Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЕТОД ВОСПИТАНИЯ / МЕТОД ПРИМЕРА / ПРИМЕР / ОБРАЗЕЦ / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна

В статье проблема нравственного воспитания младших школьников рассматривается в контексте используемых для него методов воспитания. Раскрываются особенности метода примера как метода воспитания. Аргументируется значение использования в процессе нравственного воспитания положительных и отрицательных примеров. Называются возрастные характеристики и особенности нравственного развития личности младшего школьника, выявляются те, опора на которые позволяет эффективно применять метод примера в нравственном воспитании детей этого возраста. Доказывается, что использование метода примера в нравственном воспитании младших школьников эффективно и что предпочтение должно отдаваться положительным примерам. Обосновываются такие возможности семьи в нравственном воспитании ребенка, как демонстрация нравственных образцов деятельности и авторитет родителей. Раскрывается роль целенаправленного и осознанного предъявления воспитанникам широкого спектра нравственных образцов в ходе образовательного процесса. Показывается потенциал художественной литературы и мультипликационных фильмов в осуществлении нравственного воспитания младших школьников посредством метода примера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF USING ROLE MODEL METHOD IN THE MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

In the article the problem of moral education of primary schoolchildren is considered in terms of the methods of education used for its implementation. The features of the role model method as a method of education are revealed. The importance of using positive and negative examples in the process of moral education is argued. The age characteristics and the moral development features of primary schoolchildren are displayed, those that make it possible to effectively use the role model method in their moral education are presented. The effectiveness of using the method in the moral education of primary school students, especially positive role models, is proved. Family education, particularly displaying moral patterns and parents’ authority, in this process are substantiated. A teacher’s purposeful and mindful introduction of a wide range of moral role models in class is dwelt upon. The value of fiction and animated films as sources of moral education in primary school by means of the role model method is shown.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PROSPECTS OF USING ROLE MODEL METHOD IN THE MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

© 2022

О.К. Позднякова O.K. Pozdnyakova

В статье проблема нравственного воспитания младших школьников рассматривается в контексте используемых для него методов воспитания. Раскрываются особенности метода примера как метода воспитания. Аргументируется значение использования в процессе нравственного воспитания положительных и отрицательных примеров. Называются возрастные характеристики и особенности нравственного развития личности младшего школьника, выявляются те, опора на которые позволяет эффективно применять метод примера в нравственном воспитании детей этого возраста. Доказывается, что использование метода примера в нравственном воспитании младших школьников эффективно и что предпочтение должно отдаваться положительным примерам. Обосновываются такие возможности семьи в нравственном воспитании ребенка, как демонстрация нравственных образцов деятельности и авторитет родителей. Раскрывается роль целенаправленного и осознанного предъявления воспитанникам широкого спектра нравственных образцов в ходе образовательного процесса. Показывается потенциал художественной литературы и мультипликационных фильмов в осуществлении нравственного воспитания младших школьников посредством метода примера.

Ключевые слова: воспитание; нравственность; нравственное воспитание; младший школьник; метод воспитания; метод примера; пример; образец; ценность.

In the article the problem of moral education of primary schoolchildren is considered in terms of the methods of education used for its implementation. The features of the role model method as a method of education are revealed. The importance of using positive and negative examples in the process of moral education is argued. The age characteristics and the moral development features of primary schoolchildren are displayed, those that make it possible to effectively use the role model method in their moral education are presented. The effectiveness of using the method in the moral education of primary school students, especially positive role models, is proved. Family education, particularly displaying moral patterns and parents' authority, in this process are substantiated. A teacher's purposeful and mindful introduction of a wide range of moral role models in class is dwelt upon. The value of fiction and animated films as sources of moral education in primary school by means of the role model method is shown.

Keywords: education; morality; moral education; primary school student; method of education; role model method; role model; pattern; value.

Перед современным обществом и образованием стоит важная социально-педагогическая проблема - проблема нравственного воспитания ребенка. Ее решение дает возможность достичь согласия между людьми, которое основывается на общечеловеческих нравственных ценностях. Значимость данной проблемы отражается в государственных документах различных уровней. В частности, в утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве приоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей выдвигается раз-

витие «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1].

На эффективность нравственного воспитания личности влияют самые разнообразные факторы, среди которых грамотное использование методов воспитания и опора на возрастные особенности детей. Сосредоточившись на данных факторах, в рамках статьи рассмотрим возможности такого ме-

тода нравственного воспитания младших школьников, как метод примера.

По утверждению Ю.К. Бабанского, в воспитании младших школьников «доминирующей стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях» [2, с. 224].

Нравственное воспитание ребенка необходимо начинать с самых ранних лет его жизни. Конечно же, огромную роль здесь играет семья. Но достаточно часто родители недооценивают значение собственного примера в процессе нравственного воспитания ребенка и предъявляют к ребенку требования, которых сами не выполняют. В деятельности образовательного учреждения, роль которого в нравственном воспитании младшего школьника также значительна, пример целенаправленно используется как метод воспитания личности.

В педагогике метод примера рассматривается как метод формирования сознания. Его использование базируется на психологическом механизме подражания, поэтому предполагает предъявление воспитанникам образцов для подражания, которые побуждают их к выработке положительных качеств и преодолению недостатков.

И.П. Подласый подчеркивает исключительную силу метода примера, указывая, что пример «дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность» [3, с. 142]. При этом ученый доказывает, что в воспитании ребенка наряду с положительными необходимо использовать отрицательные примеры. Он полагает, что приведенный в определенной ситуации пример отрицательного поступка позволит удержать воспитанника от нежелательного поведения.

В этом И.П. Подласый вступает в противоречие с И.Ф. Харламовым, который полагает, что пример должен представлять образец именно для подражания, а подражать, естественно, надо только хорошему. И.Ф. Харламов подчеркивает по-

зитивную направленность метода самим его названием - метод положительного примера. Раскрывая сущность данного метода, ученый утверждает, что использование лучших образцов поведения и деятельности других людей способствует возбуждению «у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков» [4, с. 310].

В.С. Селиванов целью использования метода примера считает формирование у ребенка «определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца» [5, с. 287]. Он, так же как и И.П. Подласый, говорит о возможности использования в воспитательной работе как положительных, так и отрицательных примеров. Однако, формулируя требования, которые воспитателю необходимо соблюдать при реализации метода примера, ученый говорит только о положительных образцах. В частности, он утверждает, что «в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека; <...> раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть идеала» [5, с. 287].

Несмотря на то, что методу примера отведено довольно много места в научной, учебной и методической литературе, интерес ученых к нему не угасает. В научном дискурсе данный метод рассматривается с различных позиций, при этом предлагаются его интерпретации. Так, И.В. Бабурова, рассматривая метод примера в воспитания ценностных отношений школьников, предлагает следующее определение: «Пример как метод воспитания есть способ взаимодействия педагога и воспитанников, при котором педагогом осуществляется продуманное предъявление образца установления отношений с миром, способного служить ориентиром (маркером) при выстраивании воспитанниками индивидуальной системы отношений с миром и самими собою» [6, с. 102].

В.С. Селиванова справедливо утверждает: «Пример используется в воспитании людей всех возрастов, но чаще всего в работе с младшими школьниками» [5, с. 287]. Это связано с возрастными особенностями воспитанников, к которым мы и обратимся.

Младший школьный возраст (6-11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Поступление в школу меняет весь уклад жизни ребенка: он обретает социальный статус ученика, пытается определить свое место в системе отношений с миром и с людьми. С одной стороны, у младшего школьника сохраняется довольно много детских качеств: он еще достаточно наивен, доверяет взрослым, но, с другой стороны, у него исчезает детская непосредственность в поведении, усложняется логика мышления, деятельность учения приходит на смену игровой деятельности, появляются новые интересы, происходит приращение ценностной сферы сознания.

Начало школьного обучения связано с кризисом. Как обосновывает Л.И. Божо-вич, он обусловливается рождением социального «Я» ребенка [7, с. 368]. В контексте проблемы нравственного воспитания важен тот факт, что у младшего школьника социальные потребности преобладают над личностными, а духовные над материальными. Целенаправленное и систематическое развитие и укрепление социальных и духовных потребностей, в том числе и через предъявление соответствующих образцов для подражания, закладывает фундамент нравственной личности ребенка.

При организации воспитания детей младшего школьного возраста важное значение имеют также особенности развития психики и познавательной деятельности.

В данном возрасте в связи с развитием мозга совершенствуется нервная система. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: вторые усиливаются, но преобладающими в поведении остаются первые.

Развиваются основные познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление), меняется их содержание и форма.

Восприятие в данном возрасте преимущественно непроизвольное, но с элементами произвольности. Развиваются произвольная и осмысленная память.

Ребенок легче воспринимает учебный материал, преподносимый в игровой форме с использованием яркой наглядности. Можно утверждать, что в этом возрасте лучше запоминается наглядный материал и намного хуже - словесный.

В младшем школьном возрасте происходит развитие и становление таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, что имеет положительный эффект для формирования нравственной личности ребенка. Мышление проходит две стадии развития. На первой, у учеников 1 -2 классов, мышление схоже с мышлением дошкольников. Дети делают выводы о предметах и явлениях, опираясь на их внешние признаки, то есть на основе данных восприятия, а не логических аргументов. (Именно поэтому принцип наглядности очень важен в начальной школе.) Далее мышление переходит в новую стадию: к третьему классу дети овладевают классификацией, осваивают действие моделирования. Таким образом, у них начинает формироваться формально-логическое мышление, осуществляется постепенный переход к словесно-логическому мышлению; ребенок может рассуждать логически верно.

Отметим некоторые возрастные характеристики младших школьников, опора на которые позволяет эффективно использовать в их нравственном воспитании метод примера.

Во-первых, воздействие метода примера на ребенка, как сказано в «Словаре по образованию и педагогике» В.М. Полонского, «основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирова-

ния, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие» [8, с. 97].

Во-вторых, как отмечает Н.В. Абра-мовских, «поступки обучающихся этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе духовно-нравственного воспитания» [9, с. 132]. Полагаем, что в работе с младшими школьниками следует использовать преимущественно положительные примеры, так как дети в силу возрастных особенностей не в силах критически оценить отрицательные примеры и могут подражать им (а это негативно скажется на уровне их нравственной воспитанности). Примеры того, как делать не надо, можно использовать строго дозиро-ванно и только при четком разъяснении, что в предъявляемой ситуации неправильно и почему так делать нельзя.

Нравственное развитие младшего школьника представляет собой достаточно сложный процесс. В его моральном сознании превалируют императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями и требованиями взрослого. Ребенок шаг за шагом овладевает установленными в обществе нормами поведения и взаимоотношений между людьми.

Нравственное воспитание младших школьников имеет свою специфику, что опять же связано с их возрастными особенностями.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, целью которого является сообщение ребенку знаний о моральных нормах, которым должен следовать человек. Необходимость вооружения ребенка моральными знаниями четко сформулировал В.А. Су-хомлинский: «Если человека учат добру, то в результате будет добро, если учат злу, в результате будет зло. Если не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло» [цит. по: 10, с. 87].

К специфическим особенностям младшего школьного возраста относится

несоответствие между знаниями моральных норм и поведением. Ребенок пока еще учится ориентироваться в различных жизненных ситуациях, сопоставлять свои моральные представления с реальными поступками и поведением. Именно на простых и понятных примерах младшие школьники начинают чувствовать разницу между хорошими и плохими поступками и их последствиями. Как видим, осмысление норм морали имеет прямую связь с осознанием образцов нравственного поведения.

В процессе нравственного воспитания необходимо целенаправленно и систематически обучать детей младшего школьного возраста правильному оцениванию и пониманию нравственных поступков, развивать у них умение сопереживать и сочувствовать, то есть воспитывать личностное отношение к моральным поступкам.

Оценивая свое поведение, младшие школьники зачастую исходят из того, чего не надо делать. Акцентируя внимание на недостатках в поведении одноклассников, они не замечают собственных недостатков и не критикуют себя, что связано с низким уровнем развития у них самосознания и самоанализа.

Овладение младшим школьником знаниями о том, что с точки зрения общественной морали есть хорошо и что есть плохо, с одновременным предъявлением ему образцов поведения, отвечающего моральным нормам, способствует развитию у него способности к моральной оценке поведения - собственного и чужого. В результате ребенок не просто знает, как поступать надо, а как не надо, но понимает почему.

Огромное влияние на нравственное развитие детей младшего школьного возраста оказывает личность учителя, родителей, других взрослых. Именно через взаимоотношения с близкими людьми у детей развивается милосердие и сочувствие. Данный возраст считается наиболее благоприятным для воспитания нравственных качеств ребенка, так как он восприимчив ко всему, что происходит вокруг. Младшие школьники чутко реагируют на проявление

взрослыми и сверстниками как доброты и справедливости, так и недоброжелательности. Они начинают разбираться в мотивах поведения людей, в нравственных оценках и конфликтных ситуациях.

В нравственном воспитании ребенка главенствующей должна быть роль семьи, однако в силу различных обстоятельств так бывает не всегда. Тогда фундаментом воспитания становится начальная школа. Перед учителем начальных классов стоит важная задача - учить и воспитывать одновременно.

В учебной деятельности, оказывающей непосредственное воспитательное воздействие на формирующуюся личность, происходит целостное развитие этой личности.

Для эффективности нравственного развития личности необходимо организовать учение как деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Решая на уроке общие познавательные задачи, учащиеся взаимодействуют друг с другом, вступают в определенные взаимоотношения. Они усваивают нормы и правила поведения, которые регулируют эти отношения. Урок, в процессе которого младшие школьники испытывают радость от успешно выполненной общей работы, который вызывает совместные переживания сверстников, выполняет и задачи нравственного воспитания младших школьников.

Нравственное воспитания младшего школьника эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, в результате которого формируется нравственно цельная личность в единстве ее нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек.

Раскрытие специфики метода примера как метода воспитания и выявление важных для нравственного развития личности особенностей младшего школьного возраста позволяет обратиться к использованию названного метода в нравственном воспитании младших школьников.

Считаем необходимым еще раз подчеркнуть роль семьи в нравственном воспи-

тании ребенка. Именно семья предъявляет ему нравственные образцы жизни и деятельности. Можно утверждать, что родители и другие члены семьи постоянно используют в семейном воспитании метод примера, хотя далеко не всегда осознанно.

Семья представляет собой основу нравственного воспитания, именно в ней формируются нравственные приоритеты. Воспитываясь в семье, особенно большой, дети с малых лет привыкают к жизни в коллективе, приобретают опыт взаимоотношений.

Основой духовной жизни семьи должна быть женщина-мать, основной труд которой в определенные периоды заключается в воспитании детей. Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать. В то же время и мужчинам-отцам, главным кормильцам семьи, принадлежит особенная роль в воспитании, в защите своих жены и детей.

Доброжелательная психологическая атмосфера очень важна для ребенка. Когда у родителей хорошее настроение, они не унывают и уверены в себе, то и ребенок воспринимает мир позитивно и сам хорошо относится к людям. Если взрослые в семье часто находятся в плохом настроении, поддаются тревоге, не уверены в себе, то и ребенок воспринимает окружающий мир с недоверием (негативно). Если между родителями складываются напряженные, недоверительные отношения, то с течением времени дети будут относиться к ним соответственно.

Личный пример родителей закладывает главные нравственные качества личности ребенка: доброту, уважение к окружающим, аккуратность, трудолюбие, честность и др. Если мама говорит ребенку ласковые слова, то и он сам будет их использовать. Если родители допускают в своей речи ненормативную лексику, то и дети будут использовать ее в общении.

У младшего школьника еще отсутствует жизненный опыт, ему не хватает знаний, поэтому он пытается во всем подражать взрослым. Он чувствует семейную

атмосферу, наблюдает за характером нравственных отношений между родителями, чутко воспринимает тон и характер их разговоров, замечает, как они разрешают проблемы и конфликтные ситуации. Все, что ребенок видит, он передает в своих играх. Если понаблюдать за ходом сюжетно-ролевой игрой «Семья», то в ней можно увидеть копию семейных отношений. Все сложившиеся впечатления и наблюдения ребенка становятся основой его собственного поведения и критерием отношения к обществу.

Когда ребенок вырастет, он может повторить судьбу своих родителей, хотя сам будет их осуждать. Бывают случаи отстранения детей от родителей еще в детстве. Такой ребенок строит свою жизнь совершенно иначе, не так, как его родители.

Своим поведением родители демонстрируют также типичные модели поведения в обществе. Родных дети знают лучше, чем других людей, и именно поэтому им подражают.

Степень родительского влияния на детей во многом зависит от их авторитета. Здесь прослеживается прямая зависимость: чем выше авторитет взрослого, тем больше его влияние на ребенка. Это действительно очень важное условие воспитания детей. Если взрослые не авторитетны для ребенка, то он их не слушает, грубит и капризничает. Когда в общении с другими родители лгут, когда они проявляют чрезмерную, слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все его желания или, наоборот, унижают или подавляют его личность, их авторитет падает. Дети должны считать своих родителей лучшими друзьями.

Если говорить о воспитательном процессе общеобразовательной школы, то здесь педагоги используют метод примера целенаправленно и осознанно, предъявляя воспитанникам широкий спектр нравственных образцов. В качестве таковых могут выступать герои художественных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов

и, конечно же, реальные люди - как из прошлого, так и современники, сверстники и т.д.

Для младших школьников образцом является и личность самого учителя. Причем его роль особенно важна, так как именно он реализует все общие нормативы, стандарты образования, тенденции его развития, взаимодействуя с детьми каждый день.

Так как одной из характерных особенностей младшего школьного возраста является стремление к подражанию, то можно утверждать, что для них учитель априори представляет собой пример поведения, отношения к другим людям, внешнего вида и др. Младшие школьники обращают пристальное внимание на поведение, отношение, авторитет, мировоззрение и личностные качества педагога. Для большинства из них авторитет учителя является абсолютным, ученики готовы подражать ему во всем.

Однако следует помнить, что «сила положительного примера наставника увеличивается, когда он действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно» [11, с. 30]. Учитель может рассказывать о доброте, честности и нравственности, но, если он позволяет себе срываться и выплескивать свои эмоции на детей, разделяет их на «любимчиков» и «постылых» или в соответствии с их материальным положением, подчеркивает собственное превосходство над учениками, то из его уроков дети усвоят только отрицательное.

Таким образом, значительная часть положительного или отрицательного эффекта воспитания и обучения связана с личностью педагога, который воплощает в себе определенные культурные образцы, опосредуемые учащимися во взаимодействии с ним. Воспитать свободного и самостоятельного человека, создать «запас свободы», выводящий в сферу мировоззренческого осмысления социальной действительности, может нравственно ориентированный учитель.

Такой учитель позитивно относится к воспитаннику, принимает его таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности. Такому учителю свойственна открытость, он искренен в отношениях с воспитанниками; не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, облегчает учение и превращает преподавание из средства передачи/получения информации в радостный процесс открытия нового. Именно такой учитель является нравственным образцом, ориентация на который способствует нравственному развитию ребенка. Такой учитель осуществляет нравственное воспитание младших школьников, показывая на своем личном примере, каким должен быть человек нравственный.

Большие возможности в плане использования метода примера открывает художественная литература. Знакомство младших школьников с литературными произведениями, «в центре которых - решение этических проблем, развивает у юного читателя эмоционально-ценностное отношение к ним, способствует формированию нравственных представлений, помогает ему более осознанно и активно действовать в неожиданных обстоятельствах, в ситуациях нравственного выбора» [12, с. 86]. Иными словами, художественные произведения дают ребенку образцы поведения в сложных ситуациях, требующих выбора между добром и злом.

Младшие школьники стремятся к положительному образцу, и поэтому сравнивают себя с положительными героями. Дети этого возраста лучше всего усваивают книги с ярким, простым и позитивным содержанием, которое они легко понимают и могут принять за образец для подражания. Помимо этого, они имеют склонность «впитывать» информацию вокруг себя, не обладая при этом критическим мышлением; к тому же обладают высокой эмоциональностью. Очевидно, что нельзя допускать младших школьников к чтению книг с мрачным,

взрослым содержанием - они не только недоступны детскому пониманию, но еще и могут травмировать детскую психику.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе является чтение и анализ статей, рассказов, стихов, сказок и других литературных произведений, которые предлагают детям образцы нравственности в самых разных ее проявлениях. К таким произведениям относятся, например, рассказы В.А. Осеевой «Вырванный лист», «Девочка с куклой», «На катке», «Перышко» и др.

В качестве источника примеров могут быть использованы и мультипликационные фильмы. «Наблюдая за поведением любимых мультипликационных героев, школьники начинают им подражать: говорить их языком, вести себя, как они» [13, с. 161]. Однако отбор мультфильмов требует особенного внимания. Как справедливо утверждает А.Ф. Лалетина, «высоким потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей младшего школьного возраста обладают советские мультфильмы. По содержанию они соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят правильным и выразительным языком, передающим гамму чувств и эмоций, их поступки можно использовать в качестве понятного детям примера или антипримера» [14, с. 84].

В процессе нравственного воспитания младшего школьникаа не нужно навязывать ему нравственные идеалы. Необходимо создавать условия для свободной ориентации ребенка в мире нравственных ценностей, для осуществления им рефлексии собственного поведения с позиции усвоенных им норм морали, для осуществления выбора действий и поступков по критерию присвоенных нравственных ценностей. Успешность деятельности учителя по созданию таких условий, а соответственно, и эффективность нравственного воспитания младшего школьника возрастает при целенаправленном и систематическом использовании метода примера.

* * *

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Правительство Российской Федерации : официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/102075/ (дата обращения: 20.06.2022).

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М. : Просвещение, 1998. 479 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. В 3 кн. Кн. 3. Теория и технологии воспитания. 2-е изд., испр. и доп. М. : Владос, 2007. 463 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика : учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарики, 2003.519 с.

5. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2000. 336 с.

6. Бабурова И.В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 52. С.91-102.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968.

464 с.

8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.

9. Абрамовских Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 131-136.

10. Учитель-методист - наставник стажера : книга для учителя / С.Г. Вершловский [и др.] ; под ред. С.Г. Вершловского. М. : Просвещение, 1988. 141 с.

11. Кулаченко М.П., Старых М.В. Методы стимулирования в нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2017. № 8. С. 29-34.

12. Приятелева М.К., Гусарова Д.С. Нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения художественных произведений // Развитие образования. 2020. № 2(8). С. 84-87.

13. Хоменко Е.В., Адонин Р.Ф. Нравственное воспитание младших школьников посредством мультфильмов // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5, № 2. С. 160-165.

14. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 8. С. 82-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.