Лукашенко И.А. ©
Студент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»
Филиал ТюмГУ в г. Ишиме
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье затрагивается тема влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников.
Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что актуальность назревшей проблемы нравственности младшего школьника вызывает необходимость грамотного использования средств массовой информации и создание программы их влияния на нравственное развитие ребенка.
В статье рассматриваются ключевые этапы программы по осуществлению опытноэкспериментальной работы с целью диагностирования уровней нравственного развития младшего школьника.
Автором проанализирован и обобщен практический опыт многих ученых и педагогов в области изучения нравственного воспитания и развития детей и выявлены особенности влияния СМИ на развитие подрастающего поколения. В связи с этим обоснована необходимость грамотного комментирования взрослыми получаемой детьми информации и проверки её качества.
В заключение приводится анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, которые доказывают эффективность разработанной программы.
Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, нравственное развитие, средства массовой информации, программа.
Keywords: morality, moral education, moral development, media.
В сегодняшних условиях социально-экономических конфликтов и войн как никогда становится актуальной проблема нравственности человечества. Несмотря на то, что в настоящий момент российская школа переживает огромные преобразования, модернизация образования направлена на повышение качества образования, уровня знаний, а проблема нравственного развития отходит на второй план.
Проблемой нравственности занимались и занимаются такие педагоги и психологи, как П.И. Подласый, В.Н. Мясищев, В.Т. Чепиков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Васильева, С.А.
Козлова, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, И.В. Манерко, Л.А. Григорович, И.Ф. Харламов и др.
Процесс принятия нравственных ценностей на осознанном уровне начинается с младшего школьного возраста и продолжается почти всю жизнь. Именно данный возраст наиболее сенситивен для принятия норм и формирования моральных установок.
Рост аморальных тенденций, распространение жестокости и насилия либо на экране телевизора, либо в интернете, а также доступность Масс-медиа для всех возрастных категорий вызывают озабоченность, как родителей, так и многих педагогов. В настоящее время увеличилась развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за неглубокого восприятия социально значимой информации. Это ставит перед педагогами
© Лукашенко И. А., 2015 г.
серьезную проблему глубокого формирования критического отношения к различным массовым информационным процессам в нашем современном обществе.
И.А. Каиров и О.С. Богданова считают: «Дети и подростки - личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей. Они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры» [4, 215].
Другими словами, актуальность исследования можно выразить в противоречиях между существующей на сегодняшний момент потребностью общества в нравственном развитии школьников младших классов и:
• биполярным влиянием многих средств массовой информации на данный процесс;
• отсутствием программы, методического обеспечения по формированию у обучающихся критического отношения к различным массовым информационным процессам.
Нравственность - это термин, который употребляется в живом нашем языке и в специальной литературе в большинстве как синоним морали, иногда - этики. Основное различие между нравственностью и моралью наглядно провёл Г. Гегель в своём труде «Философия права», где нравственность представляется в виде завершающего этапа развития объективного духа. Главное отличие морали от нравственности: мораль - это учение о нравственности, а нравственность - это цель и конечный результат этого учения, который, по Гегелю, становится той «субъективной волей» «как рефлексия самосознания к добру, как совесть» [1, 200].
По мнению многих ученых и педагогов, нравственность - это область ответственных и свободных поступков личности, внутренних её мотивов и побуждений творить добро, это личная форма этического сознания.
Нравственное развитие - это процесс качественных и количественных изменений приобретенных и врожденных свойств, предполагающий формирование основных нравственных качеств личности. Наиболее важные нравственные качества для развития младших школьников: дисциплинированность, ответственность, вежливость.
Существует много факторов, влияющих на нравственное развитие младших школьников: семья, школа, сверстники, особенности воспитания, примеры для подражания, уровень материального благосостояния и др. Особый интерес вызывают средства массовой информации.
Как справедливо замечает В.А. Сухомлинский: «Многие годы наблюдений над нравственным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня, что неорганизованное, стихийное, воздействие на детей телевидения, кино, радио не способствует, а скорее вредит правильному нравственному воспитанию» [5, 162].
СМИ - это определенная совокупность субъектов журналисткой деятельности, включающая:
- Цифровые издания: издания на компакт-диске;
- Печать: сборники, газеты, бюллетени, альманахи, журналы;
- Телерадиовещание: видеопрограммы, кинопрограммы, радио, телевидение;
- Массовые (более 1000 конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки) [2].
- Различные информационные агентства.
По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане Л.С. Зазнобина выделяет следующие функции массовой коммуникации: информационнопознавательная, нормативная, социально-проблемная, интегративная, развлекательнокомпенсаторная и фоновая. [3].
Средства массовой информации могут навязывать младшим школьникам свои «идеалы», как положительные, так и отрицательные, тем самым управлять их вкусами. Ребенок, который еще не ориентируется в современном «информационном пространстве», как правило, подражает «модным» на сегодняшний день героям (мультипликационным героям, интернет-блогерам, поп-звездам), которые становятся его жизненным идеалом,
определяют предпочтения, а в дальнейшем, и эстетический вкус. Очень важно, чтобы именно в данный момент рядом оказался человек, готовый подсказать младшему школьнику верный выбор, поэтому полученная детьми информация должна грамотно комментироваться взрослыми (родителями, учителями). А времяпрепровождение за источниками СМИ и количество получаемой информации должно ограничиваться, а качество проверяться. С этой целью актуальность приобретает необходимость грамотного использования средств массовой информации и создание программы их влияния на нравственное развитие младших школьников.
Все это обусловило выбор темы нашего исследования: «Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников».
Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и апробировать программу влияния средств массовой информации на нравственное развитие школьников младших классов.
Сформулированные цели решались через разработку программы влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников. Цель программы: формирование нравственных качеств у младших школьников посредством влияния средств массовой информации.
Исходя из цели, были определены следующие задачи программы:
1) сформировать представления об ответственности, вежливости, дисциплинированности как важнейших качествах личности, а также о необходимости ведения здорового образа жизни и о ценности своего здоровья;
2) развить критичное отношение к содержанию фильмов, телепередач и мультфильмов;
3) вооружить обучающихся представлениями о морали и целесообразности моральных норм;
4) сформировать у обучающихся потребность в нравственных поступках и поведении младших школьников.
Программа по нравственному развитию школьников младших классов посредством средств массовой информации будет эффективна при учете следующих условий:
- повышения компетентности родителей в нравственном воспитании школьников;
- взаимодействия семьи и школы при выработке у детей критического отношения к средствам массовой информации - отбирать к просмотру телепередачи, мультфильмы, фильмы, а также использовать возрастные сайты по интересам. Помимо этого, в случае просмотра СМИ, содержащих сцены насилия, аморальных идеалов и поступков, различать «зло» и «добро», безнравственное и нравственное;
- использования в процессе практической работы с детьми игр в социальном развитии детей и для создания положительных эмоций, игрушек в виде персонажей, сюжетов мультфильмов. Вместе с тем имеется необходимость в разработке игр и упражнений, которые помогут использовать сюжеты мультфильмов, литературных произведений наиболее рационально и активно.
Также мы определили формы организации (игры, просмотр, тренинг и упражнения) и приемы нравственного развития (обращение к опыту учащихся, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, анализ и проигрывание ситуаций).
По итогам реализации программы выступили следующие ожидаемые результаты:
1) учащиеся имеют представления о вежливости, дисциплинированности, ответственности, ценности здоровья и реализуют их в собственной жизни;
2) критически относятся к содержанию телепередач, мультфильмов и фильмов;
3) обладают знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
4) испытывают потребность в нравственном поведении и поступках.
Для достижения выдвинутых целей и задач мы организовали и провели опытноэкспериментальную работу по изучению влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий - диагностика исходного уровня нравственного развития младших школьников;
2. Формирующий - реализация программы влияния средств массовой информации;
3. Контрольный - выявление уровня нравственного развития младших школьников посредством тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе.
На первом этапе мы адаптировали критерии сформированности нравственных качеств у младших школьников, определяющих нравственное развитие, выделенные А. А. Рычковой:
4) когнитивный,
5) эмоционально-мотивационный,
6) поведенческий.
На основе выделенных критериев мы выделили уровни нравственного развития младших школьников:
Высокий уровень: обладает достаточно прочными знаниями о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о правилах поведения, как в школе, так и в общественных местах, также представлениями и нормами о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; всегда применяет эти нормы и правила поведения, остро переживает чувства ответственности, совести и долга за выполнение поручений.
Средний уровень: частично обладает знаниями о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о некоторых правилах поведения, как в школе, так и в общественных местах, имеет некоторые представления о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; не всегда применяет эти нормы и правила поведения.
Низкий уровень: запас знаний о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о правилах поведения, как в школе, так и в общественных местах, также представлений и норм о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения очень скуден; не применяет эти нормы и правила поведения, почти никогда не переживает чувства ответственности, совести и долга за выполнение поручений.
В соответствии с представленными выше критериями и показателями нравственного развития младших школьников нами были подобраны и использованы следующие диагностические методики:
1. Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение (представления) к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость)
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
3. Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О. А. Карабановой)
Цель: выявление степени дифференциации моральных и конвенциональных норм.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукская основная общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие младшие школьники от 9 до 10 лет. Исследование проводилось в 3-х классах: ЗА (экспериментальная группа) в составе 10 человек; ЗБ (контрольная группа) тоже в составе 10 человек.
На констатирующем этапе была проведена первоначальная диагностика уровней нравственного развития младших школьников в обеих группах. Результаты диагностики представлены в таблице.
Название | «Незаконченное | «Что такое |____«Оцени
Группы методик предложение» (%) хорошо и что такое плохо» (%) поступок» (%)
Уровни В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная до реализации 40 40 20 30 40 30 30 30 40
Контрольная программы 40 40 20 40 40 20 30 40 30
На формирующем этапе разработали и реализовали программу влияния средств массовой информации. Продолжительность занятий составила 2 месяца с периодичностью проведения - 1 раз в неделю.
На контрольном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика уровней нравственного развития младших школьников в обеих группах и сделан анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Группы Название методик «Незаконченное предложение» (%) «Что такое хорошо и что такое плохо» (%) «Оцени поступок» (%)
Уровни В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная (3А) до реализации программы 40 40 20 30 40 30 30 30 40
после реализации 60 30 10 70 20 10 50 30 20
Контрольная 3 (Б) до реализации программы 40 40 20 40 40 20 30 40 30
после реализации 50 30 20 40 40 20 30 40 30
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает то, что количество детей с низким уровнем нравственного развития в экспериментальной группе (3А класс) уменьшилось, также уменьшилось количество учащихся, имеющих средний уровень нравственного развития. За счет уменьшения низкого и среднего уровня обучающихся увеличилось количество детей, которые показали высокий уровень нравственного развития. Это доказывает, что приемы и содержание формирующего этапа проводимого эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня нравственного развития младших школьников.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, доказывает эффективность разработанной программы.
Литература
1. Гегель, Г. Философия права [Текст] / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
2. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: РАГС, 1998. - 371 с.
3. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: Как же выжить в мире СМИ // Лаборатория ТСО и медиаобразования РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mediaeducation.ru/publ/ zazn1.shtml
4. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст] / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2004. - 274 с.
5. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 374 с.