Научная статья на тему 'Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника'

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6878
1525
Поделиться
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжакова Марина Вячеславовна, Лавлинская Ольга Игоревна, Коломеец Алена Владимировна

В современных дошкольных организациях работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования; акцентируется внимание на личностноориентированном, интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс ДОО строится с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Запорожец А.В. утверждал, что развитие дошкольника должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности». Наряду с ведущей деятельностью дошкольника игровой, одной из значимых, развивающих видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность. Продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация, изготовление поделок из ткани, бумаги, природного и бросового материала) направлены на создание того или иного результата, продукта. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями. В ДОО применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев [3]. При этом важно, поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель. Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет); сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями). Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применениемразличных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка). Конструирование целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. 580 Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка: по образцу по условиям по замыслу. Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры головоломки. Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO конструирование. Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща. Художественный (ручной) труд вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков. При помощи ниток, ткани осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме. В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, мускулатура руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе. Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен: обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности; сформировать мотивацию к предстоящей работе; подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей; предоставить свободный доступ к художественным материалам; предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели; оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве; признавать детские достижения. Взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы). Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно [1]. Данное положение указывает на необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании. Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации других образовательных областей. Рассмотрим на примере организации работы по 581 математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию. Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии [2]. В регламенте жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка. Таким образом, знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюжакова Марина Вячеславовна, Лавлинская Ольга Игоревна, Коломеец Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника»

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника

Дюжакова Марина Вячеславовна, Лавлинская Ольга Игоревна, Коломеец Алена Владимировна

Воронежский государственый педагогический университет г.

Воронеж

Ключевые слова:

продуктивная деятельность, развитие ребенка-дошкольника

В современных дошкольных организациях работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования; акцентируется внимание на личностно-ориентированном, интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс ДОО строится с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Запорожец А.В. утверждал, что развитие дошкольника должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».

Наряду с ведущей деятельностью дошкольника - игровой, одной из значимых, развивающих видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность. Продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация, изготовление поделок из ткани, бумаги, природного и бросового материала) направлены на создание того или иного результата, продукта. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.

В ДОО применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка - дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев [3]. При этом важно, поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.

Лепка из пластилина, глины - очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет); сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства - свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).

Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применениемразличных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).

Конструирование - целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка:

• по образцу

• по условиям

• по замыслу.

Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры - головоломки. Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO - конструирование.

Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща.

Художественный (ручной) труд - вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией.

Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины.

Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.

При помощи ниток, ткани осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.

В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, мускулатура руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.

Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен: обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности; сформировать мотивацию к предстоящей работе; подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей; предоставить свободный доступ к художественным материалам; предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели; оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве; признавать детские достижения.

Взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы).

Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно [1]. Данное положение указывает на необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании.

Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации других образовательных областей. Рассмотрим на примере организации работы по

математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.

Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии [2].

В регламенте жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.

Таким образом, знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1.Бережнова. О.В.,Тимофеева Л.Л. 2013. Этап построения модели педагогического процесса // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие/ Москва. С.30-32.

2.Доронова Т.Н. 2013. Мастерская // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы./ Москва. С.61-64.

3.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. 2008. Нетрадиционные графические техники // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва с.5 -31.

4.Климова С., Чичиланова Ю. 2015. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников // Дошкольное воспитание № 4 с. 95-99.