Научная статья на тему 'Педагогические условия успешного сопровождения семейного воспитания младших школьников на основе причинно-следственного анализа'

Педагогические условия успешного сопровождения семейного воспитания младших школьников на основе причинно-следственного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Николаевна

В данной статье обосновываются педагогические условия успешного педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия успешного сопровождения семейного воспитания младших школьников на основе причинно-следственного анализа»

УДК 373.3.018.26

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО АНАЛИЗА

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL GUIDANCE OF FAMILY PRIMARY SCHOOLCHILDREN UPBRINGING IN TERMS OF THE CAUSATIVE-CONSECUTIVE ANALYSIS

С. Н. Сергеева S. N. Sergeeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье обосновываются педагогические условия успешного педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа.

Abstract. The article aims at giving scientific credence to the pedagogical conditions of successful pedagogical guidance of primary schoolchildren upbringing in a family in terms of the causative-consecutive analysis.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, причинно-следственный анализ, воспитание в семье, младший школьный возраст, педагогические условия педагогического сопровождения.

Keywords: pedagogical guidance, causative-consecutive analysis, family upbringing, primary school age, pedagogical conditions of pedagogical guidance.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе развития общества остро встает вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Младший школьный возраст - это тот период, когда активное участие семьи в воспитании составляет основу для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания ребенка. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребенком своих возможностей и способностей, становление которых определяется воспитанием в семье. Значительно обостряет проблему сложившийся в новых социальных условиях комплекс противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения: между требованиями, которые предъявляет современная социальная ситуация к растущему человеку, и неспособностью социальных институтов, общества без взаимодействия с семьей реализовать свои социальные функции, способствующие выполнению этих требований; между широкими возможностями воспитательного и развивающего потенциала совместной деятельности семьи и школы и отсутствием разработки научных основ их взаимодействия в современных условиях.

Педагогическое сопровождение процесса взаимодействия педагогов школы с семьей на основе причинно-следственного анализа должно обеспечивать реализацию информационно-просветительской, организационно-координационной, профилактической, диагностической, консультационно-посреднической и коррекционно-развивающей функций, целостность и взаимодействие его основных компонентов: когнитивного, операционного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного. Мониторинг процесса взаимодействия педагогов с семьей должен отражать положительную динамику всех его критериев в учреждении дополнительного образования детей: педагогической культуры родителей, их удовлетворенности качеством педагогического сопровождения, результативности социального становления детей младшего школьного возраста.

Материал и методика исследований. Нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретических (изучение педагогической, психологической литературы по теме, проектирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений), диагностических (анкетирование, тестирование), обсервационных (педагогическое наблюдение, мониторинг) и экспериментальных. В исследовании принимали участие учащиеся первого класса СОШ № 39 г. Чебоксары, их родители и учителя начального звена школы. Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня воспитанности учащихся первого класса школы на основе причинно-следственного анализа. На основе анализа результатов эксперимента были выявлены педагогические условия успешного педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье.

Результаты исследований и их обсуждение. Рассмотрим понятие «педагогические условия». Сущность педагогических условий исследовалась в работах многих ученых (В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. Г. Максимова, В. В. Серикова и др.). Под педагогическими условиями необходимо понимать то, что будет соответствовать потребно-стной, мотивационной сферам субъектов педагогической системы.

По мнению В. Г. Максимова, педагогические условия представляют собой совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения функционирования всех составляющих образовательной системы, зависящих от ее целей и задач, содержания, форм и методов [1].

В контексте нашего исследования педагогические условия определяются как взаимосвязанная совокупность факторов и различных воспитывающих мер, способствующих педагогическому сопровождению эффективного воспитания младших школьников в семье.

К наиболее общим условиям мы относим методологическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение данного процесса. Понимание системной природы процесса социального становления личности в школе в условиях организации взаимодействия с семьей создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Современный подход к критериям оценки эффективности управленческой деятельности основывается на расширении и уточнении функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, коррекционно-регулятивной.

Действительно, в школе необходимо осуществлять сбор, анализ информации по педагогическому сопровождению взаимодействия педагогов с родителями, учет и ее хранение, использовать современные методы сбора информации, адекватные целям управления. Анализ проблемы социального становления личности младшего школьника позво-

лит установить причинно-следственные связи, принимать обоснованные управленческие решения. Критерием целевой направленности выступает взаимосвязь практико-ориентированных общественно и личностно значимых целей, направленных на социальное становление детей младшего школьного возраста, их успешную адаптацию в обществе, предполагающую активное приспособление ребенка к условиям социальной среды, автономизацию в реализации личностных установок, формирование социальной активности как готовности к социально значимому преобразованию как себя, так и общества.

Необходимость методического обеспечения процесса взаимодействия школы и семьи как институтов социализации личности сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является одним из условий эффективности и одним из средств достижения качества деятельности и ее результатов. В широком понимании слова к методическому относится и нормативное обеспечение - документы, определяющие функциональное назначение, содержание и организационные аспекты процесса взаимодействия педагогов с родителями по проблемам социального становления личности ребенка. Оценивая эффективность методического обеспечения процесса взаимодействия школы с семьей, необходимо выделить такие его разновидности, как информационно-методическое, нормативно-методическое, технологическое, программное.

На базе общих условий реализуется группа частных условий, которые отражают особенности педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа.

В нашем исследовании это разработка программы по взаимодействию с семьей в социальном становлении личности ребенка и ее педагогическому сопровождению, тематического плана ее реализации; выявление критериев, показателей и уровней сформированное™ педагогической культуры родителей, определение специфики, основных направлений и условий успешности организации работы школы с семьей; разработка модели педагогического взаимодействия педагогов с семьей; разработка критериев, показателей и уровней удовлетворенности родителей качеством педагогического сопровождения взаимодействия учреждения среднего образования с семьей в социальном становлении младшего школьника.

Таким образом, одним из условий, повышающих эффективность взаимодействия школы и семьи, является формирование единого педагогического пространства развития личности ученика посредством построения согласованного воспитательного взаимодействия образовательного учреждения и родителей, что требует от педагога соблюдения ряда педагогических требований: знания типичных и индивидуальных особенностей развития и воспитания детей в различных семьях; понимания необходимости вести индивидуальную работу по воспитанию ученика с учетом особенностей семейной ситуации; постановки ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; создания атмосферы сочувствия, доверия и заботы, оказания психологической помощи и поддержки; организации совместной деятельности, способствующей увеличению социальных контактов учащихся и создающей положительные эмоциональные переживания; вовлечения учащегося в деятельность, позволяющую ему проявить себя как личность; расширения шкалы ценностей семьи; координации, согласования педагогических усилий всех взрослых, воспитывающих ребенка; тактичности, соблюдения норм профессиональной этики.

Диагностика уровней воспитанности младших школьников в педагогической деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания в школе и семье, его коррекции и совершенствовании.

Она позволяет учителю начальных классов правильно определить воспитательные задачи на конкретный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе [2, 117].

Нами разработана и успешно реализуется программа «Школа и родители: мы вместе». Главная ее цель - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащегося, возрождению семейного воспитания. Основу реализации данной программы представляют квалифицированное педагогическое руководство и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семьи. Педагогическое сопровождение рассматривается как совместная деятельность классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социокультурном пространстве образовательного учреждения.

В качестве направлений взаимодействия школы и семьи мы предлагаем следующие: «Дни открытых дверей», родительские собрания, родительский лекторий; проблемное и тематическое консультирование, проблемные семинары; совместный досуг; тренинг «Взаимодействие родителей с детьми»; социальные проекты и др.

Резюме. Педагогические условия определяются нами как взаимосвязанная совокупность факторов и различных воспитывающих мер, способствующих педагогическому сопровождению эффективного воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа. К наиболее общим условиям мы относим методологическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение данного процесса. На базе общих условий реализуется группа частных условий, к которым мы относим разработку программы по взаимодействию школы и семьи в социальном становлении личности ребенка и по ее педагогическому сопровождению, тематического плана ее реализации; выявление критериев, показателей и уровней сформированности педагогической культуры родителей, определение специфики, основных направлений и условий успешности организации работы школы с семьей; разработку модели педагогического взаимодействия педагогов с семьей; разработку критериев, показателей и уровней удовлетворенности родителей качеством педагогического сопровождения взаимодействия школы и семьи в социальном становлении младшего школьника.

На основе проведенного исследования нами выделены такие направления системы деятельности педагогов начальной школы по педагогическому сопровождению семьи, как содержательное, социально-педагогическое, программно-структурное и кадрового обеспечения. Полученные результаты позволяют судить о достаточно высокой эффективности предложенной совокупности педагогических условий повышения эффективности педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа результатов уровней их воспитанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 Педагогика и психология / В. Г. Максимов. - М. : Academia, 2002. - 269 с.

2. Чепиков, В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников : учебно- методическое пособие / В. Т. Чепиков. - Гродно : ГРГУ, 2001. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.