Научная статья на тему 'Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста'

Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5150
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ / DESIGN AND MODELING / ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ / ENTERTAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурвиц Вера Николаевна

В статье рассматривается проблема развития творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста. Освещены специфика и основные направления конструирования и моделирования из бумаги. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN DESIGN AND MODELING OF PAPER IN CHILDREN OF LATE PRESCHOOL AGE

The article considers the problem of creativity development in the design and simulation of paper for children of preschool age, as well as the specificity and the main directions of design and modeling of paper. The conclusions are of importance for the development of research methodology.

Текст научной работы на тему «Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста»

развитие творчества в конструировании

и моделировании иэ бумаги у детей старшего дошкольного возраста

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN DESIGN AND MODELING OF PAPER IN CHILDREN OF LATE PRESCHOOL AGE

В. Н. Гурвиц

В статье рассматривается проблема развития творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста. Освещены специфика и основные направления конструирования и моделирования из бумаги. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования.

Ключевые слова: развитие, творчество, конструирование и моделирование, занимательность.

На современном этапе становления теории и практики детского конструктивного творчества особое значение приобретает обеспечение условий для реализации детьми собственных замыслов в работе с бумагой. При этом очень важно, чтобы знания и умения, полученные дошкольниками на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги, активно ими использовались и интерпретировались в ходе создания выразительных образов. Конструирование и моделирование из бумаги - это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).

В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности.

Об условиях творческого развития личности ребенка не однократно говорили многие исследователи (Н. А. Вет-лугина, Л. С. Выготский, Г. Г. Григорьева, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, В. А. Левин, А. В. Лилов, Е. И. Николаева, Н. Н. Палагина, Е. А. Флерина и другие), каждый из которых рассматривал творчество с определенном аспекте. В их работах подчеркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с до-

V. N. Gurvits

The article considers the problem of creativity development in the design and simulation of paper for children of preschool age, as well as the specificity and the main directions of design and modeling of paper. The conclusions are of importance for the development of research methodology.

Keywords: development, creativity, design and modeling, entertaining.

школьного возраста, характеризующегося особой устойчивостью к различным видам художественной деятельности, в том числе и к конструктивно-пластической.

И в этом случае конструирование и моделирование из бумаги является одним из эффективных средств активизации творчества дошкольников, поскольку они способствуют формированию множества конструктивно-пластических умений, необходимых для овладения другими видами творчества. При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Именно этот аспект - «вносить новый элемент» -очень часто практиками остается неактуализированным.

В решении проблемы развития конструктивного творчества на сегодняшний день можно выделить два направления. Первое связано с тем, что педагоги уделяют внимание только обучению элементарным способам получения поделок из бумаги. Более сложные приемы детям в дошкольном возрасте освоить не предлагают, считая их неготовыми и неспособными усваивать многоэтапность изготовления этих поделок. Второе характеризуется тем, что, обучая детей некоторым техническим приемам изготовления поделок из бумаги, педагоги не устанавливают взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям дошкольного возраста. Поэтому ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов творчества, что в целом обедняет как содержательную сторону создаваемых образов, так и их выразительность.

Бумага - один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных.

Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами.

Занятия по моделированию и конструированию из бумаги не требуют особых приспособлений, специального оборудованного рабочего места. Достаточно листов бумаги и минимума инструментов, которые есть у каждого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, клей). А фигурки оригами и вовсе можно складывать где угодно, в любой ситуации - ведь необходимы лишь руки да лист бумаги.

В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для работы, связанной со складыванием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага - применяются для изготовления различных конструкций.

Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребенок сумеет выполнить самые разнообразные изделия - игрушки, сувениры, плоскостные и объемные композиции.

Конструирование и моделирование из бумаги, с одной стороны, дает много свободы: отдельные детали любой формы можно вырезать, но с другой - это добавляет сложности: необходимо четко представлять окончательный результат. Поэтому в процессе обучения дошкольников обычно используют готовые лекала деталей растений, животных и т. д.

Каждая из известных техник конструирования и моделирования из бумаги может использоваться в работе с дошкольниками. Так, например, на занятиях оригами дети учатся складывать из квадратного листа бумаги простейшие фигурки птиц и животных, кораблики, домики, машинки, цветы и много других интересных поделок. Из них можно составлять различные композиции, совмещая детали бумагопластики и оригами.

Первыми детскими игрушками-самоделками из бумаги становятся лодочки, пароходики, кораблики, самолетики, шапочки, коробочки, выполненные путем складывания и сгибания газетной или белой бумаги. На первый план выдвигается скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место.

Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Дети испытывают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Разнообразные поделки используются в играх, служат украшением детских комнат и

групповых помещений в детских садах. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям или друзьям.

Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ.

Конструирование и моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера (что немаловажно для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом).

Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, детей обучают аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.

Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Изготовление простых бумажных игрушек вводит ребенка в удивительный мир конструктивно-пластического творчества.

Перед тем как приступить к обучению детей основным техникам и приемам конструирования и моделирования, следует познакомить их с правилами безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. По краю бумаги нельзя проводить пальцем; нельзя водить краями бумаги по коже. Ножницами следует пользоваться очень осторожно: не размахивать ими, не оставлять ножницы в раскрытом виде; передавать ножницы можно только в закрытом виде и кольцами вперед. Клеем нужно пользоваться очень аккуратно: не допускать попадания клея в рот и в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой), по окончании работы с клеем тщательно вымыть руки [1, с. 64].

В конструировании и моделировании из бумаги можно выделить несколько техник:

1. Декупаж (фр. с1есоирег - вырезать) - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует много времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.

2. Выцинанка - вырезание из бумаги симметричных узоров и создание ажурных контуров. Издавна выцинан-ку использовали для украшения дома. Узорчатыми полосками украшались окна, полочки, столы, иконы.

3. Квиллинг (бумагокручение) - это техника изготовления цветов, животных и других поделок из бумажных лент. С одной стороны, эти произведения близки России, чем-то напоминая вологодские кружева, а с другой - на начальном этапе обучения техника позволяет с минимальным умением получить красивый результат.

4. Бумажное конструирование (Origamic architecture) - это форма бумажного ремесла, основанная и развитая архитектором Масахиро Чатани (Masahiro Chatani) в 1980 г. Для изготовления используются листы бумаги или тонкого картона, которые надрезают и складывают.

5. Оригами - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к Древнему Китаю, где и была открыта бумага, и насчитывает более 2000 лет. Это искусство не знает границ и доступно людям любого возраста - и взрослым, и детям. В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя, семейного очага.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании и даже лепке. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, корзинки и т. д.).

Изделия конструирования и моделирования из бумаги выполняются по четкой схеме, в определенной последовательности и помогают детям осваивать самые разнообразные технологии, начиная с простейших конструкторских задач.

В процессе складывания и склеивания бумажных поделок дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике.

Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные способы и приемы, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованной форме.

В процессе работы дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала: приемами сгибания,

складывания частей в определенной последовательности, склеивания отдельных деталей. Несмотря на то что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы и объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Не случайно А. Лилов рассматривает творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира [2, с. 479].

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Однако для реализации такого развития необходимы условия, при которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Основой личности человека, как сказал В. В. Давыдов, является творческое начало: сущность личности человека связана с потребностью и способностью созидания [3, с. 14-15]. Именно потребность и способность выступают в качестве основополагающих компонентов одного процесса - процесса творчества. И в данном случае не важно, рассматриваем ли мы творчество взрослого или ребенка. И в том и в другом случае необходим мотив (потребность в творчестве в форме побудительной реакции к действию) и способность (интеграция природной предрасположенности и имеющегося опыта в конкретной деятельности), без которых трудно себе представить процесс созидания.

Исходя из этого следует подчеркнуть выделенную нами последовательность развития творчества на занятиях по художественному конструированию из бумаги:

1. Усвоение детьми опыта на занятиях по художественному конструированию, проявление интереса к процессу работы.

2. Возникновение замысла и отражение его в предварительном наброске, рисунке.

3. Интерпретация художественного образа.

4. Интеграция того, что ребенок усвоил.

5. Трансформация, преобразование полученного образа, и его создание.

Материалы исследования позволили выявить уровень владения детьми старшего дошкольного возраста умениями и навыками работы с бумагой и возможности их использования в собственном конструктивно-пластическом творчестве. Установлено, что для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных технических приемах работы

с бумагой, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Полученные материалы свидетельствуют о том, что основная масса старших дошкольников при выполнении диагностических заданий крайне неуверенна. Как правило, дошкольники, в большинстве своем, изначально не могут следовать всем этапам выполнения поделки, но в процессе целенаправленной педагогической работы устраняют имеющиеся проблемы. Это позволяет заключить, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать не только элементарные приемы работы с бумагой, но и овладевать сложными многоэтапными действиями для получения определенного конструктивно-пластического образа.

В итоге можно заключить, что в результате обучения детей технике конструирования и моделирования из бумаги развиваются конструктивные умения, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества, в результате которого у детей формируется самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией

и трансформацией усвоенного опыта. Все это приводит к развитию у детей умений и навыков по созданию новых оригинальных поделок, способностей реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых способов действий. Это подтверждает возможность развития творчества на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.

2. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 479 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 159 с.

активизация познавательной активности

старших дошкольников средствами оригинальных техник

ENHANCED COGNITIVE ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOL PUPILS BY MEANS OF ORIGINAL TECHNIQUES

Е. Р. Фадеева

В статье рассматривается проблема активизации познавательной активности старших дошкольников средствами оригинальных техник, а также различные виды художественных техник. Определены основы познавательной активности, выявлены формы обучения. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования.

Ключевые слова: активизация, познавательная активность, творческий потенциал, художественные средства, оригинальные техники.

E. R. Fadeeva

The paper considers the problem of enhancing cognitive activity of senior preschoolers by means of the original techniques, as well as various artistic techniques. The basis of the cognitive activity is defined, various forms of education are described. The conclusions relevant to the development of research methodology are drawn.

Keywords: activation, cognitive activity, creativity, artistic media, original art.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречие между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, си-

туациями, возникшими в процессе постановки проблемы и методами ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью интерпретировать, трансформировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое решение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны педагога реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.