Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание младших школьников: результаты эмпирического исследования'

Духовно-нравственное воспитание младших школьников: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2075
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИИ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / INFORMATIVE / MOTIVATIONAL / ACTIVE CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агалакова Екатерина Владимировна

Данная статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников, на которые нас ориентируют новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Основной целью нашей работы является исследование исходного уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста на культурно-исторических традициях православной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritually-moral education of junior schoolchildren : results of empiric research

This article is sanctified to the questions of spiritually-moral education of junior schoolchildren on that we are oriented by new the Federal state educational standards. The primary purpose of our work is research of initial level of the spiritually-moral breeding of children of midchildhood on cultural and historical traditions of the Orthodox culture.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников: результаты эмпирического исследования»

кое исследование по изучению творчества Альберта Лиханова. Его социальная значимость в том, что всё пособие ориентировано на то, чтобы у учащихся в процессе знакомства с произведениями писателя сформировались представления о проблемах семьи и детства в обществе и, не менее важно, о себе и путях преодоления жизненных препятствий и сложностей в собственной судьбе.

Книга Е. О. Галицких заполняет пространство, которое особенно в современных условиях чрезвычайно актуально, но до сих пор школой оставлено за скобками - это проблемы семьи и детства в обществе.

Примечания

1. Галицких Е. О. Изучение творчества Альберта Лиханова в школе: методическое пособие. М.: «Детство. Отрочество. Юность», 2009.

2. Там же. С. 3.

3. Там же. С. 5.

4. Там же. С. 6.

5. Там же. С. 7.

6. Там же. С. 31.

7. Там же. С. 41.

8. Там же. С. 34.

9. Там же. С. 35.

10. Там же. С. 37.

УДК 373.3:37.034

Е. В. Агалакова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Данная статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников, на которые нас ориентируют новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Основной целью нашей работы является исследование исходного уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста на культурно-исторических традициях православной культуры.

This article is sanctified to the questions of spiritually-moral education of junior schoolchildren on that we are oriented by new the Federal state educational standards. The primary purpose of our work is research of initial level of the spiritually-moral breeding of children of midchildhood on cultural and historical traditions of the Orthodox culture.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; информационный, мотивационный, деятельно-стный критерии.

Keywords: spiritually-moral education; informative, motivational, active criteria.

Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием духовно-нравственных качеств личности. На необходимость усиления внимания к этим вопросам ориентируют нас новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе методической разработки и реализации которых лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Среди важнейших целей воспитания в Концепции, выделены «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях» [1].

Ведущая роль в воспитании духовно-нравственных ориентиров и нравственного поведения учащихся принадлежит начальному школьному возрасту, так как именно в этот период происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. В общем положении Концепции сказано, что образовательное учреждение, в том числе учреждение дополнительного образования, должно в основу положить взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников.

Педагоги и психологи единодушны в том, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят,

© Агалакова Е. В., 2012

в безусловность и необходимость нравственных норм; отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. В. А. Сухомлинский писал: «Еще в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их морали...» Эти особенности являются залогом воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Семья, где ребенок проводит большую часть своей жизни, обладает воспитательными ресурсами, значимость которых подчеркивается крупнейшими исследователями всех времен и народов (Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, П. Д. Юркевич, В. И. Водовозов, А. Н. Острогорский, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж.-Ж. Руссо, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эрик-сон и др.).

Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Ш. А. Амоношвили, В. А. Сухомлинский, Е. В. Бондаревский, Б. Т. Лихачев, С. Л. Дармодехин, Д. М. Маллаев, Н. Н. Пядушки-на, М. Шилова и др.). При этом незаслуженно забытыми и невостребованными остаются ресурсы духовно-нравственного воспитания ребенка в процессе взаимодействия учреждений дополнительного образования с православной семьей.

Для выявления педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе взаимодействия педагогов дополнительного образования с православной семьей на первоначальном этапе педагогического исследования мы поставили цель - изучение исходного уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста на культурно-исторических традициях православной культуры.

Проверялось предположение, согласно которому духовно-нравственная воспитанность младших школьников на культурно-исторических традициях православной культуры представляет структуру со следующими компонентами:

1. Когнитивный - информированность о духовно-нравственных ценностях и культурно-исторических традициях православной культуры. Он включает:

- знание основных духовно-нравственных ценностей в контексте культурно-исторических традиций православной культуры;

- представление о том, как духовно-нравственные ценности реализуются на практике;

- понимание того, как необходимо реагировать на ситуации, содержащие конфликт с духовно-нравственными принципами.

2. Эмоционально-ценностный - ценностное отношение к духовно-нравственным ценностям, основанным на культурно-исторических традициях православной культуры, и потребность к их соблюдению в процессе жизнедеятельности.

3. Операционно-деятельностный характеризуется качеством знаний, умений и навыков, необходимых для разрешения различного рода ситуаций, имеющих духовно-нравственный контекст:

- умение выделять духовно-нравственные компоненты ситуации;

- умение использовать духовно-нравственные принципы для анализа ситуации;

- способность к выбору поведения, соответствующего духовно-нравственным принципам - законам православной культуры;

- навыки нравственного поведения в отношении к родителям, сверстникам.

Формирование обозначенных компонентов готовности младшего школьника к реализации духовно-нравственных ценностей с использованием элементов православной культуры образует содержание его духовно-нравственного воспитания в семье.

Исходя из структуры понятия духовно-нравственного воспитания, можно выделить следующие критерии ее сформированности [2]:

1. Информационный критерий включает владение младшим школьником совокупностью духовно-нравственного мировоззрения и системой знаний о культурно-исторических традициях православной культуры, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей [3].

2. Мотивационный критерий включает отношение к соблюдению духовно-нравственных ценностей, потребность в следовании им в повседневной жизнедеятельности и противодействии бездуховности, а также осмысление ребенком совершаемой деятельности с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей на культурно-исторических традициях православной культуры. К признакам духовно-нравственной воспитанности ребенка при этом можно отнести: адекватное восприятие действительности, принятия себя и других, искренний интерес к другому человеку, восприятие мира с акцентом на его позитивные стороны; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.

3. Деятельностный критерий включает использование младшим школьником духовно-нравственного знания о культурно-исторических традициях православной культуры, умения и навыков на практике (показатели - регулярность, уровень волевых усилий, последовательность использования нравственных норм в поведении).

К показателям духовно-нравственной воспитанности по информационному, мотивационному и

деятельностному критериям мы отнесли 10 базисных духовно-нравственных ценностей: 1 - «добро/зло», 2 - «хорошо/плохо», 3 - «правда/ложь», 4 - «можно/нельзя», 5 - «вежливость/грубость», 6 - «сострадание/равнодушие», 7 - «терпимость/ нетерпимость», 8 - «отзывчивость/черствость», 9 -«милосердие/жестокость», 10 - «щедрость/жадность».

В исследовании участвовали 236 воспитанников младшего школьного возраста МОАУ ДОД «Центра детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, МОАУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова, Воскресной школы Кирово-Чепецка, Воскресной школы г. Омутнинс-ка Омутнинского района, Воскресной школы п. Гир-сово Юрьянского района.

В качестве источников и способов получения субъективной информации был выбран комплекс методов исследования для оценки духовно-нравственной воспитанности детей по критериям:

- по информационному критерию использовалась диагностика «Соотнеси 10 законов православной культуры с 10 базисными духовно-нравственными категориями»;

- по мотивационному критерию - анкета «Произведения искусства как картина духовной жизни людей»;

- по деятельностному критерию - адаптированный вариант анкеты «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (инструментарий Н. Е. Щурковой, В. М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Я. Степанова);

Кроме этих методик мы использовали беседы, наблюдения за поведением детей.

Дадим характеристику обозначенных методов и результатов их использования.

Для соотнесения заповедей православной культуры и базисных духовно-нравственных категорий младшим школьникам предлагались небольшой рассказ или пояснение. Рассмотрим использование данной диагностики на двух примерах.

Ненецкая сказка «Кукушка» рассказывает нам о маме и неблагодарных детях, которые ее не слушались. Когда мама тяжело заболела и попросила у них о помощи, то в ответ услышала отказ. Равнодушие и черствость детей превратили её в кукушку. Когда дети поняли, что мама в облике птицы их покидает, стали просить её вернуться, но в ответ слышали: «Ку-ку-ку. Уже поздно».

Эта сказка, раскрывающая категорию «отзывчивость/черствость», помогает детям соотнести её с заповедью «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

Русская пословица «Все тайное становится явным» позволяет младшим школьникам безошибочно соотнести категорию «правда/ложь» с заповедью «Не лжесвидетельствуй».

Анализ ответов детей показал средний уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, рассматриваемой по информационному критерию. Это наглядно продемонстрировано на диаграмме (см. рис. 1).

Анализируя каждую отдельно взятую духовно-нравственную категорию, можно сделать вывод, что наиболее сформированы знания младших школьников по таким ценностям, как «вежливость/ грубость» (57%), «сострадание/равнодушие» и «отзывчивость/черствость» (67%), «правда/ложь» (59%), «терпимость/нетерпимость» (63%). В процессе беседы с детьми по рассказам, раскрывающим духовно-нравственные категории, мы выявили, что большинство из них считают главным в своей жизни семью и дружбу ( заповедь «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»); добро и любовь, а не материальные ценности (заповедь «Не сотвори себе кумира; да не поклонишися им, не послужи-ши им»); правдивость (заповедь «Не лжесвидетельствуй»); вежливость (заповедь «Не прелюбодействуй»). По ряду оснований по итогам диагностики и беседы можно было увидеть отклонения по следующим ценностям: «добро/зло»(25%), «можно/ нельзя» (19%), «щедрость/жадность» (32%), «ми-лосердие-/жестокость» (39%). Анастасия Н. в беседе с полной серьезностью отметила: «Про добро и зло мы читаем в сказках, но иногда и злую Бабу Ягу нужно пожалеть». Таким образом, дети встречаются со многими из этих понятий в сказках, рассказах и жизни, но не всегда могут провести грань между вымыслом и реальностью.

Обобщая все вышеизложенное, мы приходим к выводу, что необходимо пересмотреть имеющиеся приемы педагогической работы по духовно-нравственному воспитанию и с учетом новых ФГОС совершенствовать воспитательную работу.

Для выявления положительных и отрицательных сторон по мотивационному критерию проведена анкета с учащимися по теме «Произведения искусства как картина духовной жизни людей». По каждой категории соответственно были подобраны картины, раскрывающие отношение к окружающим людям. Приведем несколько примеров.

Для выявления отношения детей к категории «хорошо/плохо» использовалась картина Б. Э. Му-рильо «Блудный сын. Отъезд из дома отца», где ярко выражены чувства родителей, огорченных необдуманным поступком младшего сына, который решил навсегда покинуть родной очаг. Детям предлагалось несколько вариантов ответа на вопрос, как они относятся к своим родителям:

- просто их люблю, ведь этого им достаточно;

- проявляю к ним любовь и уважение, помогаю им во всем;

- мои родители не замечают меня, а я их;

- твой вариант.

Для выявления отношения детей к категории «вежливость/грубость» использовалась репродукция В. Д. Поленова «Привели детей», в которой раскрывается понятие любви к детям. Детям предлагались следующие варианты ответов на вопрос: «А как ты относишься к своим сверстникам?»:

- как к себе, с любовью;

- ко всем хорошо;

- я лучше, чем они;

- другой вариант.

Для выявления отношения детей к категории «милосердие/жестокость» использовалась картина В. И. Сурикова «Богач и Лазарь», где изображен фрагмент притчи о бессердечности, жадности, жестокости богача по отношению к больному Лазарю. Детей спрашивали, как они относятся к одиноким и больным бабушкам и дедушкам?»

- жалеешь;

- ненавидишь;

- не знаю.

Полученные результаты обобщены и представлены наглядно в виде диаграммы (рис. 2). Более 72% младших школьников показали достаточно высокий уровень эмоциональных отношений к поступкам, имеющим духовно-нравственную окраску. Однако в их нравственном сознании преобладают повелительные элементы, которые обусловлены требованиями, указаниями и советами родителей и педагогов. Можно сказать, что они фактически функционируют в форме этих требований. Причем при оценке поведения дети исходят в основном из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей и родителей, дети зачастую не замечают собственных и некритически относятся к себе. Так, 32% опрошенных считают, что они лучше своих одноклассников; наибольшую трудность вызвал вопрос об оказании, казалось бы, невыполнимой помощи - 44%. Беседа о терпимости родителей к недостаткам своих чад, для которой использовалась репродукция Рем-бранта «Возвращение блудного сына», выявила, что

19% детей наказывают родители и относятся к ним нетерпимо. Применение родителями авторитарного стиля воспитания препятствует формированию положительного отношения детей к усвоению духовно-нравственных категорий.

Поскольку опытная работа проводилась на этапе констатирующего эксперимента, то определение уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников по деятельностному критерию было организовано в форме выбора детьми поведения в вымышленных ситуациях. Содержание вопросов анкеты было изменено применительно к критериям операционно-деятельностного компонента.

Детям предлагались вопросы и альтернативные ответы. Каждый вопрос составлялся в соответствии с базисными духовно-нравственными категориями. Приведем некоторые из них:

- «Ты заметил среди гостей невзрачную девочку, которая одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю».

- «Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного».

- «Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться».

Анализ ответов показал средний уровень сфор-мированности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста по дея-тельностному критерию. Полученные результаты

ШЕ

□ Центр

■ ВПГ

□ Воскр. шк.

г. Кирово-Чепецка

□ Воскр. шк. п. Гирсово

■ Воскр. школа г. Омутнинска

Рис. 1. Уровень сформированное™ духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста по информационному критерию

Ш

□одг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ВПГ

□ Воскр. шк.

г. Кирово-Чепецка

□ Воскр. шк. п. Гирсово

■ Воскр. шк.

г. Омутнинска

Рис. 2. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста по мотивационному критерию

обобщены и представлены наглядно в виде диаграммы (рис. 3).

Анализируя каждую отдельно взятую духовно-нравственную категорию по деятельностному критерию, можно сделать вывод, что младшие школьники руководствуются в жизни такими ценностями, как «вежливость» (52%), «сострадание» ( 56%), «терпимость» (55%), «хорошо» (59%). Беседа с детьми показала, что они эгоистичны в своих желаниях, действиях, могут на оскорбление ответить тем же. Доводом для принятия несправедливого наказания одноклассников служит следующее: «ничего, жизнь вообще несправедлива». Пассивное участие в социально полезном труде 38% детей объясняют таким образом: «сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию»; 32% опрошенных «ужасно завидуют» или им «все равно», когда на их глазах хвалят кого-то из одноклассников. После беседы большинство детей отметили, что желают исправиться. Но стремление к самостоятельности в поступках, делах часто носит си-

□ вдт

■ впг

□ Воскр. шк.

г. Кирово-Чепецка

□ Воскр. шк. п. Гисово

■ Воскр. шк.

г. Омутнинска

Рис. 3. Уровень сформированное™ духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста по деятельностному критерию

туативныи характер, поэтому должно сопровождаться помощью родителей и педагогов.

Обобщая результаты, полученные при помощи трех диагностик, можно утверждать, что в структуре духовно-нравственноИ воспитанности младших школьников доминирующее место занимает использование ценностей «добро», «хорошо», «терпимость», «отзывчивость», «милосердие», «щедрость», «вежливость», которые широко используются родителями в повседневной жизнедеятельности. Ценности, которые не входят в повседневныи обиход детеи, оказываются значительно менее понимаемыми и востребованными в их поведении.

Таким образом, результаты констатирующего этапа педагогического исследования позволяют сделать вывод, что достаточно высока сформиро-ванность духовно-нравственнои воспитанности де-теИ по мотивационному критерию. Данные, полученные при помощи используемых диагностик, позволили нам скорректировать работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и разработать программу «Азбука добродетели».

Примечания

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. URL: http://sh14.oskoluno.ru/Level2/ koncep.html

2. Абдулаева Н. А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дис.... канд. пед. наук. Махачкала, 2011.

3. Мельникова Н. В., Овчарова Р. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. СПб.: Изд-во «Амалтея», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.