Научная статья на тему 'Специфика бытия текста в девиантной коммуникации в диалогических форматах интернет-коммуникации'

Специфика бытия текста в девиантной коммуникации в диалогических форматах интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / DEVIANT COMMUNICATION / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / DIALOGIC FORMATS OF INTERNET COMMUNICATION / БЫТИЕ ТЕКСТА / BEING OF TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шмаков Артем Алексеевич

В данной статье рассмотрена специфика бытия текста в девиантной коммуникации в диалогических форматах интернет-коммуникации на материале текстов блогов, форумов, социальных сетей. Категория бытия текста рассматривается автором как лингвистическая категория, отражающая наличие / отсутствие, особенности формально-содержательных трансформаций текста в процессе коммуникации. Обращение в текстах диалогических форматов интернет-коммуникации, по мысли автора, играет ключевую роль в силу специфики фактуры интернет-текста и отсутствия невербальных средств. В аспекте влияния на бытие текста проанализированы такие тактики девиантного коммуникативного поведения, как «флейм», «флуд», «оффтоп», «эльфинг». Рассмотрен механизм действия каждой из коммуникативных тактик и особенности их использования в диалогических форматах интернет-коммуникации с точки зрения бытия текста. Данные тактики составляют единую стратегию конфликтной коммуникации так называемый «троллинг», которая заключается в намеренном отклонении от норм коммуникации и ведении «словесной войны». При этом бытие текста носит «волнообразный» характер, что выражается в резком росте ответных реплик на девиантное сообщение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the specifics of text being in deviant communication in dialogic formats of Internet communication, based on the text material of blogs, forums and social networks. The category of text being is considered by the author as a linguistic category, reflecting the presence / absence, special features of formal and meaning transformation of text in the communication process. Form of address in the texts of dialogic formats of Internet communication, according to the author’s opinion, plays a key role, because of the specific texture of Internet text and the lack of non-verbal means. In aspect of the impact on text being such tactics of deviant communicative behavior as «flame», «flooding», «offtopic», «elfing» are analyzed. The mechanism of the action of each communication tactic and peculiarities of its use in dialogical format of Internet communication from the point of view of influence on the being of the text is analyzed. These tactics are common strategy for conflict communication, so called «trolling», which is intended to deviate from usual communication and conduct the «war of words». In this case, being of text has a «wavy» character. It is reflected in a sharp rise of responses for a deviant message.

Текст научной работы на тему «Специфика бытия текста в девиантной коммуникации в диалогических форматах интернет-коммуникации»

СПЕЦИФИКА БЫТИЯ ТЕКСТА В ДЕВИАНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДИАЛОГИЧЕСКИХ ФОРМАТАХ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

А.А. Шмаков

Ключевые слова: девиантная коммуникация, диалогические форматы интернет-коммуникации, бытие текста. Keywords: deviant communication, dialogic formats of Internet communication, being of text.

В начале XXI века ученые-лингвисты активно занимаются изучением явлений, тенденций и процессов, возникших в новой коммуникативной среде - сети Интернет. В данной статье текст рассматривается в русле коммуникативного подхода, в рамках которого он понимается как «коммуникативно направленный и прагматически значимый сложный знак лингвистической природы, репрезентирующий участников коммуникативного акта в текстовой личности Homo Loquens <...> механизм существования которого базируется на возможностях его коммуникативной трансформируемости» [Чувакин, 2004, с. 422].

Интернет-коммуникация (далее - ИК) интерпретируется как одна из форм речевого взаимодействия, выделяемая на основе специфического канала и средства коммуникации и противопоставленная на этой основе другим формам коммуникации (устной, письменной и др.) [Интернет-коммуникация как новая речевая формация, 2012, с. 26].

В современной русистике одной из актуальных проблем, связанных с изучением текста, является проблема изучения бытия текста в коммуникативном пространстве: «в среде текст существует, то есть находится в беспрерывной деятельности» [Чувакин, 2011, с. 16], постоянно испытывая внешнее и внутреннее влияние других текстов, участников коммуникации и пр., он находится в постоянном изменении, никогда не бывая статичным. Прекращение этих постоянных изменений означает «выход (текста. - А.Ш.) за рамки коммуникативного пространства, поэтому исследование бытия текста представляет собой «рассмотрение воздействий на него

коммуникативного пространства...» [Чувакин, 2011, с. 16]. Задачей исследователей, работающих над решением проблемы бытия текста, является моделирование механизмов формально-содержательных трансформаций текстов в различных коммуникативных подпространствах.

Цель данной статьи - выявление специфики бытия текста в девиантной коммуникации, протекающей в диалогических форматах интернет-коммуникации (далее - ДФ ИК): интернет-форумах, блогах и социальных сетях.

ДФ ИК представляют собой открытые площадки для вопросно-ответного взаимодействия коммуникантов [Масленников, 2012, с. 113]. Это открытые тексты, поскольку присоединиться к взаимодействию могут любые коммуниканты.

Современные лингвисты изучают ДФ ИК с разных сторон: дискурсивной - как компонент диалогического дискурса (И.С. Масленников), жанровой (А.А. Селютин), коммуникативной - с позиций влияния коммуникативной среды на характер общения (О.Ю. Усачева). В нашем понимании диалогические форматы интернет-коммуникации - это форматы ИК, позволяющие коммуникантам взаимодействовать в режимах online (реального времени) и offline (отложенной коммуникации) с использованием специально разработанных интерфейсов - программных элементов, организующих коммуникативное пространство интернет-ресурса.

ДФ являются характерными представителями ИК, поскольку именно они на практике реализуют идею интерактивного дистанционного, опосредованного компьютером взаимодействия коммуникантов, создавая динамическую коммуникативную среду, в рамках которой взаимодействуют коммуниканты и созданные ими тексты.

С точки зрения Е.В. Сидорова, текст через реализацию своей интерактивной функции позволяет адресанту «.осуществлять знаковое управление деятельностью (речевой и неречевой. - А.Ш.) реципиента (адресата) соотносительно деятельности автора (говорящего)» [Сидоров, 2009, с. 138]. Без этого бы взаимодействие коммуникантов было бы невозможным - оно бы стало столкновением. Интерактивная функция текста связана с отражением позиций коммуникантов и их отношений в тексте. В данной статье бытие текста в ДФ ИК понимается как лингвистическая категория, характеризующая особенности формально-содержательных трансформаций инициального текста в текст-ответ, происходящих в процессе речекоммуникативной деятельности коммуникантов.

Любой текст, созданный в процессе взаимодействия коммуникантов в ДФ ИК, обладает обращенностью - «всеобщей предназначенностью высказывания своему потенциальному адресату» [Митрофанова, 2009, с. 9] - одной из категорий, через которые реализуется интерактивная функция текста («осуществление знакового управления деятельностью адресата» [Сидоров, 2009, а 138]). Создавая текст, говорящий «...не может не принимать во внимание фигуру адресата, который <. > определяет цель любого коммуникативного акта» [Чернышова, 2009, с. 11]. Наличие эксплицитно выраженного обращения в тексте позволяет выделить тип текста текст с обращением [Шмаков, 2013 а, а 139], обладающий специфическим характером бытия в коммуникативном пространстве.

В ИК адресат не представлен реально, но и не является воображаемым, а присутствует «здесь и сейчас» через текст ответной реплики, таким образом, ИК характеризуется изменением пространственно-временных представлений, связанным с «виртуальностью» пространства коммуникации. В силу того, что в ИК не используются невербальные средства коммуникации, позволяющие выделить адресата, обращение имеет фундаментальную ценность для текста в ИК. Для исследования бытия текста требуется уловить момент «сопряжения» сознаний коммуникантов, в который происходит трансформация инициального текста в текст-ответ. Данная задача представляется нам решаемой при помощи использования методики коммуникативного моделирования бытия текста (подробнее о данной методике см.: [Шмаков, 2013 б]).

Коммуникация в интернет-среде носит не только конструктивный, но и деструктивный характер. Согласно определению, данному в «Этнопсихологическом словаре», девиантными называются «отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом» [Этнопсихологический словарь, 1999]. Следовательно, если речевое поведение выходит за рамки норм, установленных в определенной коммуникативной среде, то его можно охарактеризовать как девиантное. Техническая опосредованность ИК накладывает определенные требования, нацеленные на формализацию коммуникации и имеющие своей целью сделать процесс коммуникации в сети более комфортным (а иногда и просто возможным). Таким образом, в рамках данной статьи девиантная коммуникация в ДФ ИК трактуется как отклоняющееся от общепризнанных норм коммуникативное поведение, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие

необходимость соответствующего реагирования со стороны остальных участников коммуникативного акта.

Девиантная коммуникация, реализующаяся в ряде коммуникативных стратегий «конфронтационного характера» (термин: [Третьякова, 2000]), является одной из предпосылок, ведущей к речекомуникативному конфликту. О.Ю. Усачева, говоря о речекоммуникативном конфликте в ИК, отмечает, что «к числу конфликтогенных факторов в сетевой среде принадлежит в первую очередь фактор опосредованности коммуникации, подразумевающий ряд других конститутивных характеристик, таких как анонимность и безопасность речевых партнеров (вследствие их физической непредставленности), преобладающая равностатусность и неинституциональность общения и др.» [Усачева, URL]. Данные факторы в той или иной мере способствуют снятию целого ряда социокультурных и психологических ограничений, обычно налагаемых на речевое поведение в несетевой коммуникации. Сочетание данных стратегий и технических параметров коммуникативной среды определяет специфику бытия текста в девиантной коммуникации в ДФ ИК.

Далее рассмотрим модели бытия текста в условиях применения коммуникантами речевых тактик, специфичных для ДФ ИК, к числу которых обычно относят «флуд», «флейм» и «оффтоп» [Лутовинова, 2013; Усачева, 2005]. Перечисленные тактики составляют частные реализации такой стратегии девиантной коммуникации, как «троллинг», активно встречающейся в ДФ ИК.

На сегодняшний день еще не выработано единого понимания понятию «троллинг» (в дословном переводе с англ. trolling - «ловля рыбы на блесну»), однако, исходя из анализа эмпирического материала, можно сказать, что это вид девиантного поведения в ИК, выступающий в виде размещения в ДФ ИК текстов провокативного характера с целью нарушения процесса коммуникации и вызова негативной реакции со стороны партнеров по коммуникации. Особенно часто это проявляется в дискуссионных темах ИФ, блогов и социальных сетей. Так, в социальной сети «В Контакте» создаются группы, объявляющие своей целью осуществление девиантной коммуникации посредством троллинга и входящих в него коммуникативных тактик. Характерным представителем подобных интернет-сообществ является группа под названием «Вы все уроды!», члены которой размещают надпись «Вы все уроды» в других группах и на страницах других пользователей:

Открытая группа

Реально я смотрю сплошные уроды!)))) Тусят здесь постоянно... сколько можно гц... целый час просматривал фотографии как в зоопарке... в жизни таких не видел... Все их можно внести как фотографии на тему 'дегенераты". Где вы такие беретесь!!? Я вас спрашиваю))))) И почему вас так много?! В шоке... Кто нибудь убейте вас! От безысходности... от общения с такими как вы создал эту группу! Профайл не удалить... хотя бы постебать! Help.,, freaks attack us! Санкт-Петербург

Свежие новости

Категория обращенности во фразе «Вы все уроды!» выражена при помощи личного местоимения «Вы», автор использует местоимение «я» для экспликации собственной позиции: «Реально я смотрю сплошные уроды!)))». Это задает вектор коммуникации «от одного - многим». Далее в «Описании» группы (см. рис. выше) адресат никак не конкретизируется или специфицируется, указана лишь причина создания группы «от безысходности ... от общения с такими как вы.». Наличие невербальных компонентов в тексте («)))»- смайлы, символизирующие улыбку) говорит о том, что автор иронизирует над своим адресатом, и данное высказывание не следует воспринимать как серьезное. Последнее высказывание приведено на английском языке «Help. freaks attack us!» (букв. «Помогите. фрики атакуют нас!») - это звучит как призыв о помощи.

Хотя, на первый взгляд, кажется, что троллинг проникает в процесс коммуникации без видимых причин, последние кроются в реальной действительности, вне интернет-коммуникации. Всегда есть некая докоммуникативная ситуация противоречия между партнерами по коммуникации: имеющиеся разногласия в интересах, установках, целях, во взглядах и мнениях, актуализируемых в ходе общения.

Вы все УРОДЫ!

Описание:

Местоположение:

Однако само по себе наличие противоречий между партнерами по коммуникации еще не вызывает речекоммуникативного конфликта. При обнаружении предпосылок девиантной коммуникации (в частности, провоцирующего инициального текста) выбор модели построения текста-ответа и результат коммуникативного акта зависят от избранной речекоммуникативной стратегии: кооперативной или конфронтационной. В ДФ ИК наблюдается тенденция к доминированию второй тенденции, что определяет специфику бытия текста с обращением, заключающуюся во «всплексе» текстов-ответов, построенных по модели девиантного инициального текста. Рассмотрим данные модели подробнее.

1. Флуд (от англ. flood - «наводнение») - это «поток сообщений, не несущий никакой смысловой нагрузки в отношении того контекста, в который он помещается, это «мусорный трафик», который вполне можно удалить без нарушения всего контекста» [Лутовинова, 2013, с. 22]. Для интернет-коммуниканта, оставляющего неинформативное сообщение, важно, чтобы его выделили среди остальных, заметили его неординарность (например, комментирование фотографий при помощи наборов букв или иных знаков), он хочет сделать так, чтобы его высказывания нельзя было не заметить, однако при этом они абсолютно не связаны с контекстом в смысловом отношении. Этот факт демонстрирует пример комментариев к фотографии, размещенной на одной из страниц социальной сети «В контакте»1:

1 https://vk.com/wall-3043125 5 ?offset= 180&own= 1 &z=photo-30431255 309307208%2Falbum-30431255 00%2Frev

На приведенном выше рисунке отображены «комментарии» к фотографии, на которой изображены различные типы макияжа для глаз и имеется подпись «чарующий взгляд». Говорить о прогнозируемости бытия текста в данных коммуникативных условиях представляется невозможным. Поток информационно пустых сообщений имеет волнообразный характер: как только интерес к инициальному тексту проходит, он сразу прекращается. Все тексты построены по единой модели и содержат служебные графические знаки, которые нельзя однозначно интерпретировать в ситуации коммуникации: косую черту, точку, буквы алфавита и проч.

2. Флейм (от англ. flame - «пламя») является второй коммуникативной тактикой троллинга и, по определению О.В. Лутовиновой, представляет собой, во-первых, «грубое провокационное сообщение, направленное на разжигание ссоры, а также процесс этой ссоры, заключающийся в отходе от темы дискуссии, переходе на личности спорящих, использовании упреков и брани вместо аргументов, а во-вторых, трактуется как разговор с нулевой информативностью...» [Лутовинова, 2013, с. 21].

Флейм в пространстве ДФ ИК представляется своеобразной «коммуникативной борьбой», когда из множества коммуникантов, обсуждающих ту или иную тему в центр воображаемой «арены» выходят

двое и начинают доказывать свое превосходство, используя при этом инвективную лексику, ненормативное словотворчество, невербальные средства (картинки и флеш-анимацию). Коммуникативные партнеры не склонны к прекращению конфликта, наоборот, доминирующим является стремление коммуникативно победить своего собеседника, следовательно, используется конфронтационная коммуникативная стратегия. Часто развитие коммуникативного акта данного типа прерывается действиями администратора или модератора интернет-ресурса: фрагмент коммуникативного акта, содержащий флейм, может быть удален, но некоторые сообщения остаются, при этом они не несут никакой информационной нагрузки, затрудняя понимание инициального текста. Так, в одной из групп социальной сети «В Контакте» читаем следующие комментарии к фото2:

Сообщения от пользователя «Сергей Сорокин» адресовано коммуниканту по имени Артем3, сообщение которого не отображено: возможно, оно удалено модератором. Кроме того, нельзя определенно сказать, кому адресовано сообщение «Потеряйся овчарка сутулая» от коммуниканта «Иришка Беля», поскольку оно содержит обращение-

2

2 https://vk.com/wall-3043125 5 ?offset= 180&own= 1 &z=photo-30431255_309310661%2Falbum-30431255_00%2Frev

3 В социальной сети «В Контакте» есть опция автоматического добавления обращения при комментировании в начале фразы.

характеристику («овчарка сутулая»), а не обращение-индекс (имя собственное, кличка, ник-нейм или проч.), и может быть отнесено к любому потенциальному собеседнику. В правом нижнем углу каждого комментария есть кнопка в форме сердца - так назытаемый «лайк» -индикатор того, что сообщение понравилось другим пользователям. Данное средство интерфейса оказывает влияние на бытие текста, поскольку эксплицирует адресатов, воспринявших и положительно оценивших текст.

При использовании коммуникативной тактики «флейм» текст инициального сообщения быстро теряет свою актуальность, внимание коммуникантов переносится на диа- или полилог, разворачивающийся в комментариях.

3. Третьей коммуникативной тактикой троллинга в ДФ ИК является так назытаемыш «оффтоп» (от англ. off topic - 'вне темы') - сознательное размещение сообщений, не соответствующих обсуждаемой в ДФ тематике. Быггие текста «оффтоповык» сообщений зависит от качества модерации (то есть мониторинга, редактирования и удаления сообщений, не соответствующих теме или нарушающих нормы общения) на интернет-ресурсе. Если форум или блог редко посещается пользователями и / или плохо модерируется, можно наблюдать следующее4:

Draa LOvER Дата: Четверг, 26.08.2010,20:38 | Сообщение *;

Рядовой ■0000 что за чесный сайт тогда кину ссылки про заработок В И-НЕТ))) оО Ьйр://ши.штаН.ги/Ыех.рЬр'ге?=5ки11_Неа0 читай спам за ЛАВЕ

Группа: Пользователи Сообщений: 1 Ьйр://ши.м0р.ги/тс1ех.рЬр?гейс1=51577 пускаете прогу автосерфа и деньги в кармане

Репутация: 0 Статус: Offline

IFPHOFILE 31

1224 Дата: Понедельник, 21.02.2011,21:10 | Сообщение t

Рядовой http://cash4img.ru/90/1931/

Группа: Пользователи Сообщений: 1

Репутация: 0 Статус: Offline

|» PROFILE

Рона Дата: Среда, 30.03.2011,21:351 Сообщение #

Рядовой Предлагаю очень хороший сайт по заработку денег в сети..

Группа: Пользователи Сообщений: 4 Репутация: 0 Статус: Offline Ьйр:Шгу.сот/?геГ=2150722 Там не надо много читать и думать как этим пользоваться очень легко всё., вы смотрите рекламу которая не больше 3 мин идёт и отвечаете на 8 вопросов, после этого и получаете за это 12 рублей1' В день можно посмотреть 3 ролика это 36 рублей в день, а отнимет это вашего времени не больше 10 мин! Так же за приведённых людей вам будут даваться деньги так что пройдите по ссылке пожалуйста) Вам нужно иметь веб мани или яндекс деньги ну чтоб перечислять туда свои средства. За два дня я получил 122 рубля) так что это легкий способ немного заработать!

PR0FILM|

Ветвь форума, на которой обсуждалось явление троллинга, со временем перестала обновляться, и в ней последовательно размещены

4 http://fludwm.clan.su/forum/2-15-1

несколько сообщений рекламного характера (заработок в Интернете), не имеющих отношения к обсуждаемой теме. Сообщение подобного рода чаще всего используются интернет-мошенниками и представляют собой угрозу не только для коммуникативной, но и для финансовой безопасности коммуникантов.

Оффтоп создает помехи для бытия других ИТ, поскольку нарушает принцип ситуативной уместности коммуникации, при этом коммуниканты не могут найти нужную информацию.

4. Помимо трех рассмотренных выше коммуникативных тактик троллинга, имеющих открытый конфронтационный характер, имеется еще одна тактика, маскирующаяся под кооперативное коммуникативное поведение - эльфинг (от англ. elf - «эльф») - это «подвид троллинга, когда провокационные сообщения маскируются под положительные отзывы об одном или нескольких участниках обсуждения» [Полудина, 2011, с. 390]. Стратегии поведения эльфов озвучены в одном из сообщений в группе «Эльфинг»5:

Эльфы! Мы - полная противоположность троллям! Давайте писать с большой буквы, не пропускать знаки препинания, идеальная вежливость, и самое главное - без орфографических ошибок! Причем это надо поддерживать и в группе • вдруг тролли к нам зайдут?

Однако обозначенное в примере «пуристкое» отношение к коммуникации в сети Интернет является потенциальным конфликтогеном, поскольку использование языка письменной коммуникации не уместно в рамках-интернет-общения. «Идеальная вежливость» и отсутствие орфографических ошибок не могут служить универсальным условием для достижения успеха в коммуникации. Таким образом, нарушение коммуникативного принципа уместности является помехой для бытия инициального текста с обращением в ДФ ИК.

Рассматриваемые в данной статье тактики девиантного коммуникативного поведения имеют общую природу и различаются лишь особенностями функционирования в акте коммуникации. Часто сами участники интернет-коммуникации смешивают рассматриваемые понятия (например, «оффтоп» и «флуд»). Так, на

5 http://vk.com/elfingband

одном из интернет-форумов в теме «Жалобы», размещено следующее сообщение6:

Модератор форму приглашает коммуникантов обсудить создавшиеся на форуме конфликтные ситуации и предотвратить возможные. В конце текстового сообщения расположен смайлик с широкой улыбкой, который подчеркивает призыв к открытой, кооперативной коммуникации. Соответственно, предполагается, что интернет-коммуниканты должны жаловаться на то, что их не устраивает на интернет-форуме, однако первым ответом является следующее сообщение:

Данное сообщение - сигнал о чрезмерно агрессивном характере дискуссии на форуме. Далее участники коммуникации отклоняются от темы жалоб (= «оффтоп») и начинают обсуждать личность пользователя _ТП_ и возможные причины его сообщения, поэтому от модератора приходит предупреждение, пресекающее коммуникативный акт:

Итак, хотя модератор и неверно определил тактику девиантной коммуникации, он все же выполнил свои функции и предотвратил перерастание конфликтной акции в конфликтную интеракцию. Таким образом, от модератора требуется особая бдительность,

6 http://Шuzюn-chatm/fomm/mdex.php?threads/ЖалобьI.66/

беспристрастность и языковое чутье, чтобы не только предупреждать троллинг и защищать личную коммуникативную безопасность участников, но и пользоваться их доверием, обеспечивая легитимность своих решений и тем самым -работоспособность ДФ ИК, а соответственно, и прогнозируемое бытие текстов в ИК.

Таким образом, коммуникативный акт девиантной коммуникации в ДФ ИК представляет собой сложно прогнозируемую коммуникативную структуру. В данном типе коммуникативного акта бытие текста носит «волнообразный характер»: инициальный текст вызывает большой интерес на короткое время, за которое создается множество текстов-ответов. В процессе развертывания речевого акта в условиях девиантной коммуникации коммуникативный фокус перемещается с предмета обсуждения на характер обсуждения или личности коммуникантов, что соответствует целям основной стратегии девиантной коммуникации в ДФ ИК - троллинга - провоцирование собеседника на конфликт и, как следствие, конечный разрыв / прекращение коммуникации. Перспективы исследования заключаются в разработке рекомендаций по преодолению негативного влияния, оказываемого девиациями на процесс общения в диалогических форматах интернет-коммуникации.

Список сокращений

ДФ ИК - диалогические форматы интернет-коммуникации

ИК - интернет-коммуникация

ИТ - интернет-текст

Литература

Бергельсон М.Б. Конструирование Адресата в условиях виртуальной коммуникации // Русский язык : исторические судьбы и современность. М., 2004.

Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М., 2012.

Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе : aвтореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013.

Масленников И.С. Коммуникативное взаимодействие вопросно-ответного диалога как неотъемлемого компонента диалогического дискурса // Науковi записки Луганського нащонального ушверситету. Серия «Фшолопчш науки». Дискурсолопя: мова, культура, суспшьство: зб. наук. праць. № (1) 35. Луганськ, 2012.

Митрофанова Т.А. Обращенность как прагмалингвистческий феномен в институциональном дискурсе (на материале немецкого языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.

Полудина В.П. Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации // Общество потребления: социальные и культурные основания. 2011. Т. XIV. № 5 (58).

Селютин А.А. Форум как жанр виртуального общения // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 9.

Сидоров Е.В. Онтология дискурса. М., 2009.

Третьякова В.С. Конфликт глазами лингвиста // Юрислингвистика-2 : русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000.

Усачева О.Ю. Конфликтный диалог в Интернете (на материале политических форумов). [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialog-

21.ru/Archive/2005/Usacheva0/Usacheva0.pdf (дата обращения 12.10.2013)

Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М., 2009.

Чувакин А.А. К проблеме сущности текста // Русский язык : исторические судьбы и современность. М., 2004.

Чувакин А.А. Текст как объект исследования современной филологии // Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011.

Шмаков А.А. Коммуникативная сущность обращения как компонента текстов диалогических форматов интернет-коммуникации // Филология и человек. 2013а. № 1.

Шмаков А.А. Коммуникативное моделирование как методика изучения бытия текста с обращением в интернет-коммуникации // Мир науки, культуры, образования. 20136. № 4 (41),

Этнопсихологический словарь. М.,. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.