международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
должна содействовать саморазвитию учебной деятельности обучающегося, совершенствованию структуры системы его действий по решению задач.
Реализация принципа саморазвития учебной деятельности возможна при наличии управляющих воздействий, классификация которых строится на основании выделенных компонентов учебной деятельности, определяющих выбор того или иного действия обучающимся. Принятие решений обучающимся о выборе учебного действия определяется: а) множеством допустимых действий A; б) множеством допустимых результатов деятельности А0; в) множеством возможных ситуаций 0 проблемной среды; г) траекторией деятельности Z(t), позволяющей обучающемуся различать текущее состояние решения задачи от целевого; д) уровнем сложности проблемной среды, который определяется самостоятельностью учебной деятельности обучающегося L(i) , где 1 -номер задания, а также информацией
I, которой обладает обучающийся на момент принятия решений.
Список использованной литературы:
1. Дьячук П. П., Дроздова Л.Н., Шадрин И.В. Система автоматического управления учебной деятельностью и ее диагностики // Информационно-управляющие системы. 2010. №5. С. 63-69
2. Дьячук, П.П. Интеллектуальные обучающие тренажерные системы // Открытое образование, № 2, 2005. C. 29-31.
3. Дьячук, П.П. Лариков Е.В. Способ обучения и диагностика обучаемости.: патент на изобретение RUS2294144. 23. 05. 2005
© П.П. Дьячук, Д.А. Логинов, Д.С. Бажин, 2015
УДК 378.1; 371.3
Евдохин Василий Владимирович
студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация учитель физической культуры, МНБОУ №76, г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ИСТОРИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ «ПОРТФОЛИО КАК ИТОГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
Аннотация
В статье представлены особенности участия обучающихся начальной школы в ежегодной научно -практической конференции, определяющей победителей в различных номинациях социально-культурных взаимоотношений.
Ключевые слова
Воспитание, социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, моделирование, портфолио, научно-практическая
конференция обучающихся.
203
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Специфика организации научно-исследовательской работы в структуре подготовки обучающихся к самостоятельной практике выявления и решения задач продуктивного самовыражения и самореализации, саморазвития и самосовершенствования, самоутверждения и взаимодействия, - продолжение процесса формирования их культуры самостоятельной работы [1-10].
Возможность включения обучающихся начальной школы в научную работу стала возможной благодаря ежегодным заочным, научно-практическим конференциям обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося». Первая такая научно-практическая конференция была проведена в мае 2013 года, определив перспективы выявления результатов трех возрастных групп (данные направления сохранились до сего времени):
1. Портфолио обучающегося в начальной школе.
2. Портфолио обучающегося в среднем звене (5-9 классы).
3. Портфолио старшеклассника.
В структуре личного поиска нами была определена группа обучающихся начальной школы в количестве 39 человек. В структуре подготовки и участия в научно-практической конференции обучающихся нами в совместной работе с О. А. Козыревой были выделены для анализа моделированных портфолио обучающегося начальной школы четыре уровня - высокий, средний, допустимый и низкий. Описание данных уровней моделирования портфолио обучающегося начальной школы сводилось к следующему материалу:
Высокий уровень моделирования портфолио обучающегося начальной школы (ПОН111) содержит все элементы, предъявляемые к оценке и оцениваемые педагогом с позиции совокупности выделенных критериев и показателей. Качество решения задач самоопределения и рефлексии, полученные в ходе совместной деятельности обучающегося начальной школы, родителей, педагогов начальной школы и учителей информатики и физической культуры визуализировано в портфолио обучающегося, системно отражающего все нюансы построения работы в анализе достижений и направлений развития личности обучающегося.
Средний уровень моделирования портфолио обучающегося начальной школы (ПОНШ) иллюстрируется достаточно ёмким содержанием наполнения портфолио, но без достаточной детализации каждого направления в структуре моделирования ПОНШ. Данный уровень является определенной ступенью в решении задач развития личности, а также совместно организуемой практики школы и семьи в развитии личности, в том числе к приобщению обучающегося начальной школы к самоанализу результатов самореализации.
Допустимый уровень моделирования портфолио обучающегося начальной школы (ПОНШ) связан с удовлетворительным наполнением ПОНШ, где затронуты все направления, но не полно проиллюстрированы достижения обучающегося в конструкте оцениваемых событий и достигнутых вершин становления личности обучающегося начальной школы. Данный уровень сформированное™ качества моделирования ПОНШ говорит о недостаточной, неполной работе педагогов и родителей в решении задач визуализации качества самоанализа личности обучающегося начальной школы.
Низкий уровень моделирования портфолио обучающегося начальной школы (ПОНШ) - это неудовлетворительный уровень моделирования ПОНШ, здесь все слайды или страницы не раскрывают цели и задач проводимой работы, а специфика моделирования не позволяет сделать вывод о цельности и состоятельности практики моделирования ПОНШ. Вина такого рода работ целиком и полностью лежит на плечах родителей и педагогов, реализующих возможность продуктивного становления личности и позитивной оценки состоятельности личного участия в работе моделирования портфолио обучающегося.
В мае 2013 году были получены следующие результаты моделирования ПОНШ в структуре анализа 39 работ обучающихся начальной школы (г. Новокузнецк) по четырем уровням: высокий уровень ПОНШ -9 портфолио, средний уровень ПОНШ -16 портфолио, допустимый уровень ПОНШ - 14 портфолио, низкий
204
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
- 0 портфолио.
Наши данные участия в научно-практической конференции обучающихся 2013 года могут быть представлены в следующей форме визуализации относительного результата:
• Высокий уровень ПОНШ - 23,1 %.
• Средний уровень ПОНШ - 41,0 %.
• Допустимый уровень ПОНШ - 35,9 %.
• Низкий уровень ПОНШ - 0 %.
В 2014 году нами были выделены 40 портфолио обучающихся начальной школы (г. Новокузнецк), где распределение по уровням моделирования ПОНШ было следующим: высокий уровень ПОНШ - 13 портфолио, средний уровень ПОНШ -16 портфолио, допустимый уровень ПОНШ - 11 портфолио, низкий -0 портфолио.
Относительные результаты обучающихся начальной школы в данной выборке в 2014 году могут быть представлены в следующей форме:
• Высокий уровень ПОНШ - 32,5 %.
• Средний уровень ПОНШ - 40,0 %.
• Допустимый уровень ПОНШ - 27,5 %.
• Низкий уровень ПОНШ - 0 %.
Получаемые результаты говорят о возможности включения обучающихся начальной школы в научно-исследовательскую работу, где систематически организуемая работа педагогов и родителей дает своевременные, востребованные плоды рефлексии (самоанализа достижений).
Список использованной литературы:
1. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jomal. 2011. №6. С.210-217.
2. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. Новокузнецк: КузГПА, 2011. 38 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-85117-615-9.
3. Козырева О. А., Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 11 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/
4. Козырева О. А., Кошелев А. А., Маринич Н. В. Теория и практика моделирования портфолио обучающимися как модель здоровьесберегающей педагогики // Современные стратегии развития физической культуры, спорта и оздоровительных технологий: сб. матер. Междун. науч.-практ. конфер. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. С. 125-130.
5. Ступин В. С., Зубанов В. П., Козырева О. А. Особенности моделирования портфолио в контексте идей гуманизма и продуктивности // Development of the creative potential of a person and society: materials of the II international scientific conference on January 17-18, 2014. Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». Р. 197-198.
6. Литвинов А. В., Козырева О. А., Евко М. С. Возможности моделирования портфолио обучающегося как продукт самореализации и саморазвития // Development of the creative potential of a person and society: mater. of the II intern. sc. confer. on Jan., 17-18, 2014. Prague : Sociosfera-CZ. С. 195-197.
7. Евдохин В.В., Козырева О.А. Особенности и специфика моделирования портфолио с обучающимися начальной школы // Modern infocommunication and remote technologies in the educational space of school and higher education institution : mater. int. sc. conf. on March 27-28, 2014. Prague: Sociosfera-CZ. P.40-42.
8. Филиппова Ю. О., Чурин Н. А., Козырева О. А. Специфика моделирования портфолио обучающегося в структуре организации научной работы школьников // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems: mater. int. sc. conf. Prague: Sociosfera-CZ. P. 135-136.
9. Козырева О. А., Заречнев Н. Н., Шварцкопф Е. Ю. Качество и возможности моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Перспективы применения современных информационных технологий в науке, образовании и производстве: матер. IX Междуню науч.-практ. конфер.
205
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2014. С. 85-88.
10. Зауэр Н. Г., Зауэр Е. О., Козырева О. А. Технология портфолио и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Мир на пороге новой эры. Как это будет?: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (20 сент. 2014 г.). Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 50-51.
© В. В. Евдохин, Козырева О. А., 2015
УДК 37
Заводова Наталья Александровна
студентка группы КМ-507 ФГАОУ ВПО «РГППУ»
г.Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected] Мигачева Г алина Николаевна канд. техн. наук, доцент кафедры ТМС ФГАОУ ВПО «РГППУ»
г.Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ РАСЧЕТА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Аннотация
В статье рассматривается система подготовки по специальной отраслевой дисциплине «Основы расчета и проектирования измерительных механизмов» и в соответствии с рабочей программой разработаны практические работы.
Ключевые слова
Проектирование, компетенции, дискрипторы, практические работы, измерительный механизм, измерение,
погрешность
Актуальность исследования определена тем, что на современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.) и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт.
Основой компетентностного подхода является работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.
В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС: образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на
206