Научная статья на тему 'Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье'

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙШКОЛЬНИК / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна

В статье исследуется педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье. Важным условием, которого является готовность родителей к реализации такого воспитания. Анализируется роль педагогических условий и влияние семьи на воспитание младшего школьника в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»

учебный процесс. Интерактивные возможности используемых при дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения [2].

Таким образом, дистанционное обучение должно строиться на уже освоенных, успешно прошедших апробацию методиках как заочного, так и очного обучения, наиболее эффективных и прогрессивных из них. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет, когда и как, когда и где он хочет, и на том языке, на котором он хочет.

Литература

1. Андреев А. А., Барабанщиков А.В. Некоторые проблемы разработки методики ДО [Текст] // А.А. Андреев, А.В. Барабанщиков. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по ДО. - М.: МЭСИ, 1997.

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 3- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

3. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - 272 с.

4. Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века [Текст] // Бюллетень АРВ, 1998. Спец. нов. выпуск.

5. Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения [ Текст] // А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников. Высш. образование в России - 1994. №№ 3.

Проблемы современной школы

Абдуллаева Н.А.

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье

Духовно-нравственное воспитание школьников было и остается одним из актуальных направлений отечественной педагогики. Однако оно претерпело ряд качественных и количественных изменений, обусловленных воздействием сложнейших социальных и политических трансформаций, которые привели к некоторой утрате его традиционного содержания. Немалую роль в этом сыграли следующие факторы: усиление процессов технократизации, нестабильность

жизни, оформление вполне реального гуманистического кризиса, разрушение нравственных ориентиров, наиболее значимых для молодежи, обладающей минимумом жизненного опыта и стойкости.

Исходя из этих тенденций, возрастает потребность в исследовании духовно-нравственной сферы подрастающего поколения, в критическом переосмыслении имеющегося опыта, в формировании нового видения и новой трактовки этой проблемы в современных условиях.

Вопросы духовно-нравственного воспитания человека не являются исследовательской прерогативой только последнего времени. Так, проблематика нравственности берет свое начало в философском наследии мыслителей Древней Греции (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.). В дальнейшем она получили развитие в трудах, выполненных по философии (Бердяев С.Н., Гусейнов А.А., Зеньковский В.В., Ильин И.А., Мурашов В.И., Трубецкой Е.Н., Уледов А.К., Федотов В.Г., Франк С.Л. и др.), социологии (Здравомыслов А.Г., Тощенко Ж. Т., Федоров И. А., Ядов В. А. и др.), культурологии (Арнольдов А.И., Запесоцкий А.С., Каган М.С., Кузнецова Т.Ф. и др.), психологии (Берулава Г. А., Бондырева С.К., Братусь Б.С., Василюк Ф.Е., Зинченко В. П., Слободчиков В.И. и др.) и педагогике (Андреев В.И., Амонашвили Ш.А., Берулава М.Н., Василенко В. А., Вахтеров В.П., Лихачев Д.С., Новиков А.Н., Петракова Т.И., Старов М.И. и др.).

К настоящему времени предложены различные трактовки феномена «духовность», изучены духовные потребности и духовная культура, нравственное сознание и самосознание человека, а также его нравственные отношения. Изучение проблематики нравственности способствовало оформлению интегративного (Божович Л.И., Зосимовский А.В., Якобсон С.Г.) и элементного (Истлентьева Л.И., Кененбаева К.Н., Коломиец В. А., Садокова А.В.) подходов к рассмотрению специфики ее развития.

Духовно-нравственное воспитание увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е.В., Караковский В.А., Лихачев Б.Т., Пядушкина Н.Н., Шилова М.И, и др.). При этом незаслуженно забытыми и не востребованными остаются ресурсы духовно-нравственного воспитания человека в семье.

Вместе с тем, семья обладает значительными воспитательными ресурсами, значимость которых подчеркивается отечественными и зарубежными исследователями (Пирогов Н.И., Ушинский К. Д., Юркевич П. Д., Водовозов В.И., Острогорский А.Н., Маслоу А., Роджерс К., Руссо Ж.-Ж., Фрейд З., Хорни К., Эриксон Э. и др.). Очевидно, что требуется разработка подходов к актуализации ресурсов семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Согласно сложившимся представлениям, духовность выступает в качестве особой способности людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии. В психологии и педагогике духовность рассматривается с позиции соответствующих потребностей, способностей, культуры человека (Гуревич П. С.,

Журавлев В.В., Каверин С.Б., Здравомыслов А.Г., Симонов П.В., Слободчиков В.И., Файзуллин Ф.С., Шадриков В.Д., Ядов Ф.А. и др.). Проведенные исследования показали, что на уровне подлинной духовности основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности личности становятся высшие человеческие ценности, высоконравственное начало в психической жизни, стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними.

Значимость духовно-нравственной сферы человека обострила интерес к изучению особенностей ее развития (Пиаже Ж., Колберг Л., Урунтаева Г. А., Аболин Л. М., Зинченко В. П. и др.). Было установлено, в частности, что уже к подростковому возрасту при благоприятных условиях формируются важнейшие показатели развития нравственности (Божович Л.И.). Вместе с тем, этот процесс не универсален и может характеризоваться различными нарушениями, приводящими к бездуховности и безнравственности, являющимися основой асоциальности человека.

Семейные ценности, транслируемые ребенку в рамках воспитания, в историческом контексте подвержены определенной вариативности. Десятилетия бездуховности, господствовавшие в нашем обществе, вплоть до не давнего времени, нахлынувшая в последние десятилетия экспансия западных ценностей, чуждых нашей культуре, привели к ослаблению способностей семьи к реализации функции духовно-нравственного воспитания ребенка. Утрата многих семейных традиций в данной сфере, неумение родителей адаптировать собственные духовно-нравственные ценности к современному социальному контексту делают необходимым оказание помощи семье по реализации ею данной воспитательной функции.

Под духовно-нравственной воспитанностью младшего школьника понимается сформированность у него духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовности к их практической реализации. К основным духовно-нравственным ценностям, подлежащим формированию в младшем школьном возрасте, нами отнесены: любовь к Родине, своей стране; уважение родителей, старших; признание прав другого человека; отзывчивость по отношению к людям, нуждающимся в помощи; милосердие по отношению к слабым и беззащитным; терпимость к непохожему; верность слову, долгу; честность и порядочность; вежливость во взаимоотношениях с людьми; соблюдение норм социального поведения.

До настоящего времени оказываются неучтенными ресурсы духовно-нравственного воспитания ребенка, которыми обладает семья. При организации работы с детьми в данном направлении необходимо исходить из основополагающего принципа базисности семейного духовно-нравственного воспитания. Именно семья должна закладывать в ребенке духовно-нравственное начало, без которого невозможно его дальнейшее социальное развитие.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста представляет собой объединение информационного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к осуществлению духовно-нравственного поведения, в которых могут проявляться нарушения, связанные с условиями семейного воспитания.

В соответствии с выдвинутой гипотезой решались следующие исследовательские задачи:

1) установить состояние готовности детей младшего школьного возраста к реализации духовно-нравственного поведения;

2) выявить и раскрыть особенности нарушений духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста;

3) выделить группы детей младшего школьного возраста по сформированности у них духовно-нравственной воспитанности;

4) обозначить связь между духовно-нравственной воспитанностью детей младшего школьного возраста и семейными условиями, в которых реализуется искомое воспитание.

Исследование проводилось на базе 180 семей, которые имеют ребенка младшего школьного возраста. Условием участия в нашем эксперименте было наличие в семье ребенка в возрастном интервале от 7 до 9 лет.

Для решения обозначенных задач нами использовался следующий комплекс методов исследования:

- диагностические методы - методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм), диагностическая тестовая карта;

- педагогические методы - беседа, включенное наблюдение за поведением

детей;

- праксиметрические методы - анализ особенностей поведения детей, изучение и обобщение воспитательной деятельности родителей.

Изучение состояния духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста проводилось при помощи разработанной нами диагностической тестовой карты, включающей следующие четыре критерия: сформированность у ребенка системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей; отношение ребенка к соблюдению духовно-нравственных ценностей; использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике; рефлексия (осмысление) ребенком совершаемого поведения с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей.

В качестве базисных духовно-нравственных категорий в данной тестовой карте использовались: 1) «добро-зло»; 2) «хорошо-плохо»; 3) «правда-ложь»; 4) «можно-нельзя»; 5) «вежливость-грубость»; 6) «сострадание-равнодушие»; 7) «терпимость-нетерпимость»; 8) «отзывчивость-черствость»; 9) «милосердие-жестокость»; 10) «щедрость-жадность».

Использование этой диагностической карты позволило разделить детей младшего школьного возраста по состоянию их духовно-нравственной воспитанности на четыре группы: 1) с невыраженными нарушениями духовно-нравственной воспитанности; 2) с оформившимися нарушениями духовно-нравственной воспитанности (когнитивными, аффективными, конативными и оценочно-смысловыми); 3) с комплексными нарушениями духовно-нравственной воспитанности; 4) с отсутствием духовно-нравственной воспитанности. Выявлено, что нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников носят, в основном, комплексный и оформившийся характер.

Получены данные, подтверждающие, что наиболее значимыми для духовно-нравственной воспитанности младших школьников являются: ориентация семьи на реализацию функций воспитания, общность интересов членов семьи, внешняя социальная активность, а также используемый родителями демократический стиль воспитания.

Для родителей, достигающих успеха в духовно-нравственном воспитании своих детей, характерными являются: ориентация на личность ребенка, сформированность в семье помогающих отношений, реализация компетентного общения с ребенком.

Важным условием духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье является готовность родителей к реализации такого воспитания. Она включает: способность к созданию семейной среды, благоприятной для такого воспитания, обладание знаниями и умениями по оказанию целенаправленного воспитательного воздействия и формированию у них потребности использовать духовно-нравственные ценности на практике.

Для подготовки родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста нами использовалась специально разработанная программа «Активизация духовно-нравственного ресурса ребенка в семье». Она предусматривала расширение знаний родителей об основах духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье, а также личностное развитие родителей, способствующее созданию ими семейной среды, благоприятной для воспитания детей.

Выявлено, что одним из значимых педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста выступает создание родителями семейной среды, благоприятной для такого воспитания, а также использование ими программы «Духовно-нравственный идеал».

Семейная среда, благоприятствующая духовно-нравственному воспитанию ребенка, характеризуется эмпатийностью родителей, использованием ими демократического стиля воспитания, диалогичного, доверительного общения, культивированием в семье взаимопомощи и взаимоподдержки.

Родителям рекомендуется использовать специальные педагогические технологии: серии мини-бесед, направленных на расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях; духовно-нравственные эталоны; развивающие игры и психогимнастические

упражнения, направленные на развитие духовно-нравственных качеств детей; создание ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях для обретения ими опыта духовно-нравственного поведения.

Объединяющими для семей, ориентированных на развитие у детей духовно-нравственных ценностей, являются следующие позиции:

- ориентация родителей на личность ребенка;

- сформированность в семье помогающих отношений;

- реализация компетентного общения с ребенком.

Задача родителей в этой связи нам видится в оказании помощи ребенку в оформлении его внутреннего мира, в содействии созданию в нем мощных структур духовно-нравственной воспитанности. Базовыми параметрами родительских стратегий должны быть: понимание родителями своего ребенка; тонкая эмпатия его чувств и высказываний; принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками; доверие в отношениях с ребенком; наполненность взаимодействия с ребенком заботой и вниманием.

В рамках теоретической части для работы с родителями был разработан и проведен ряд курсов, ориентированных на расширение их информированности по базовым аспектам духовно-нравственного воспитания младших школьников. В данный блок были включены: «Основы педагогики воспитания», «Психология детей младшего школьного возраста», «Духовность и нравственность» и «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста».

Проведенное нами исследование подтвердило актуальность осуществления духовно-нравственного воспитания детей в младшем школьном возрасте, когда у детей происходит расширение сферы социальной активности, и они становятся подвержены негативному влиянию чужих людей. Однако мы не отрицаем, что поиск педагогических условий такого воспитания может осуществляться и применительно к другим возрастным группам - младшим или старшим.

Литература

1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [ Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д, 1993.

- 34 с.

2. Гуманизация воспитания в современных условиях [Текст] / Под ред. О.С. Газмана, И. А. Костенчука. - М., 1995.

3. Котова, И.Б. Социализация и воспитание [ Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов.

- Ростов-н/Д., 1997. - 144с.

4. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] // Н.Д. Никандров. Педагогика, 1998. № 3. С. 3-10.

5. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Под ред. В.А. Караковского и др. - М.: МП Новая школа, 1994. - 110с.

6. Спиваковская, А.С. Как быть родителем (о психологии родительской любви) [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1986. - 158 с.

7. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

Психология личности Пищик В.И.

Проблемы зрелости современной молодежи

Молодым людям становится все сложнее принимать требования современного мира. Современный мир динамичен, хаотичен, непредсказуем. Традиции помогали людям адаптироваться, опираясь на ясные требования, легитимные социальные нормы. С расшатыванием ценностных структур общества, с ростом множественности выборов все призрачнее можно определять свою будущность. Ряд авторов демонстрируют изменения в процессе социализации, заданные современной социальной ситуацией (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, В. А. Ядов, Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, Н.Г. Орлова, И.С. Кон, И.В. Куликова и др.). Данная проблематика и определила цель статьи - изучить особенности становления зрелости молодых людей в современном мире. Э. Гидденс [3] полагает, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. человеческое сообщество входит в фазу «поздней современности», в которой все признаки «современности» приобретают свое предельное положение: требование доверия к техническим и организационным системам высокого уровня сложности, новые размеры «риска произведенного», повышенная восприимчивость и осознание угрозы, непрозрачность, нестабильность и хаотичность социальной жизни, прогрессирующая экономическая, политическая и культурная глобализация, прогрессирующая глобализация.

В связи с изменениями в современном обществе, по всей видимости, изменились и требования к зрелым людям. Признаками зрелости в середине ХХ в. были следующие: во-первых, зрелая половая жизнь, во-вторых, отделение от родителей, опора на себя в своих выборах, адаптация к реальности, умение давать и получать поддержку других и наконец, возможность взять на себя обязанности и ответственность родителя, навыки заботы (иметь детей) [5, 10, 13].

Сравним с современной ситуацией. Сегодня половые предпочтения не имеют границ. То, что в свое время З. Фрейд называл «перверсией» [10] для многих норма жизни. Отделение от родителей содержит больше жестокости и отчаяния. Институт семьи в кризисе. Многие задаются вопросом: «Зачем иметь детей?». Картина не очень лицеприятная.

Социокультурный кризис, приводящий к смене форм собственности, реструктуризации социальной системы, высокому динамизму в политической системе, способствует тому, что общество предъявляет новые требования к 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.