Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 210-214. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 210-214.
Научная статья УДК 371.487
https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.31
Мультфильм как средство нравственного воспитания младших школьников
Наталья Геннадьевна Савкина1, Надежда Павловна Шевелева2
1Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4790-6160 2Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6600-3579
Аннотация. В статье рассматривается одна из главных проблем современного общества - проблема нравственного воспитания. Перемены, которые происходят в мире, повлекли за собой ряд изменений как в социальной, воспитательной, духовной областях, так и в нравственной сфере жизни. Вследствие этого все более важным становится вопросы о гуманности, этике, нравственном воспитании. В рамках исследования разработана и апробирована программа кружка по просмотру мультфильмов с младшими школьниками. Обосновано, что предлагаемая программа является эффективным инструментом нравственного воспитания. Ее реализация предусматривает применение специально подобранных мультипликационных произведений, что, в свою очередь, предполагает формирование у детей первоначальных представлений о нравственных нормах, ценностях, правилах поведения, а также о сущности нравственных поступков и нравственного поведения.
Ключевые слова: мультфильм, нравственное воспитание, нравственные ценности, дети младшего школьного возраста, кружок, картотека мультфильмов
Для цитирования: Савкина Н.Г., Шевелева Н.П. Мультфильм как средство нравственного воспитания младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 210-214. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.31.
Original article
Cartoon as a means of moral education of younger schoolchildren
Natalia G. Savkina 1, Nadezhda P. Sheveleva 2
''Tyumen State University, Tyumen, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4790-6160
2Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6600-3579
Abstract. The article deals with one of the main problems of modern society - the problem of moral education. The changes that are taking place in the world have led to a number of changes both in social, educational, spiritual areas, and in the moral sphere of life. As a result, questions about humanity, ethics, and moral education are becoming increasingly important. As part of the research, a program for watching cartoons with younger schoolchildren was developed and tested. It is proved that the proposed program is an effective tool for moral education. Its implementation involves the use of specially selected animated works, which, in turn, involves the formation of children's initial ideas about moral norms, values, rules of behavior, as well as about the essence of moral actions and moral behavior.
Keywords: cartoon, moral education, moral values, children of primary school age, circle, cartoon card file For citation: Savkina N.G., Sheveleva N.P. Cartoon as a means of moral education of younger schoolchildren // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 210-214. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.31.
В настоящее время в обществе все шире и пристальнее рассматривается вопрос о нравственном воспитании детей и молодежи. Безусловно, нравственная основа закладывается именно в детстве. Нравственное воспитание детей начинается с семьи, затем ведется работа в дошкольном и младшем школьном возрастах [1]. У детей формируются нравственные установки, привычки, качества. В этом возрасте они знакомятся с нравственными нормами, правилами поведения. Находясь среди сверстников, ребенок может проверить свои знания на собственном опыте, оценить свои представления, склонности, нравственные привычки, при этом внешние моральные требования переходят во внутренние.
Пересмотр ценностей в подростковом возрасте и юношестве неизменно опирается на те устои, которые были заложены в период раннего становления личности. Значительная часть современных детей и подростков имеют искаженные представления о нравственности и таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание и др. [2]. Сегодня
часто возникают случаи проявления агрессии, жестокого отношения друг к другу, близким людям, окружающим. Многие дети не умеют строить дружеские отношения, договариваться друг с другом, разрешать конфликты, идти на компромиссы [3]. В то время как многое в жизни ребенка зависит от его поступков и поведения. В процессе социализации он учится делать выбор, принимать решения, регулировать поведение. Нравственное воспитание помогает ребенку приспособиться к тем моральным нормам, которые он наблюдает в обществе.
Проблема нравственного воспитания детей разного возраста была и остается по сей день предметом исследования в педагогике, психологии и философии. Данному вопросу уделяли внимание многие классики как русской педагогики, так и зарубежной: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Гербарт, Н.И. Пирогов и др., а также современные психологи и педагоги: Е.П. Багрийчук, С.В. Бобинова, С.К. Бондырева, Н.Г. Капустина, О.А. Спицына и др. Указанные авторы раскрывают сущность нравственного воспитания младших школьников, а также его формы и методы [4].
Известный советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский рассматривал нравственное воспитание как формирование в детях личного отношения к окружающей действительности, ответственности перед товарищами, родными и обществом. Главным он считал воспитание в ребенке ответственности перед собственной совестью (определение было взято за основу в исследовании) [5].
С точки зрения Л.Н. Толстого, нравственное воспитание есть не что иное, как главная наука о добре и зле: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [6, с. 95].
В современном обществе одной из задач педагогов является поиск и рациональное использование разных средств и методов нравственного воспитания личности. К.-Г. Шефер в статье «Медиаобразование как субдисциплина общеобразовательной науки» рассматривает ме-диаобразование как практическую совместную деятельность учителя и учащихся и ее возможности в сфере образования [7]. Одним из подобных средств воспитания и образования выступает применение мультфильмов в работе с младшими школьниками.
Как показывают исследования Л.И. Баженовой, Г.Н. Козака, С.М. Эйзенштейна, М.И. Яновского, а также работы мультипликаторов Ю.Б. Норштейна, И.П. Иванова, мультфильмы - одно из немногих уникальных средств влияния на ребенка, которое содержит в себе особый художественный смысл - смешение фантастического и реального. Несмотря на возможности мультипликации в развитии нравственных качеств детей младшего школьного возраста, учителя начальных классов недостаточно используют в педагогической деятельности мультфильмы как средство нравственного воспитания. Возможно, это связано с недостаточным обоснованием применения мультипликации в нравственном воспитании детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурологический подход; деятельностный подход; работы педагогов А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Н.И. Пирогова, Я.А. Коменского в области нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; труды Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.С. Выготского по нравственному воспитанию младших школьников; публикации Н.Е. Марковой и И.Я. Медведевой по воспитательному потенциалу мультфильмов. Использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ литературы по теме, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа; математические - обработка результатов.
На протяжении жизни человек осваивает нравственные ценности, при исследовании данной области стоит учитывать возрастные особенности. Многие авторы называют младший школьный возраст сенситивным для освоения нравственных ценностей. По мнению Н.В. Ле-щенко, в этом возрасте они воспринимаются в процессе подражания, повторения за взрослыми -родителями, учителями [8].
Можно выделить особенности, которые позволяют сделать мультфильмы значимыми и эффективными для нравственного воспитания младших школьников [9]. Часто их персонажи носят противоположный характер, а также являются образцом нравственного поведения (хороший - плохой, щедрый - жадный, трудолюбивый - ленивый и др.). Ребенок легко может распознать, какой персонаж добрый, а какой злой. Эти противопоставления позволяют усваивать нравственные ценности, нормы, различать добро и зло, помогают делать правильный выбор в той или иной ситуации.
В процессе просмотра мультфильмов дети могут не только различить положительных и отрицательных героев, но и дать им соответствующую оценку, что характерно для данного возраста. Эта особенность определяется превосходством эмоционального восприятия нравственных ценностей над рациональным.
Также стоит отметить, что не только изучение особенностей освоения ценностей влияет на нравственное воспитание, но и способы организации просмотра мультфильмов. Правильно организованное мероприятие позволяет сделать процесс воспитания более эффективным. Дети
младшего школьного возраста могут подражать не только положительным героям, но и отрицательным. Поэтому необходимо осторожно и ответственно подходить к выбору произведений. Немаловажным условием можно считать проведение занятий во внеурочное время.
Научная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ № 1, 5, 31 при поддержке комитета по образованию в городе Ишиме. В исследовании принимали участие школьники вторых классов, поделенные на две группы: экспериментальную (125 чел.) и контрольную (127 чел.).
В целях определения уровня нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста были использованы следующие диагностические методики: методика М.И. Шиловой, направленная на выявление уровней нравственной воспитанности у младших школьников; методика «Закончи историю» Р.Р. Калининой; методика «Сюжетные картинки» Р.М. Калининой (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня нравственной воспитанности у младших школьников
до организации работы кружка по просмотру мультфильмов
Уровень нравственной воспитанности Методика, % Среднее значение по трем методикам
Р.М. Калининой «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой «Закончи историю» М.И. Шиловой
Высокий 32/29 27/28 35/33 31,3/30,0
Средний 49/53 55/49 46/47 50,0/49,6
Низкий 19/18 18/23 19/20 18,7/20,4
Примечание: здесь и в таблице 3 в числителе - данные экспериментальной группы, в знаменателе -контрольной.
В ходе исследования были разработаны и апробированы картотека мультфильмов, а также программа кружка по теме «Мультфильм как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста». Картотека предназначена для детей 7-10 лет и направлена на то, чтобы сформировать у них нравственные ценности, повысить уровень нравственного воспитания. Цель использования созданной картотеки: формирование у младших школьников представлений о нравственных ценностях, повышение уровня нравственного воспитания посредством мультфильмов. Задачи применения картотеки:
- способствовать повышению уровня нравственного воспитания младших школьников посредством мультфильмов;
- формировать у них представление о нравственных категориях, таких как добро и зло, щедрость и жадность и др.;
- познакомить детей с базовыми нравственными ценностями и поступками на примере героев мультфильмов;
- содействовать изменению отношения детей к нравственным нормам;
- стимулировать детей младшего школьного возраста к нравственным поступкам.
Картотека состоит из мультфильмов, отобранных по пяти направлениям (критериям): отношение к окружающему миру (животным, природе); отношение к обществу, Родине (патриотизм); отношение к труду (умственному и физическому); отношение к людям (взрослым, сверстникам, товарищам, родным); отношение к себе. Каждый мультфильм обладает воспитательным потенциалом, демонстрирует нравственные ценности, поступки, истории и ситуации о дружбе, взаимопомощи, сострадании и других нравственных качествах, которые воспринимаются детьми через образы героев. При просмотре таких произведений ребенок учится решать нравственные задачи, видеть негативные поступки и уметь отличать их от хороших, ставить себя на место героя, а затем на место реальных людей, пытается сопереживать другим.
Картотека формировалась преимущественно из мультфильмов советского периода, они запоминаются историями, нравственными ситуациями, поступки персонажей оказывают большее влияние на нравственное воспитание детей, в то время как современная мультипликационная продукция, за редким исключением, пусть и великолепно выполненная технически, далеко не всегда тщательно проработана с нравственно-педагогической точки зрения. Примером может служить мультфильм «Маша и медведь», где главный персонаж - Маша, несмотря на обаяние, обладает нарциссическими чертами личности и характеризуется девиантным поведением, т. е. этот мультфильм не всегда безопасен для детей младшего школьного возраста, стремящихся подражать персонажу, он больше подходит детям постарше и взрослым, у которых грань между мультфильмом и реальностью уже четко сформирована. Чтобы процесс нравственного воспитания младших школьников посредством мультфильмов был более эффективным, необходимо тщательно отбирать их, учитывая все критерии и условия.
После просмотра каждого мультфильма ребятам задавали следующие вопросы:
- О чем этот мультфильм?
- Кто главные герои мультфильма?
- Что произошло с главным (-и) героем (-ями)?
- Какие чувства у вас вызвал мультфильм? Почему?
- Что чувствовали персонажи?
- Правильно ли поступил главный герой? Почему?
- Как бы вы поступили на месте главного героя? Почему?
- Какие хорошие поступки вы увидели в мультфильме? А какие плохие?
- Сталкивались ли вы когда-либо с такими ситуациями? Если да, то с какими?
- Как изменилось поведение, поступки главного героя? Почему?
Просмотр мультфильмов по каждому направлению осуществлялся на классном часу, раз в неделю. После просмотра с детьми была организована игровая деятельность, включающая в себя викторины, разгадывание загадок, шарад, ребусов. Игры по содержанию мультфильмов проводились в соревновательной форме, где ребенок мог заработать жетоны. Дети делились на две команды, после чего каждой были даны загадки, ребусы, шарады, на которые ребята отвечали по очереди. За правильный ответ команды получали жетон. В конце состязания каждая группа подсчитывала жетоны, и та, у которой их было больше, побеждала.
Разработанная программа кружка обеспечивает воспитание в детях нравственных чувств, качеств, привычек, ценностей, которые необходимы в жизни, социуме, при общении с другими людьми. Как уже отмечалось, мультфильмы для нее подбираются с учетом возрастных особенностей детей, при этом тщательно анализируется их содержание.
Программа кружка «Мультфильм как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» может быть реализована учителями начальных классов. Она включает в себя девять занятий по 35-45 минут, предусматривает проведение одного занятия еженедельно, рассчитана на два месяца. Цель программы - способствовать нравственному воспитанию посредством мультфильмов. Задачи программы:
- сформировать у детей младшего школьного возраста представления о нравственных нормах и категориях (добро - зло, жадность - щедрость и т. д.), правилах поведения, отношении к другим людям, родным, друзьям, природе, животным, обществу, родному краю, а также к самому себе;
- раскрыть сущность нравственных поступков, нравственного поведения, нравственно положительного выбора на примере героев мультфильмов;
- воспитать в детях такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, уважение к окружающим, любовь и забота о животных, природе, искренность, щедрость, милосердие (таблица 2).
Таблица 2 - Тематический план мероприятий
Раздел Тема занятия Мультфильм Количество часов
Доброта «Большой Ух» «Мама для мамонтенка» 1
Отношение к обществу и людям Взаимоотношение «Тимка и Димка» «Самый большой друг» 1
Забота «Варежка» «Верните Рекса» 1
Отношение к труду -чужому и собственному Трудолюбие «Мороз Иванович» «Девочка и кувшинчик» 1
Ответственность «И так сойдет» «В стране невыученных уроков» 1
Аккуратность «Сестрички-привычки» 1
Взаимоотношения Дружба «Крошка енот» 1
в социуме Бескорыстность «Цветик-семицветик» 1
Отношение к своей стране Патриотизм «Мальчик с уздечкой» «Илья Муромец» 1
Все занятия имеют общую структуру проведения, которая содержит шесть этапов:
1 - знакомство и приветствие, на всех последующих занятиях можно использовать только приветствие;
2 - опрос детей о самочувствии и настроении;
3 - определение темы дня;
4 - основная часть (просмотр мультфильмов);
5 - проведение беседы, игры, дискуссии на основе просмотренного мультфильма, анализ материала и подведение итогов;
6 - прощание, рефлексия.
После проведения опытно-экспериментальной работы получены результаты, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка уровня нравственной воспитанности у младших школьников после организации работы кружка по просмотру мультфильмов_
Уровень нравственной воспитанности Методика, % Среднее значение по трем методикам
Р.М. Калининой «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой «Закончи историю» М.И. Шиловой
Высокий 36/35 38/32 45/43 39,7/36,7
Средний 63/60 59/55 53/51 58,3/55,3
Низкий 1/5 3/13 2/13 2,0/10,3
Таким образом, исходя из данных итоговой диагностики, можно сделать вывод, что разработанная и примененная программа кружка по просмотру мультфильмов для повышения уровня нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста оказалась эффективной, поскольку этот уровень стал выше. Мультфильм является действенным средством нравственного воспитания детей, так как позволяет расширить их представления о морали, нравственных нормах и установках. При этом качество мультипликационной продукции в значительной степени влияет на формирование нравственных детей и общества в целом.
Список источников:
1. Билинская К.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 553-555 ; Хоменко Е.В. Мультфильмы как средство воспитания толерантности младших школьников // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 1А. С. 268-277.
2. Билинская К.Н. Указ. соч. ; Хоменко Е.В. Указ. соч. ; Шахназарова Н.С. Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений учащихся подростков // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 176-182.
3. Шахназарова Н.С. Указ. соч.
4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. 2005. № 2. С. 67-78 ; Билинская К.Н. Указ. соч. ; Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 3. С. 9-12.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 2016. 312 с.
6. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. М., 1960-1965. Т. 64. С. 95.
7. Schäfer K.-H. Medienpädagogik als Teildisziplin der Allgemeinen Erziehungswissenschaft // Jahrbuch Medienpädagogik 1. Vol. 1. MedienPädagogik: Zeitschrift für Theorie Und Praxis Der Medienbildung / ed. by S. Aufenanger, R. Schulz-Zander, D. Spanhel. Opladen, 2001. P. 17-46.
8. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников // Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 119-122.
9. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 3. С. 9-12.
Информация об авторах Н.Г. Савкина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=426618.
Н.П. Шевелева - кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет, педагог-психолог, Тюмень, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=479462.
Information about the authors N.G. Savkina - PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education, Tyumen State University, Tyumen, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=426618.
N.P. Sheveleva - PhD in Technology, Associate Professor of the Department of Economics and Organization of Production, Tyumen Industrial University, teacher-psychologist, Tyumen, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=479462.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.