с бумагой, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Полученные материалы свидетельствуют о том, что основная масса старших дошкольников при выполнении диагностических заданий крайне неуверенна. Как правило, дошкольники, в большинстве своем, изначально не могут следовать всем этапам выполнения поделки, но в процессе целенаправленной педагогической работы устраняют имеющиеся проблемы. Это позволяет заключить, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать не только элементарные приемы работы с бумагой, но и овладевать сложными многоэтапными действиями для получения определенного конструктивно-пластического образа.
В итоге можно заключить, что в результате обучения детей технике конструирования и моделирования из бумаги развиваются конструктивные умения, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества, в результате которого у детей формируется самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией
и трансформацией усвоенного опыта. Все это приводит к развитию у детей умений и навыков по созданию новых оригинальных поделок, способностей реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых способов действий. Это подтверждает возможность развития творчества на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
2. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 479 с.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 159 с.
активизация познавательной активности
старших дошкольников средствами оригинальных техник
ENHANCED COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOL PUPILS BY MEANS OF ORIGINAL TECHNIQUES
Е. Р. Фадеева
В статье рассматривается проблема активизации познавательной активности старших дошкольников средствами оригинальных техник, а также различные виды художественных техник. Определены основы познавательной активности, выявлены формы обучения. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования.
Ключевые слова: активизация, познавательная активность, творческий потенциал, художественные средства, оригинальные техники.
E. R. Fadeeva
The paper considers the problem of enhancing cognitive activity of senior preschoolers by means of the original techniques, as well as various artistic techniques. The basis of the cognitive activity is defined, various forms of education are described. The conclusions relevant to the development of research methodology are drawn.
Keywords: activation, cognitive activity, creativity, artistic media, original art.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречие между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, си-
туациями, возникшими в процессе постановки проблемы и методами ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью интерпретировать, трансформировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое решение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны педагога реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка [1].
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте включает в себя развитие познавательных процессов восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, которые регулируют дальнейшее развитие его деятельности. Поскольку основной формой организации процесса обучения в ДОУ являются занятия, именно на них создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для развития различных способностей. Правильно построенные занятия дают возможность создавать ситуации с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной активности. Занятия, организованные определенным образом, позволяют повысить уровень познавательной активности [2]. На занятиях различными видами изобразительной деятельности ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Все перечисленные виды изобразительной деятельности играют большую роль в активизации познавательных процессов, особенно если содержание занятий дополняется применением новых оригинальных художественных техник.
Исследователь А. А. Лукашова на основе анализа многообразия художественных техник выделяет их доступность старшим дошкольникам и отмечает, что занятия с использованием нетрадиционных оригинальных техник не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания [3].
В исследовании Р. Г. Казаковой представлено описание нетрадиционных оригинальных художественных техник, рекомендуемых для использования в детском рисовании. По мнению автора, все они способствуют развитию изобразительных способностей и активизируют творческую активность детей [4].
Использование оригинальных техник в изобразительной деятельности может, по нашему мнению, способствовать активизации познавательной активности старших дошкольников, развивать их творческое мышление, подталкивать на самостоятельный поиск и выбор творческих решений, способствовать решению логических задач, развитию наблюдательности и интереса к дальнейшей деятельности.
Одной из таких техник, по нашему мнению, является бумагокручение, или квиллинг, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Кроме полосок бумаги для работы в этой технике необходимы также зубочистка или стержень от шариковой ручки и клей ПВА. Полоска бумаги накручивается на зубочистку или стержень; когда полоска полностью свернута, ее конец приклеивается клеем, затем заготовке придается любая нужная форма, и она (заготовка) используется для создания плоскостных или объемных форм. Являясь оригинальной разновидностью художественного конструирования, квиллинг имеет большое педагогическое значение для всестороннего развития дошкольников, активизации по-
знавательных процессов. Занятия по квиллингу развивают мелкую моторику рук, творческую фантазию, сообразительность и мышление ребенка, расширяют его игровой опыт, пополняют знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют навыки общения.
Кусудама - этот вид деятельности принято считать предшественницей модульного оригами. Так же, как и оригами, кусудама родом из Японии. Кусудама представляет собой бумажную модель в форме шара. Элементы кусудамы сшиваются или вклеиваются, а не вкладываются друг в друга, как в модульном оригами. Кусудамы использовались в качестве подарков и украшений.
Пластилинография - вид декоративно-прикладного искусства, представляющий создание лепных картин из пластилина на картоне или бумаге. Пластилинографию можно отнести к редко встречающейся разновидности живописи. Причем эта техника может быть очень разнообразной в методах и приемах: это может быть просто размазывание пластилина и налепливание на картон уже готовых форм-рельефов, использование цветов, уже имеющихся в палитре, и получение разнообразных смесей и оттенков различных цветов.
Ассамбляж - техника, напоминающая собой технику коллажа, но, в отличие от него, использующая целые предметы или объемные детали, которые прикрепляются на плоскость листа. В технике ассамбляжа допускается использование различных красок (гуаши, акварели, темперы) для дорисовывания и придания выразительности образу.
Макетирование - изготовление уменьшенных копий объектов с сохранением их пропорций и особенностей. Для изготовления макетов могут использоваться различные материалы: картон, бумага, пластилин, бросовые, строительные материалы, глина, камни, проволока и др.
Существует несколько типов макетов:
• архитектурный макет, включающий в себя любое архитектурное сооружение;
• панорамный макет: это может быть улица или интерьер помещения;
• исторический макет: это может быть макет какого-либо сражения;
• макет-иллюстрация, который включает в себя иллюстрирование литературных произведений;
• макеты костюмов, театральных декораций для театральных музеев.
Все типы макетирования интересны, познавательны и доступны для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Штамповка - техника предусматривает использование деревянной печати с удобным захватом для рук, с наклеенным на нее картоном, на который, в свою очередь, наклеиваются узоры. В качестве материала для узоров также можно использовать веревку, бумагу, ластики. Печати (штампы) опускают в краску и штампуют узоры на бумаге, ткани, одежде. Можно предложить детям украсить узорами салфетки, скатерти, футболки.
Выдувание - для этой техники используют акварельные, гуашевые краски и коктейльные трубочки. Одна или
несколько красок в виде клякс наносятся на лист бумаги, затем, выдувая воздух через трубочку, ребенок получает затейливое, замысловатое изображение, которое затем может быть дорисовано фломастерами или тонкой кисточкой, в соответствии с фантазией автора.
Изонить - техника, в которой изображение выполняется нитками на картоне или любой плотной бумаге, можно бархатной. Для работы в этой технике подойдут любые нитки: простые хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, мулине. Работа проводится поэтапно: сначала намечается контур изображаемого рисунка, затем выполняется прокалывание рисунка по контуру, а потом по схеме прокладываются стежки. Эта интересная техника вполне доступна старшим дошкольникам.
Конструкторы - набор разнообразных деталей для создания какого-либо макета. Детали могут быть из различных материалов - бумаги, картона, пластмассы, дерева, металла. Сочетание в конструкторах разнообразных материалов позволяет изготовить интересную творческую конструкцию.
Мозаика - создание плоскостного изображения из небольших элементов, в числе которых могут быть различные материалы: керамические кусочки, пуговицы, кусочки пластика, стекла, бумаги, картона, ткани, монеты, пуговицы, мелкие камушки, ракушки, семена, зернышки и т. д. Занятия мозаикой развивают познавательную активность, восприятие, воображение, эмоциональность.
Бумажный витраж - создание работ в этой технике предполагает совместную деятельность ребенка и взрослого. Задача педагога состоит в подготовке рисунка витража на картоне (лучше черного цвета) и дальнейшего вырезания его по контуру. Задача ребенка - подобрать и обвести по контуру различные фрагменты витража, вырезать по форме, приклеить к контуру. Для создания бумажных витражей используются разнообразные виды прозрачной бумаги, ткань, кружево, упаковочная бумага, са-моклеющаяся пленка, прессованные волокна. Готовую работу при желании дети могут декорировать различными материалами: бисером, тесьмой, бусинками и т. д.
Роспись ткани (батик) - некоторые разновидности этой техники можно использовать в работе с дошкольниками:
- холодный батик, в котором используется резервирующий состав для пропитки рисунка (клей ПВА), а затем работа расписывается красками;
- узелковый батик, в котором происходит окрашивание ткани, предварительно завязанной узелками;
- свободная роспись ткани - способ, при котором различные краски наносятся прямо на ткань с помощью разнообразных приемов: мазков мягкой кистью, использованием кисточек из щетины, подрисовкой деталей фломастерами и маркерами, использованием соли и т. д.
Монотипия - техника, в которой используется оттиск, полученный после прижимания листа бумаги к поверхности оргстекла, стекла, бумаги с уже нанесенным рисунком. Для работы в этой технике используются гуашь, акварель, тушь, чернила. Допускается смешивание этих материалов. В результате получается зеркальное изображение рисунка,
которое затем может быть дополнено прорисовкой кистью, гелевыми или шариковыми ручками, фломастерами.
Граттаж - работы, выполненные в этой технике напоминают линогравюры. Тонированный акварельными красками или белый лист бумаги натирают парафиновой свечкой, затем втирают зубной порошок. Подготовленный таким образом лист покрывается с помощью широкой кисти черной или цветной тушью (допускается ее замена черной гуашью). После высыхания листа на него наносится рисунок с помощью заостренного предмета - это могут быть зубочистки, использованные стержни от шариковых ручек и т. д. Изображения получаются контрастными и оригинальными.
Оригами из кругов - в отличие от обычного оригами, эта техника заключается в складывании бумажного круга и в последующем использовании деталей для создания различного вида аппликаций.
Пуантилизм - живописная техника, в которой используется манера письма отдельными мазками правильной точечной или прямоугольной формы. В работе с детьми могут быть использованы как плоские, так и круглые кисти, а также ватные палочки.
Рисование сухой пастелью по сырой бумаге - оригинальная живописная техника, которая предполагает сначала нанесение детьми карандашного рисунка на лист бумаги, затем смачивание листа водой с помощью широкой кисти или поролоновой губки и последующей прорисовкой изображения сухой пастелью. Работы, выполненные в этой технике, отличаются яркостью, живописностью и оригинальностью.
Рисование гуашью с помощью стек для лепки -техника, в которой в отличие от обычного рисования кистью густая гуашевая краска наносится на бумагу плоскостью стеки. В процессе рисования можно использовать различные по форме стеки, от этого изображение становится еще интереснее.
Хотелось бы отметить, что все перечисленные оригинальные техники способны активизировать познавательную активность старших дошкольников, развивать их творческий потенциал, способности, поддерживать интерес к разнообразным видам художественной деятельности.
список источников и литературы
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Пед. о-во России, 2003.
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
3. Лукашова А. А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных техник: дис. ... канд. пед. наук. М., 1988.
4. Казакова Р. Г. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей. М.: Просвещение, 1984.