Научная статья на тему 'Современный педагог и творчество. Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста'

Современный педагог и творчество. Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нетрадиционная техника / аппликация / лепка / рисования / декоративная / сюжетная / предметная / alternative technique / application / sculpture / drawing / decorative / story / object

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пережогина Ирина Викторовна, Лутченко Любовь Константиновна

Одно из наиболее актуальных направлений создание условий для побуждения творческой активности педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками аппликаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пережогина Ирина Викторовна, Лутченко Любовь Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оne of the most important areas creation of conditions to encourage the creative activity of teachers through a familiarity with techniques of non-traditional applications.

Текст научной работы на тему «Современный педагог и творчество. Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста»

Современный педагог и творчество.

Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей

дошкольного возраста Пережогина И. В. , Лутченко Л. К.

2Пережогина Ирина Викторовна / Perezhogina Irina Viktorovna - воспитатель;

2Лутченко Любовь Константиновна /Lutchenko Ljubov'Konstantinovna - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: одно из наиболее актуальных направлений - создание условий для побуждения творческой активности педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками аппликаций.

Abstract: one of the most important areas - creation of conditions to encourage the creative activity of teachers through a familiarity with techniques of non-traditional applications.

Ключевые слова: нетрадиционная техника, аппликация, лепка, рисования, декоративная, сюжетная, предметная.

Keywords: alternative technique, application, sculpture, drawing, decorative, story, object.

Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.

Сухомлинский В. А.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные изменения, связанные с внедрением федерального государственного образовательного стандарта. В условиях внедрения ФГОС ДО к работе дошкольных учреждений предъявляются всё более высокие требования, которые преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами. Решение этих задач определяет уровень и характер достижений ребёнка и напрямую зависит от профессиональной компетентности воспитателя. Согласно ФГОС ДО педагогические работники, реализующие Программу ДОУ, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. этого документа [1, с. 16].

Таким образом, на сегодняшний день современный воспитатель должен обладать определёнными качествами - это не просто педагог, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный, умеющий нетрадиционно, интересно организовать свою работу, предоставить детям возможность проявить себя как творческим личностям.

Что же такое детское творчество? Детское творчество - это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира. Экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

По мнению В. В. Давыдова: «Творчество - является уделом всех... оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

Отечественные педагоги Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. П. Костерин, Н. Б. Халезова (занимающиеся изучением проблемы развития творчества и способностей детей) отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют на развитие способностей к творчеству. [3, с. 80].

Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Если рисование предполагает наличие у ребёнка определённых способностей, то аппликация требует только усидчивости и умения ориентироваться на листе или основе. Поэтому занятие аппликацией - это очень эффективный метод развития творческих способностей ребёнка.

Аппликация бывает трёх видов:

> декоративная, объединяющая различные элементы украшения;

> предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);

> сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами). [4, с. 80].

Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, нитей, природного материала, макаронных изделий и круп. Крупа - это доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества.

Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих индивидуальных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей [2, с. 192].

Выполнять аппликации из цветной бумаги нравится и самым младшим детям. Порой им доставляет удовольствие сам процесс ее вырезания, такой яркой, красивой. Безусловно, бумага бывает разная. Для младшего возраста подойдёт самая простая, тонкая бумага шести основных цветов. Но чем старше будет становиться ребенок, тем более сложные поделки ему захочется выполнять, и можно будет использовать плотную бархатную бумагу, бумага для квиллинга и цветной картон [6, с. 144].

В создании аппликации используются различные материалы: цветная бумага, цветной картон, лоскутики ткани, шерстяные нити, пластилин, природный и бросовый материал [4. С. 80].

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с бумагой. Техника работы с последней может быть разнообразной: обрывная, вырезная, объёмная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объёмов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Аппликационные работы выполняются и в разных техниках: мозаика, коллаж, сухая аппликация из манки, пушистая аппликация из ниток, флористическая аппликация, бумажная аппликация, аппликация из круп, аппликация из ткани.

Занятия художественной деятельностью включают не только аппликацию, но и рисование, лепку. Рисование - одно из любимых занятий детей. Тематика рисунков разнообразна: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературные герои, декоративные узоры. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, развивающих мелкую моторику рук. Это обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит её на более высокий качественный уровень [7].

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключатся в объёмном способе изображения. Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество изображаемого, запоминает характерные особенности и детали предметов и связанные с их передачей действия. Кроме того лепка помогает развивать координацию, мышление и воображение.

Художественная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами создания изображений. Результатом художественно-творческой деятельности становится выразительный образ. Поэтому с самого начала ребёнка необходимо учить правильно пользоваться различными изобразительными материалами, знакомить с не традиционными художественными техниками. Кроме того, многие отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребёнка [4, с. 80].

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие [8].

В заключение нам хотелось бы отметить, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией учат детей наблюдать, воспринимать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Поэтому столь важным оказывается широкое включение детей в педагогический процесс, обогащение их жизни разнообразными занятиями художественной, творческой деятельностью, создание обстановки эмоционального благополучия, наполнение досуга.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Аппликация/ М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. - 192 с.

3. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов / М.: АСТ СПб.: Сова, 2008. - 80 с.

4. Коротких О. В. Нетрадиционные техники работы с бумагой. Ж/л «Воспитатель ДОУ», № 5, 2012. - С. 80.

5. Мотоленко А. В. Бумага и её свойства. Ж/л «Воспитатель ДОУ», № 11, 2014. - С. 60.

6. Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки/ М.: Айрис-пресс, 2008. - 144с.

7. [Электронный ресурс]: Yandex. ru. Картинки. Аппликация гармошкой.

8. [Электронный ресурс]: Bumaga master. ru Бумажная аппликация как вид рукоделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.