ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
И.А. Лукашенко
студент,
кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, Филиал
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Основное внимание в работе автор заострил на том, что актуальность назревшей проблемы нравственности младших школьников вызывает необходимость грамотного использования средств массовой информации и создание программ влияния на нравственное развитие ребенка. Автором проанализирован практический опыт ученых и педагогов в области изучения нравственности детей и выявлены особенности влияния СМИ на развитие подрастающего поколения. В заключение приведены результаты экспериментальных исследований, показывающие эффективность разработанной программы.
Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, нравственное развитие, средства массовой информации, программа.
I.A. Lukashenko, Branch Tyumen state University in Ishim
THE MEDIA INFLUENCE ON THE MORAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Abstract. The main attention in the paper the author focused on the fact that the relevance of urgent problems of morality of younger pupils is the need of the proper use of media and the creation of the program of their influence on the moral development of a child. The author explores the practical experience of scientists and educators in the field of studying morals of children and the peculiarities of the influence of the media on the development of the younger generation. In conclusion, experimental results are presented, showing the effectiveness of the developed program.
Keywords: morality, moral education, moral development, media.
В сегодняшних условиях социально-экономических конфликтов и войн как никогда становится актуальной проблема нравственности человечества. Несмотря на то, что в настоящий момент российская школа переживает преобразования, модернизация образования направлена на повышение качества образования, уровня знаний, а проблема нравственного развития отходит на второй план.
Проблемой нравственности занимались и занимаются такие педагоги и психологи, как П.И. Подласый, В.Н. Мясищев, В.Т. Чепиков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Васильева, С.А. Козлова, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, И.В. Манерко, Л.А. Григорович, И.Ф. Харламов и др.
Процесс принятия нравственных ценностей на осознанном уровне начинается с младшего школьного возраста и продолжается почти всю жизнь. Именно данный возраст наиболее сенситивен для принятия норм и формирования моральных установок.
Рост аморальных тенденций, распространение жестокости и насилия либо на экране телевизора, либо в Интернете, а также доступность масс-медиа для всех возрастных категорий вызывают озабоченность как родителей, так и многих педагогов. В настоящее время увеличилась развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за неглубокого восприятия социально значимой информации. Это ставит перед педагогами серьезную проблему формирования у подростков критического отношения к различным массовым информационным процессам в нашем современном обществе. Так, И.А. Каиров и О.С. Богданова считают: «Дети и подростки - личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры» [11, с. 215].
Другими словами, актуальность исследования можно выразить в противоречиях между существующей на сегодняшний момент потребностью общества в нравственном развитии школьников младших классов и:
• биполярным влиянием многих средств массовой информации на данный процесс;
• отсутствием программы, методического обеспечения по формированию у обучающихся критического отношения к различным массовым информационным процессам.
Нравственность - термин, который употребляется в речи и в специальной литературе как синоним морали, иногда - этики. Основное различие между нравственностью и моралью наглядно провёл Г. Гегель в своём труде «Философия права», где нравственность представляется в виде завершающего этапа развития объективного духа. Главное отличие морали от нравственности в том, что мораль - это учение о нравственности, а нравственность - это цель и конечный результат этого учения, который, по Гегелю, становится той «субъективной волей» «как рефлексия самосознания к добру, как совесть» [4, с. 200].
По мнению многих ученых и педагогов, нравственность - это область ответственных и свободных поступков личности, внутренних её мотивов и побуждений творить добро; это - личная форма этического сознания. Нравственное развитие - это процесс качественных и количественных изменений приобретенных и врожденных свойств, предполагающий формирование основных нравственных качеств личности. Наиболее важные нравственные качества для развития младших школьников - дисциплинированность, ответственность, вежливость.
Существует много факторов, влияющих на нравственное развитие младших школьников: семья, школа, сверстники, особенности воспитания, примеры для подражания, уровень материального благосостояния и др. Особый интерес вызывают средства массовой информации. Как справедливо замечал В.А. Сухомлинский: «Многие годы наблюдений над нравственным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня, что неорганизованное, стихийное, воздействие на детей телевидения, кино, радио не способствует, а скорее вредит правильному нравственному воспитанию» [12, с. 162].
СМИ - это определенная совокупность субъектов журналисткой деятельности, включающая:
- цифровые издания - издания на компакт-диске;
- печать: сборники, газеты, бюллетени, альманахи, журналы;
- телерадиовещание: видеопрограммы, кинопрограммы, радио, телевидение;
- массовые (более 1000 конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и БМв-рассылки) [5];
- различные информационные агентства.
По классификации А.С. Школьникова, в социально-педагогическом плане Л.С. Зазнобина выделяет следующие функции массовой коммуникации: информационно-познавательная, нормативная, социально-проблемная, интегративная, развлекательно-компенсаторная и фоновая [10].
Средства массовой информации могут навязывать младшим школьникам свои «идеалы» как положительные, так и отрицательные, и тем самым управлять их вкусами. Ребенок, который еще не ориентируется в современном «информационном пространстве», как правило, подражает известным на сегодняшний день героям (мультипликационным героям, интернет-блогерам, поп-звездам), которые становятся его жизненным идеалом, определяют предпочтения, а в дальнейшем и эстетический вкус. Очень важно, чтобы именно в данный момент рядом с ребёнком оказался человек, готовый подсказать ему верный выбор. Поэтому получаемая детьми информация должна грамотно комментироваться взрослыми (родителями, учителями), а времяпрепровождение за источниками СМИ и количество получаемой информации должно взрослыми ограничиваться, а качество проверяться. С этой целью необходимо грамотно ис-
пользовать СМИ и создать программу их влияния на нравственное развитие младших школьников. Все это и обусловило выбор темы нашего исследования как «Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников».
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и апробировать программу влияния средств массовой информации на нравственное развитие школьников младших классов. Цель данной программы: формирование нравственных качеств у младших школьников посредством влияния на них средств массовой информации. Исходя из цели, были определены следующие задачи программы:
1) сформировать представления об ответственности, вежливости, дисциплинированности как важнейших качествах личности, а также о необходимости ведения здорового образа жизни и о ценности своего здоровья;
2) развить критичное отношение к содержанию фильмов, телепередач и мультфильмов;
3) вооружить обучающихся представлениями о морали и целесообразности моральных
норм;
4) сформировать у обучающихся потребность в нравственных поступках и поведении.
Программа по нравственному развитию школьников младших классов посредством
средств массовой информации будет эффективна при учете следующих условий:
- повышения компетентности родителей в нравственном воспитании школьников;
- взаимодействия семьи и школы при выработке у детей критического отношения к средствам массовой информации: отбирать к просмотру телепередачи, мультфильмы, фильмы, а также использовать возрастные сайты по интересам. Помимо этого, в случае просмотра передач и фильмов, содержащих сцены насилия, аморальные идеалы и поступки, помогать детям различать «добро» и «зло», нравственное и безнравственное;
- использования в процессе практической работы с детьми игр для социального развития детей и для создания положительных эмоций, игрушек в виде персонажей и сюжетов мультфильмов. Вместе с тем имеется необходимость в разработке игр и упражнений, которые помогут использовать сюжеты мультфильмов, литературных произведений наиболее рационально и активно.
Также мы определили формы организации (игры, просмотры, тренинги и упражнения) и приемы нравственного развития (обращение к опыту учащихся, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, анализ и проигрывание ситуаций).
По итогам реализации данной программы получены следующие ожидаемые результаты:
1) учащиеся имеют представления о вежливости, дисциплинированности, ответственности, ценности здоровья и реализуют их в собственной жизни;
2) критически относятся к содержанию телепередач, мультфильмов и фильмов;
3) обладают знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
4) испытывают потребность в нравственном поведении и поступках.
Для достижения выдвинутых целей и задач мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу по изучению влияния средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников. Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1 этап - констатирующий: диагностика исходного уровня нравственного развития младших школьников;
2 этап - формирующий: реализация программы влияния средств массовой информации;
3 этап - контрольный: выявление уровня нравственного развития младших школьников посредством тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе.
На первом этапе мы адаптировали критерии сформированности нравственных качеств у младших школьников, определяющих нравственное развитие, выделенные А.А. Рычковой: 1)
когнитивный, 2) эмоционально-мотивационный, 3) поведенческий.
На основе указанных критериев мы выделили уровни нравственного развития младших школьников.
Высокий уровень: обладает достаточно прочными знаниями о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о правилах поведения как в школе, так и в общественных местах, а также представлениями и нормами о вежливости и ценностных основаниях ответственного поведения; всегда применяет эти нормы и правила поведения, остро переживает чувство ответственности, совести и долга за выполнение поручений.
Средний уровень: частично обладает знаниями о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о некоторых правилах поведения как в школе, так и в общественных местах, имеет некоторые представления о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; не всегда применяет эти нормы и правила поведения.
Низкий уровень: запас знаний о понятиях «доброжелательность», «вежливость», о правилах поведения как в школе, так и в общественных местах, а также представлений и норм о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения очень скуден; не применяет эти нормы и правила поведения и почти никогда не переживает чувства ответственности, совести и долга за выполнение поручений.
В соответствии с представленными выше критериями и показателями нравственного развития младших школьников нами были подобраны и использованы следующие диагностические методики.
1. Методика «Незаконченные предложения».
Цель: выявить отношение (представления) к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость)
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
3. Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Ка-рабановой).
Цель: выявление степени дифференциации моральных и конвенциональных норм.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукская основная общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие младшие школьники от 9 до 10 лет. Исследование проводилось в 3-х классах: ЗА (экспериментальная группа) в составе 10 человек; ЗБ (контрольная группа) тоже в составе 10 человек.
Таблица 1 - Результаты первоначальной диагностики
Группы Название методик «Незаконченное предложение» (%) «Что такое хорошо и что такое плохо» (%) «Оцени поступок» (%)
Уровни В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная до реализации программы 40 40 20 30 40 30 30 30 40
Контрольная 40 40 20 40 40 20 30 40 30
На констатирующем этапе была проведена первоначальная диагностика уровней нравственного развития младших школьников в обеих группах. На формирующем этапе разработали и реализовали программу влияния средств массовой информации. Продолжительность занятий составила 2 месяца с периодичностью проведения - 1 раз в неделю. На контрольном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика уровней нравственного развития младших школьников в обеих группах и сделан анализ результатов
диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таблица 2 - Результаты повторной диагностики
Группы Название методик «Незаконченное предложение» (%) «Что такое хорошо и что такое плохо» (%) «Оцени поступок» (%)
Уровни В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная (3А) до реализации программы 40 40 20 30 40 30 30 30 40
после реализации 60 30 10 70 20 10 50 30 20
Контрольная 3 (Б) до реализации программы 40 40 20 40 40 20 30 40 30
после реализации 50 30 20 40 40 20 30 40 30
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с низким уровнем нравственного развития в экспериментальной группе (3А класс) уменьшилось, также уменьшилось и количество учащихся, имеющих средний уровень нравственного развития. За счет уменьшения низкого и среднего уровней обучающихся увеличилось количество детей, которые показали высокий уровень нравственного развития. Это доказывает то, что приемы и содержание формирующего этапа проводимого эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня нравственного развития младших школьников.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе данного эксперимента, доказывает эффективность разработанной нами программы.
Список литературы:
1. Астахов, С.В. Духовность в современной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 1.
2. Величко, О.Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. - 2007. - № 3. - С. 54-57.
3. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. -№ 7. - С. 13-18.
4. Гегель, Г. Философия права [Текст] / Г. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
5. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: РАГС, 1998. - 371 с.
6. Громова, Т.В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - № 1. - С. 22-26.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.
8. Диагностика нравственных приоритетов школьников // Сельская школа. - 2006. - № 3. - С. 72.
9. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // Воспитание школьников. - 2012. - № 2.
10. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: Как же выжить в мире СМИ // Лаборатория ТСО и медиаобразования РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mediaeducation.ru/publ/zazn1 .shtml.
11. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст] / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2004. - 274 с.
12. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 374 с.