Научная статья на тему 'Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга'

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ / CHILDREN'S CREATIVITY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ARTISTIC CONSTRUCTING OF QUILLING ENTERTAINING / КВИЛЛИНГ / ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ / ПОБУЖДАЮЩАЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROPULSIVE TO ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурвиц Вера Николаевна

В статье рассматривается тема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по квиллингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE AT THE ART DESIGNING CLASSES BY MEANS OF QUILLING

In the article the theme of development of creation for the children of senior preschool age is examined with the help of classes on the artistic constructing facilities of quilling. Valuable for the development of the methodology research are formulated, the basic stages of development of creation at the quilling classes are underlined.

Текст научной работы на тему «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга»

$

изобразительной деятельности, организованные с использованием разнообразных способов действия, множеством игровых ситуаций, стимулируют формирование и проявление познавательной активности в различных ее видах.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся во всех возрастных группах. В процессе проведения занятия очень важна эмоциональность педагога, настраивающего детей на выполнение задания, - это повышает внимание детей к заданию, их познавательную активность. При проведении занятий по изобразительной деятельности выделяются три основные части: первая - объяснение детям темы занятия, его цели. Педагог настраивает детей на выполнение какого-то вида работы: рисования, лепки, аппликации, конструирования и т. д., активизирует внимание и создает эмоциональный настрой в соответствии со спецификой задания и возрастными особенностями детей. Все вышеперечисленное - важнейшие компоненты познавательной активности.

Во второй части занятия происходит самостоятельная работа детей по выполнению заданий педагога или работа по собственному замыслу. На занятиях по изобразительной деятельности роль педагога на данном этапе сводится к стимулированию действий детей словесными методами, активизации памяти, опыта и знаний ребенка по данной теме. При возникновении затруднений выясняется причина и предлагаются разнообразные варианты разрешения сложившийся ситуации.

Третья часть занятия предполагает анализ выполнения задания и его оценку. По окончании работы над заданием устраивается выставка детских работ - рисунков, скульптур, аппликаций, конструкторских поделок, их обсуждение и положительная оценка педагогом. Эта часть занятия может содержать и игровой момент: педагог создает ситуацию и

предлагает детям поиграть со скульптурами, конструкциями, украсить рисунками и аппликациями группу.

На протяжении всего занятия по изобразительной деятельности педагогом решается множество задач: формируется способность к обучению, активизируется творческий процесс и познавательная активность дошкольников.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность, во всем многообразии проявления видов, жанров, средств, способов изображения и техник содержит большие возможности для формирования и дальнейшего развития познавательной активности старших дошкольников. При этом самыми эффективными могут являться такие методы, как постановка проблемных вопросов, использование воображаемых ситуаций, рассказ педагога, активное слушание, подбор и показ высокохудожественных образцов изобразительного искусства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клопотова Е. Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2005.

2. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.: Учпедгиз, 1935.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

5. Капустина Р. И. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 10.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ КВИЛЛИНГА

DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE AT THE ART DESIGNING CLASSES BY MEANS OF QUILLING

В. Н. Гурвиц

В статье рассматривается тема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по квиллингу.

Ключевые слова: развитие, творчество детей, художественное конструирование, квиллинг, занимательность, побуждающая к деятельности.

V. N. Gurvits

In the article the theme of development of creation for the children of senior preschool age is examined with the help of classes on the artistic constructing facilities of quilling. Valuable for the development of the methodology research are formulated, the basic stages of development of creation at the quilling classes are underlined.

Keywords: development, children's creativity, artistic constructing of quilling entertaining, propulsive to activity.

#

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество. С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творческая позиция в дошкольном возрасте может проявляться в самых разных модальностях, ситуациях и видах детской деятельности: в литературном творчестве, решении познавательных творческих задач, в высказываниях, в рисовании, игре, драматизации, коммуникации и пр.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: первый - создание замысла, второй - его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако и практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской особенностью конструкторского мышления у дошкольников. Это непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий.

Конструирование из бумаги - очень интересная и развивающая творчество деятельность. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т. д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и разделять, определять их форму, цвет, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание, скручивание исправить уже нельзя, а значит, и добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера. Несмотря на некоторые трудности, конструирование всегда интересно и занимательно для детей дошкольного возраста.

Одной из разновидностей конструирования является квиллинг, или бумагокручение.

Бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги [1, с. 3].

На английском языке это рукоделие называется quilling - от слова quill 'птичье перо'. В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бу-магокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV в. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами скручивания - увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом [2, с. 115].

Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту поделку он сделает сам. Такая деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает старших дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям [3, с. 2].

При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних.

При конструировании в технике квиллинга полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом. Работая вместе с детьми, педагог налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая таким образом творческую мастерскую, где все занимаются одним делом, поэтому желательно использование метода синхронной работы [4, с. 3]. В процессе целенаправленного обучения конструированию из бумаги в технике квиллинга дети учатся анализировать, сравнивать, соотносить, развивается умение самостоятельно находить способы решения задач и пользоваться ими при построении собственной деятельности.

Конструирование из бумаги развивает у детей пространственное мышление, наблюдательность, восприятие

Ф

$

цвета, формы, величины, количества, творческие и логические способности, что в свою очередь в значительной мере способствует готовности детей к школьной жизни [5, с. 19]. Ведущий способ деятельности при изучении геометрических понятий - это моделирование. Для ребенка дошкольного возраста оптимальным является вещественное моделирование - конструирование. В данном случае - конструирование из бумаги в технике квиллинга.

Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения. Изучая геометрические понятия, мы отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры, формы и положение в пространстве. Моделирование помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребенка. Развивающий потенциал техники квиллинга высок. Процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Превращение полоски бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе скручивания решают очень сложные задачи. Занятия в технике квиллинга способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение. Без внимания невозможно сложить изделие; ведь в квиллинге нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснениях педагога.

На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения приемов, так как в квиллинге все взаимосвязано. Выполняя фигуры на основе конструирования из бумаги, дети знакомятся с определенными геометрическими понятиями и отношениями между ними; узнают названия объемных фигур (овал, круг, конус, цилиндр, треугольник, полукруг, ромб).

Использование приемов техники квиллинга развивает у детей наблюдательность, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственного расположения предметов, а также образную и словесную память, отдельные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

На первых занятиях дети учатся кручению, делая плоскостные предметы, затем переходят к выполнению объемных форм. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок необходимо опираться на умения и навыки, которые требовались и сформировались у детей раньше). На занятиях дети делают фигуры животных, растений. Перед детьми ставится задача отобразить основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки, продолжать развивать точность движений рук и глазомер, формировать конструктивные способности. Дети знакомятся с объемной формой, строением и пропорциями предметов.

Обследование предмета, образца перед непосредственно кручением - важный этап занятий. Дети определя-

ют основные части образца, его свойства (форма, цвет, величина, пропорции и т. д.); проговаривают, отвечают на вопросы, определяют пространственное взаимоотношение частей. Затем выделяют более мелкие части предмета. Таким образом, дети устанавливают последовательность сборки поделки из деталей. Необходимо использовать схемы-способы создания образцов. Это карты, отражающие последовательность действий по созданию поделки.

Объемность фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. На занятиях используется бумага разных сортов (гофрокартон, тонированная бумага, голографическая). При создании различных композиций из деталей мы предлагаем, прежде чем приступить к работе, предварительно сделать набросок. Ребенок представляет, что он будет изображать, продумывает варианты, затем делает набросок. Если композиция ему недостаточно интересна, он вносит все изменения в набросок-чертеж. Это помогает ребенку ориентироваться в своей работе, фиксировать все изменения и видеть результат изначально в наброске, затем в окончательном варианте. Результатом обучения детей таким техникам работы с бумагой, как квиллинг, являются: сформированность у них конструктивных умений, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества, у детей формируется самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта. Все это приводит к развитию умений и навыков детей создавать новые оригинальные поделки, реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения.

Дети проявляют живой интерес к данному виду художественного конструирования. Кроме того, занимаясь с детьми квиллингом, педагог развивает у детей восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Таким образом, можно сказать с уверенностью, что занятия таким творчеством способствуют общему развитию детей.

Значимость и интерес к этой теме практических работников и родителей показывают необходимость дальнейшего исследования различных аспектов этого вопроса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко Е. А. Квиллинг, или бумажная филигрань. - М.: АСТ, 2010.

2. Гнатко А. Квиллинг - красота из бумаги: из опыта работы // Дошкольное воспитание. -2010. - № 12. - С. 115-116.

3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детских садов и родителей. - М.: Просвещение, 1992.

4. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Скрипторий, 2003, 2007.

5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель: АСТ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.