Journal of scientific research publications № 12(16) / 2014
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1; 371.3
POSSIBILITIES OF RESEARCH TRAINING QUALITY OF FUTURE TEACHERS FOR PHYSICAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF STUDYING OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES
Drobyshev Vladimir Vladimirovich, student, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State
University, Novokuznetsk, ffk-nauka@ya. ru
Pohorukov Oleg Urievich, candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk,
ffk-nauka@ya. ru
Abstract. The article describes the possibility of qualitative preparation of the future teachers of physical culture in the structure of studying of pedagogical disciplines
Keywords: education, pedagogical disciplines
ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФК В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Дробышев Владимир Владимирович, студент, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», ffk-nauka@ya. ru
Похоруков Олег Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
ffk-nauka@ya. ru
Аннотация. В статье описана возможность качественной подготовки будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин.
Ключевые слова: образование, педагогика.
Актуальность исследования определяется рядом выделенных и решаемых противоречий субъектно-средового генеза, располагающих потенциалом оптимизации и верификации качества подготовки будущих педагогов по физической культуре к самостоятельной педагогической практике.
Цель исследования - верификация и оптимизация возможностей продуктивного изучения курсов современной педагогики в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Феноменология определения качества подготовки будущего выпускника в современной педагогической практике непосредственно связана с формированием компетенций, определяющихся через совокупность знаний, умений и навыков, т.е. каждая компетенция сможет быть и должна быть расписана через такие конструкторы, как «знать», «уметь», «владеть». Проследим один из вариантов подготовки будущих педагогов по физической культуре - в структуре работы по ЯР-технологии педагогического взаимодействия [3] и технологии системно-педагогического моделирования [4, 5], обеспечивающих переход от репродуктивных форм и методов к продуктивным [1], которые, в свою очередь, позволяют гибко создавать условия для продуктивного самовыражения и самореализации, самоутверждения и социализации в микро-, мезо-, мегапространстве.
Попытаемся объяснить такого рода работу на примере изучения курса «История педагогики и образования», аналогичный вариант был представлен в работе [6], определяющей специфику изучения курса «Практическая педагогика». Содержание и специфика изучения курса «История педагогики и образования» представлены в работе [12], определившей 6 вариантов изучения на уровне дидактических тестов указанной дисциплины. Структура дидактического теста представляет собой совокупность заданий типа А + В + С, в детерминированном количестве 10+5+1.
Типология заданий «А» - это дидактические задания, в структуре которых предлагается один вопрос и варианты ответа, из которых один только верен, данное тестовое задание оценивается в 1 балл при условии правильного его выполнения.
Типология заданий «В» - это дидактические задания 5 видов:
1) множественный выбор правильных ответов в задании из приведенного списка;
2) задание на сопоставление элементов двух колонок;
3) задание на нахождение определенной последовательности в списке предлагаемых вариантов;
4) задание со свободной формой ответа (необходимо вписать термин, который определяется через цитату одного из величайших педагогов и мыслителей педагогической науки);
5) задания на упорядочение элементов предлагаемого списка.
1оигиа1 оГ заеиййс гезеагсЬ риЬНсайош № 12(16) / 2014
Все задания, которые правильно выполнены оцениваются в 6 баллов.
Типология заданий «С» - это дидактические задания, именуемые в современной дидактике как кейс-задания, правильно выполненное задание оценивается в 60 баллов.
В такой вариативной форме разрабатываются все учебные комплекты дидактического тестирования изучаемых курсов. Будущие педагоги по ФК выполняют задания А и В, если у них есть продукт, доказывающий продуктивную состоятельность изучения курса «История педагогики и образования». Это может быть научно-исследовательская публикация, может быть электронный учебник, может быть конспект первоисточников по данному предмету и пр. [2].
Выделим уровни усвоения курса «История педагогики и образования»:
- низкий уровень: от 0 баллов до 27;
- допустимый уровень: от 28 баллов до 31;
- средний уровень: от 32 баллов до 35 баллов;
- высокий уровень: от 36 баллов до 40 баллов.
Низкий уровень освоения дисциплины «История педагогики и образования» - это выборка, в которую попадают те студенты, которые не справились с освоением дидактического курса по какой-либо причине, показали не достаточное количество баллов, а также низкий процесс изучения дисциплины. В нашем случае - это 1 человек, которому не хватило 1 балла, чтобы попасть в допустимый уровень усвоения курса «История педагогики и образования».
Допустимый уровень освоения дисциплины «История педагогики и образования» - это выборка студентов, уровень освоения дисциплины которых составляет 70-80%, т.е. они справились на оценку «удовлетворительно», в нашем случае - это 7 человек.
Средний уровень освоения дисциплины «История педагогики и образования» - это выборка, в которую попадают студенты, освоившие дисциплину в пределах 80-90%, т.е. получившие оценку «хорошо».
Высокий уровень освоения дисциплины «История педагогики и образования» - это выборка студентов, получивших «отлично» и предел их результативности в тестировании варьируется от 90 до 100 %.
Средний и высокий уровни усвоения дисциплины «История педагогики и образования» - это выборка студентов, которые качественно изучили данный курс.
Итак, отразим результаты дидактического тестирования студентов заочной формы обучения факультета физической культуры НФИ КемГУ, где общее количество студентов составило 32 человека, качественный и относительный результаты тестирования вынесем в таблицу (табл. 1).
Таблица 1.
Распределение данных дидактического тестирования по курсу «История педагогики и образования», 2013/2014 учебный год_
Низкий уровень Допустимый уровень Средний уровень Высокий уровень
Абсолютный результат, чел. 1 7 6 18
Относительный результат, % 3,1 21,8 18,8 56,3
Данные таблицы 1 доказывают качественное изучение курса «История педагогики и образования», причем величина качественного изучения определяется в 75,1 %.
Возможность качественного изучения дисциплины - это планомерная подготовка и программно-педагогического обеспечения курса, и будущих педагогов по ФК к отчетной форме контроля по дисциплине.
В структуре подготовки будущих педагогов по ФК должно быть разработано программно-педагогическое изучение каждого курса; структура освоения дисциплины должна подставлять собой выше перечисленную совокупность заданий тип А+В+С.
На текущий момент разработано только 6 учебных дисциплин -
это:
- «Ведение в педагогическую деятельность»,
- «Теоретическая педагогика»,
- «Практическая педагогика»,
- «История педагогики и образования»,
- «Методика воспитательной работы»,
- «Основы спортивного туризма».
Journal of scientific research publications № 12(16) / 2014
Готовятся к изданию курсы «Педагогический менеджмент», «Базовые виды спорта. Легкая атлетика», «Базовые виды спорта. Плавание», «Единоборства». Кроме того, не стоит забывать об организации научно-исследовательской работы при подготовке будущих педагогов по ФК как одного из направлений работы, обеспечивающих продуцирование и верификацию качества подготовки специалистов на продуктивном уровне.
Библиографический указатель:
1. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - №1 (3). - С. 49 - 62.
2. Редлих, С. М. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. -2014. - №1. - С. 103-107.
3. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография /О.А. Козырева. -Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 385 с. - ISBN 5-85117-239-8.
4. Козырева, О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект / О. А. Козырева // Europan Soucial Science Jornal. -2014. - № 4. - Т.1. - С. 134-141.
5. Похоруков, О. Ю. Технология системно-педагогического моделирования в структуре подготовки будущего педагога по ФК /О.Ю. Похоруков, О.А.Козырева // Инновации в науке, производстве и образовании: сб. трудов Междун. науч.-практ, конфер. - Рязань: изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. - С. 334-338.
6. Сулло, Н. А. Результативность моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» / Н. А. Сулло, О. Ю. По-хоруков, О. А. Козырева // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии: матер. Междунар. науч.-практ, конфер. 28-29 окт. 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. - С.95-96.
7. Похоруков, О.Ю. Специфика самореализации педагога по ФК в контексте его самодетерминации и взаимодействия /О.Ю. Похоруков, Е.Ю. Шварцкопф, О.А. Козырева //Технологические обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: матер. VIII Междун. науч.-практ. конфер. в 2-х ч. Ч. 2. - Новокузнецк, 2013. - С. 131-132.
8. Корниенко, Е.Д. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма /Е.Д. Корниенко, О.А. Козырева, О.Ю. Похоруков //Наука XXI века: проблемы и перспективы: материалы II Междун. науч.-практ, конфер. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. - С. 46-48.
9.Хромочкин,А.А. Специфика моделирования профессионально - педагогических презентаций педагога по ФК в структуре изучения разделов современной педагогики /А. А. Хромочкин, О. Ю. Похоруков, О. А. Козырева // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education: materials of the international scientific conference on February 10-11, 2014.- Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ».- С. 28-29.
10. Хромочкин, А. А. Инновационный потенциал образовательного пространства в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК /А.А. Хромочкин, О.Ю. Похоруков, О.А. Козырева // Modern technologies in system of additional and professional education: materials of the II international scientific conference on May 23, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». -P.173-174.
11. Козырева, О. А. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования /О.А. Козырева, О.Ю. Похоруков, А.И. Платоненко // Педагогическое мастерство: матер. IV Междун. науч. конфер. (г. Москва, февр. 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 68.
12. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля - «Физическая культура» / О. А. Козырева. - Новокузнецк: КузГПА, 2013. - 45 с. - ISBN 978-5-85117-7
Статья поступила в редакцию 14.07.2014