далее участники коммуникации отклоняются от темы жалоб (= «оффтоп») и начинают обсуждать личность пользователя _ТП_ и возможные причины его сообщения, на что от модератора приходит предупреждение:
fr НЕ ФЛУДИМ. Тема жалобы, есть на кого пожаловаться у вас?))
_lady_, 10 апр 2013
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
Итак, хотя модератор и неверно определил тактику девиантной коммуникации, он все же выполнил свои функции и пресек ее - предотвратил перерастание конфликтной акции в конфликтную интеракцию. Таким образом, от модератора требуется особая бдительность, беспристрастность и языковое чутье, чтобы не только предупреждать троллинг и защищать личную коммуникативную безопасность участников, но и пользоваться их доверием, обеспечивая легитимность своих решений и тем самым - работоспособность ДФ ИК, а соответственно, и бытие текстов в ИК.
Таким образом, коммуникативный акт девиантной коммуникации в ДФ ИК представляет собой сложно прогнозируемую онтологическую структуру. В данном типе коммуникативного акта бытие текста носит «волнообразный характер»: инициальный текст вызывает большой интерес на короткое время, за которое создается множество реплик-реакций. В процессе развертывания речевого акта в условиях девиантной коммуникации коммуникативный фокус перемещается с предмета обсуждения на характер обсуждения или личности коммуникантов, что соответствует целям основной стратегии девиантной коммуникации в ДФ ИК - троллинга - провоцирование собеседника на конфликт и, как следствие, конечный разрыв / прекращение коммуникации. Перспективы исследования заключаются в разработке рекомендаций по преодолению негативного эффекта, оказываемого девиациями на процесс ИК в диалогических форматах.
Список сокращений
ДФ ИК - диалогические форматы интернет-коммуникации
ИК - интернет-коммуникация
ИТ - интернет-текст
Список литературы
Бергельсон М.Б. Конструирование Адресата в условиях виртуальной коммуникации // II Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». Москва, 18-21 марта 2004 г. Труды и материалы. М.: Изд-во Московского университета, 2004. С.111.
Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. Монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 328 а
Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ. 1999. 343 с.
Лутовинова, О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе. Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. по спец. 10.02.19. Волгоград, 2013. 41 с.
Масленников И.С. Коммуникативное взаимодействие вопросно-ответного диалога как неотъемлемого компонента диалогического дискурса // Науковi записки Луганського нацюнального ушверситету. Серия «Фшолопчш науки». Дискурсолопя: мова, культура, суспшьство: зб. наук. праць. № (1) 35. Луганськ: Изд-во ЛНУ им. Т.Г.Шевченко, 2012. С. 113121.
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
Митрофанова Т.А. Обращенность как прагмалингвистческий феномен в институциональном дискурсе (на материале немецкого языка). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 26 с.
Полудина В.П. Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации // Общество потребления: социальные и культурные основания. 2011. Том XIV. № 5 (58). С. 386-394.
Селютин А.А. Форум как жанр виртуального общения // Вестник Челябинского государственного университета. № 9. 2008. С. 121-124.
Сидоров Е.В. Онтология дискурса. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 232 с.
Третьякова, В.С. Конфликт глазами лингвиста // Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000. С. 127-140.
Усачева О.Ю. Конфликтный диалог в Интернете (на материале политических форумов). URL: http://www.dialog-21.ru/Archive/2005/UsachevaO/UsachevaO.pdf (дата обращения: 30.05.2014)
Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Науч. ред. и предисл. Н.Д.Голева. Изд. 3-е, испр. М., 2009. 296 с.
Чувакин А.А. Текст как объект исследования современной филологии // Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография / А.А. Чувакин, И.Ю.Качесова, Н.В.Панченко и др.; науч. ред. Т.В. Чернышова, А.А. Чувакин. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. С. 7-17.
Шмаков А.А. Коммуникативная сущность обращения как компонента текстов диалогических форматов интернет-коммуникации // Филология и человек. 2013б. № 1. С. 139146.
Шмаков А.А. Коммуникативное моделирование как методика изучения бытия текста с обращением в интернет-коммуникации // Мир науки, культуры, образования. № 4 (41). 2013 а. С. 15-18.
References
Bergel'son M.B. Konstruirovanie Аdresata v usloviyakh virtual'noj kommunikatsii [Construction of addressee in conditions of virtual communication]. II Mezhdunarodnyj kongress issledovatelej russkogo yazyka «Russkij yazyk: istoricheskie sud'by i sovremennost'» [The II-nd International Congress of the Russian Language Researchers "the Russian language: Historical Destiny and Today"]. Moscow, 18-21 March 2004, Materials. Moscow: Publishing House of Moscow University, 2004. P. 111.
Internet-kommunikatsiya kak novaya rechevaya formatsiya: koll. Monografiya [Internet communication as a new speech formation: collective monograph]. Nauch. red. T.N. Kolokol'tseva, O.V. Lutovinova. M.: FLINT А: Nauka Publ., 2012. 328 p.
Krys'ko V.G. EHtnopsikhologicheskij slovar' [Ethnopsychological dictionary]. M.: MPSI. 1999.
343 p.
Lutovinova O.V. YAzykovaya lichnost' v virtual'nom diskurse [Language personality in virtual discourse]. Аvtoref. diss. ... d-ra filol. nauk. po spets. 10.02.19. Volgograd, 2013. 41 p.
Maslennikov I.S. Kommunikativnoe vzaimodejstvie voprosno-otvetnogo dialoga kak neot"emlemogo komponenta dialogicheskogo diskursa [Communicative interaction of question-answer dialogue as an integral component of dialogic discourse]. Naukovi zapiski Lugans'kogo natsional'nogo universitetu. Seriya «Filologichni nauki». Diskursologiya: mova, kul'tura, suspil'stvo: zb. nauk. prats' [Scientific notes of Lugansk State University. Series of Philology]. № (1) 35. Lugans'k: Publishing House of T.G.SHevchenko Lugansk University, 2012. Pp. 113-121.
Mitrofanova, TA. Obrashhennost' kak pragmalingvistcheskij fenomen v institutsional'nom diskurse (na materiale nemetskogo yazyka) [Form of address as an pragma-linguistic phenomenon in
Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 1. С. 293-305
Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети
Интернет А.А. Шмаков
institutional discourse (on the material of the German language)]. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2009. 26 p.
Poludina V.P. Informatsionnyj shum v Internete kak problema potrebleniya kommunikatsii [Information noise on the Internet as a communication problem of consumption]. Obshhestvo potrebleniya: sotsial'nye i kul'turnye osnovaniya [Consumer Society: Social and cultural foundations]. 2011. Volume XIV. № 5 (58). Pp. 386-394.
Selyutin А.А. Forum kak zhanr virtual'nogo obshheniya [Forum as a genre of virtual communication]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 9. 2008. Pp. 121-124.
Sidorov E.V. Ontologiya diskursa [Ontology of discourse]. M.: Publishing House LKI, 2009.
232 p.
Tret'yakova V.S. Konflikt glazami lingvista [Conflict through the eyes of the linguist]. Yurislingvistika-2: russkij yazyk v ego estestvennom i yuridicheskom bytii [Juridical linguistics-2: Russian language in its natural and juridical existence]. Barnaul: Publishing House of AltGU, 2000. Pp. 127-140.
Usacheva, O.YU. Konfliktnyj dialog v Internete (na materiale politicheskikh forumov) [Conflict dialogue on the Internet (based on the material of political forums)]. Available at: http://www.dialog-21.ru/Archive/2005/UsachevaO/UsachevaO.pdf (accessed 30.05.2014)
Chernyshova T.V. Teksty SMI v mental'no-yazykovom prostranstve sovremennoj Rossii [Media texts in mental-linguistic space of modern Russia]. Scientific editor. and introduction of N.D.Golev. Ed. 3rd, rev. M., 2009. 296 p.
Chuvakin А.А. Tekst kak ob'jekt issledovaniya sovremennoj filologii [Text as an object of modern philology]. Tekst v kommunikativnom prostranstve sovremennoj Rossii: monografiya [Text in the communicative space of modern Russia: monograph]. А.А. Chuvakin, I.YU.Kachesova, N.V.Panchenko i dr.; nauch. red. T.V. Chernyshova, А.А. Chuvakin. Barnaul: Publishing House of AltGU, 2011. Pp. 7-17.
Shmakov А.А. Kommunikativnaya sushhnost' obrashheniya kak komponenta tekstov dialogicheskikh formatov internet-kommunikatsii [Communicative nature of the form of address as part of dialogue text formats of Internet Communication]. Filologiya i chelovek. 2013b. № 1. Pp. 139-146.
Shmakov А.А. Kommunikativnoe modelirovanie kak metodika izucheniya bytiya teksta s obrashheniem v internet-kommunikatsii [Communicative modeling as a method of studying the text being with the form of address in Internet Communication]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 4 (41). 2013a. Pp. 15-18.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Шмаков Артем Алексеевич, ассистент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации
Алтайский государственный университет Россия, 656049, Барнаул, пр-т Ленина, 61 E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR:
Shmakov Artjom Alekseevich, Assistant of the Department of the Russian language, Literature and Speech Communication
Altay State University
61 Lenina street, Barnaul 656049 Russia
E-mail: [email protected]