Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КОНСТРУИРОВАНИЕ / БУМАГА / КАРТОНА КРУЖКОВАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронжек Наталья Валерьевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, выделены творческие проявления в конструировании у дошкольников в процессе работы с бумагой и картоном. Описаны уровни развития творческих проявлений старших дошкольников с показателями. Получены результаты экспериментального исследования развития творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронжек Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE MANIFESTATIONS OF SENIOR PRESCHOOLERS IN DESIGN OF PAPER AND CARDBOARD DURING CIRCLE WORK

The article is devoted to the current problem of the development of creative manifestations of senior preschoolers in the construction of paper and cardboard in the process of circle work. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological literature, identifies creative manifestations in the construction of preschool children in the process of working with paper and cardboard. The levels of development of creative manifestations of older preschoolers with indicators are described. The results of an experimental study of the development of creative manifestations of older preschoolers in the construction of paper and cardboard in the process of circle work are obtained.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ»

4. Мнения родителей об удовлетворенности и неудовлетворенности организацией профориентационной работы в школе разделились. Уровень удовлетворенности родителей средний - 54%.

Вместе с тем, в ходе исследования выявлен ряд проблем:

- в селе отсутствуют учреждения среднего и высшего профессионального образования, предприятия и организации, знакомство с деятельностью которых могло бы позволить обучающимся изучить различные отрасли хозяйства и перечень требующихся в них специальностей;

- недостаточная заинтересованность родителей приводит к отсутствию мотивации у детей;

- отсутствие учреждений дополнительного образования ограничивает круг возможностей кружками и секциями школы, которые представлены в небольшом количестве и малом спектре направлений.

Выявленные в результате исследования недостатки и проблемы, были учтены при разработке комплекса мероприятий по профориентационной работе со старшеклассниками. Цель комплекса мероприятий заключается в совершенствовании профориентационной работы в сельской школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в области профориентационной работы со старшеклассниками;

- вовлечение родителей в профориентационную работу школы;

- выявление в совместной работе с обучающимися и родителями возможных ошибок и рисков в выборе той или иной профессии;

- информирование старшеклассников о мире профессий, их содержании и профессиональной ориентации в целом;

- оказание содействия для личностного роста старшеклассников в сфере профессионального самоопределения;

- выявление индивидуальных способностей обучающихся с целью определения развития необходимых профессиональных качеств;

- повышение уровня сформированности профессионального самоопределения у старшеклассников.

Для реализации комплекса мероприятий в школе должны соблюдаться определенные требования:

- создание социально-психологической службы;

- разработка плана профориентационной работы педагогами и специалистами школы;

- оснащение информационным обеспечением (доступ к Интернет-ресурсам, специальная литература);

- материально-техническое обеспечение.

Выводы. В заключении следует отметить, что профориентационная работа в сельской школе должна быть построена таким образом, чтобы в этой системе каждый старшеклассник смог сделать осознанный, правильный выбор профессии, с учетом своих способностей, склонностей и интересов. Следовательно, педагогам школы предстоит обучать их навыкам получения дополнительных знаний по выбираемой профессии, умению соотносить индивидуальные особенности с желаемой профессией и проектировать свою жизнедеятельность, знакомить с основными этапами выбора профессии и дополнительным профессиональным образованием.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2008. - 336 с.

2. Дюкова Т.С. Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении / Электронный ресурс: http://ipk.68edu.ru/consult/uros/1543-konsult-sovr-formy-2013.html

3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие. - М.: МГППИ, 2009. - 97 с.

4. Таточенко Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа-вуз» Ставрополь, 2005. - 210 с.

5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 96 с.

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры дошкольного образования и педагогики Дронжек Наталья Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, выделены творческие проявления в конструировании у дошкольников в процессе работы с бумагой и картоном. Описаны уровни развития творческих проявлений старших дошкольников с показателями. Получены результаты экспериментального исследования развития творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы.

Ключевые слова: дошкольник, конструирование, бумага, картона кружковая работа, развитие, творчество, дети.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the development of creative manifestations of senior preschoolers in the construction of paper and cardboard in the process of circle work. The article analyzes the psychological, pedagogical and methodological literature, identifies creative manifestations in the construction of preschool children in the process of working with paper and cardboard. The levels of development of creative manifestations of older preschoolers with indicators are described. The results of an experimental study of the development of creative manifestations of older preschoolers in the construction of paper and cardboard in the process of circle work are obtained.

Keywords: preschooler, designing, paper, cardboard circle work, development, creativity, children.

Введение. На сегодняшний день требования общества и современных образовательных стандартов нацелены на воспитание всесторонней личности ребенка, которая предполагает развитие у него творческих способностей и творческого потенциала. Современные условия жизни все больше требуют от личности проявления творческого подходов для решения разнообразных задач, общество нуждается в самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными творческими способностями и творческим воображением. В дошкольном возрасте полноценному формированию творческих способностей способствует конструирование, основная цель которого заключается в развитии у дошкольников творческих умений в разных видах конструирования, в том числе, в конструировании из бумаги и картона.

Конструирование из бумаги и картона является не только доступной и интересной для детей дошкольного возраста деятельностью, но и эффективным средством всестороннего развития ребенка. В процессе конструирования происходит формирование умений производить анализ, сравнение, проявлять самостоятельность в процессе поиска нестандартных способов выполнения конструкции. С помощью конструирования эффективно развивается у воспитанников образное мышление, воображение, креативность. Достаточно высокие навыки развития умений конструировать из бумаги и картона и творческое их использование в самостоятельной работе являются показателем развития у детей навыков поисковой деятельности и творческой активности. Таким образом, конструирование из бумаги и картона может иллюстрировать определенные творческие проявления дошкольников.

Проблема развития творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из различных материалов, в том числе бумаги и картона, широко раскрыта в работах таких исследователей, как: О.В. Бурачевская [1], А.Н. Давидчук [3], Т.Г. Казакова [4], Л.А. Парамонова [7], Р.С. Ушакова [9].

Формулировка цели статьи является раскрыть развитие творческих проявлений старших дошкольников в конструировании из бумаги и картона в процессе кружковой работы.

Изложение основного материала статьи. Многими исследователями отмечено, что основной проблемой организации занятий по конструированию из бумаги и картона является их недостаточное количество, а также отсутствие достаточного количества времени на отработку навыков работы с бумагой и картоном и реализацию творческого потенциала детей. В связи с этим, сегодня существует проблема поиска эффективных средств организации данной работы и оптимальных условий ее реализации.

На наш взгляд, восполнить недостаток времени и количества занятий по конструированию из бумаги и картона возможно средствами организации кружковой работы. Кружковая работа дает возможность уделить достаточное количество времени на развитие у дошкольников навыков конструирования из бумаги и картона, позволяет организовать творческую деятельность детей в данном виде конструирования, развивая тем самым творческие проявления детей.

Возможность использования кружковой работы с детьми в области ознакомления с различными видами изобразительного искусства и формирования у детей изобразительных и конструкторских навыков рассмотрены такими авторами, как Р.Г. Казакова [4], В.Г. Нечаева [5], О.А. Соломенникова [8], Г.С. Швайко [10] и другими. В их работах содержится материал, направленный на особенности организации кружковых занятий с дошкольниками по обучению их рисованию и конструированию, по ознакомлению с различными видами изобразительного искусства, изобразительными техниками и нетрадиционными приемами.

В исследовании О.В. Павловой [6] предлагается определять конструирование как действие по моделированию объектов, понятий и отношений. В дошкольном возрасте конструирование направлено на изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бросовый материал, природный материал и т.п.) и создание построек. Конструирование имеет определенное сходство с игровой деятельности детей в изготовлении построек для игры, поделок для украшения и т.п. С данным мнением согласны психологи.

Так, Л.С. Выготский [2] указывал, что одновременно с игрой, конструирование выступает ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Оно, как и игровая деятельность, находится в тесной взаимосвязи с освоением ребенком окружающего мира предметов и явлений.

Развитие творческой личности ребенка дошкольника выступает основной задачей дошкольной педагогики. Понятие «творчество многоаспектно и включает в себя следующие особенности: является деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы порождать нечто новое, оригинальное, то, чего не было ранее для субъекта творческой деятельности. Основным фактором, который оказывает влияние на развитие творчества дошкольников, является продуктивная деятельность, поскольку она является наряду с игровой, основным видом деятельности дошкольников.

По словам Г.С. Швайко, продуктивная деятельность представляет собой созидательную работу, которая направлена на достижение предметного результата в соответствии с планируемой целью. В рамках продуктивной деятельности происходит освоение детьми культуры ценностей, развитие воображения, художественных способностей, познавательной активности, формирование эстетического вкуса [10].

По словам О.А. Соломенниковой, продуктивная деятельность оказывает влияние на развитие таких базовых качеств личности ребенка, как активность, самостоятельность, инициативность, выступающие показателями развития творческой деятельности детей. В процессе наблюдения за продуктивной деятельностью, в самостоятельной деятельности по созданию продукта (рисунка, аппликации, поделки) ребенок сталкивается с необходимостью выбора материалов, продумывания содержания работы, использования вариантов, средств художественной выразительности [8].

Под продуктивной деятельностью имеется в виду практическая или творческая деятельность, целью которой выступает преобразование исходного продукта в конечный в соответствии с целью и замыслом. Видами продуктивной деятельности являются изобразительная и конструктивная.

Продуктивная деятельность способствует развитию творческих способностей детей, если созданы необходимые для этого условия: обеспечение самостоятельности действий, формирование творческой активности, наличие у дошкольников специальных знаний и умений в той или иной продуктивной области. Основными критериями, с помощью которых можно определить уровень развития детского творчества следующие: уровень развития навыков и умений работы, уровень самостоятельности, гибкость и оригинальность.

Выделим, следующие виды продуктивной деятельности дошкольников:

- рисование: использование как традиционных техник рисования, так и нетрадиционных;

- лепка: из пластилина, глины, соленого теста, кинетического песка;

- конструирование: из строительного материала, природного материала, с помощью конструкторов, из бумаги и картона;

- пение, хореография, театрализованная деятельность;

- создание макетов из различных материалов. Использование всех перечисленных видов продуктивной деятельности, кроме изготовления макетов, применяется во всех возрастных группах, начиная с младшей.

Конструирование - использование для создания собственного продукта различных видов продуктивной деятельности. Конструирование выступает одним из видов продуктивной деятельности дошкольников, которая оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие творческих проявлений детей. В методической литературе предлагается выделять два вида конструирования, которые доступны детям дошкольного возраста: техническое конструирование и художественное конструирование: действия по изготовлению поделок из природного материала, бросового материала, бумаги и картона.

Конструирование из бумаги является одним из видов художественно-творческой деятельности дошкольного возраста, которое тесно связано с созданием художественно эстетического продукта (фигурки для проведения игры, поделки, сказочные персонажи, поздравительные открытки и т.п.).

Развитие творчества дошкольников в конструировании из бумаги и картона предполагает развитие умений детей в следующих направлениях: умение складывать бумагу различными способами; умение работать со специальными инструментами и приспособлениями; умение создавать игрушки из бумаги и картона. В образовательных программах дошкольного образования особенное внимание уделено развитию творческих способностей дошкольников в разных видах продуктивной деятельности, включая конструирование из бумаги и картона. Обобщая выделенные в задачах программы, можем говорить о том, что развитие творчества дошкольников в конструировании из бумаги и картона предполагает развитие умений детей в следующих направлениях: умение складывать бумагу различными способами; умение работать со специальными инструментами и приспособлениями; умение создавать игрушки из бумаги и картона.

На основании изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, мы выделили следующие творческие проявления в конструировании у дошкольников в процессе работы с бумагой и картоном:

- умение складывать бумагу различными способами;

- умение работать со специальными инструментами и приспособлениями;

- умение создавать игрушки из бумаги и картона.

Уровнями развития творческих способностей у дошкольников выступили: высокий, средний, начальный.

Уровни развития творческих проявлений старших дошкольников характеризуются следующими показателями:

- высокий уровень развития вышеперечисленных умений характеризуется умением использовать приемы 3Д моделирования, выполнять работу с помощью шаблона, украшать модели дополнительными деталями; стремление к выполнению композиции самостоятельно, с включением дополнений, способность переносить навыки работы с одним материалом на другой, качественность и аккуратность выполненной поделки;

- средний уровень умений характеризуется способностью выбирать для работы бумагу различной фактуры, делать надрезы, работать по готовой выкройке, а также детализировать образ дополнительными материалами; технически правильное выполнение поделки с небольшими ошибками, самостоятельное выполнение работы с точным следованием указаниям педагога;

- для начального уровня характерно следовать индивидуальному алгоритму для выполнения задания, разрезать квадратный лист на равные полосы, выбор цвета бумаги в соответствии с образом; умение правильно пользоваться кисточкой, клеем и ножницами, выполнять основные технические приемы с ошибками и неточностями; постоянное обращение за помощью к педагогу, отсутствие стремления преодолеть возникающую сложность, следование точно за образцом воспитателя, ожидание подсказки.

Результаты экспериментального исследования показали, что среди детей контрольной группы высокий уровень определен у 10%, средний уровень показали 65% детей; 25% имеют начальный уровень творческих проявлений. В экспериментальной группе уровни детей по результатам диагностики распределены следующим образом: высокий уровень выявлен у 15% детей, средний уровень у 55 %; начальный уровень -30 %. Результаты констатирующего эксперимента в обеих группах оказались очень близки к подавляющему большинству параметров. Это указывает на то, что в целом в данных группах исходный уровень развития творческих проявлений одинаков, однако недостаточный, что говорит о необходимости поведения специальной работы по его развитию.

Рассмотрев конструирование из бумаги и картона как средство для творческих проявлений старших дошкольников было определено, что конструирование - использование для создания собственного продукта различных видов продуктивной деятельности. В методической литературе предлагается выделять два вида конструирования, которые доступны детям дошкольного возраста: техническое конструирование и художественное конструирование: действия по изготовлению поделок из природного материала, бросового материала, бумаги и картона. Конструирование из бумаги является одним из видов художественно-творческой деятельности дошкольного возраста, которое тесно связано с созданием художественно-эстетического продукта. В образовательных программах дошкольного образования особенное внимание уделено развитию творческих способностей дошкольников в разных видах продуктивной деятельности, включая конструирование из бумаги и картона. Обобщая выделенные в задачах программы, можем говорить о том, что развитие творчества дошкольников в конструировании из бумаги и картона предполагает развитие умений детей в следующих направлениях: умение складывать бумагу различными способами; умение работать со специальными инструментами и приспособлениями; умение создавать игрушки из бумаги и картона.

Выводы. Определив возможности кружковой работы в развитии творческих проявлений дошкольников в конструировании из бумаги и картона, пришли к выводу, что в детском саду отводится недостаточное количество времени на работу с бумагой и картоном, а организованные педагогом занятия в данном направлении в основном посвящены вырезыванию деталей и составлению плоских композиций. Организация кружка по конструированию способна в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей и интересов детей в конструировании, в том числе из бумаги и картона. Кружковая работа дает возможность развивать

конструкторские способности и техническое мышление детей, воображение и навыки коммуникации, способствует самовыражению, расширяет кругозор, активизирует познавательную активность детей, что является составляющими творческих проявлений.

Литература:

1. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. -С. 55-57.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 420 с.

3. Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - М. - 2010. - 218 с.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Е.М. Седова, Т.И. Сайганова, - М.: Сфера, 2015. - 376 с.

5. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г. Нечаева. - М.: Кронос, 2010. - 301 с.

6. Павлова О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность // Подготовительная группа. Комплексные занятия. / О.В. Павлова. - М.: Учитель, 2014. - 188 с.

7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2012. - 210 с.

8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством / О.А. Соломенникова. - М.: Владос, 2015. - 395 с.

9. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2014. - 176 с.

10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2016. - 385 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Вера Евгеньевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Устинова Наталья Николаевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье актуальные аспекты сетевого взаимодействия в сфере образования. Приводится перечень основополагающих принципов сетевого взаимодействия в образовании и подробно раскрывается суть каждого. Указанные принципы имеют важное значение при регулировании взаимоотношений всех субъектов, включая все типы организаций и предприятий реального сектора экономик с образовательными организациями.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, взаимодействие организаций, принципы организации сетевого взаимодействия.

Annotation. Actual aspects of network interaction in the field of education are considered. A list of the fundamental principles of network interaction in education is given, the essence of each principle is disclosed in detail. These principles are important in regulating the relations of all subjects, including all types of organizations and enterprises of the real economy sector with educational organizations.

Keywords: network interaction, interaction of organizations, principles of organization of network interaction.

Введение. В современной педагогической науке уделяется достаточно внимания принципам организации процесса обучения, отбора содержания и средств, а также функционирования всех компонентов системы образования. Принципам же организации сетевого взаимодействия в сфере образования уделяется недопустимо мало внимания. Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который реализуется исключительно в согласовании с принципами, которые представляются основополагающими положениями, регламентирующими все стороны и этапы взаимодействия. Рассмотрим некоторые концептуально-важные принципы, которые должны быть положены в основу реализации любого сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, организаций дополнительного образования, спорта и культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономик.

Изложение основного материала статьи. Основными принципами сетевого взаимодействия организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, организаций дополнительного образования, спорта и культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономик с образовательными организациями являются следующие:

1. Корпоративный характер целей.

2. Инновационность.

3. Разветвленность взаимодействия

4. Эмерджентности.

5. Синергии.

6. Партнерства и паритетности.

7. Разграничения полномочий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Диверси фикации.

9. Открытости.

10. Импровизации.

11. Пространственности.

12. Полимасштабности.

13. Добровольности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.