Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА'

ВОЗМОЖНОСТИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / БУМАГА И КАРТОН / КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме возможности кружковой работы в развитии творческих проявлений дошкольников в конструировании из бумаги и картона. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Определена теоретическая возможности кружковой работы в развитии творческих проявлений дошкольников в конструировании из бумаги и картона. Раскрывает опыт осуществления проектирование комплекса занятий кружковой работы по развитию творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF CIRCLE WORK IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE MANIFESTATIONS OF PRESCHOOLERS IN THE CONSTRUCTION OF PAPER AND CARDBOARD

The article is devoted to the current problem of the possibility of circle work in the development of creative manifestations of preschoolers in the construction of paper and cardboard. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The theoretical possibilities of circle work in the development of creative manifestations of preschoolers in the construction of paper and cardboard are determined. Reveals the experience of designing a complex of classes of circle work on the development of creative manifestations of older preschoolers in designing from paper and cardboard.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ВОЗМОЖНОСТИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В

КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме возможности кружковой работы в развитии творческих проявлений дошкольников в конструировании из бумаги и картона. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Определена теоретическая возможности кружковой работы в развитии творческих проявлений дошкольников в конструировании из бумаги и картона. Раскрывает опыт осуществления проектирование комплекса занятий кружковой работы по развитию творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона.

Ключевые слова: дошкольники, творческие проявления, конструирование, бумага и картон, кружковая работа.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the possibility of circle work in the development of creative manifestations of preschoolers in the construction of paper and cardboard. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The theoretical possibilities of circle work in the development of creative manifestations of preschoolers in the construction of paper and cardboard are determined. Reveals the experience of designing a complex of classes of circle work on the development of creative manifestations of older preschoolers in designing from paper and cardboard.

Keywords: preschoolers, creative manifestations, design, paper and cardboard, circle work.

Введение. На современном этапе развития педагогики одной из основных ее задач является всестороннее развитие личности ребенка, развитие у него творческих способностей, творческого подхода к изменению окружающего мира, активность и самостоятельность мыслительных процессов. Данную задачу необходимо начинать реализовывать с первых лет жизни ребенка, в период дошкольного возраста. Многие современные исследователи, среди которых Л.А. Парамонова [6], Р.С. Ушакова [7], Н.В. Шайдурова [8] и другие подчеркивают, что особенно важно развивать у дошкольников пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, иными словами те качества, которые влияют на развитие творческого потенциала детей.

Изложение основного материала статьи. Недостаточные уровни развития у дошкольников творческих умений в конструировании из бумаги и картона определили необходимость организации педагогической работы в данном направлении. В качестве основного ее средства нами выбрана кружковая работа.

Для проведения занятий составлен перспективный план, который направлен на решение следующих задач: формировать и развивать у дошкольников умения складывать бумагу различными способами, применяя творческие действия: самостоятельно изменять, преобразовывать знакомый материал, находить новые способы решения, оригинальные приемы складывания бумаги; развивать у детей умение работать со специальными инструментами и приспособлениями, самостоятельно находить новые способы действий, быстроту реакции и ориентировку в новых условиях; развивать умение создавать игрушки из бумаги и картона, применяя творческий самостоятельный подход.

Для достижения поставленной цели при разработке плана занятий кружковой работы с детьми по формированию творческих умений в конструировании из бумаги и картона использовали материалы следующих авторов: Е.К. Брыкина [1], Г.И. Долженко [2], Н.В. Елжова [3], Л.В. Куцакова [4], И.А. Лыкова [5], Л.А. Парамонова [6], А. Ярыгина [9].

Разрабатывая перспективный план, опирались на положение о том, что процесс развития творческих проявлений детей в конструировании из бумаги и картона будет эффективным, если в работе кружка реализовать: работу с использованием различных материалов; такие формы организации как интегрированные занятия, которые дают возможность создавать интересные, эстетичные композиции с применением различных техник работы; разумное сочетание коллективных и индивидуальных творческих задний.

В соответствии с этим, для организации работы с детьми подобрали занятия, которые предполагали использование для создания композиций из бумаги и картона различный материал: бумагу и картон разной структуры, текстуры, использование дополнительных средств декорирования, применение для создания работ различных предметов и материалов. Подбирая занятия для организации работы, опирались на необходимость использования интегрированных занятий. Отобранные занятия содержали интеграцию таких видов деятельности, как: познавательная, художественная, творческая, умственная.

В процессе работы сочетали на каждом из занятий коллективные и индивидуальные творческие задания в соответствии с индивидуальным уровнем развития творческих способностей дошкольников. Процесс развития творческих проявлений детей в конструировании сам по себе является очень сложным, так как включает в себя систематическое формирование как практических умений, так и творческих индивидуальных проявлений, следовательно.

В связи с этим целесообразно развитие творческих проявлений детей в конструировании в соответствии с этапами:

- мотивационный этап: заинтересовать дошкольников видом деятельности по конструированию из бумаги и картона. С этой целью предлагается создавать ситуации, вызывающих у дошкольников потребность в конструировании; побудить фантазию и воображение детей;

- содержательно-операционный этап: дать дошкольникам знания о материале, видах бумаги и картона, о способах скрепления деталей изделия, сформировать умения размечать заготовки по трафарету, выбирать способы обработки материала, его декорирования;

- завершающий этап: научить детей самостоятельно применять сформированные умения, определять способы обработки и декорации изделий.

В предложенном перспективном плане работы кружка предполагается использование следующих методов и приемов работы с детьми: беседа, рассказ, чтение художественных произведений; рассматривание иллюстраций и готовых работ, игры, экскурсии; показ образца выполнения последовательности работы, объяснения, пояснения, указания, индивидуальные задания, практическая работа.

Формами подведения итогов работы кружка выступают: составление альбома лучших работ, проведение выставок детских работ. На основе разработанного нами плана проведен комплекс форм работы, направленных на развитие творческих проявлений детей в конструировании из бумаги и картона, в который также включены виды индивидуальных форм работы с детьми различного уровня изучаемых показателей. Опишем последовательность проведенной нами работы.

Приступая к реализации предложенного плана организации кружковых занятий, были организованы занятии, включенные в мотивационный этап работы. Их целью являлось заинтересовать дошкольников видом деятельности по конструированию из бумаги и картона.

На первом занятии «Волшебная бумага» познакомили воспитанников со свойствами бумаги, рассказали о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. На занятии дошкольники познакомились с различными видами бумаги: белая, цветная, гофрированная, бархатная и т.д., их свойствами. На основе рассматривания, ощупывания, сгибания и других видов действий с бумагой, научили детей выделять особенности работы с каждой из бумаг, основываясь на ее свойствах. Предложили ребятам рассмотреть готовые композиции, для изготовления которых использовалась та или иная бумага. Найти элементы, изготовленные из нее и объяснить. Почему автор работы применил именно этот вид бумаги. Детям, имеющим низкие уровни изучаемых умений мы предложили подобрать бумагу для выполнения тех или иных поделок, объяснить свой выбор.

Второе занятие «Фантазии с листом бумаги» было посвящено знакомству дошкольников со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам. На занятии были предложены рассмотреть поделки, определить материалы, из которых они изготовлены. Еще раз обсудили с детьми свойства разных видов бумаги и возможности ее использования для создания своей поделки. Далее ребятам было предложено из листа бумаги сделать небольшую собственную поделку методом оригами по образцу педагога. Для формирования творческих проявлений детей, мы предложили им самостоятельно выбрать из предложенных готовых образцов тот предмет, который они хотели бы изготовить: лягушка, самолетик, цветок. В зависимости от выбора. Детей разделили на подгруппы, каждой из которых продемонстрировали последовательность изготовления поделки. После этого ребята приступили к самостоятельному изготовлению поделок. Стоит отметить, что не у всех детей поделка получилась аккуратной и соответствующей образцу. Однако каждый из ребят по-своему старался, каждый результат был вознагражден похвалой, при этом мы отметили наличие тех или иных ошибок в его изготовлении.

Детям с высокими уровнями предложили изготовить поделку из бумаги по предложенной схеме, а не по образцу педагога. С данной задачей указанные дети справились достаточно хорошо. По завершению занятия получившиеся поделки мы оформили в выставку детских работ.

Особенное внимание на первых занятиях мотивационного этапа мы отводили воспитанию у детей интереса к конструированию из бумаги. Для этого создавали ситуации, вызывающих у дошкольников потребность в конструировании. Например, рассказали о том. Как используются готовые поделки: их можно подарить маме, использовать для самостоятельной игры, украсить ими свою комнату и т.п. дети с интересом восприняли идею изготовления поделок из бумаги для практического их применения. Наиболее продолжительным этапом нашей работы в рамках кружка выступил содержательно-операционный этап.

Основными задачами данного этапа мы выделили следующие: дать дошкольникам знания о материале, видах бумаги и картона, о способах скрепления деталей изделия, сформировать умения размечать заготовки по трафарету, выбирать способы обработки материала, его декорирования.

На занятии «Рождественский ангел» познакомили дошкольников со способами скрепления деталей между собой, учили выбирать материалы и инструменты для изготовления изделии, определять способ изготовления элементов на основе анализа готовой конструкции. Объединяя в своей работе такие виды деятельности, как рассматривание изделий с целью определения его составляющих и количества возможных деталей для ее изготовления, способов их создания и скрепления между собой, размера и вида; выбор материалов и инструментов для изготовления изделия; определение способа изготовления элементов, их изготовление, соединение в готовое изделие и его декорирование обеспечили на занятии интегрированную деятельность.

В процессе занятия ребята сначала самостоятельно, а затем с помощью педагога определяли, из каких деталей состоит фигура ангела, как их можно изготовить из имеющихся материалов, какие инструменты использовать. Отметим, что мы старались не давать ребятам готовые ответы и не предлагали способы действий, настаивали на творческом подходе детей к выполнению поделки. С целью мотивации рассказали детям о праздновании Рождества и традиции украшать рождественскую ель фигурками ангелов.

Для рассматривания предложили сразу несколько вариантов оформления поделок, обратив внимание, что ребята сами могут выбрать для себя наиболее интересный способ оформления. Наблюдая за работой детей, мы отметили, что многие из них самостоятельно подошли к выбору как материалов и инструментов, так и способов украшения фигурки. Если в процессе работы мы замечали какие-либо трудности в технических умениях работы с тем или иным материалом, который выбрал ребенок, оказывали помощь и показ действий. Даже в тех случаях, когда ребенок с выраженными низкими уровнями развития технических умений работы с клеем, ножницами и другим инструментом выбирал для себя сложный способ изготовления, мы не отговаривали его, а помогали осуществить творческую задумку. В качестве индивидуального задания мы использовали более детальный алгоритм действий при создании изделия, больший акцент на работу с различными типами бумаги.

Интересно прошло занятие «Лыжные горки», на котором мы познакомили детей с 3Д моделированием. Ребятам был прочитан рассказ Н. Носова «На горке», после чего мы решили создать свою горку в качестве декорации к разыгрыванию данного произведения. Для знакомства с новым видом моделирования мы использовали демонстрацию поделок, исполненных в данной модели. Однако, не предлагали детям непосредственно готовую модель горки, чтобы обеспечить возможность ребятам самим подумать, как она может выглядеть. Рассмотрев поделки, мы обратили внимание детей на особенности крепления деталей друг к другу и варианты использования различных видов бумаги и картона, а также средств декора. Далее предложили обсудить, какие из материалов могут быть использованы для создания горки. Ребята предлагали свои, интересные варианты. Обсудив их, приступили к выполнению задания. Педагог оказывал необходимую помощь в процессе выполнения деталей детьми и их объединения в готовую модель.

Аналогичной последовательности придерживались при проведении занятия «История одного снеговика», однако на данном занятии основной акцент делался на самостоятельном творческом оформлении детьми готовой фигурки снеговика (без показов образца).

Занятие «Снеговик-артист» посвящено обобщению знаний дошкольников об объемных фигурах, развитию навыков выполнения поделок из картона на основе базовой формы «цилиндр». В качестве мотивации мы предложили ребятам изготовить подарки для воспитанников младшей группы. Ребята приняли идею положительно, высказались о том, что снега в нашем городе практически нет, и малыши не знают, как выглядит настоящий снеговик. Далее мы рассмотрели с детьми варианты изготовления поделок на основе базовой формы «цилиндр», вспомнили основные алгоритмы действий с бумагой. Предложили ребятам самостоятельно подойти к столу и выбрать, какие материалы и инструменты им понадобятся. С детьми обсудили, какие элементы присутствуют в готовом изделии и из чего их можно изготовить. Далее ребята приступили к самостоятельному изготовлению изделий. После того, как поделки были готовы, мы предложили ребятам

украсить своих снеговиков. Для этого разложили на столе различные материалы для украшений: пайетки, пуговицы, бусинки, ленты и т.п. Предложили наиболее активным детям рассказать, какой вариант оформления своей работы выбрали они и какие материалы можно для этого использовать. Готовые работы строго по желанию детей мы подарили воспитанникам младшей группы нашего сада. Некоторые дети пожелали оставить работу себе либо подарить друзьям, братьям, сестрам.

На занятии «Мышка-коробочка» мы познакомили детей с практическим применением в быту поделок из бумаги и картона. Задачей занятия являлось научить детей самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни (коробочки).

Предложили детям изготовить коробочки для хранения различных материалов. Показали варианты их оформления и использования. Предложили выбрать для оформления коробочки из нескольких вариантов (квадратные, прямоугольные, овальные), а также подобрать способы их оформления, для которых нужно использовать небольшие поделки из бумаги и картона (цветы, листья, фигурки и т.п.). Обсудив с детьми варианты оформления, мы предложили каждому из них самостоятельно выбрать, какие материалы и инструменты нужны для изготовления задуманного. Далее под тихую, спокойную музыку ребята приступили к работе. Таким детям, предложили подобрать необходимый для создания изделия шаблон и рассказать, как с ним можно работать.

Похожее занятие «Шкатулка» мы посвятили не только украшению данного изделия, но и обучению детей самостоятельно изготавливать при помощи шаблона шкатулки различных форм, а также украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги. Индивидуальную работу на данном занятии провели с детьми: попросив им рассказать о выбранном материале для изготовления изделия.

Занятие «Мамино сердце» было посвящено изготовлению подарков для мам к празднику 8 марта. Решались следующие задачи: закреплять технические навыки (складывания, вырезания и склеивания), развивать конструкторские способности. В качестве образца использовали готовое изделие: сердце, украшенное бумажными цветами и бисером. Предложили детям выкройки различных цветов на выбор и материалы для их изготовления. Детям, которые быстро справились с заданием предложили изготовить дополнительно открытку для бабушки.

На занятиях «Этот волшебный весенний лес» учили детей учить применять техники прорезного декора для оформления венчиков цветов, техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы. Данное занятие мы разделили на два этапа, поскольку детям предстояло выполнить несколько поделок, объединив их в общую композицию. На первом занятии мы обговорили возможные варианты композиции, распределили между детьми задания по изготовлению отдельных элементов конструкции, приступили к их выполнению. На втором занятии оформили единую композицию из отдельных деталей. При необходимости оказывали индивидуальную помощь, раскрывали те или иные приемы моделирования.

Завершающий этап состоял из занятий, каждое из которых посвящено обучению дошкольников самостоятельному применению сформированных умений, определению способов обработки и декорации изделий.

Первым из данных занятий было занятие «Коллаж», в рамках которого создана коллективная работа на тему весны. Основное содержание занятия было направлено на коллективное обсуждение планов по изготовлению совместной работы, распределение обязанностей, группировка детей при необходимости в пары для создания элементов общей работы. Особенное внимание при выборе детьми объектов мы уделяли необходимости их создания с использованием нескольких изученных техник.

К празднику Пасхи мы провели занятие «Пасхальные курочки», на котором учили детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Мы рассказали детям о традициях украшения дома на данный праздник расписными яйцами и цыплятами, предложили им самим выбрать и изготовить собственное украшение. При необходимости предлагали эскизы, выкройки, шаблоны для изготовления курочек разных размеров, а также материал для декора. Из изготовленных изделий организовали выставку детского творчества в дошкольном учреждении, на которую пригласили детей из других групп.

Занятие «Земля - наш общий дом» состояло из двух частей. В рамках первого занятия мы учили детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученных ранее. К дню Земли предложили ребятам составить совместную композицию о том, какая красивая наша планета. Дети предлагали различные идеи оформления композиции и варианты оформления. Путем беседы мы определили, из каких частей она будет состоять, нарисовали эскиз. Далее каждый из ребят выбрал, самостоятельно он будет работать над созданием фрагмента или в паре, выбрал материалы, необходимые для работы. На втором занятии мы продолжили изготавливать отдельные детали, которые собрали потом в единую композицию.

Завершающим занятием выступило занятие «Космическое путешествие», посвященное прошедшему дню космонавтики. На нем мы учили детей комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги.

В задачи работы педагога с детьми входило: дать знания о материале, видах бумаги и картона; упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона; упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей из бумаги и картона; познакомить со способами скрепления деталей изделия; -сформировать умения размечать заготовки по трафарету, выбирать способы обработки материала. Реализованы следующие занятия: складывание тюльпана. «Цветущий луг»; складывание «Колоски. Хлебный букет»; аппликация «Снеговик»; работа с крепированной бумагой «Вьюнок»; «Открытка для мамы»; Аппликация из геометрических фигур «Парусник».

Таким образом, эксперимент включал в себя систему кружковых занятий, направленных на развитие творческих проявлений в конструктивных умениях старших дошкольников. Для организации работы с детьми подобрали занятия, которые предполагали использование для создания композиций из бумаги и картона различный материал: бумагу и картон разной структуры, текстуры, использование дополнительных средств декорирования, применение для создания работ различных предметов и материалов.

Выводы. Подбирая занятия для организации работы, опирались на необходимость использования интегрированных занятий. Отобранные занятия содержали интеграцию таких видов деятельности, как: познавательная, художественная, творческая, умственная. В процессе работы сочетали на каждом из занятий коллективные и индивидуальные творческие задания в соответствии с индивидуальным уровнем развития творческих способностей дошкольников, который выявлен нами в ходе констатирующего этапа эксперимента. Работа включала в себя несколько последовательных этапов: мотивационный этап, содержательно-операционный этап, завершающий этап. В ходе работы использовались следующие методы и приемы: беседа, рассказ, чтение художественных произведений; рассматривание иллюстраций и готовых работ, игры, экскурсии, показ образца выполнения последовательности работы, объяснения, пояснения, указания, индивидуальные задания, практическая работа.

Литература:

1. Брыкина Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами: автореферат дис. кандидата педагогических наук / Е.К. Брыкина. - М., 2014. - 14 с.

2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 142 с.

3. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. -Изд. - 2-е, перер. и дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.

4. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 76 с.

5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии / И.А. Лыкова. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. - 192 с.

6. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Л.А. Парамонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 210 с.

7. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова. - М.: Сфера, 2014. - 176 с.

8. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

9. Ярыгина, А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - 65 с.

Педагогика

УДК 355.237

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Пермь);

кандидат педагогических наук, доцент Шилова Зоя Вениаминовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Mосковской области "Университет "Дубна" (г. Дубна)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ

Аннотация. В современных условиях жизнедеятельности, дистанционное взаимодействие становится необходимым условием профессиональной деятельности, которое полностью или частично реализуются с помощью информационно-коммуникационных технологий. Одной из возможностей применения дистанционных технологий является организация курсов повышения квалификации педагогических работников, которые должны стремиться к систематическому повышению своей общепедагогической и профессиональной компетентности. В ходе исследования выявлено, что курсы повышения квалификации тем больше эффективны, чем больше модель их организации соответствует выполняемому ими функционалу. Поэтому в статье обобщается опыт разработки и реализации функциональной модели дистанционного повышения квалификации педагогических работников. Эффективность функциональной модели подтверждается двумя группами критериев.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации научно-педагогических работников, функциональная модель повышения квалификации.

Annotation. In modern conditions of life, remote interaction is becoming an optional condition for professional activity, which is or partially implemented with the help of information and communication technologies. One of the possibilities of using the distance technology system is the organization of advanced training for teaching staff. In the course of the study, it was revealed that refresher courses are the more effective, the more the model fulfills them for the functionality they perform. Therefore, the article summarizes the experience in the development and implementation of a functional model for distance training of teaching staff. The effectiveness of the functional model is confirmed by two criteria.

Keywords: information and communication technologies, distance educational technologies, professional development of scientific and pedagogical workers, functional model of professional development.

Введение. Одной из форм организации образовательного процесса в системе образования является дистанционное образование. При этом слушателю предоставляется доступ к электронным организационным, образовательным, контролирующим ресурсам вуза. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дают возможность реализации принципа самостоятельности в обучении, которая проявляется в виде целенаправленного процесса интерактивного взаимодействия слушателей и преподавателей.

Целью применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является обеспечение равного доступа педагогических работников к эргономическому, менее затратному и одновременно качественному повышению квалификации [21]. При организации обучения с помощью ДОТ решаются следующие задачи:

1. Корректировка нормативно-правовой базы применения ДОТ.

2. Повышение уровня профессиональной и информационной компетентности педагогических работников (ПР) в области методики применения ДОТ, программных и технических средств.

3. Определения направления и модели реализации образовательных программ с применением ДОТ и учётом профессиональной и научной направленности ПР, особенностей и потребностей его контингента.

4. Разработка учебно-методического и информационного обеспечения организации образовательного процесса с применением ДОТ.

5. Анализ и совершенствование системы работы по реализации ДОТ ПР.

Анализ работ M.E. Вайндорф-Сысоевой [3], А.С. Дорофеева [5], О.А. Крайновой [7], Б.И. Крук [8], Е.С. Полат [12], R. Fernández [19], J.D. Laney [20] и др. позволил выявить следующие этапы применения ДОТ:

1. Mетодологический. Разрабатывается методология ДОТ, которая включает в себя цели, задачи, функции и принципы применения дистанционных технологий.

2. Феноменологический. Определяется сущность дистанционного образования, его практическая значимость.

3. Mетодологический. Разрабатываются теоретико-методологические материалы, позволяющие решать проблемы применения ДОТ.

4. Итоговый. Разрабатываются модели, условия их применения как практического приложения к ДОТ в деятельности высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.